Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Писаревская Галина Васильевна

Урок окружающего мира в 4 классе в форме  заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года".  Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых славных вех истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_otechestvennaya_voyna_1812goda.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –

Теренгульская средняя общеобразовательная школа

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Отечественная война 1812 года»

 

Автор: Писаревская Галина Васильевна

             Учитель начальных классов

Теренгуль

2012г.

Урок окружающего мира в 4 классе в форме заочная экскурсия.

Тема: Отечественная война 1812 года

Цель: сформировать у учащихся представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех истории России;

Задачи  урока:

Образовательная – познакомить  обучающихся  с  событиями  Отечественной  войны  1812  года  и  значением  для  России  Бородинского  сражения;  показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;  связать исторические события с их отражением в художественном произведении;  показать роль  русского  народа  в  Отечественной  войне  1812  года.

Развивающая – развивать познавательную активность, развивать умение работать в группе, укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы, умение считаться с мнением товарищей; развивать познавательный интерес, умение делать выводы,  обобщать;  развивать  речь;  обогащать  словарный  запас.

Воспитывающая - воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России;  чувство  гордости    за  свою  страну  и  благодарность  великим  людям,  служившим  России;  доброжелательное  отношение  к  людям.

Средства достижения поставленной цели: объяснительно-иллюстративные,  частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия. Разнообразные источники знаний,  магнитофонные записи, художественная литература, интернет-технологии, справочная литература.

Форма работы: групповая

Оборудование:  мультимедийное оборудование, политическая карта, словари русского языка, головные уборы русских солдат 19 века.

Ход урока

 

Прозвенел звонок весёлый

Мы все в класс спешим опять,

Чтобы к знаниям стремиться,

Что-то новое узнать…

Здравствуйте, ребята. Сегодня в нашем классе собралось много гостей, поприветствуем их, повернёмся и улыбнёмся.

( Слайд 1) От наших улыбок в классе стало теплей и уютней, и мы готовы начать свой необычный урок, на котором совершим заочное коллективное посещение музея т.е. совершим (дети отвечают … ЭКСКУРСИЮ)

Слайд 2

А направимся мы с вами в музей Отечественной войны 1812 года.

Где нам  предстоит познакомиться с событиями этой войны. В этом году вся Россия будет праздновать 200-летие победы в этой войне.

Перед посещением   музея, подумаем, на какой вопрос мы бы хотели получить ответ. Работаем по группам. Обсудите  задание в группах. (ответы детей…)

Слайд 3

Обобщение учителем:  Если мы внимательно прочитаем название этой войны, сам по себе напрашивается вопрос «Почему война названа Отечественной?» Вот на этот вопрос мы и попытаемся найти ответ.

Слайд 4

Но, чтобы приобрести билеты в музей, вы должны исследовать тему урока, для этого надо  объяснить значение слов в названии музея. Итак, работаем по группам: 1группа – в толком словаре найдёт значение слова ОТЕЧЕСТВЕННАЯ;

 2 группа в словаре русского языка Ожегова найдёт значение слова ВОЙНА; 3 группа воспользуется лентой времени и определит 1812 год – какой это век. Справившаяся группа подаст сигнал о выполнении, поднимет красный флажок.

Проверка выполненного задания, один человек от группы читает значения слов.

Обобщение учителем: Все группы справились и получают Смайлики:

Отлично -

Хорошо -

Удовлетворительно

Звучит музыка Прокофьева и мы входим в первый зал музея.

Слайд  5

Мы находимся в первом зале музея, где узнаем, как началась война 1812 года.

Перед нами карты двух государств. Но  названия государств не обозначены. Пользуясь политической картой исследуйте как  называются государства.  Для этого внимательно рассмотрите контуры государств, такие же контуры найдите на политеческой карте и прочтите названия государств. Справившиеся с заданием  группы поднимут красный флажок, просигналят о выполнении и получат смайлики.  

Как вы думаете, почему указаны именно эти 2 государства?  (Потому что эти 2 государства были участниками войны 1812 года)

Познакомимся,  каким было  государство Россия  перед войной.

К началу 19 века Россия стала одним из самых могущественных государств Европы. Во-первых, Россия занимала большую территорию; во-вторых, имела сильную армию и военный флот. В-третьих, успешно развивалась наука, культура, техника, искусство. Всё это привлекало чужеземных захватчиков. В начале 19 века, а точнее в июне 1812 года  многотысячная французская армия  вторглась в пределы Российского государства и начала войну против России.

Одного из наших экскурсоводов попросим рассказать о том, кто привёл французские войска  в Россию.

  Слайд 6

 Учащийся рассказывает о Наполеоне.

   Слайд 7

Обобщение учителем: Итак, Наполеон, мечтая покорить весь мир, двинул свои  полчища на Россию.

Русская армия была втрое меньше французской, удары французов были так сильны, что русские войска не смогли сдержать натиск противника и начали отступление.

Слайд 8

Переходим в следующий зал музея – «Генералы  русской   армии».

Слайд 9

Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов, талантливый русский полководец.

Подробней о нём расскажет  наш следующий экскурсовод.

Сообщение учащегося о М.И. Кутузове.

Работа с текстом  учебника. Задания группам

Найдите в тексте учебника на с. 113 как солдаты отреагировали на назначение Кутузова главнокомандующим.

Какие чувства они при этом испытывали?  

Обобщение учителем: Итак, во главе русской армии стоял опытный, отлично знающий своё дело полководец -  М.И. Кутузов, которого любили солдаты и беззаветно верили ему. Вот почему они встретили полководца с ликованием.

Слайд 10

В русской армии под началом М.И.Кутузова служили и другие храбрые генералы. Сейчас наш следующий экскурсовод расскажет о генерале Багратионе. (Сообщение учащегося  о Багратионе)

Слайд 11

Вашему вниманию представлен портрет ещё одного генерала русской армии  Николая Николаевича Раевского. Наш следующий экскурсовод готов рассказать о нём. (Сообщение учащегося о Раевском)

Прослушав  сообщения о генералах русской армии, какими вы их представили?  (Обсуждение в группах. Ответы учащихся: …, оценивание ответов  смайликами)

Обобщение учителем:

Действительно, перед нами предстали храбрые, мужественные, бесстрашные, целеустремлённые люди,  которые готовы защитить свою землю  любой ценой, даже ценой собственной жизни.

Физминутка  Наденьте головные уборы солдат русской армии 19 века и под звуки торжественной увертюры «1812 год» композитора П.И.Чайковского попробуйте изобразить марш бравых, отважных русских солдат, которые всегда готовы защищать Отечество.

Слайд 12

Наша экскурсия по музею продолжается и следующий зал, в котором мы оказались,  называется  «Бородинская битва».

Слайд 13

Отечественная война продолжалась. Войска Наполеона  несли большие потери, но продолжали наступать. С каждым днём они приближались  к Москве – сердцу России.  Наполеон считал, что захватив  Москву, он захватил Россию»

Слайд 14

Главнокомандующий  русской армии М.И. Кутузов стал готовить армию к решительному  сражению. Оно произошло на широком и просторном поле у села Бородина, в 110км. От Москвы, 26 августа 1812 года. В половине шестого утра на Бородинском поле заговорили пушки. Так началось сражение. Французские орудия открыли огонь по укреплениям, которые защищали солдаты под командованием    генерала Багратиона. Французы семь раз атаковали  позиции Багратиона, но все вражеские атаки были отбиты.

 Слайд 15

Очень жестокий бой разгорелся в центре позиций русской армии у Курганной высоты. Здесь сражались  солдаты генерала Раевского. И здесь русские солдаты сражались геройски, очень тяжело было русской армии противостоять многочисленному вражескому войску. Послушайте как описано сражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» (звучит звукозапись отрывка из стихотворения М.Ю.Лермонтова, стихотворение сопровождается показом слайдов)слайды  16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24,25,26

Как поэт описывает Бородинское сражение?

Что мы узнаем из стихотворения?

Прослушав стихотворение Лермонтова, рассмотрев картины художников, подумайте,  в чью пользу было сражение.  Обсудите этот вопрос в группе и дайте ответы. (ответы детей…За ответы группы получают смайлики)

Обобщение учителем: Русские войска стояли непоколебимо и грозно, готовясь к новому бою.  В донесении царю Российскому Александру 1 М.И.Кутузов писал «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизни за свое отечество».
Но, подсчитав свои силы, Кутузов приказал отступать. Французская  армия и после Бородинского сражения была ещё сильна. Путь к Москве Наполеону был открыт.     
Слайд №27

Перед русским командованием встал нелёгкий выбор: давать ли под стенами Москвы ещё одно сражение или оставить Москву неприятелю, но сберечь войско? На военном совете решено было оставить Москву без боя. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию»,- говорил Кутузов.

Слайд  28, 29, 30

И вот перед нами следующий зал – «Наполеон в Москве»

В этом зале  перед нами картины художника Верещагина, на которых изображено французское войско в Москве. Задание для групп: рассмотрев картины обсудите, какой предстала Москва перед Наполеоном.  (ответы детей …За ответы группам выдаются смайлики)

Обобщение учителем: Действительно,  всё складывалось не так, как ожидал Наполеон. Никто не встречал  его, город был опустошён и сожжён. Это событие отражено в стихотворении А.С.Пушкина . (ученица читает стихотворение А.С.Пушкина «Москва! Как много в этом звуке…)

Да, французам не легко пришлось в пустом городе, они голодали, начали есть своих лошадей. Ситуация осложнялась еще и тем, что весь народ поднимается на борьбу с Наполеоном.

Слайд31

Перед нами следующий зал «Герои  войны»

 Слайд 32, 33

Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов, получивший на это согласие  М.Кутузова еще до Бородинского сражения. Вскоре на занятых врагом  территориях начали возникать отряды из числа местных  жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием, убивали вражеских фуражиров.

Слайд 34

С наступлением первых морозов Наполеон вынужден был оставить Москву и всю Россию. Он уходил не победителем, а проигравшим.

Наступила очередь русской армии преследовать неприятеля.  Вскоре захватчики были изгнаны  с родной российской земли. Россия сумела отстоять свою независимость.

Слайд 35

Почему в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественная? Обсудите этот вопрос в группах.

Обобщение учителем:    
В этом году Россия торжественно отмечает 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, решающее в этой войне и одно из самых кровопролитных в истории, навсегда останется высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и мужества русского народа в борьбе за свою независимость против французской армии.
Слайд 36

Обобщение учителем: Хотя вторжение Наполеона принесло России неисчислимые бедствия, были разрушены города, сёла, погибли ценности. Но как не раз было в русской истории, весь народ опять поднялся на защиту Отечества. Потому в истории России война 1812 года осталась под названием Отечественной. В конце 19 века в Москве на деньги, собранные по всей России, в честь победы над Наполеоном был сооружён прекрасный храм Христа Спасителя.

Итог урока:   Чтобы  вернуться из музея в класс, группы отвечают на следующие вопросы:

1.Кто командовал французскими войсками во время войны 1812 года?

2.Почему русские войска отступали?

3. Кто стоял во главе русской армии?

4.Где прошло главное сражение?

5. Кто и как помогал русским солдатам?

6. Как русский народ увековечил память о тех страшных днях?

Рефлексия: группам учащихся предлагается закончить предложение

1.На уроке я понял …

2.Я узнал, что  …

Выставление оценок группам по подсчёту смайликов.

Домашнее задание.

По материалу учебника подготовить рассказ об Отечественной войне 1812 года.  Сходить в библиотеку и выяснить в каких художественных произведениях описаны события 1812 года. Составить выставку этих произведений.

Сегодня мы побывали в одном историческом музее, на территории нашего района тоже есть музеи, посетив их вы можете познакомиться с многими историческими событиями.

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока окружающего мира по теме:"Последовательность времен года" (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)

Представленная разработка урока постановки учебной задачи направлена на формирование следующих общеучебных компетенций обучающихся: • способность анализировать, • выделять существенное, • схематически...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе по теме: "Смена времен года"

Тип урока:  открытие нового знанияЦель: – организовать деятельность  учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"

Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"...

Урок по окружающему миру 4 класс "Война 1812 года" УМК "Планета знаний"

Цели:  Создать условия для ознакомления обучающихся с определением «отечественная война»;Способствовать формированию представления обучающихся о войне 1812 года; первоначальных умений...

Конспект урока по окружающему миру ТЕМА «Отечественная война 1812 года» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о войне 1812 года, о Бородинском сражении; знакомство учащихся с известными историческими деятелями – М. В. Кутузовым и Наполеоно...

Методическая разработка урока. Окружающий мир, 4 класс. Война 1812 года.

Методическая разработка урока в 4 классе по предмету: окружающий мир. Программа "Школа России". Урок открытия нового знания. В ходе урока дети "решают проблему", почему война 1812 ...