Методическая разработка внеклассного мероприятия « День Матери в России»
методическая разработка (4 класс) на тему

Никандрова Алефтина Леонидовна

Сотрудничество семьи и школы – залог успеха.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, отношения – семейный уклад.

Именно в школе складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: внеклассная работа

Тема Методическая разработка  внеклассного  мероприятия  « День  Матери в России»

Класс: 4

ФИО    Никандрова Алефтина Леонидовна

ОУ: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 70 г. Кирова»

Пояснительная записка.

           Вопрос духовно - нравственного воспитания детей в настоящее время является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

            Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.

            На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

        В стране сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения, характерными причинами которой явилось следующее:

отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе;  спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи; отсутствие патриотического воспитания;  резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.

        Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную,     семейную деятельность обучающегося и его родителей.

      Сотрудничество семьи и школы – залог успеха.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, отношения – семейный уклад.

Именно в школе складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь родителям в проблемах воспитания. У каждого ребёнка есть желание жить в дружной семье, благополучной, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

        Принимая первоклассников, ставлю цель: сплочение всех участников образовательного  процесса:  детей, родителей, учителей как один из компонентов воспитания  духовно-нравственной  личности.  

Знакомясь с новыми своими учениками и их родителями, я ставлю перед собой задачу применять в работе активные современные способы организации совместной деятельности учителя, родителей и детей, которые позволят каждому ученику проявить свою индивидуальность и повысят воспитательный потенциал семьи.

Исходя из этого, включаю раздел «Мои родные люди»  в программу  по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Сформулированные в разделе цели, задачи обусловили основные направления, содержание и формы работы с родителями, школьниками по духовно-нравственному воспитанию. Это организационная деятельность классного руководителя по взаимодействию с родителями, развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Систему воспитательной работы с классом строю с учетом особенностей класса, индивидуально-личностных характеристик каждого ребенка, позиции родителей, возможностей классного руководителя.

       Время показало результативность и значимость проделанной работы. На завершающем этапе начальной школы, в четвёртом классе, самой главной и первой образовательной ступени, успехи ребят  предоставили возможность убедиться, что работа, которую я проводила, не пропала даром. Качество знаний учащихся – 70%, ребята - победители районных мероприятий, всероссийских и областных конкурсов.

    Оценка  классного руководителя 5 кл.: «Детский коллектив  сплоченный, высокая заинтересованность родителей в делах детей, уважение и любовь детей к семейным традициям». Сейчас всем классом (в 5 классе) занимаются в краеведческой школе: изучают историю семьи в истории России.

Работа в этом направлении привела к положительным изменениям во взаимоотношениях между детьми и родителями. Легче стало находить общий язык со всеми родителями учащихся. Для родителей правилом стало советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка. Взаимодействие с родителями стало более эффективным, так как было удалось создать единое воспитательное поле, единую социальную среду, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.

Методическая разработка  внеклассного  мероприятия

« День  Матери в России»

Цель: сплочение всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей как один из компонентов воспитания  духовно-нравственной  личности.

Задачи:

- учить детей собирать, систематизировать  материал по истории возникновения современных семейных праздников, знакомить  с особенностями проведения Дня Матери в разных странах мира;

- воспитывать любовь, благодарное отношение и уважение к мамам  и бабушкам, способствовать укреплению внутрисемейных связей и сплочению семьи;

-  развивать творческие способности детей

Подготовительная работа.

а) Подготовить медиапрезентацию по теме конкурса.

б) Подготовить выставку «Увлечения наших мам».

в) Подготовить выставку детских рисунков «Моя любимая мамочка».

г) Подготовить выставку сочинений «Моя мамочка».

Оборудование:

1) экран, компьютер, медиапроектор;

2) медиапрезентация по теме Конкурс  День Матери

3) разрезанные пословицы;

4) призы;

5) сочинения о мамах;

6) рисунки мам;

7) бумага, ручки для участников;

8) таблички с названиями групп;

9) подарки для мам.

Участники: дети 10 -11 лет, члены их семей.

Место проведения: классный кабинет.

Продолжительность: 50 минут.

Учитель: Послушайте песню и посмотрите на экран, а потом скажете: о чем мы сегодня будем говорить? Какую тему мы сегодня затронем? (Звучит музыка песни «Лучше слова у меня нет» на фоне презентации  «Мама и я».)

Учитель: Какие образы у вас возникли при прослушивании песни? Какие слова вам очень близки в этой песне?

Ребята! Сегодня мы будем говорить о самом близком человеке – о маме.

Ученик:  Мама — первое слово,
                              Главное слово в каждой судьбе.
                              Мама жизнь подарила,
                              Мир подарила мне и тебе.

Учитель: Мама, мамочка. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет вас до старости. Мама учит быть вас мудрыми, дает советы, заботится о вас, передает свои песни, оберегает вас.

        Обычно эта тема появляется весной, ближе к 8 марта. Почему же мы заговорили о ней сегодня? На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Зачем нужен День Матери? Ведь есть же 8 Марта… (Ответы детей).

Учитель: К сожалению, этот вопрос можно услышать довольно часто, и те, кто его задают, просто плохо знают историю этого дня и забывают, что 8 Марта – это день, в который принято поздравлять всех женщин, не только мам, а даже маленьких девочек. Так неужели наши мамы не заслужили свой, особенный день?

День Матери в России.

Беседа: У вас на партах есть текст. Давайте посмотрим: как и когда появился праздник День матери в России?

     Инициатива учреждения этого праздника в России принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. День матери отмечается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 30.01.1998 года № 120 «О Дне матери» в последнее ноябрьское воскресенье. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей-одиночек.

Продолжение беседы: Кому принадлежит инициатива учреждения этого праздника? В каком году был подписан Указ о Дне матери в России? Кто был Президентом России? В этом году праздник  в России – 28 ноября.

История праздника.

Учитель: Есть ли подобный праздник в других странах и как его отмечают? Как вы думаете? В других странах тоже празднуется этот праздник, но в  другие числа. Об этом нам расскажут ваши одноклассники.

 Ученик: Чествование женщины-матери имеет многовековую историю. По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, предназначенная  для почитания Великой Матери - богини, матери всех богов.          

 Ученик: С  XVII по XIX век в Великобритании отмечалось так называемое «Материнское воскресенье» — четвёртое  воскресенье  Великого поста, посвящённое чествованию матерей по всей стране.

Ученик: В США «День матери»   — день единства матерей в борьбе за мир во всём мире.    В 1910 году штат  Виргиния первый признал День Матери официальным праздником. В 1914 году, президент США  объявил второе воскресенье мая национальным праздником в честь всех американских матерей.

Слайд 7. Ученик: На Украине День матери начали отмечать еще в 1929 года, но со временем о нем подзабыли. Сегодня этот день отмечают во второе воскресенье мая, скромно, без торжеств.
     В Греции День матери отмечается 9 мая. История праздника ведется со времен античной Греции, когда греки отмечали весной день матери всех богов, Геи.

 Слайд 8. Ученик: День матери в Беларуси отмечается 14 октября с 1996 г. в соответствии с распоряжением президента республики.

Учитель: А мы четвероклассники, празднуем День матери сегодня. В гостях у 4 «А»  класса мамы, бабушки и гости. Пусть наш праздник будет радостным, веселым!

I. Игра:  «Найди меня».  

 Учитель: А начнем мы праздник с игры «Найди меня!»    (Маме  завязывают глаза.  По реплике: «Мама, я тебя люблю!»  -  мама ищет  своего ребенка).

II. Конкурс: «Ласковое слово для мамы».

Учитель: Материнская ласка не знает предела. А вы, ребята, всегда бываете ласковыми со своими мамами? Каждый сейчас постарается найти и сказать ласковое слово для мамы. Стараемся не повторяться!

   Учитель: С помощью этих слов можно даже грустной маме вернуть хорошее настроение. Помните об этом всегда, дочери  сыновья!

III. Конкурс:  «Собери пословицы».  

Учитель: Во все времена все народы с любовью и уважение относились к женщинам, дарующим жизнь. Эта великая любовь нашла свое отражение в устном народном творчестве – пословицах и поговорках. На столе у вас пословицы, которые вам нужно  собрать и прочитать: громко, выразительно.   (Работа в группах).

  1. Нет милее дружка, чем родима матушка.
  2. Птица рада весне, а младенец матери.
  3. Мама  в  доме - что  солнышко  на  небе.
  4. Материнская ласка не знает конца.

IV.   Инсценировка:  «Сыновья» Валентина Осеева.

Действующие лица: Три женщины у колодца, три мальчика, старик.

Учитель: Три женщины брали воду из колодца. Подошёл седой старик, присел на камушек. И вот слышит он, как одна женщина говорит:

1 женщина: Мой сын так ловок и силён, с ним никто не сладит.

2 женщина: А мой весь день заливается, как соловей. Ни у кого голоса такого нет.

 3 женщина молчит.

1 женщина:  Что же ты нам про своего сына ничего не скажешь?

3 женщина: Что ж сказать? Ничего в нём особенного нет.

Учитель: Вот набрали женщины полные вёдра  и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода в глубоких вёдрах, ломит спину. Вдруг навстречу им выбегают три мальчика. Первый через голову кувыркается, колесом ходит – залюбовались его ловкостью женщины. Второй песню поёт, как соловей заливается – заслушались женщины. А третий просто к матери подбежал, взял у неё вёдра и понёс сам. Спрашивают первые две женщины старичка:

1 и 2 женщины: Ну что? Каковы наши сыновья?

Старик: А где же они? Я только одного сына вижу!

Учитель: Почему старик увидел только одного сына? Кого из мальчиков старик посчитал сыном? (Ответы детей).

Учитель: Послушайте стихи… «Помощница» Агнии Барто  в исполнении… и   «Стирка» Е. Благининой  в исполнении...  

Учитель: А как вы помогаете своим мамам? ( Ответы детей)

 V. Защита  рисунков и сочинений.

 Учитель: Взгляните на своих мам, какие они красивые. А ещё они учат и вас быть красивыми и уметь видеть красоту вокруг себя. Каждому человеку кажется, что именно его мама самая добрая, самая красивая, самая весёлая и ещё много чего самая-самая... (Дети рассказывают о своих мамах, зачитывая свое сочинение или по рисунку). Приложение 1. 

Учитель: Мамы, вам понравились ваши портреты и сочинения детей?

Наши дети поработали журналистами и взяли интервью у своих мам. Что же они узнали? Что любят мамы? О чем они мечтают? (Журналисты рассказывают о своем интервью). Приложение 2.

VI.    Учитель:  Как вы думаете, легко ли быть мамой? ( ответы детей)

  1. Кто вам слёзы вытирает?  
  2. Ранки лечит?  
  3. Кто нежно – нежно поцелует?
  4. Кто помогает с выполнением домашнего задания?
  5. Кто учит дружить?
  6. А вы видели, как плачет ваша мама?
  7. Что вы в этот момент испытывали?
  8. Как ее утешали?

VII.   Давайте подарим нашим мамам и бабушкам стихи.  (Дети читают мамам стихи).  

VIII.   Творческие конкурсы:

 1. Учитель: Теперь попробуем для мамы сочинить рассказы (работа по группам).

Слайд 19.

  1. Какие у мамы руки?   (золотые, мягкие, добрые …) – 1 группа.
  2. Какое у неё сердце? (удивительное, мудрое,…) – 2 группа.
  3. А голос? (Ласковый, нежный, добрый, мягкий ,..) – 3 группа.
  4. Какой у мамы взгляд? – 4 группа.

 2. Учитель: Дети, составьте предложения со словами (по группам).

Слайд 20.   ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, КРАСОТА.

3. Вручение подарков мамам, которые дети сделали своими руками.

Ученик:  Я придумал закон возвращения:

                 Если просишь у мамы прощения,

                То она меня сразу прощает

                И улыбку свою возвращает.

Учитель: И  с этими добрыми словами подарите мамам подарки.

Клип «Когда твоя мама с тобой». 

4.  Рефлексия. Слайд 21. Учитель: Сегодня был особенный праздник,  потому что…

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  3. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. 1-4 классы. Москва. Изд. Глобус. 2008.
  5. Воспитание. 4 класс. Минск. Книжный дом. Экоперспектива, 2004.
  6. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
  7. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. 1-4 классы. Москва. Изд. Глобус. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Растим патриотов России"

Участвовала в областном конкурсе "Растим патриотов России", заняла 3 место....

Урок окружающий мир в 1 классе "Почему радуга разноцветная?" Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

Урок поможет сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение...

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 "Б"классе ГБОУ СОШ №326 Тема:"Письмо строчной и заглавной буквы Э"

методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 классе "Б" Тема: "Письмо строчной и заглавной буквы Э"...

Методическая разработка "Государственный флаг России"

ЦЕЛЬ: Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.ЗАДАЧИ:1. Познакомить с одним из главных символов России (флаг) .2. Вызвать у детей уважение к могуществу державы, её независимости.3...

Учебно-методическое обеспечение системы «Школа России»

Для работы по УМК «Школа России»  у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, демонстрационные таблицы по русскому я...

Методическая разработка. Проект "Города России"

Методическая разработка. Проект "Города России". Город Пушкин...