Сценарий тематического урока, посвященного 200-летию Отечественной войны 1812 года.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

План урока с презентацией разработан для учащихся 4 класса по теме "Отечественная война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka.zip2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс: «Недаром помнит вся Россия»

Номинация: Методическая разработка урока

по окружающему миру для 4 класса

Автор: Голубева Людмила Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Траковская средняя школа»

села Красноармейское

Красноармейского района

Чувашской Республики

Тема урока:  «Отечественная война 1812 года»

Цель урока: Формирование представлений о войне 1812 года, о Бородинском сражении,

о героях Отечественной войны 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  1. Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года.
  2. Познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова  организации победы русских войск; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны.
  3. Сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс  в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие задачи урока:

  1. Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся; развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи урока:

  1. Воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова.
  2. Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор.
  2.  Презентация к занятию. «Отечественной войны 1812 года»
  3. Выставка книг по Отечественной войне 1812 года.
  4. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  5. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Вита-Пресс, 2005.
  6. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Вита-Пресс, 2005.
  7. Карточки «Историческое лото».
  8. Карта «Отечественная война началась 12 июня 1812 года»  

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Личностные универсальные учебные действия:

Непосредственное наблюдение за собой:

  1. определение ценности задачи для себя (интересно или не интересно);
  2. осознание цели деятельности (ожидаемый результат);
  3. осознание мотивов достижения цели (зачем мне это нужно? для чего я это делаю?);

Решение информационных задач

  1. оценка своих возможностей;
  2. обоснованный выбор средств для решения задачи;
  3. анализ и оценивание полученного результата,
  4. корректировка плана деятельности
  5. управление своей деятельностью;

Познавательные универсальные учебные действия:

Непосредственное наблюдение

  1. изучение объекта с целью получения информации о свойствах объекта;

Решение информационных задач

  1. определение основной и второстепенной информации;
  2. краткая передача смысла (содержание) текста;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Непосредственное наблюдение за своей деятельностью:

  1. получение (сбор) информации для организации эксперимента;
  2. отслеживание выполнения последовательности плана действий.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Непосредственное наблюдение

  1. за своей работой в коллективе;
  2. за ходом дискуссии, обсуждением, ответом товарища;

Решение информационных задач

  1. сбор информации для выполнения задачи, в т.ч. с помощью средств ИКТ.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить учащихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, уста новка внимания всего класса.

           Здравствуйте, ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку. Я прошу всех встать. Возьмите друг друга за руки, подарите ему частичку своего тепла, почувствуйте тепло и доброту другого человека.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

 Не зависит доброта от роста.

 Доброта приносит людям радость

 И взамен не требует награды.

      Если мы будем относиться друг к другу добрее, то и класс наш будет дружным. И если все это поймут, то дружная будет вся наша страна, и вся планета Земля.  Ребята, 2012год объявлен  «Годом российской истории».  Сегодня на уроке мы обратимся к событиям истории России, которым в этом году исполняется 200 лет.

II. Проверка домашнего задания.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в зна ниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки.

СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их при чин, ликвидация обнаруженных недочетов.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — за короткий промежуток времени (5-7 мин) ус тановить уровень знаний у большинства учеников и выявить типичные недостатки, возможность в ходе проверки домашне го задания актуализировать и скорректировать опорные представления и понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков, степень и масштабы выявления качества знаний материала, изученного учащимися дома.

  1. Вспомним фамилии известных исторических деятелей, их должности, звания и род занятий.
  2. Пред вами находится набор карточек, приведите их в соответствие.
  3. Назовите одним словом  людей, чьи имена и фамилии использованы в «Историческом лото»?   (Патриоты, герои)

Александр Васильевич Суворов

генералиссимус

Михаил Фёдорович Романов

Первый царь из династии Романовых

Фёдор Фёдорович Ушаков

командующий Черноморским флотом

Пётр I

Царь, который носил прозвище «Великий»

Иван Грозный

первый русский царь

Михаил Васильевич Ломоносов

Первый русский учёный

Дмитрий

Пожарский

полководец

Кузьма Минин

Торговый человек, организатор народного ополчения

Проверка выполнения задания.

А.В.Суворов        - генералиссимус        

Михаил Фёдорович Романов - Первый царь из династии Романовых

Ф.Ф.Ушаков        - командующий Черноморским флотом        

Пётр I        - Царь, который носил прозвище «Великий»

Иван Грозный - первый русский царь        

М.В.Ломоносов - Первый русский учёный

Дмитрий Пожарский - полководец        

Кузьма Минин - Торговый человек, организатор народного ополчения

      Назовите одним словом людей, чьи имена и фамилии использованы в «Историческом лото»? ( Патриоты)

  1. Почему этих людей можно так назвать? (Своими делами они прославляли Россию, делали её могущественной и великой)
  2. Сегодня на «Ленте нашего времени» появится ещё одна дата. Какая вы узнаете чуть позже, а сейчас перечислите события, которые связаны с данными датами.
  3. 988 год – Крещение Руси (князь Владимир – Красно Солнышко);
  4. 1240 год – Нашествие на Русь монголо – татар (хан Батый);
  5. 1242 год – Ледовое побоище (князь Александр Невский);
  6. 1380 год – Куликовская битва (князь Дмитрий Донской);
  7. 1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);
  8. 1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма   Минин и Дмитрий Пожарский);
  9. 1709 год – Полтавская битва (Пётр I).
  10. На «Ленте нашего времени» появляется новая дата 1812 год.

III. Этап подготовки учащихся к активному и созна тельному усвоению нового материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.        

  1. Прочитайте тему нашего урока.  «Отечественная война1812 года»
  2. Что мы знаем о войне 1812 года?
  3. Оцените свои знания на отрезке.

Слайд №2

Вместе составляем цель урока:

  1. Узнать причину нападения французов на Россию.
  2. Описать ход сражения. Раскрыть особенности действия русских войск.
  3. Объяснить причины победы.
  4. Рассказать о героях войны.

  1. Отечественная война 1812 года важная страница в истории не только нашей страны, но всей Европы. Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812г.

I V.  Усвоение новых знаний и способов действия.

        ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств I получения знаний, оперирование ими.

СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи — использование метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники. Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также проявление качества знаний учащихся на последующих этапах обучения.

Слайд №3

Отечественная война началась 12 июня 1812 года ( показ на карте). Переправившись через реку Неман, Наполеон вторгся в Россию. Его главные силы устремились в Москву.  Верховным главнокомандующим русской армии был  император Александр 1.  Наполеон был уверен в скорой победе. Расчет Наполеона был прост. Он планировал быстро закончить войну.  Наполеон говорил:  «Я открою кампанию переходом через Неман. Закончу я её в Смоленске и Минске. Там я остановлюсь». «Я иду в Москву и в одно или два сражения всё кончу».

Слайд №4

Главнокомандующим русской армии в самый ответственный момент для России был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках.

Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил  Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет - прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия.

Слайд №5

На рассвете 25 августа Наполеон двинул войска в атаку. Сражение отличалось чрезвычайным ожесточением и кровопролитием. "Из всех моих сражений, самое ужасное то, которое я дал под Москвой”, — писал позже Наполеон. 7 сентября в 5 часов утра французы осторожно подошли к Бородино. Был туман. Но вот  враг был замечен. Полетела команда «Огонь!». И завязалась рукопашная.  Однако силы были не равны и русская армия отошла за речку Коломна. Французы   двинулись дальше, но были отброшены назад. Команда наших матросов разбирает переправу. В это же время начинается атака на Багратиона.

Слайд №6

После 12-ти часовой битвы французы развить наступление не смогли. Русская армия также понесла тяжёлые потери.  Кутузов приказал 8 сентября отступить на Можайск с твёрдым намерением сохранить армию. 14 сентября Наполеон занял Москву без боя, а уже ночью того же дня город был охвачен пожаром, который к ночи 15 сентября усилился настолько, что Наполеон был вынужден покинуть Кремль. Пожар бушевал до 18 сентября и уничтожил большую часть Москвы.

Слайд №7

В Москве Наполеон оказался в западне, зимовать в разорённом пожаром городе не представлялось возможным. Наполеон стал готовиться к отступлению на зимние квартиры где-то между Днепром и Двиной.

V. Физкультминутка.

Время движется раз,

Время движется два,

Время движется три,

Солдат из прошлого на месте замри.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Слайд №8

О событиях Бородинской битвы написано немало стихов. Многие из них стали песнями, причем народными. Одна из самых популярных солдатских песен Отечественной воины 1812 года «Хоть Москва в руках французов». Автор: Иван Афанасьевич Кованько. Ивана Кованько был поэтом хорошим, но «бедным и несчастным». Со временем он выбился из бедности и даже занимал довольно важные государственные должности. Послушаем эту песню.

Хоть Москва в руках Французов:

 Это, право, не беда! -

 Наш Фельдмаршал Князь Кутузов

 Их на смерть пустил туда.

Вспомним, братцы, что Поляки

 Встарь бывали также в ней:

 Но не жирны кулебаки -

 Ели кошек и мышей.

Напоследок мертвечину

 Земляков пришлось им жрать;

 А потом перед Россиею

Спину в крюк по-польски изгибать.

Свету целому известно,

 Как платили мы долги:

 И теперь получат честно

 За Москву платеж враги.

Побывать в столице -слава!

 Но умеем мы отомщать:

 Знает крепко то Варшава,

 И Париж то будет знать!

 Слайд №9

Наполеон имел под рукой до 70 тысяч боеспособных солдат, кавалерия практически исчезла, артиллерия была значительно слабее русской. Ход войны теперь диктовала русская армия. В октябре 1813 года Наполеон был разгромлен в битве под Лейпцигом, а в апреле 1814 года отрёкся от трона Франции.

Слайд №10

Орденом Кутузова награждаются командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведенный план операции - фронтовой, армейской или отдельного соединения, в результате чего противнику нанесено тяжелое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность.

Награждение орденом Кутузова производится Указом Президиума Верховного Совета СССР. Орден Кутузова состоит из трех степеней: I, II, и III степени. Высшей степенью ордена является I степень.

V I.    Контроль и самопроверка знаний.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить, осмыслили ли учащиеся связи и отношения фактов, содержание новых по нятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи –  спрашивать средних и слабых учеников; класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки  добиваться устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий — уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учащихся.

Тест.

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а)    Багратион,

б)    Наполеон,

в)      Барклай- де- Толли.

2.Французская армия вторглась в Россию:

а)    1 сентября 1812 года,

б)    14 ноября 1812 года,

в)      12 июня 1812 года.

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов,

б)    А. В. Суворов,

в)      Ф. Ф. Ушаков.

4.Бородинская битва произошла:

а)    26декабря 1812 года,

б)    26 ноября 1812 года,

в)      26 августа 1812 года.

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву,

б)    дать еще одно сражение под Москвой,

в)      признать Наполеона победителем.

6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что

а)    главное сражение произошло под Москвой,

б)    на войну поднялся весь народ,

в)      вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

7.Кому принадлежат строки:

              Недаром помнит вся Россия

              Про день Бородина…

а)    А. С. Пушкину,

б)    М.Ю.Лермонтову.

в)      Д. В. Давыдову.

8.В честь победы на Наполеоном был построен:                                                                    а)Петропавловский собор,                                                                                                                б)Спасо - преображенский собор,                                                                                                         в)Храм Христа Спасителя.

Самопроверка.       Слайд №12.                                                                                                                                                  

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

б)    Наполеон,

2.Французская армия вторглась в Россию:

в)      12 июня 1812 года.

3.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а)    М. И. Кутузов,

4.Бородинская битва произошла:

в)      26 августа 1812 года.

5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

а)    оставить Москву,

6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что

б)    на войну поднялся весь народ,

7.Кому принадлежат строки:

              Недаром помнит вся Россия

              Про день Бородина…

б)    М.Ю.Лермонтову.

8.В честь победы на Наполеоном был построен:        

   

в)Храм Христа Спасителя.

 

Слайд №11

 

Самооценка.

Ребята, все вы сегодня, как мне  кажется, потрудились на славу. Но я предлагаю Вам самим оценить свою работу. Если вы полностью удовлетворены своей работой и считаете, что  у вас всё прекрасно получилось – «Медаль Знатока истории».

VII Этап закрепления изученного материала.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА –подвести итоги урока.

СОДЕРЖАНИЕ –проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.

Учитель с помощью последовательности вопросов подводит учащихся к формулировке общих выводов по теме в целом.

Слайд №13

VIII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения .

СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению;  включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом.

ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи этапа – правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа выбирает задание. Подготовить сообщение  по темам «Памятники, посвященные победе русских войск  в Отечественной войне 1812 года», «Картины художников о войне 1812 года»,  «Герои войны 1812 года»  

Для этого дома поищите информацию в интернете. Вместе подготовим презентацию для выступления на следующем уроке.

Прочитайте текст, помещённый на этих страницах 112 – 113.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. 1 - 4 класс. М., Просвещение, 2004.
  2.  О. В. Казакова и др. «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир»: Москва «ВАКО», 2008г.

3. А. А. Плешаков Мир вокруг нас. 4 кл. В 2 ч. - М.: Просвещение. 2008г.

4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас Проверим себя. Тетрадь для учащихся четырёхлетней начальной школы. - М.: Вита-Пресс 2009г.

5. http://www.seznaika.ru/istoriya/kontrolnye/4065------1812-

Тест по истории. Отечественная война 1812 года

6. http://kiwi.kz/watch/ghux3fn3f08o/download/ Песня

«Хоть Москва в руках Французов - это право не беда!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)

Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы»   Предлагаемый учебный материал может быть ис...

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

Открытый урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Данный материал может быть использован на уроке окружающего мира, истории, внеклассном мероприятии. К уроку есть слайдовая презентация....

Урок истории на тему "Отечественная война 1812 года".

Конспект урока истории на тему "Отечественная война 1812 года"....

Презентация к уроку истории на тему "Отечественная война 1812 года".

Презентация к уроку истории, посвящённому Отечественной войне 1812 года....

Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"  поможет провести качественное мероприятие по войне 1812 года....

конспект урока по окружающему миру "отечественная война 1812 года"

Цель урока: формирование представления учащихся о войне 1812 года.Задачи: Образовательные задачи урока:Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны...