Открытый урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Данный материал может быть использован на уроке окружающего мира, истории, внеклассном мероприятии. К уроку есть слайдовая презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_4_klvoyna_1812_goda.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру .   УМК «Школа России»

                                                         4 «А» класс.

Тема: «Отечественная Война 1812 года»

Тип урока: Урок получения новых знаний об историческом событии.

Цели:

 1. Познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года; основными этапами, героями;

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине на примерах подвигов российского народа..

Задачи:

 1. Сформировать у учащихся представление о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках  победы России в войне.

2. . Развивать речь, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

  1. Карточки для проверки домашнего задания.
  2. Карточки с датами, основными терминами.
  3. Компьютер с проектором.
  4. Слайдовая презентация.
  5. Тесты 4 кл. А.А.Плешаков и др. ,из-во «Просвещение»
  1. Интернет - источники

http://images.yandex.ru/yandsearch, ru.wikipedia.org/

                                              Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

3 ученика получают карточки с вопросами по теме домашнего задания.

 Карточка 1. Какие перемены произошли в России за время царствования Екатерины Великой?

Карточка 2.  Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков?

Карточка 3.  Что вы знаете о жизни дворян и крепостных крестьян?

Пока эти ученики готовятся к ответу, остальные ученики выполняют тест по теме «Екатерина Великая» с последующей взаимопроверкой.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Мне хотелось бы начать наш урок с отрывка стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром,
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина

Учитель: 

  1. Ребята, как вы думаете, какие события описывает Лермонтов в этом отрывке?
  2. Какие главные слова вы услышали в этом отрывке?
  3.  Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения? (Дети отвечают)
  4.  Как вы думаете из стихотворения, какую страну хотел покорить Наполеон?

(Учитель открывает на магнитной доске карточки с важными названиями (заранее подготовленные): Москва, Россия, французы, Бородино, сражение, пожар.

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? ( Слайд 1) Тема нашего урока “ Отечественная война 1812 года ”. Мы будем говорить о важном историческом событии, об  угрозе, которая нависла над Россией, о великих полководцах и героях этой войны.

3. Подготовка к восприятию темы.

-Назовите знаменитых военачальников. (Слайд 2) ( Слайд 3)

-Ребята, может быть из вас кто-нибудь знает, кто был императором Франции и России? (Наполеон Бонапарт и Александр 1).  ( Слайд 4)

Александр I  родился1777, умер1825, российский император с 1801.  Вел успешные войны с Турцией и Швецией . При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии , Финляндии , Азербайджана.

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы.Ещё в детстве, он мечтал о военных победах.Сын бедного дворянина Наполеон окоечил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет.  В 24 года он произведён в чин генерала, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.  С одной стороны — блестящий полководец, обаятельная личность, гордость Франции, с другой стороны — захватчик, разрушающий города, проливающий кровь,  несущий смерть, страдания, боль и слезы.        Более 15-ти лет водил он войска в разные страны — и всюду побеждал. Он планировал захватить Россию, и стать владыкой мира. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

  1. Изучение нового материала

Итак, давайте вернёмся в 1812 год.

      К этому времени почти вся Европа была в его подчинении Наполеона. Оставалось завоевать  Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией.  Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией. На Россию двигалась лавина, смерч, который не знал препятствий и поражений. Наполеон, обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался.  Наполеон привел к границам России огромную армию (600 тысяч войска из подвластных ему народов). « я иду на Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»     Работа с учебником на стр.80                                                                                                     В ночь на 12 июня 1812  началась  война.                                                                                                                                                            Наши военачальники, видя тройное превосходство противника, понимали: если немедленно броситься в бой и драться до последнего, то это приведет к неминуемому поражению и гибели всей России. Поэтому было принято единственно верное решение: увернуться от удара противника, сберечь войска, отвести их в глубь России, соединить три армии в единое целое у города Смоленска.                                   

    Работа с картой в учебнике(стрелки к Смоленску)                                                                   Наполеон не сомневался в захвате Смоленска быстро и без особых потерь. 16 августа 1812 г. на рассвете Наполеон обрушил на укрепления русских пехоту, кавалерию и огонь 300 орудий. Под их ядрами  запылал весь город.

Работа с картой (стрелки французов к Смоленску)

      Горели дома, продовольственные лавки, сараи, амбары. Рушились здания. Среди огня, в дыму и пыли, метались жители, плакали дети, стонали раненые.  Наполеон бросил на штурм Смоленска лучшие армии.

   В этом сражении он потерял  15000 солдат и офицеров — и не достиг цели. Русская армия, потеряв 10000 человек.   Она сохранила свои основные силы, но снова отошла, закрывая дорогу на Москву. Наполеон преследовал ее, желая разгромить, но каждый раз, настигая, получал отпор, неся большие потери. Наполеона всегда поражала стойкость и боевое умение русских солдат.   Но тревожила Наполеона не только стойкость русских солдат, но и ненависть мирных жителей России.                                                                                                

   Работа с учебником на стр. 82

Учитель: Как вы можете охарактеризовать русский народ? Какие черты характера присутствуют у людей, которые встали на за защиту родины?                                                                                      

     Жители сел и городов уходили в леса, отдаленные от военных действий, забирали  продовольствие, угоняли скот, жгли стога сена и хлеба, чтобы они не достались врагу.  Французские солдаты голодали, гибли от бескормицы лошади. Партизанские отряды  наносили большой урон врагу потому, что нападали внезапно, ночами и на рассвете, из лесов и засад.                    

  Учитель: Как вы думаете, какое название получила война 1812 года после того, как на защиту родины встал весь народ? (Просто война превратилась в войну Отечественную).  Кутузов – первый полководец, который сумел организовать действия армии и партизан.
Когда  Наполеон взял Смоленск, и серьезная опасность нависла над Россией, Александр I  назначил  Главнокомандующим русской армии Михаила Илларионовича Кутузова – прославленного полководеца, ученика и соратника Суворова. Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. Прибыв  в армию , главнокомандующий про себя сказал : «Как можно отступать с такими молодцами?»  

Все с нетерпением ждали боя , но на следующий день был отдан приказ отступать. На расстоянии 100 верст от Москвы , близ села Бородино Кутузов остановился. (Слайды 5,6)   Здесь 26 августа 1812 года произошла знаменитая Бородинская битва (Слайд 7). Русских было 100 тысяч, а французов – более 130 тысяч.  С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, а за ним - другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря.Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. ( Слайды 8-11). Битва проходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела уступать победы. В этом ужасном побоище, длившимся 15 часов, обе стороны потеряли до 50 тысяч человек каждая. «Из всех  моих сражений самое ужасное то, которое я дол под Москвой» - вспоминал Кутузов.

( Заранее подготовленный ученик читает отрывок «Бородино» М.Ю.Лермонтова)

В подмосковной деревне Фили Кутузов созвал военный совет. Было решено оставить Москву без боя. Кутузов хотел сохранить русскую армию, Выиграть время для стягивания новых сил. Недолго французы пробыли в Москве. Есть было нечего: Партизаны перехватывали обозы, холодно, жить негде. Силы французов таяли и враги оставили Москву. Контрнаступление русской армии завершилось разгромом французов на реке Березине.  14 декабря последний солдат французской армии покинул пределы Российской империи. Михаил Илларионович Кутузов поздравил свои войска с победой. «Какой полководец не поразит врагов с таким мужественным народом? Я счастлив предводительствовать русскими».     «Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!».                                                                                                     Война с Россией решила судьбу Наполеона. Началось освобождение народов от наполеоновских захватчиков. Имя М.И.Кутузова навечно вошло в историю побед русского народа.

     В честь победы русских войск в войне и в память о погибших русских солдатах  построены памятники . Кто знает какие? ( Казанский собор в Петербурге) (Слайд 12)

Там хранятся французские полковые знамена, гробница Кутузова, а перед здание собора стоят два памятника: Кутузову и Де Толли. (Слайд 13)

А в Москве в 1812 году был воздвигнут Храм Христа Спасителя. (Слайд 14)

     В 2012 году исполняется знаменательная дата в общественной и политической жизни России — 200 лет Отечественной войне 1812 года, которая стала событием национального и европейского значения.  

  1. Закрепление изученного.  (Слайд 15)
  2. Итог урока.

- О каком историческом событии мы сегодня говорили?

6. Домашнее задание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку, документальный фильм. Прентацию можно скачать с файлообменника http://files.mail.ru/XCV3CD  Документальный фильм (вставленный в 22 кадр) можно скачать с файлообменника http:/...

Первый урок по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок по теме "Отечественная война 1812 года" Цели урока: Дидактические цели:создать условия для формирования представления о войне 1812 года;показать общую картину Отечественной войны (кто начал,...

урок окружающего мира "Война 1812 года"

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме: "Война 1812 года"...

Презентация к уроку окружающего мира"Война 1812 года и ее герои"

Данную презентацию можно использовать к урокам и внеклассным мероприятиям....

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...