Методическая разработка внеклассного мероприятия «Недаром помнит вся Россия…», посвященная 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Иванова Елена Борисовна

Цель урока:

·      рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;

·      на основе анализа биографий участников войны 1812 года подвести учащихся к выводу о всенародном, освободительном  характере войны 1812 года, что и позволяет называть её Отечественной.

Задачи:

·       развивать познавательный интерес;

·       воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedarom_pomnit_vsya_rossiya.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка                 внеклассного мероприятия

 «Недаром помнит вся Россия…»,

посвященная 200-летнему юбилею

 Отечественной войны 1812 года

4 класс

Сентябрь 2012 г.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 4 г. Ногинска

Иванова Елена Борисовна,

высшая квалификационная категория,

педагогический стаж 28 лет

1 слайд

Цель урока: 

  • рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения;
  • на основе анализа биографий участников войны 1812 года подвести учащихся к выводу о всенародном, освободительном  характере войны 1812 года, что и позволяет называть её Отечественной.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать чувство гордости и любви к Родине.

Методы: 1. информационный; 2. репродуцированное воспроизведение                                         3. исследовательский; 4. индуктивная логика от части к целому;

Область применения: внеклассное мероприятие.

Формы: рассказ учителя, практическая работа в группах, индивидуальные задания, творческое инсценирование

Ход мероприятия 2,3 слайд

 1 чтец: Сегодня мы будем говорить о войне 1812 года, о тех героических днях, когда весь русский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков.

2 чтец: 1812 год. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона I напала на нашу Родину.

1 чтец: Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию.

2 чтец: Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

1 чтец: На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, имея 527 орудий, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.

2 чтец: На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ.

1 чтец: Началась Отечественная война.

2 чтец: Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну.

1 чтец: Непобедимый Наполеон и его полумиллионная армия были разбиты. Лишь жалкие остатки ее ушли из России.

2 чтец: Но совсем не сразу русские пришли к славной победе. “Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики…” Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова “Бородино”.

1 чтец: Давайте же вспомним о тех героических днях, навсегда оставшихся в памяти русского народа.

2 чтец: Верста за верстой, верста за верстой отступают русские. Уже была отчаянная рубка в селении Мира, 27-28 июня кровопролитный бой у  Салтановки, 16-17 августа – сражение в Смоленске.

1 чтец: Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам по низинам, по оврагам идут. Ропщут солдаты.

Сценка “Военный маневр” 4 слайд

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает.

Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и  солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат: Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат: Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не  хватает?!

1 солдат: Вот это слова!

2 солдат: А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат: Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!

Учитель:

Удары французов были так  сильны, что русские войска не смогли сдерживать натиск противника. Русская армия отступала. Войска Наполеона несли большие потери, но продолжали наступать. С каждым днем они приближались к Москве - сердцу России.

Главнокомандующим русской армией был назначен талантливый и мудрый полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Сценка “Совет в Филях” 5 слайд

(Приглушённо звучит “Ария Кутузова” из оперы С.Прокофьева “Война и мир”. Учащиеся изображают живую картину по картине С. Кившенко “Военный совет в Филях”).

1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.

2 Генерал: У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.

1 Генерал: Но и мы не осилили французов.

2 Генерал: Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.

1 Генерал: На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил.

 2 Генерал: Мы потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал) Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

(Все генералы опускают головы. “Ария Кутузова” звучит громче.)

Ученик: 6 слайд

- Михаил Илларионович Кутузов - прославленный полководец, ученик и соратник Суворова. Несмотря на статус единственного сына, воспитание юный Михаил получил достаточно жесткое. Первые годы его образование проходило на дому, а уже в четырнадцать лет он поступает в Дворянскую академию. Окончив учебу в 1759 с отличием, Кутузов остается преподавать там математику. Настоящей школой воинского мастерства стало его участие в русско-турецкой войне 1768-1774 годов, во время которой он получил два тяжелейших ранения. В начале царствования Александра I Кутузов занимал пост Петербургского военного губернатора. Михаил Илларионович возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе, являлся директором Сухопутного шляхетского корпуса в Петербурге. Но самым главным событием в биографии Кутузова стало его назначение главнокомандующим русской армией.

Учитель:7 слайд

 -Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Местом для битвы было выбрано большое поле около деревни Бородино, в 110 км от Москвы. Сражение началось на рассвете 26 августа.

Четыреста французских орудий открыли огонь по укреплениям, которые защищали солдаты под командованием храброго генерала Багратиона. Новые яростные атаки французов следовали одна за другой. Русские войска героически противостояли врагу. Битва продолжалась целый день, в которой русские войска проявили высокие боевые качества и беззаветную храбрость.

Страшную картину представляло собой Бородинское поле. Никогда еще завоеватели не видели такого большого количества убитых. Не удалось Наполеону уничтожить русскую армию, увидеть ее бегство. Но, подсчитав свои силы, Кутузов приказал отступать. Французская армия и после Бородинского сражения была ещё сильна.

8 слайд Наполеон вошёл в Москву. Захватив столицу, наполеоновские солдаты занялись грабежом. Они тащили всё, что попадалось под руку. Прямо на улицах жгли костры. Завоеватели праздновали свою победу. Солдаты пьянствовали, расстреливали мирных жителей, поджигали разграбленные дома, старинные дворцы и церкви. Шесть дней бушевал пожар. Большая часть Москвы превратилась в пепел. Сгорели и те запасы продовольствия, которые оставались в городе. Спустя месяц он оставил Москву.

И здесь наступила очередь русской армии преследовать неприятеля. Выйдя из города, французская армия двинулась на юг, чтобы уйти из России по дорогам, не разоренным войной. Но русские войска и партизаны преградили ей путь и преследовали врага по пятам. Это были крестьяне, вооруженные вилами, дубинами, брошенным оружием, а также небольшие отряды русской армии. Одним из таких отрядов командовал Денис Васильевич Давыдов.

Ученик: 9 слайд

- Денис Васильевич Давыдов родился 16 июля 1784 года в Москве в дворянской семье.

Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным А. Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: "Это будет военный человек..."

Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 в чине генерал-лейтенанта. Он храбро сражался в 1806-1807 с французами в Пруссии, в 1809 — со шведами в Финляндии, в 1809-1810 с турками в Молдавии и на Балканах, в 1812 — 1814 громил французов в России и гнал их до самого Парижа. 

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над Наполеоном.

 

Учитель: 10слайд

 Чувство обиды за терзаемую родину, жажда мести за разрушенные города и сожженные деревни, желание отстоять Россию и наказать дерзкого завоевателя – все эти чувства постепенно охватили весь народ. Крестьяне собирались небольшими группами, ловили отстающих французов и беспощадно убивали их. При появлении французских солдат за хлебом и за сеном крестьяне почти всегда оказывали яростное вооруженное сопротивление, а если французский отряд оказывался слишком для них силен, убегали в леса и перед побегом сами сжигали хлеб и сено”.

“Были ж женщины в русских селеньях...”

 11-12 слайд

Французские мародеры убили миролюбивого старосту одной из русских деревень, некоего Кожина. Василиса Кожина, его вдова, героиня Отечественной войны 1812 г.,  во время вторжения наполеоновских войск в Россию организовала из подростков и женщин партизанский отряд, который уничтожал и брал в плен французских солдат во время их отступления. За свои подвиги Кожина была награждена медалью и денежной премией. Сохранился портрет Василисы Кожиной, написанный художником Александром Смирновым после окончания войны с Наполеоном.

Стихийно создаваемые крестьянские отряды становились не только серьезной силой, главным содержанием которой было сознание внутренней правоты вооруженной борьбы, но и оказывали весьма значительную помощь действующей армии. Во многих из них рядом с мужьями, отцами, братьями сражались с неприятелем русские женщины. “Враг мог разрушить стены ваши, – обращался с посланием к жителям освобожденного Смоленска Кутузов, – но не мог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы Россияне!”

Сообщение ученика: 13-14 слайд

Женщины всех сословий не могли остаться глухими к военным событиям 1812 года. Это относится к знаменитой “кавалер-девице” Надежде Андреевне Дуровой, чья удивительная судьба еще при жизни стала легендой. Родилась надежда Андреевна 17 сентября 1783 года в семье гусарского ротмистра. Матушка ее очень хотела сына, и когда принесли новорожденную дочь, сразу невзлюбила ее. Дочь стала тянуться к отцу. Уже маленькой она проводила много времени в седле его лошади.

И вот, в сентябре 1806 года она, переодевшись в мужское платье, тайно покинула дом и вступила в казачий полк под именем Александра Васильевича Дурова (потом она носила фамилию Соколова или Александрова). “Стянув стан свой черным шелковым кушаком и надев высокую шапку с пунцовым верхом, с четверть часа я рассматривала преобразившийся вид свой; остриженные волосы дали мне совсем другую физиономию; я была уверена, что никому и в голову не придет подозревать пол мой”, – так описывала свое превращение в мужчину сама героиня.

Днем и ночью, в любую погоду – в седле, бесконечные стычки с неприятелем, ночевки на земле, заплесневелые сухари и питье из лужи, невозможность обогреться или сменить мокрый мундир. Никто не слышал от нее жалоб, даже тогда, когда она была сильно контужена ядром в ногу и оставалась в строю. Немногим легче ей было и в ординарцах – у Милорадовича и Коновницына, а потом у Кутузова (после Бородинской битвы). При штабе Кутузова она служила как “Александров”, хотя тайна ее была уже раскрыта. Н.А.Дурова награждена Георгиевским крестом. Военные мемуары “Записки Кавалер девицы” принесли Дуровой славу.  

Учитель: 15 слайд

- Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли. Отечественная война 1812 года закончилась полной победой нашего народа. Отечественная война 1812 года имела очень большое значение в истории нашей страны, нашего народа. Она была крупнейшим событием всемирной истории.

Отечественная война была подвигом всего народа. Много имён выдающихся героев этой освободительной войны осталось в истории. Это люди самых разных возрастов, званий, положения: от главнокомандующего русской армией фельдмаршала князя Кутузова, до рядового солдата, до простого крестьянского мужика.

Учитель:

Проходили десятилетия, но в годы испытаний подвиги офицеров, солдат, партизан, всего народа в Отечественной войне продолжали вдохновлять воинов и народных мстителей. В честь победы России в Отечественной войне 1812 г. был воздвигнут величественный храм Христа Спасителя, действует Спасо-Бородинский женский монастырь, воздвигнут монумент “Благодарная Россия – защитникам Отечества”.

Ученики:

  1.  Жить для Отечества, вот бытие одно;

 Нам счастье от небес в нем истинно дано.

 Мечтатель говорит: “ Я гражданин вселенной ”,

 А русский: “Край родной – вселенная моя…”

 

  1.  Идя на подвиги,

 Не алчут орденов,

 Не бредят

 Благодарностью державы,

 Не узнают примерный вес чинов,

 Достойных стать

 Эквивалентом славы.

  1. Идя на подвиги,

 Не ведают о том,

 Насколько щедрость родины огромна,

 И называют чрезвычайно скромно

 Все то, что станет подвигом потом.

 

Список используемой литературы

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.
  2. Голубева Т.С., Геллештейн Л.С. «Рассказы по истории».
  3. Энциклопедия для детей «История России».

Ссылки на Интернет – источники

  1. http://konca.net.ua/they/napoleon-i-jozefina 
  2. http://www.stihi.ru/2012/03/10/2990 
  3. http://www.opoccuu.com/280411.htm 
  4. http://mangazey.blogspot.com/2010/11/blog-post_2155.html 
  5. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-16909/ 
  6. http://ote4estvo.ru/lichnosti-xviii-xix/167-denis-vasilevich-davydov.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Недаром помнит вся Россия" Буклет "Отечественная война 1812 года"

Буклет поможет сформировать представления детей об Отечественной войне 1812 года, развивает познавательный интерес. Буклет - это помощь учителя по истории и окружающему миру в начальной школе. В букле...

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"

Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....

Сценарий тематического урока, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года.

План урока с презентацией разработан для учащихся 4 класса по теме "Отечественная война 1812 года"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия « День Матери в России»

Сотрудничество семьи и школы – залог успеха.Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, отношения – семейный уклад.Именно в школе складываются представления ребё...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Чтобы помнили!"

Во внеклассной работе особое значение имеют мероприятия, посвящённые значимым памятным датам .Данное тематическое мероприятие  может быть приурочено к праздникам  - «День Победы» или  «...

Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 г...

Классный час по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

Классный час по теме:«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»(1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войн...