Главные вкладки

    Классный час по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)
    классный час (4 класс) на тему

    Заступова Наталья Владимировна

    Классный час по теме:

    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

    (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Пугачёва Саратовской области им. М. В. Ломоносова»

    Классный час по теме:

    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»

    (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

                                                                                                 Подготовила и провела

            учитель 4 В класса

            Заступова Н.В.

     2017 год

    Цель - создание условий для:

    • развития и формирования интереса у  воспитанников  к истории страны, к ее героическому прошлому через изучение подвигов предков;
    • формирования представлений о воинском долге и верности Отечеству;
    • систематизации знаний о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков;
    • воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и ее народ.

    Задачи:

    • Образовательная: систематизировать знания о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков; сформировать целостное представление о роли и значении Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года;
    • Развивающая: развивать критическое мышление, речевые компетенции обучающихся; способствовать повышению информационной культуры кадет;
    • Воспитательная: активизировать военно-патриотическую воспитательную работу в классе; воспитание патриотизма, любви к Родине.

    Планируемые результаты:

    •  познакомиться с одним из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков в Отечественной войне 1812 года;
    • оценивать свои и чужие поступки;
    • находить необходимую и достоверную информацию в разных источниках (книги, электронные ресурсы); анализировать; обобщать и делать выводы;
    • умение излагать своё мнение, аргументируя его; создавать тексты (как устные, так и письменные).

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Перед началом мероприятия звучит солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки». (слайд 1)

    1. Освоение нового материала

    (Слайд 2)  

    «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
    Москва, спаленная пожаром, 

    Французу отдана?
    Ведь были ж схватки боевые?
    Да, говорят, еще какие!
    Не даром помнит вся Россия
    Про день Бородина!»

    (М. Ю. Лермонтов[1])

    (Слайд 3) Ребята! Вам знакомы эти строки? Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить об одном из великих событий в истории нашего Отечества - победе русского народа в войне с Наполеоном в 1812 году. Мы будем говорить о Бородинском сражении русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией, которое  произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года. Это день воинской славы России. Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) – это победные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории нашей Родины.

    Бородино! Эта мало кому известная до 26 августа 1812 г. подмосковная деревушка  стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. против французских захватчиков. Его целью было упорной обороной добиться истощенья Наполеоновской армии и прекратить наступление французов к Москве.

    На Бородинском поле русские солдаты нанесли непобедимой ранее наполеоновской армии удар такой силы, что эта армия уже не могла оправиться. Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона. Европа с помощью России получила свой шанс на свободу.

    (Слайд 4) К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Решив убрать последнее препятствие к мировому господству, на рассвете 12 июня 1812 года армия Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Бонапарта было взятие Москвы. Он говорил, что если возьмет Киев, значит, возьмет Россию за ноги; если овладеет Петербургом - возьмет ее за голову, но, захватив Москву, тем самым поразит Россию в самое сердце. Русская армия по целому ряду причин не могла дать генерального приграничного сражения. Она начала вынужденное отступление вглубь своей территории. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство.  Император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И.  Кутузова. 

    Чтец 1:                         Война Отечественной стала:

    Патриотизм достиг высот,

    Каких страна ещё не знала,

    И в ополчение идёт

    И стар, и млад из всех сословий,

    Чтоб доказать горячей кровью,

    Как им Отчизна дорога,

    И все хотят побить врага.

    Деревни, сёла, города

    Не пожалели средств и силы,

    Отдали всё родной России,

    Чтобы спасти её тогда.

     (Слайд 5) Кутузов начал подготовку к сражению, которое произошло на  широком, просторном поле у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. 26 августа 1812г. (по старому стилю), в половине шестого утра началось знаменитое Бородинское сражение. «Чуть рассвело – а неприятель уже послал свое первое ядро. Одно из первых ядер пролетело над нашими головами и попало прямо в крышу того дома, где находился Кутузов!» - вспоминал  ординарец М.И. Кутузова И.Р фон Дрейлинг. Наша артиллерия тотчас открыла ответный огонь.

    Чтец 2:                           Вам не видать таких сражений!..

    Носились знамена, как тени,

    В дыму огонь блестел,

    Звучал булат, картечь визжала,

    Рука бойцов колоть устала,

    И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.

    (М. Ю. Лермонтов Бородино)

    Педагог: Сражение продолжалось до 6 часов вечера. В течение дня бои происходили на разных участках Бородинской позиции русских. Вот что вспоминал один из участников битвы, офицер и русский поэт Ф.Н. Глинка: - «В рассветном воздухе шумела буря. Ядра визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались. В пять минут сражение было уже в полном разгаре».

    Самые длительные и напряжённые бои происходили за Багратионовы флеши и за батарею Раевского. Наполеону пришлось восемь раз атаковать Багратионовы флеши, пока, наконец, ценой ужасающих потерь удалось взять их около полудня.

    Чтец 1:                 Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
                                              Французы двинулись, как тучи,
                                                          И всё на наш редут.

    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нами,
           Все побывали тут.

                 (М. Ю. Лермонтов Бородино)

    Чтец 2:                       Изведал враг в тот день немало,

    Что значит русский бой удалый,

    Наш рукопашный бой!..

    Земля тряслась, как наши груди

    Смешались в кучу кони, люди,

    И залпы тысячи орудий

    Слились в протяжный вой...

    (М. Ю. Лермонтов Бородино)

    Сражение, которое продолжалось около 15 часов, стихло лишь с наступлением сумерек. Русские войска отошли от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, и их настроение было таково, что все, от рядового до генерала считали баталию выигранной. Была уверенность, что «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».

    (Слайд 6) Сражение при Бородино было невиданным по численности. В нём с обеих сторон приняло участие 250 тысяч человек (примерно 115 тысяч россиян и 135 тысяч - французов). Оно было невиданным по потерям: только за один день было убито и ранено 100 тысяч человек и упорству обеих сторон в достижении победы.

    В сражении не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели как потери, так и трофеи. Французская армия уже не могла победить россиян, а русская армия была еще не в силах разгромить французов. Но свою славу непобедимости Наполеон Бонапарт потерял. Бородино надломило моральный дух французской армии, пошатнуло её уверенность в победе и предопределило поражение Наполеона в этой захватнической войне. Так и случилось вскоре.

    Кутузов принимает решение отступить, дав отдых войскам и собрав новые силы. Французы вошли в Москву. Город был пуст, москвичи покинули его. Москва горит. Положение армии неприятеля быстро ухудшалось. Тыловые базы французов остались далеко позади. Солдаты Наполеона изымали продукты у местного населения. Всюду бесчинствовали фуражиры и мародеры. Приближалась зима. Наполеон понимает, что зимовать в сожженной Москве, тогда как подмосковные крестьяне, как прежде смоленские, ушли в леса, было бы безумием. Император французов дает приказ отступать на Смоленск и с жалкими остатками своей многоязычной армии покидает Россию.  

    (Слайд 7) Педагог: «Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну», - отмечает С.П. Алексеев.

    Чтец 1:                       России быть, нам быть дано,

    Пока жив дух Бородино.

    Бородино!.. Да кто в России

    Не знает про Бородино?

    Прошли века, но с прежней силой

    Волнует нашу грудь оно.

    Отвага, мужество, и слава,

    И небывалый героизм,

    И гордость за свою державу

    Навечно в слове том слились.

    Чтец 2:                          Оно как символ русской славы

    Вошло в историю навек,

    И без него своей державы

    Не мыслит русский человек

    Среди героев Отечественной войны 1812 года было немало саратовцев. Генерал-адъютант Василий Васильевич Орлов-Денисов, уроженец Вольского уезда, основатель нынешнего г. Шиханы, командовал полком. Его полк первым встретил вторжение неприятеля на р. Неман. Портрет генерала кисти художника Д.Доу находится в петербургском Эрмитаже.

    В эскадроне ротмистра Петра Сидоровича Подъяпольского всю войну прослужила знаменитая «кавалерист-девица», единственная женщина-офицер русской армии в войне 1812 года  Н.А. Дурова. Одним из офицеров эскадрона был поручик Афанасий Алексеевич Столыпин – родной брат бабушки

    М.Ю. Лермонтова. После отставки с армейской службы А.А. Столыпин поселился в Саратове.

    Уроженец с. Ключи Балашовского уезда Авраам Сергеевич Норов 17-летним прапорщиком защищал Багратионовы флеши. Ядром вражеской пушки ему оторвало ступню правой ноги. Ногу пришлось ампутировать по колено. Несмотря на тяжелое ранение, продолжал военную службу и вышел в отставку только в 1823 году в звании полковника – и это в 28 лет! Впоследствии он стал министром народного просвещения Российской империи, сенатором, академиком.

    Уроженцы Саратовской губернии награждались орденами и медалями за крупные сражения Отечественной войны 1812 года, а затем и Заграничного похода русской армии, в ходе которого русские войска взяли Берлин, а затем и Париж.

    В Саратовской губернии жили и трудились несколько тысяч военнопленных – участников неудавшегося похода Наполеона в Россию. В Аткарске пленных разделяли на команды. В Саратов отправлялись только офицеры. Остальных расселяли по уездным городам Аткарску, Вольску, колонии Сарепта. Многие из военнопленных остались в России, обрели здесь семьи, внесли свой вклад в развитие губернии. Итальянец П.И. Кайро в 1815 году открыл первую в Саратове лавку по продаже табака.

    Самым знаменитым из французских военнопленных стал Жан-Батист Николя Савен, проживший в Саратове 82 года. Саратов превратился для него  фактически во вторую родину. Кавалер ордена Почетного легиона, стал преподавателем французского языка и фехтования. Незадолго до смерти на 127 году жизни награжден французским правительством орденом Святой Елены.

    В честь победы русского оружия над Наполеоном в Саратове по проекту архитектора В.П. Стасова был сооружен в 1815-1836 гг. Александро-Невский собор. Разрушен в ходе антирелигиозной кампании большевиков в 1930-е годы. Сейчас на его месте стадион «Динамо». В Вольске в 1844 был воздвигнут Иоанно-Предтеченский собор, также не сохранившийся до наших дней.

     (Слайд 8) Ребята! Более подробно узнать о том славном времени вы сможете, познакомившись с дополнительной литературой по теме.

    1. Закрепление изученного материала

    (Слайды 9-15) А теперь, ребята,  я предлагаю вам викторину. Из трех предложенных вариантов ответов нужно выбрать один правильный. Тогда представленная на слайде картинка из серой станет цветной.  Готовы?  

    1.        В каком году было Бородинское сражение?

    а) 1917 г.; б) 1812 г.; в) 1380 г.

    2. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Императоры: а) Александр I; б) Николай II; в) Павел I).

    3.        В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (а. 80; б) 105; в) 125).

    4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (П.И. Багратион; М. И. Кутузов; А.В. Суворов).

    5. М. И. Кутузов утверждал: «Перед сражением главное — ...». (Вставьте пропущенное слово вместо многоточия).

    а) подкрепиться; б) выспаться; в) помолиться.

    6.        Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов        » (а. бить французов; б) убить Наполеона; в) освободить Европу).

    1. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 16)

    Ребята, как вы считаете, битва у Бородино чему нас учит? Можно ли покорить Россию? (Дети отвечают). Россия никогда не будет покорена. Битва у Бородино – это яркий пример героической борьбы русского народа за независимость своей страны. Своих героев народ помнит и чтит.

    Спасибо всем за работу. Наш классный час окончен (В конце мероприятия звучит солдатская песня «Взвейтесь соколы орлами». На экране демонстрация  заключительного слайда (слайд 16)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""

    Цель урока- сфомировать представление  учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...

    Вопросы по теме "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

    Презентация содержит 8 контрольных вопросов к уроку мужества, посвященному 200- летию Бородинскому сражению. Учащимся предстоит выбирать из трех вариантов ответа: Кутузов, Бородино, Наполеон....

    Урок окружающего мира в 4 классе. Монопроект по теме «Страна, открывшая путь в космос»

    Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос» является заключительным  уроком раздела «Страницы истории Отечества». Целью данного раздела является знакомство учащихся  с...

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Отечественная война 1812 года"

    Знакомство учащихся с событиями Отечественной войны 1812 года через работу с текстом по внутритекстовым и послетекстовым вопросам....

    Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года".

    Урок проводится по программе А.Плешакова и М.Новицкой "Окружающий мир" (УМК "перспектива"....

    урок окружающего мира в 4 классе по теме "Отечественная война 1812 года"

    Данная разработка урока разработана для урока окружающегомира в 4 классе...

    Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 года)

    Презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (1сентября - урок окружающего мира в 4 классе, посвященный 205-й годовщине Бородинского сражения в ходе Отечественной войны 1812 г...