Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Пицхелаури Нина Игоревна

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaz.sobor_.ekskursiya.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Выборгского района Санкт-Петербурга

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ

УРОК – ЭКСКУРСИЯ

(окружающий мир, история города, ОРКСЭ)

Тема урока:

«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА.

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга.

Икона Казанской Божией Матери».

Класс 4 «Б»

Подготовлен и проведен

Пицхелаури Ниной Игоревной,

учителем начальных классов.

Санкт-Петербург

2012

УМК «Школа России»

Класс 4 «Б»

Интегрированный урок – экскурсия (окружающий мир, история города, ОРКСЭ)

Тема урока: «Великая Отечественная война 1812 года. Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери».

Цель урока:

сформировать представления учащихся о войне 1812 года, ее героях; о роли иконы Казанской Божией матери, познакомить с историей и архитектурой Казанского кафедрального собора, расширить и углубить знания учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Задачи :

Воспитание любви к родному краю, уважительного отношения к народной культуре, чувства ответственности и гордости за свою страну

Способствовать формированию патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного единства общества

Развитие общественной активности школьников

Расширение знаний учащихся о городе, где они проживают, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями.

Способствовать включению детей в творческую деятельность, результатом которых могут быть их собственные работы: рефераты, презентации, доклады, экскурсии.

Насыщать образовательное пространство ребенка большой информативной емкостью.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, умения слушать и слышать, задавать вопросы, уважать чужое мнение и труд.

Способствовать формированию правил культурного поведения в общественных местах.

Инструктаж:

- Дорога от школы до метро. Правила передвижения по улице группой. Правила перехода улиц и дорог.

- Правила безопасного поведения в метрополитене.

- Правила поведения в общественных местах (в т.ч. в православных храмах).


Ход экскурсии.

(Сквер перед Казанским собором)

Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нём. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим.

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом (правителем) Франции, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

 В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему захотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остаётся Россия, но я раздавлю её» – заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля».

В это время почти все европейские страны были охвачены войной. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.

К началу 1812 года «Великая армия» Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла не только из французов, но из представителей народов, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек и 1372 орудия. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники. «Я иду в Москву, – говорил он, – и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!».

Наполеон был уверен в скорой победе. В течение всего лишь одного месяца он надеялся разгромить русскую армию в генеральном сражении и захватить Москву. Своим маршалам Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Переправившись через Неман, Наполеон направил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, другой к югу, к Киеву, а сам с главными силами направился на Москву. 

Император Александр мог выставить против страшного врага не более 240 тысяч войска и лишь около 1000 орудий. Русские армии были с первых же дней отрезаны друг от друга и вынуждены были отступать. Вступая в короткие стычки с врагами, армии двигались в сторону Москвы для генерального сражения.

С первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего русского крупного города на пути к Москве.

Стоит отметить, что под Смоленском соединились три армии, которые до этого были разрознены.

1 армией командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (полководец).  Петербургское направление

2 армия- князь Пётр Иванович Багратион. Московское направление

3 армия- Александр Петрович Тормасов. Киевское направление

 Горели дома, продовольственные лавки, сараи, амбары, рушились здания. Наполеон бросил на штурм Смоленска свои лучшие армии. И французам удалось его захватить.

Мы подходим к памятнику Барклаю-де-Толли.

Сообщение Селеменевой Анны «Барклай-де-Толли»

(начало войны, отступление русской армии, объединение армий под Смоленском, битва у Смоленска. Рассказ о памятнике)

-Задайте вопросы.

-Почему же Барклая-де- Толли можно назвать героем ВОВ 1812 года, не смотря на отступление?

Александр І был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов Михаил Илларионович- полный Георгиевский кавалер.

Солдаты встретили его с радостью. «Едет Кутузов бить французов »,- звучало среди солдат. Все с нетерпением ждали боя.

Мы переходим к памятнику Михаилу Илларионовичу Кутузову.

Сообщение Вагановой Валерии «М.И.Кутузов»

Чтение ст-я М.Ю.Лермонтова «Бородино» - Стогова Елена

Сообщения о героях Бородинского сражения :  П.Багратионе (Румянцева В.), Н.Раевском (Насир М.)

13 сентября в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военачальники во главе с Кутузовым решали, как быть: одни настаивали на продолжении сражения под Москвой, другие предлагали отступать к Нижнему Новгороду, к Калуге или идти на Тверь. Последнее слово было за главнокомандующим. Кутузов решил оставить Москву без боя.

 «С потерей Москвы еще не потеряна Россия» – сказал Михаил Илларионович. Русской армии необходимо было оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и наказать его за все те бедствия, которые его нашествие причинило России.

2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вступили и нашли древнюю столицу покинутой и опустошённой. 

 Все запасы, приготовленные для войска, уничтожены; имущество вывезено. Все жители поспешно бежали в ближайшие к Москве города. Наполеон ждал торжественной встречи от населения Москвы, но он жестоко обманулся в своих ожиданиях. Москва запылала огнём пожаров. Тогда Наполеон поспешил выбраться из города в один из загородных дворцов (в Петровский) и оттуда с ужасом смотрел, как пылала Москва, оставляя армию Наполеона без крова и провианта.

Москва стала последним городом, который смог захватить Наполеон. Французская армия был измотана русскими морозами, голодом, постоянными нападениями из засад русской армии, народных ополченцев и партизан. Поэтому Наполеон начал отвод своих войск из Москвы и России.

Первоначально Наполеон планировал свернуть на юг и отступать по южному направлению. Но русская армия не дала Наполеону осуществить этот план и погнала французскую армию  по выжженной и опустошённой им же Смоленской дороге.

 - Как вы считаете, что ожидало Наполеона во время отступления по уже пройденной им старой Смоленской дороге? (нападения партизан, ополченцев)

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном – Палицына, в каждом гражданине – Минина! Соединитесь все!». И весь народ встал на защиту родной земли.

 Партизанское движение возглавил Денис Давыдов.

Сообщение Федорова Владимира. «Денис Давыдов»

-Для чего Давыдов отстаивал идею партизанского движения? Какова роль партизанской войны?

-Какие еще вопросы вы хотели бы задать?

На реке Березине была поставлена окончательная точка в «русском походе» Наполеона. Французская армия была окончательно разгромлена и перестала существовать. Спасаясь бегством, непобедимый Наполеон ускакал в карете в Париж, а французских солдат еще долго ловили в лесах партизаны.

Так бесславно для захватчиков закончилась война.

В ходе войны русская армия применила сначала отступательную, а затем оборонительную тактику, а после того как французы покинули Москву, перешла к активным наступательным действиям.

Когда русские войска подошли к границе России, солдаты приветствовали Кутузова криками: «Ура, спасителю России!». На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. «Каждый из вас спаситель Отечества» – сказал Кутузов и поклонился солдатам.

Французская армия потеряла в войне более 570 тысяч солдат и все орудия. Наполеон бросил свою армию и тайно уехал в Париж.

С тех пор прошло 200 лет. Подвиг наших предков не забыт. Вновь и вновь мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратные деяния тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги, героизма и самопожертвования.

-Почему война 1812 года названа Отечественной?

-Что помогло русским людям выстоять и победить в этой войне?

(рассказ об иконе Казанской Божией Матери – Надха Татьяна)

-Вас, наверное интересует судьба Кутузова и Наполеона, что с ними было после войны?

Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленённый англичанами. В 1819 году он заболел, а 5 мая 1821 года умер после тяжёлой и продолжительной болезни.

Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1812 года генерал-фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года умер. Похоронен М.И.Кутузов в Казанском Кафедральном соборе Санкт-Петербурга.

На экскурсию в собор мы пойдем через несколько минут.

- Какие памятники ВОВ 1812 года вы знаете? Какие из них есть в нашем городе?

В честь Великого сражения осталась ещё одна память - популярный в наше время бородинский хлеб, вкусный, ржаной.

Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших своё Отечество.

Полдник. Перерыв.

Экскурсия в собор.


Отзыв об экскурсии, проведенной учителем начальных классов ГБОУ лицея №623 им.И.П.Павлова Пицхелаури Ниной Игоревной совместно с учащимися 4 «б» класса.

Тема экскурсии «Великая Отечественная война 1812 года. Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери».

Цель экскурсии: сформировать представления учащихся о войне 1812 года, ее героях; о роли иконы Казанской Божией матери, познакомить с историей и архитектурой Казанского кафедрального собора, расширить и углубить знания учащихся по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Дата проведения: 15 сентября 2012 года.

Урок-экскурси явился результатом серьезной подготовки: работа с историческим материалом, написание текста, изучение истории создания Казанского собора, памятников Кутузову и Баклаю де Толли, изучение основных событий Отечественной войны 1812 года и, особенно, Бородинского сражения.

Хочется отметить большую роль учителя в инициации, подготовке и организации этого серьезного, насыщенного материалом урока-экскурсии. Особо следует отметить, что большую часть экскурсии проводили дети самостоятельно. Педагог деликатно поправлял и помогал юным экскурсоводам справиться с волнением.

Дети довольно развернуто рассказывали о Барклае де Толли (Селеменева Аня), о князе Петре Багратионе (Румянцева Лера), о Михаиле Илларионовиче Кутузове (Ваганова Валерия), о генерале Раевском (Насир Мериам). Прозвучало выразительно рассказанное стихотворение «Бородино» (отрывок) в исполнении Стоговой Елены. О поэте-партизане гусаре Денисе Давыдове и партизанском движении много и очень интересно рассказал Федоров Володя, а о роли иконы Казанской Божией Матери – Надха Татьяна.

Надо было видеть, как внимательно слушали дети (да и взрослые) юных гидов. Даже иностранная группа остановилась послушать экскурсию о ВОВ 1812 года и задавала свои вопросы экскурсоводам.

Следует отметить грамотно обработанный текст и правильные логические связки-переходы при построении экскурсии. Был хорошо поставлен показ объектов: Казанского собора, памятников, Невского проспекта.

Очень эмоционально было воспринято участниками завершение первой части экскурсии чаепитием с бородинским хлебом. Это дало детям и эмоциональную, и умственную, и физическую разрядку перед посещением собора.

Закончилось занятие посещением Казанского собора, где для детей была проведена экскурсия уже профессиональным экскурсоводом.

Заключение. Цели и задачи урока-экскурсии выполнены. Считаю, что такие занятия детям очень важны и полезны. Опыт педагога можно рекомендовать к тиражированию.

Методист Дворца детского и юношеского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга

Березкина Л.П.______________/____________________________/

15.09.2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года

Цель урока:·      рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;·      на основе анализа биографий участников войны...

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....

Методическая разработка классного часа по теме: "Великая Отечественная война 1812 года в русской литературе и кинематографе"

В русскую литературу Великая Отечественная война 1812 года вошла сразу же, в самые первые её дни. Многие считают эту войну самой поэтичной в русской истории.  Велик...

Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.

Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....