конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны 1812 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
по теме:
«Отечественная война 1812 года»
4 класс
Разработан учителем начальных классов
Михайловой Ольгой Ивановной
г.о. Тольятти
ОУ: МБУ СОШ №4
Учитель: Михайлова О.И.
Класс:4А Предмет: окружающий мир
Тема: Отечественная война 1812 года
Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: объяснение нового материала
Цели: 1. познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года,
основными этапами и событиями, героями;
2. развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, делать выводы;
3. воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине,
её героям, национальную гордость
Этапы урока:
- Организационный этап: ввести уч-ся в урок, настроить на работу.
- Этап подготовки к работе на основном этапе: вспомнить события истории своей страны, повторить даты.
- Этап усвоения новых знаний: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, с основными событиями, именами.
- Этап самоконтроля знаний: первичный контроль и самоконтроль усвоенных знаний.
- Этап информации о домашнем задании: проинформировать о домашнем задании, дать возможность самим определить его круг.
- Подведение итогов.
Ход урока:
І. Организационный момент: (приветствие, проверка готовности к уроку)
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.
ІІ. Этап подготовки к работе на основном этапе. Актуализация ранее изученного:
У. Начнем урок с работы в паре. Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?
У. - Что общего у этих пословиц?
У. - Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок?
-Дети, работая в паре, составляют из слов пословицы. У каждого ряда – своя пословица:
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей).
Д. - Все они о Родине.
Д. - Мы изучаем историю своей Родины.
У.- Какую тему изучали на прошлом уроке?
Д. - Эпоху Екатерины Великой - российской императрицы.
У.- Давайте вспомним наиболее важные моменты этой темы.
У. 2 слайд: - Кто продолжил дело Петра І?
Д. 3 слайд: - Екатерина Великая.
У. 4 слайд: - Назовите самый большой город Российской империи в 18 веке.
Д. 5 слайд: - Санкт- Петербург.
У. 6 слайд: - Во время войны России и Турции отличились?
У. 7слайд: - Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов. Вы видите портреты этих великих полководцев.
У. - Молодцы, действительно у России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин России.
У. 8 слайд: - Назовите событие, которое произошло в этот год, перед вами лента времени.
У. - Вы хорошо справились с этим заданием.
У. - Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей «Родина-мать, умей за нее постоять». Почему?
Д. - Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю.
ІІІ. Этап усвоения новых знаний.
У. -Послушайте фрагмент из произведения композитора Римского-Корсакова «Млада». Вы услышите «Марш».
У. - Какая музыка звучала? (тревожная, торжественная, ликующая, печальная).
У. -И это не случайно, музыка характеризует ту эпоху, куда мы с вами отправляемся. В очень тревожное и грозное время.
У. - Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой и отправимся в 1812 год.
У. - Говорит ли вам эта дата о чём-либо? (Если дети знают, то они отвечают, если нет, то рассказывает учитель).
У. слайд 9: - Почему эта дата изображена в языках пламени? Ответы детей
У. слайд 10: - В этом году началась одна из кровопролитных для России войн- Отечественная война 1812 года.
У. - 2012 год объявлен годом Российской Истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы, мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны 1812 года.
Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».
У. - Как вы думаете война- это «хорошо» или «плохо»?
У. - Часто ли происходят в мире войны?
У. - По какой причине начинаются войны?
Д.- Люди не хотят договариваться друг с другом, не хотят уступать, происходит захват чужих территорий, полезных ископаемых и водных ресурсов.
У.- Какие войны новой истории вам известны? (І мировая война, Великая отечественная 1941-1945 год, Японская война, Чеченская война, Афганская)
У. - Какими признаками можно наделить слово «Война»?
Д. - Страшная, грозная, разрушительная и т.д…
У. - А как лично вы относитесь к войне? ( я не хочу…)
У. -Как вы думаете, что значит Отечественная война? (люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества).
У. 11 слайд:- Вот так трактует понятие «Отечество» Владимир Иванович Даль-составитель толкового словаря.
Читать слайд
У. -Кто на ваш взгляд является главной решающей силой победы в войне: (командир, армия, народ)
У. -Давайте выдвинем гипотезу о главной движущей силе победы над врагом.
12 слайд:- зачитать слайд (гипотеза)
У. - Эту гипотезу мы и будем доказывать. При подведении итогов по теме урока мы согласимся с ней или опровергнем её.
У. - Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война-это потери близких, трагедия в каждом доме. И в каждой войне есть люди, которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали своего родину в 1812 году.
У.13 слайд:- 1812 год- это начало какого века?
У. -Война с Россией была неизбежна. К 1812 году почти вся Европа была захвачена французами во главе с Наполеоном Бонапартом. Европейские города сдавались ему быстро и даже с почётом встречали своего завоеватели. Этот полководец мечтал завоевать весь мир, теперь его взгляд был направлен уже на Россию. Он привёл к границам России огромную армию.
Зачитать слайд.
У. 14, 15 слайды:- Рассмотрите портреты французского императора.
-Какое у вас сложилось впечатление об этом человеке (ответы)
-Лысов Юра подготовил костюмированное сообщение о Наполеоне Бонапарте.
«Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти пришел в 1799 году. Это человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчиненных, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый человек. Он замахнулся на мировое господство и едва не достиг своей цели. Самой большой ошибкой было вторжение в Россию. Но это он поймет немного позже.
А накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев - я схвачу Россию за ноги, если я овладею Петербургом - я возьму её за голову, а заняв Москву - я поражу её в сердце. Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».
У. -Объясните его слова (Москва была и остаётся главным городом страны, её сердцем, как без сердца нет жизни, так и без Москвы нет государства).
У. -Но вы слышали, наверно, не раз такое выражение « у тебя наполеоновские планы»
У. - Что означают эти слова? (т.е. планы которым не суждено сбыться никогда).
У. 16 слайд:- Российскую империю в начале 19 века возглавлял Александр Павлович Романов (Александр І )
У. Ожегина Маша приготовила сообщение о Российском императоре.
Александр І был незаурядным дипломатом. Но есть небольшой нюанс в его отношениях с Наполеоном. В 1810 году Наполеон просил руки русской княжны Анны Павловны, которая являлась родной сестрой Александра І. Но он не дал согласия на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон стал смертельным личным врагом Российского императора. После победы над Наполеоном, он станет одним из самых могущественных правителей в мире.
У. 17 слайд:- 12 июня 1812 года Наполеон и его громадная армия вторглась, т.е. вошла в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.
У. -Какой войной она была для России? (освободительной)
У. - А какой была для Франции? (захватнической)
У. –Почему? Ответы детей
У. - Наполеон собрал 600 тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их в Россию. Он рассчитывал закончить войну за 1-2 месяца.
«Я иду в Москву»,- говорил он. И в одно или два сражения всё закончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира.
У. 18 слайд:- Однако русская армия нарушила его планы. Уклоняясь от решающих битв, втягивая армию Наполеона в бескрайние российские просторы, изматывая противника мелкими боями, русская армия отступала. Каждый шаг вглубь родной земли давался солдатам с болью. После себя французские войска оставляли сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.
Работа с картой.
У.- Сориентируйтесь по карте: граница, моря, Москва…
У. - Посмотрите на условные обозначения. Что обозначают синие стрелочки? Что – красные?
У. - Постарайтесь определить по карте, что делают русские войска?
Д. - Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения.
Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками. Происходят небольшие сражения в различных местах.
У. - Что делают французские войска?
Д. - Преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.
У. - Что ещё можете сказать, опираясь на карту? (Дети высказывают свои предположения, учитель корректирует, направляет, задает наводящие вопросы, помогает).
Отступление русской армии
У. 19 слайд:- Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего русского крупного города на пути к Москве. Горели дома, продовольственные лавки, сараи, амбары, рушились здания. Наполеон бросил на штурм Смоленска свои лучшие армии. И французам удалось его захватить.
У. 20 слайд:- Стоит отметить, что под Смоленском соединились три армии, которые до этого были разрознены.
У. 21 слайд:- 1 армией командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (полководец). Петербуржское направление
У. 22 слайд:- 2 армия- князь Пётр Иванович Багратион. Московское направление
У. 23 слайд:- 3 армия- Александр Петрович Тормасов. Киевское направление
У. 24 слайд:- Панферов Данила подготовил костюмированное сообщение .
- Александр І был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов Михаил Илларионович- полный Георгиевский кавалер ( слайд читать)
Солдаты встретили его с радостью. «Едет Кутузов бить французов »,- звучало среди солдат. Все с нетерпением ждали боя.
У. 25 слайд:- После назначения Кутузова главнокомандующим, он выбрал место для главного сражения. Вот как говорит об этом известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (портрет) в своем произведении «Бородино».
Старый солдат рассказывает об этом своему юному племяннику.
Д. « Да, были люди в наше время….»
Д.« И вот нашли большое поле….»
У. - Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям? (гордость за своих товарищей-сослуживцев).
У. Это было Бородинское поле ( примерно 120 км западнее Москвы).Так выглядит поле сейчас.
РЕЛАКС– Все и всё в ожидании битвы, но мы живём под мирным небом. Весенние лучи солнца согревают и ласкают нас своими лучами. Скоро всё оживёт и расцветёт. Мысленно пожелаем друг другу и себе добра.
У. 26 слайд:- В ночь перед сражением в русском лагере горели костры, около них сидели и лежали солдаты. Кто штык точил, кто готовил чистую рубаху, кто молился.
-Нелегкое дело - ждать боя, зная, что утром ты можешь быть убитым.
-Про ночь накануне Бородинской битвы этот же старый солдат рассказывает так:
Д. «Прилег вздремнуть я у лафета
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз… ».
Молебен накануне боя ( слайд) читать
У. 27 слайд:- Схема (читать слайд)
Синий цвет – французы.
Красный цвет – русские.
Русские пытаются обойти французов.
У. 28, 29, 30 слайд -Покой и отдых длились недолго. На рассвете с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним – другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, выбивая десятки людей из рядов. Повсюду алела кровь. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоев устилали овраги. Мужеству русских не было предела.
У. - Так 26 августа началась Бородинская битва .
У. - Послушайте отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино».
Д. - 31 слайд «Ну ж был денек…».
Д.- 32 слайд «Вам не видать таких сражений…».
Д.- 33 слайд «Изведал враг в тот день немало…».
Д.- 34 слайд «Вот смерклось…».
Отрывки из « Бородино» звучат на фоне музыки Сергея Прокофьева «Мёртвое поле».
У. 35 слайд:- о Раевском (читать слайд)
У. 36 слайд:- Полководцы наблюдают за ходом сражения (вопрос на слайде).
Работа с иллюстрациями из учебника :
У. - Мы с вами находимся на Бородинском поле и наблюдаем сражение.
У. - Какое пространство занимает поле боя?
Д.- Поле боя занимает огромную территорию до самого горизонта.
У. - Какие видите рода войск? (можно дать названия: драгуны, уланы и т. п.)
Д. -Участвует в бою и пехота, и артиллерия, и конные войска
У. 37 слайд:- Итоги Бородинской битвы (читать слайд )
У. 38 слайд:- Бородинское сражение (читать слайд)
У. -Чем же закончилось это сражение? Русские не разбили врага, но и не отступили. Наполеон не выиграл битву. Русские войска потеряли половину армии, но и французы не досчитались многих тысяч солдат и офицеров. У Наполеона оставалось ещё резервное, т.е. запасное войско.
Работа с учебником стр. 113 – 115.
У. - Прочитайте, подчеркните опорные слова, дайте ответы на вопросы:
1. Где и когда произошло решающее сражение?
2. Почему оно так называется?
3. Опишите самый тяжелый момент боя.
4. Чем закончилось сражение? (Самостоятельная работа по учебнику, поиск ответов на вопросы, сверяют ответы в паре).
У. -Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может совсем потерять армию.
-Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос - принимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя.
У. 39 слайд:- 1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военные решали, как быть. Одни настаивали на продолжении сражения, другие предлагали отступить. Последнее слово было за Кутузовым, который ради спасения русской армии решил оставить Москву без боя.
« С потерей Москвы ещё не потеряна Россия… Русским надо оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и наказать его за все бедствия, которые он причинил…»
Инсценирование военного совета детьми.
У. 40 слайд:- 2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вошли, но увидели, что Москва покинута людьми и опустошена.
У. 41слайд:- слайд читать
У. -Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с продовольствием и боеприпасами. Город был подожжён. Были взорваны склады с 20 000 пудов пороха, и Москву застилал едкий дым.
У. 42 слайд:- Заняв Москву, Наполеон объявил город своим трофеем, т.е. добычей, Москва была отдана на разграбление. (грабят Москву)
У. 43 слайд:- Вам было дано задание объяснить, что значит ждать ключи от города.
( сообщения и мнение детей)
У. -Наполеон очень обманулся в своих ожиданиях.
В сожжённом городе больше месяца он ждал, что русские сдадутся и вынесут ему ключи от города, признав себя побеждёнными.
У. 44слайд:- Послушайте отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Д. «Напрасно ждал Наполеон…»
У. 45 слайд:- Во время пожара сгорели все деревянные постройки. Огнём было охвачено всё.
У. 46 слайд:- Шумел, горел пожар московский…(читать слайд).
-Наполеон смотрел на горящий город, и как вы думаете, что его беспокоило в этот момент, о чём он думал? (ответы детей)
У. 47слайд:- читать (французы в Москве)
. Голод и болезни стали одолевать французскую армию, и Наполеон приказал отступать из Москвы
Работа с картой:
У. - Найдите на карте пути отступления французской армии. Что можете сказать? Д. - Отступление проходило по тому же самому пути, где наступление.
Д. - Первоначально Наполеон планировал свернуть на юг и отступать по южному направлению. Но русская армия не дала Наполеону осуществить этот план и погнала французскую армию по выжженной и опустошённой им же Смоленской дороге.
У. - Как вы считаете, что ожидало Наполеона во время отступления по уже пройденной им старой Смоленской дороге? (нападения партизан, ополченцев)
Д. Стихотворение Рылеева «Декабристы»
У. 48 слайд:- «партизанское движение»
- Ситуация для французов осложнялась ещё и тем, что на борьбу встал весь народ. Инициатором стал полковник Денис Давыдов, получивший согласие на это ещё до Бородинского сражения.
У. 49 слайд:- Вскоре на занятых врагом территориях, начали возникать отряды из числа местных жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием, убивали их. Один исторический факт того времени: русский крестьянин отрубил себе руку, лишь бы эта рука ничего не сделала на пользу французам.
Читать слайд
У.50 слайд:- читать
У. 51слайд:- читать
У. 52, 53, 54, 55 слайды: - Представьте, что мы стоим на обочине Смоленской дороги.
-В какое время года происходит отступление?
- Как выглядят солдаты? (потрёпанные, оборванные, голодные, обмотаны остатками одежды, мёртвые люди и кони лежат по обочинам).
-Какие трудности они испытывают?
У. 56слайд:- Переправа через Березину
У. 57 слайд:- Отступление французов (читать)
-Так бесславно закончилась для захватчиков война.
У. 58слайд:- Вступление русских в Париж
-Русская армия наступала до самого Парижа, освобождая по пути города Европы.
У. 59, 60 слайды:- физ.минутка для глаз
У. 61 слайд:- 25 декабря 1812 года Александр І издал Высочайший манифест (указ), возвещающий об окончании Отечественной войны 1812 года.
У. - С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратное дело тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги и героизма.
У. 62, 63, 64, 65, 66 слайды:- читать
У. 67, 68 слайды:- Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров.
У. 69 слайд:- Награды
У. 70 слайд:- Поле славы
ІV. Этап самоконтроля знаний
У. 71 слайд:- Кроссворд
У.72 слайд:- Тест « Проверь себя »
-Давайте проверим, что мы запомнили, какие знания вынесли из урока
- Оцените правильность выполнения работы.
У.- Гипотезу подтверждаем или опровергаем?
Отечественная война 1812 года была не только войной армий. В ней принимал участие весь русский народ, который поднялся на защиту своей Родины.
У. 73. 74, 75, 76, 77, 78 слайд
У. Давайте поиграем в игру « Угадай слово»
У. -Вы, конечно, хотите узнать, а что же впоследствии случилось с Кутузовым и Наполеоном.
-Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленённый англичанами. В 1819 году он заболел, а 5 мая 1821 года умер после тяжёлой и продолжительной болезни.
-Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1812 года генерал-фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года умер.
-В честь Великого сражения осталась ещё одна память - популярный в наше время бородинский хлеб, вкусный, ржаной.
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших своё Отечество.
У. Обращение к выставке рисунков.
-Все дети приняли активное участие в ней.
V. Этап информации о домашнем задании.
У. - У нас сегодня очень большая выставка книг на данную тему. О чём бы вам хотелось узнать более подробно, о каких героях? Их очень много, мы сегодня говорили не обо всех. Это и будет вашим домашним заданием. Побудьте учеными-историками. Найдите такой материал, который не вошёл в наш сегодняшний урок и расскажите об этом в следующий раз. (Осмысливают задание учителя. Определяют способы действия для его выполнения (сходить в библиотеку, поискать на дисках, посмотреть в интернете).
У. 79 слайд- Спасибо за внимание!!!
VІ. Подведение итогов
У. -О чем говорили? Что запомнилось?
- Что произвело самое большое впечатление?
- О чем захотелось узнать поподробнее?
- Оцените свою работу на уроке:
- Все ли получилось, было понятно?
- Всегда ли вы были активны, внимательны?
-У вас на столах по три лепестка: красного, жёлтого и синего цвета. Если вы испытываете: чувство гордости за свою страну, её героев - жёлтый цвет,
чувство сострадания, милосердия - красный цвет,
ничего не испытываете - синий цвет.
-Прикрепите ваши лепестки магнитиком к сердцевинке.
-На что похоже? (солнышко)
-Пусть над вами всегда светит мирное небо. А вы будьте патриотами своей Родины и сострадательны и милосердны к окружающим.
-На память о сегодняшнем уроке я дарю вам буклеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"
Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...
Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.
Аннотацияq Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...
Урок по теме "Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку, документальный фильм. Прентацию можно скачать с файлообменника http://files.mail.ru/XCV3CD Документальный фильм (вставленный в 22 кадр) можно скачать с файлообменника http:/...
Первый урок по теме "Отечественная война 1812 года"
Урок по теме "Отечественная война 1812 года" Цели урока: Дидактические цели:создать условия для формирования представления о войне 1812 года;показать общую картину Отечественной войны (кто начал,...
урок окружающего мира "Война 1812 года"
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...
Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"
Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....
Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...