Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Колпакова Ольга Николаевна

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon africa.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

2 класс

Автор: Колпакова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ№36»

Тема урока «ПУТЕШЕСТВИЕ В ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ»  

I. Цели урока: создать условия для знакомства с частью света Африка, с растениями и животными, жителями и странами, географическим положением, климате, о природных зонах, достопримечательностях.

Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится находить, называть и показывать на карте материк (часть света) Африку, описывать климат, пояса освещенности (тепловые пояса), узнает особенности животного и растительного мира, узнает о странах и достопримечательностях Африки.

II. Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты изучения темы - формирование знаний и умений: 1-я Линия развития – уметь объяснять мир: описывать географическое положение, называть природные зоны, определять климат, называть тепловые пояса.

  • Называть животный и растительный мир;
  • называть жителей Африки; достопримечательности.

2-я линия развития  – уметь определять свое отношение к миру:

Учиться объяснять свое отношение к населению Африки.

Личностные результаты: 

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД: 

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана  выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез: в результате изучения Африки я узнаю о животных Африки, растениях, жителях и смогу рассказать об этом своим знакомым).

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные УУД: 

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД: 

  • умение слушать и вступать в диалог
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

- Ребята, доброе утро.

Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок, 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давать, 
Чтоб за работу получать 
Только лишь отметку «5»! 
У вас все получится! 

II. Мотивация к учебной деятельности

Сегодня мы отправимся в путешествие в дальние. А помогут нам в этом наши старые знакомые Миша и Лена.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Давайте вспомним, в какой части света мы вчера путешествовали? (Мы вчера путешествовали по Азии).

- С какими странами вы познакомились? (Индия, Китай, Япония)

- Посмотрите внимательно на карту С. 97. Найдите Азию.

На каком материке расположена Азия? (Евразия)

Покажите на карте материк Евразию. На какие две части света делят материк Евразию? Покажите где проходят границы между Европой и Азией?

По территории России границы между Европой и Азией проходят по Уральским горам, Каспийскому морю, Кавказу, далее по побережью Черного моря, Средиземного моря, Красного моря, далее по южной границы побережья Индийского океана, с востока – по побережью Тихого океана, с северага по побережью СЛО.

- Какая часть света находится на юго - западе Азии? (Африка)

- Подумайте, значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Путешествие по Африке)

IV. Выявление места и причины затруднения

- Ребята, а что вы уже знаете об Африке? (Там очень жарко, пересекает экватор, много стран, в Африке есть страна – Египет)

- Что бы вы хотели узнать об Африке? (Какие животные есть в Африке, растения, население, географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, страны Африки)

 Сегодня вы будете исследователями и будете исследовать  часть света Африку.

V. Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, посмотрите, сколько знаний нам предстоит открыть.

Сегодня, в наше путешествие я взяла сумку с кармашками. Мы будем открывать один карман и изучать новое знание. Наш план изучения Африки я написала на доске.

- Ребята, посмотрев на физическую карту, что мы можем сразу определить? (Где находится Африка)

- Правильно, то есть географическое положение.

(На доске висит карта)

- (Один ученик выходит к доске) Покажи Африку. (Обводит)

- На что похожа Африка? (На туфлю)

Найди нулевой меридиан. Покажи.  

- В каком полушарии находится Африка по отношению к нулевому меридиану? (По отношению к нулевому меридиану Африка находится  в восточном и западном полушариях.

- Покажи Африку в восточном и западном полушарии. (Обводит)

- Какую особенность вы еще видите, посмотрев на Африку? Что она еще пересекает? (Африка пересекает экватор)

- Покажи экватор.

- В каком полушарии находится Африка по отношению к экватору? ( По отношению к экватору - в северном и южном полушариях).

- Покажи Африку в северном и южном полушарии (показывает, обводит)

- Что еще можно сказать про Африку, когда говорим о географическом положении? (Что омывает Африку)

- Правильно. Что омывает Африку? Какие океаны? С какой стороны? (Атлантический океан слева, Индийский океан справа)

- Какие моря омывают Африку? С какой стороны?  (Средиземное море на севере Африки,  Красное море на северо – востоке)

- Посмотри внимательно. Что находится на юго-востоке от Африки? (о. Мадагаскар)

- Правильно. Этот маленький остров принадлежит Африке. Покажи его еще раз.

- Что отделяет Азию от Африки? (Гибралтарский пролив)

Откройте С.64 и прочитайте последний абзац.

( Раньше Африка было соединена с Азией. И людям, чтоб попасть в Индию, надо было плыть вокруг всей Африки. Вот люди и проложили Суэцкий канал - искусственный пролив из Средиземного моря в Красное.)

- Так значит Суэцкий канал – это что? (это пролив)

- Ребята, давайте повторим. Когда мы говорим о географическом положении, что нужно знать? ( Расположение, с какой стороны, что омывает)

- А теперь подумайте. Почему у нас тепло только летом, а на экваторе – круглый год? (На экваторе воздух теплее, чем на полюсе. А мы живем на полюсе. На экваторе солнце прямо над головой, а по мере того, как оно перемещается к полюсам, лучам надо обогреть большую часть территории, тепло теряется, поэтому у нас холодно). 

- Ребята, посмотрите на карту С. 100. Найдите самую длинную по протяженности реку.

- Как она называется? (Река Нил)

- В какой стороне Африки она находится? (на западе)

- Покажи, откуда она берет свое начало? (его истоки берут свое начало в зоне влажных тропических лесов  и впадает в Средиземное море)

- Вот один карман мы уже открыли.

 Что обозначено коричневым цветом? (рельеф)

- Что такое рельеф? (Неровности на суше).

- Правильно. Давайте посмотрим, какой рельеф Африки?

- Что находится на севере Африки, западнее от реки Нил? ( Сахара)

- Что такое «Сахара»? ( Это пустыня)

- Что вы знаете про пустыню «Сахара»? ( Там всегда жарко, мало воды, там ездят на верблюдах)

- Северную часть Африки занимает пустыня Сахара. Это самая большая пустыня в мире, равная по площади США. Некоторые ее части покрыты песками, хотя в основном это каменистые, безжизненные пустоши.

- Как вы думаете, кого  называют «кораблями пустыни»? (верблюдов).

- Почему? (Потому что они привыкли к жаре, у них вода накапливается в горбу, и они могут долго ходить по пустыне).

-  Температура воздуха в пустыне так высока, что можно жарить яичницу прямо на раскаленных солнцем камнях. Сахара не всегда была бесплодной пустыней. Когда – то пастухи пасли здесь большие стада животных, которые уничтожили растительность. Растения перестали укреплять корнями почву, и её развеял ветер.

- Почему пустыня Сахара получила такое название? ("Сахара" или "Сахра" – арабское слово, оно означает однообразную коричневую пустынную равнину, раньше в пустыне не было воды

- Посмотрите внимательно на восток Африки.

Вблизи истоков реки Нил. Какой вулкан там есть? (вулкан Килиманджаро)

- В какой части он находится? (Он находится на юго-востоке)

-Что вы знаете о нем? (Это потухший вулкан, находится в экваториальной Африке на территории Танзании. Он имеет овальную форму и его протяженность по длинной оси около восьмидесяти километров). 

- Ребята, это единственное место, где можно увидеть снег в Африке.

- Как вы думаете, почему снег не тает? (Вулкан потухший)

- Значит, какой рельеф Африки? (Пустыня Сахара и вулкан Килиманджаро)

- Вот мы еще открыли новое знание, новый кармашек.

- открываем следующий кармашек. Карточка «Климат». Ребята, вашим домашним заданием было подготовить сообщение о климате и природные зоны. (Африка – это самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного света и тепла. Там всегда солнце высоко стоит над горизонтом, а 2 раза в год бывает в Зените.)

- Что значит «Солнце в зените»? (солнце прямо над головой)

- В каких поясах находится Африка? Откройте С. 105. (В жарком,  умеренном южном и умеренном северном поясе). Африка находится в умеренном и жарком поясе, поэтому там целый год жарко.

- Какие природные зоны есть в Африке? ( Пустыни и полупустыни, переменно – влажные леса, саванны и редколесья, влажные тропические леса, вечнозеленые леса и пустыни).

Природные условия в этой стране очень разные. На побережье моря растут вечнозеленые растения.

- Откройте С. 66 и прочитайте последний абзац. (К югу пустыня сменяется тропическими степями – саваннами. В этой природной зоне растут огромные деревья – баобабы. У этих деревьев такой толстый ствол, что в их дуплах можно сделать гараж для машины. Баобабы – долгожители. Они живут несколько тысяч лет).

- Давайте подведем итог. Значит, какой климат? Почему? (Жаркий, т.к. Африка находится в жарком и умеренном поясе, у экватора)

- Давайте откроем след. Кармашек. Карточка «страны».

- Скажите мне, пожалуйста, какие государства, находящиеся в Африке, вы

  1. знаете? (Алжир, Марокко, Эфиопия, Нигерия).

Ребята, подумайте, к какому государству принадлежит Суэцкий канал? (К Египту)

- Где находится Египет? (Египет находится в северо-восточной части Африки.)

- Что его омывает? (На севере его омывают воды Средиземного моря)

- Как называются жители в этой стране? (Арабы)

- Что вы знаете о Египте? (Там отдыхают туристы)

-Правильно. Египет – это очень древнее государство. И жители называются Арабами».

- Ребята, а вы были когда – нибудь в Египте? ( Да, нет)

  1. - Как называется столица Египта? (Каир) В Каире сосредоточены памятники
  2. старины и уникальные исторические Места, Цивилизация древнего Египта
  3. началась около 5000 лет назад. В Египте строили пирамиды -  усыпальницы
  4. фараонов — правителей того времени Египет- пустынная страна. Места в
  5. пустыне, где есть пресная вода, называют оазисами. Большинство египтян
  6. живёт в Нильском оазисе-долине реки Нил. Воду из реки направляют на поля
  7. и они несколько раз в год приносят урожай риса, хлопка, пшеницы. Здесь с
  8. давних пор люди занимались  земледелием. На севере континента живут
  9. арабы, на юге – негры.

  1. На территории
  2. Африки сейчас находится много заповедников, где охраняют
  3. животных.
  4. Алжир - Почти 80 процентов всей территории страны
  5. занимает пустыня Сахара. В стране есть природное озеро, которое

наполнено чернилами. Летом температура здесь достигает отметки в +50 градусов, а зимой в некоторых областях выпадает снег.

Мадагаскар - остров, расположенный к востоку от африканского континента. Мадагаскар – четвертый из крупнейших островов мира. Основная производительность - мыло, кофе, сахарный тростник, гвоздика и продукты животноводства, выращивают рис.

Т.е. что мы сейчас узнали? (Мы узнали о странах Африки).

- А теперь давайте откроем след. карман.

- Карточка «Животные».

- Сейчас мы узнаем про животный мир Африки. (учащиеся выходят и рассказывают).

В центре Африки располагаются непроходимые влажные тропические леса, на юге саванны и пустыни. В саванне живут множество разнообразных животных.

— Какие животные проживают в саванне?

Откройте С. 108 и назовите животных.  (жирафы, зебры, слоны и носороги, страусы, львы)

Коренные жители Африки берегли животных, но когда европейцы открыли этот материк, они бездумно стали истреблять диких животных. Из шкур, зубов, кож делали модные в Европе вещи. Шло время. Мало осталось диких животных. Люди задумались. Чтобы спасти животный мир Африки, огромные пространства были превращены в заповедники и, национальные парки, где охота запрещена.

- То есть какой вывод можно сделать по животным? (есть разные животные и каждый  занимается своей деятельностью.)

-Открываем след. карман. Это карточка «жители». (дети выходят и рассказывают.

Они стали силой захватывать чернокожих африканцев и вывозить их в Америку. Современное население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары и европеоидной в Северной Африке (арабы). В экваториальной части живут чернокожие африканцы разных национальностей: и низкорослые охотники джунглей пигмеи, и высокие, длинноногие масаи. Среди масаев много хороших спортсменов. Африканцы любят свою природу и охраняют ее в национальных парках.  

Египтяне- народ Египта, а также живут эфиопы и кенийцы.

  - Давайте откроем след. карман. карточка «Растения».

- Ребята, посмотрите на доску. У меня на карточках написаны растения. Выберите те, родиной которой является Азия и прикрепи их в левый столбик. (рис, чай, огурец, сахарный тростник). И выбери растения, которые растут в Африке и прикрепи их в правый столбик. (Ананас, банан, кофе, пальма)

- открываем след.к арточку. «Полезен ли загар?» (дети выходят и рассказывают.

  1. - как ты думаешь, загарать на солнце полезно или вредно??
  2. -Солнце очень полезно для организма, так как благодаря ему
  3. вырабатываются полезные вещества. Но загорать нужно
  4. осторожно. Иначе можно получить солнечный ожог.

- Как уберечься от жгучих лучей солнца? (одевать обязательно одежду, на голову платок, долго не сидеть на солнце, уходить в тень.

- Что нужно делать, если ты перегрелся на солнце? (вызывать врача, отнести человека в прохладное помещение, приложить что-нибудь холодное).

- Открываем след. карточку. «Достопримечательности»

- Кто у нас готовил доклад на эту тему? Выходите и рассказывайте.

( С Африки можно привести красивые сувениры. Еги́петские пирами́ды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Сфинкс -   мифическое существо с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка. Мусульманские страны: красивые платки, бусы. На юге Африки можно посетить мыс Доброй Надежды.

VI. Реализация построенного проекта

- Ребята, давайте проверим, правильно ли мы все сказали. Откройте страницу учебника 66 и прочитайте эту страницу про себя. Про что мы еще не сказали? (Мы не сказали про человекообразных обезьян)

- правильно. Что они умеют делать? Прочитайте. (Они могут использовать орудия труда).

- А как вы думаете, что они еще умеют делать? (они как люди заботятся о потомстве, добывают пищу, учат своих детенышей ловить пищу)

VII. Первичное закрепление во внешней речи

- Давайте повторим. По каким природным зонам протекает река Нил? (По пустыням и саваннам).

- Что ты знаешь о народах Африки?  (Есть арабы, масаи и пигмеи, эфиопы, египтяне, кенийцы)

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь откройте С. 61 рабочей тетради и выполните 1 и 3 задание.(выполняют)

- Давайте проверим. Какие растения вы обвели? (банан, ананас, кофе).

- Как ты догадался? ( Потому что вы рассказывали)

-Давайте проверим 3 задание. (1 животные из Африки, а вторые из Азии)

- Как ты догадался? (потому что только в Африке есть жираф, зебра, лев, а в Азии их нет).

IX. Включение в систему знаний и повторение

А теперь откройте страницу 66 и прочитайте первые 2 абзаца.

- в пустынях нет воды. Откуда же она берет река Нил? (истоки ее лежат с тропических лесах, вот и в реке есть вода.)

- Почему у вулкана Килиманджаро не тает снег?(потому что он потухший)

- Откройте С. 64 и и прочитайте первый абзац. У Лены с Мишей появились друзья из Африки. Они рассказывали о себе и о своих народах. Кто из них, о чём говорил? Соедини высказывания с изображением ребят. У нас смуглая кожа и чёрные волосы. Мы живём на севере материка.(арабы). Мы хорошо себя чувствуем в Африке. Нам жара не страшна. Тёмная кожа и густые чёрные волосы защищают нас от солнца.(египтяне)

X. Рефлексия учебной деятельности

- Что вы сегодня узнали на уроке? (мы узнали о растениях Африки, животых, жителях, географическом положении африки)

- Что было сложным? ( не могла запомнить пояса, население, животных, растений)

- Чему научились сегодня? (Показывать на карте правильно Африку, узнали о жителях и растениях и т.д.)

- А сейчас давайте оценим свою работу. У вас на парте лежат кружочки. Нарисуйте улыбающийся смайлик, если вам все было понятно и вам было интересно; равнодушный, если тебе не все было понятно; и грустный, если ты ничего не понял.

XI. Домашнее задание

-С. 63, темы для исследований. уметь назвать и показать на карте страны Африки.

Подготовить сообщения:

1) кто живет в Америке.

2) Страны Америки.

3)Природа Южной Америки

4)природа Австралии

5)животный мир Австралии

6)Антарктида-страна льдов.

XII. Организованный конец урока

Ребята, вы большие молодцы,  вы хорошо поработали. Урок окончен. Спасибо!