Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Фаузиева Гюзель Раисовна

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt_uroka_1812_god.rar12.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Тема: "Отечественная война 1812 года."

Цель урока: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России;

Задачи  урока:

Образовательная – познакомить  обучающихся  с  событиями  Отечественной  войны  1812  года  и  значением  для  России  Бородинского  сражения;  показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;  связать исторические события с их отражением в художественном произведении;  показать роль  башкирского  народа  в  Отечественной  войне  1812  года.

Развивающая – развивать познавательную активность, развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей; развивать познавательный интерес, умение делать выводы,  обобщать;  развивать  речь;  обогащать  словарный  запас.

Воспитывающая - воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России;  чувство  гордости    за  свою  страну  и  благодарность  великим  людям,  служившим  России;  доброжелательное  отношение  к  людям.

Оборудование: ноутбук,  экран, проектор, фишки  трех  цветов  для  групповой  работы,  сигнальные  карты  для  самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент.

СЛАЙД  1

- Здравствуйте,  ребята! Меня  зовут  Гюзель  Раисовна. Я  проведу  урок  ознакомления  с окружающим  миром.  Сегодня  у  нас  на  уроке     гости.  Поприветствуйте  их.  Желаю  вам  успехов.

2.Актуализация  знаний  и  мотивация  к  изучению  темы.

- Сегодня  у  нас  на  уроке новые   имена  и  новые  исторические  личности,  новые  исторические  события.  Хотите  узнать,  какие  это  новые  имена?  Для  этого  I  вариант  составляет    слова  из  красных  букв, а  II  -  из  синих  букв.

СЛАЙД 2

- Какие  имена  у  вас  получились?

(Наполеон  и  Кутузов.)

- Молодцы!

СЛАЙД 3

- А  чтобы  узнать,  о   каком  событии  пойдет  речь, ответьте   на  несколько вопросов.

- Что  такое война?

- Ребята, «война»  - хорошо  это  или  плохо?  Почему?

(Высказывания  учащихся)

- Часто  ли происходят войны в  мире?

(Высказывания  детей)

- Какие  войны  вам  известны?

(Японская  война,  Великая  Отечественная  война, I  мировая  война и т.д.)

СЛАЙД 4

- 1812  год. О  чем  он  вам  говорит?

(В  1812  году  началась  Отечественная  война   русского  народа.)

- Знаете  ли  вы, кто  с кем  воевал  в этой  войне?

(Предположения.)

- Все  ли  вы  знаете  об этой  войне? Хотите  ли  вы  узнать  больше  об Отечественной  войне  1812  года?

(Да.)

3.Формулирование  темы  и  целей  урока.

- Чем  мы  будем  сегодня  заниматься  на  уроке?

(Узнаем  больше  об  Отечественной  войне  1812  года.)

- Какова  тема  нашего  урока?

(Отечественная  война 1812  года).

- Запишем  тему  нашего  урока – «Отечественная  война  1812  года». Я  на  доске,  а  вы  в  тетрадях. Пропустив  одну  строку,    запишите  в  две  колонки  названия  стран-участников этой  войны   Франция, Россия.

СЛАЙД 5

4.Изучение  нового  материала.

- Иногда,  вы  слышите  от  взрослых  такое  выражение «наполеоновские  планы».  Знаете  ли  вы,  что  оно  означает?

(Это  такие большие,  грандиозные  планы, которые  иногда  невозможно  выполнить.)

- Правильно. А  кто  такой  Наполеон?

( Француз. Солдат.  И т.д.)

- А  сейчас откройте  учебники  на  странице  106  и  посмотрите  на карту.

СЛАЙД  6

- В  начале  XIX    века  полумиллионная  армия  Наполеона  завоевала  почти  всю  Европу.  Желтым цветом  показаны  страны,  которые  контролировал  Наполеон. Какие  это  страны?

(Австрийская  империя,  королевство  Испания,  Итальянское  королевство  и  т.д.)

- Что  вы  можете  рассказать  о  Наполеоне?

(Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежащем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором. Франция почти непрерывно воевала. В конце концов Наполеон стал властелином Европы. Но ему захотелось завоевать весь мир.)

СЛАЙД 7

- Найдите  в  учебниках  на  странице  106  второй абзац.  Ангелина  прочитает  его  нам  вслух,  а  мы  будем следить по  строкам.

- Ребята! Когда  началась  Отечественная  война?

( Отечественная  война  началась  24  июня  1812  года)

- Запишем  дату  начала  войны  в  тетрадях.

СЛАЙД 8

-  Как  складывались  события  в  начале  войны?

(Сначала  нашей армии пришлось  отступать)

- Кто  принял  командование  войсками?

(Командование войсками  принял  М.И.Кутузов)

СЛАЙД 9

- Посмотрите  на  его портрет. «Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках. А что  вы  о нем  знаете?

(Полное его имя Голенищев- Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил  Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет- прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.)

- Кутузову  в  это  время  было  67 лет. Наполеон  хорошо  знал  тактику  ведения  боя  Кутузова  и  даже  прозвал  его «хитрой лисицей».

- Следующий  абзац    прочитаю  вам  я.

- Когда и  где  произошло  Бородинское  сражение?

(26  августа  1812  года,  на  Бородинском  поле.)

- Правильно!

СЛАЙД 10

- Запишем  это  в  тетрадях.

- И вот нашли большое поле… Кто  продолжит отрывок  из  стихотворения М.Ю.Лермонтова  «Бородино»

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут .)

- Хотите  узнать  численность  войск  армий?

Армия Наполеона- 135 000 солдат и 580 орудий.

СЛАЙД 11  - 12

- Армия  Кутузова- 120 000 солдат и 640 орудий.

СЛАЙД  13 - 14

- Вот план  Бородинского  сражения.  Красным  цветом  показаны  русские  войска,  синим  -  французские.

СЛАЙД 15  

- Вот  эпизоды  Бородинского  сражения.

СЛАЙД 16 – 17  

- Чем  закончилось  это  сражение?

(Русские  не  разбили врага,  но и  не отступили.  Наполеон  не  выиграл   битву)

- Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики - свыше 40 000 убитыми.

СЛАЙД 18

- Прочитаем   следующий  абзац  учебника.

- Какое  непростое  решение  принял  Кутузов  на  совете  в  Филях?

(Оставить  Москву.)

- Правильно! Почему  он  принял  такое  решение? Давайте  прочитаем  эти  слова  хором.

( Кутузов говорил: «Пока  цела  армия – цела  и  Россия)

- Вот  как  изобразил  художник  Алексей Данилович Кившенко  военный  совет  русского  командования.

СЛАЙД 19

- Сейчас прочитаем  следующие два  абзаца.

- Что  произошло  после  того,  как Наполеон  занял  Москву?

(В  Москве  начались  пожары.)

- Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней. При  этом  пожаре  сгорели  все  деревянные  постройки  Москвы.

СЛАЙД  20  

- Что  такое  ополчение?  И  какое  оно  имело значение? От  какого  слова  образовано  оно?

( Народные  полки. Партизаны. Громили  обозы  французов, нападали  на    отряды  французов.)

- Вот  что  пишет  в  своем  словаре  С.И.Ожегов.

СЛАЙД 21

- А возглавил партизанское движение 1812 года   Денис Васильевич Давыдов.  Вот  его  портрет.

СЛАЙД  22  

- Прочитаем  последние  два  абзаца  текста.

- По  какой  дороге  отступала  армия Наполеона?

( По  Старой  Смоленской  дороге.)

СЛАЙД 23

- Правильно!  Посмотрите  на  карту.  Наполеон  планировал  отступить по  Новой  Смоленской  дороге, но  её  перекрыл  М.И.Кутузов.  Поэтому  ему  пришлось  повести  свою  армию  по  старой,  уже  разоренной  им   Старой  Смоленской  дороге.

СЛАЙД  24

- Когда  закончилась  Отечественная  война? Чем  она  закончилась?

( 14  декабря 1812  года.  Закончилась  победой русской  армии.  Катастрофой  для  армии  Наполеона.)

СЛАЙД 25

- Запишем  эту  дату  в  тетрадях.

- Когда Наполеон  прибыл во  Францию  и  его  спросили про армию, он сказал: « Армии больше нет».

- Какое  значение  имела  победа  русского  народа  в Отечественной  войне  1812  года    для  Европы?

(Вызвало  подъем  освободительного  движения.)

- Вот  что  было  сказано  об  окончании  войны  в  приказе  фельдмаршала М.И.Кутузова.

СЛАЙД  26

- Ребята,  как  вы  понимаете  слова  Кутузова «…каждый  из  вас  есть  спаситель  Отечества»?

(Это  все  кто  участвовал  в  войне: ополченцы,  военачальники,  солдаты,  народ.)

- Правильно!  Как  вы  думаете,  мог  ли  Кутузов  один командовать  армией или  же  у  него  были  помощники?

(Были  помощники.)

- Правильно! Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский, Николай Алексеевич Тучков и другие.

СЛАЙД  27 - 29  

- Но прежде всего,  главный герой- это простой солдат и народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.

Тогда же было принято решение « в сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя.

СЛАЙД 30  

- В честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова- Смоленского в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.

СЛАЙД  31 – 32

- В память об Отечественной войне  1812 года народ увековечил имена героев.  В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли. 

СЛАЙД 33 – 36

- Почему  же  война  1812  года  называется  «Отечественной»?

(Потому  что  сражался  весь  народ.)

- Правильно! Как  вы  думаете,  башкирский  народ  участвовал  в  этой  войне?

(Предположения  детей.)

- Конечно  же,  участвовал. В 1811-1812 годах  по  инициативе  башкир  было  сформировано  28  полков. Помог  башкирский  народ и  деньгами,  всего  565 тысяч  рублей. Также  подарил  4139 лучших  лошадей.

СЛАЙД 37

- Вот  кто  командовал  1  и 2  башкирскими  полками.  За храбрость и отвагу Аюп Каипов, полковой старшина Аралбай Акчулпанов были награждены орд. Св. Анны 4-й степени.

СЛАЙД 38

- Как  вы знаете,  народ  отражается  в  песне. Участие  башкир  нашло  отражение  в  песне  «Любизар».

5.Физкульминутка.

- Сейчас  мы немного отдохнем  под  музыку  этой  песни.  Кто  хочет,  может  даже  напевать. Слова  даны  на  экране.

(Выполняются  движения)

СЛАЙД 39

6.Закрепление изученного материала.

- Молодцы! А  сейчас  давайте  разделимся  на   группы  по  4  человека.  Каждая  группа  получает  фишку  определенного  цвета  и  готовит  ответ  на  тот  вопрос,  который  соответствует  фишке.  Ищите  вместе  ответ  на  вопрос,  отвечать  будет   только  один  ученик. Если  вы  готовы  -  поднимите  свою  фишку. Можете  себе  в  помощники  взять  ваш  учебник. Также  можете  обращаться  ко мне.  На  обсуждение  -  2  минуты.

Вопрос  красного  цвета – «Почему  война  1812  года  называется  Отечественной?».  Вопрос  синего  цвета -  «Почему  М.Кутузов  считал, что  силы  французов  будут  слабеть  по  мере  их  продвижения  вглубь  России,  а  силы  русских  возрастать».  Вопрос  зеленого  цвета –  «Почему русская армия в начале войны отступала?».  

СЛАЙД  40

- Вы  готовы?

(Ответы  учащихся.)

- Молодцы!

7.Итог урока.

- А  чтобы  узнать,  все  ли  вы  поняли  сегодня  на  уроке?  Я  предлагаю  вам  тест.  Работаем  в  парах.  Если  вы  готовы -  беретесь  за  руки  и поднимаете  их  вверх.

СЛАЙД  41-42

1.Во Франции в XVIII  веке власть  захватил полководец:

а)    Багратион,

б)    Наполеон,

в)      Барклай- де- Толли.

СЛАЙД 43-44

2.Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года,

б)    14 ноября 1812 года,

в)      24  июня 1812 года.

СЛАЙД 45-46

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов,

б)    А. В. Суворов,

в)      Ф. Ф. Ушаков.

СЛАЙД 47-48

4.Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года,

б)    26 ноября 1812 года,

в)      26 августа 1812 года.

СЛАЙД 49 -50

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву,

б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.

СЛАЙД 51-52

6.Война  1812  года  называется  Отечественной,  потому  что

а) главное  сражение  произошло  под  Москвой

б) на  войну  поднялся  весь  народ

в) вторжение  Наполеона  принесло  России  огромное  бедствие

СЛАЙД 53-54

7. Когда  закончилась  Отечественная  война  1812  года?

а) 14  декабря  1812  года

б)  14  декабря  1813  года

в) 14  декабря  1814  года

СЛАЙД 55-56

8. Чем  закончилась  Отечественная  война  1812  года?

а) победой  России

б)  победой  Франции

в) ничьей

8.Рефлексия  урока.

- Какие  открытия  вы  сделали  сегодня?

СЛАЙД 57

- Какие чувства вызвали  у вас  события  1812  года?

СЛАЙД 58

- Какой  вывод  вы  сделали  для  себя?

СЛАЙД 59

- Теперь  вы  можете  сказать  какие  это  «наполеоновские  планы»?  У  вас  могут  возникнуть  такие  планы?  Может,  вы  поделитесь  со  мной?

9.Домашнее задание. Рассматривание книжной выставки.

СЛАЙД 60

- Домашнее  задание  вы  можете  выбрать  сами:  написать   рассказ о герое Отечественной войны 1812 года  или  нарисовать фрагмент  Бородинского  сражения  или  прочитать  В  выполнении  домашнего  задания  вам  поможет  тематическая  выставка  книг,  посвященная  Отечественной  войне  1812  года.

10.Выставление отметок.

- Перед  вами  лежат  сигнальные  карты. Сейчас  вы  оцените  свою  работу  на  уроке.  Кто  считает,  что  работал  на  уроке  хорошо, поднимите  красную  карточку.  Кто  считает,  что  мог  бы  работать  лучше -  синюю  карточку. Кто  поднял  красные  карточки  получают  пять, кто  синюю -  четыре. Спасибо  вам  за  работу  на  уроке.

СЛАЙД 61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

урок окружающего мира "Война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...

конспект урока по окружающему миру "отечественная война 1812 года"

Цель урока: формирование представления учащихся о войне 1812 года.Задачи: Образовательные задачи урока:Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны...

Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"

Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....

Конспект урока по истории 4 класс "Отечественная война 1812 года"

На учителях начальных классов лежит особая ответственность перед учащимися. Они закладывают основы познавательного интереса в учениках. Они первыми знакомят детей, пришедших из детского са...

урок окружающего мира "Война 1812 года" в 4 классе

Данный конспект урока поможет учителю в организации групповой  и исследовательской работы на уроке....


 

Комментарии

Енина Елизавета Валентиновна

Большое спасибо за очень содержательный и интересный урок Гюзель Раисовне. Обязательно воспользуюсь вашим материалом.