Урок по окружающему миру 4 класс "Война 1812 года" УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по истории (4 класс)

Гавришко Елена Владимировна

Цели:  Создать условия для ознакомления обучающихся с определением «отечественная война»;

Способствовать формированию представления обучающихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

Развитию интереса к истории своего Отечества.

Тип: урок открытия нового знания.

Методы: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

Формы работы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, беседа, работа в парах, работа в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:    Гавришко Елена Владимировна

Класс:        4

Предмет:  Окружающий мир

Автор УМК: «Планета знаний»

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Задачи и планируемые результаты

Задачи:

Общеобразовательные:

Создание условий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в предметной области «окружающий мир» по теме «Отечественная война 1812 года».

Развивающие: расширять понятийный аппарат, социальный опыт учащихся;

развивать познавательный аппарат, память, мышление.

Воспитательные: способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Дать представление об Отечественной войне 1821 года, партизанском движении;

2. Создать образ М.И.Кутузова как великого полководца;

3. Познакомить с ходом Бородинского сражения.

Личностные:

1. Способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения;

2. Формирование интереса и уважения к культуре своего народа, родной страны.

Метапредметные:

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные

- формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение поиска информации через работу с учебным текстом.

Коммуникативные

- активное использование речевых средств для решения познавательных задач;

- готовность слушать и вести диалог;

- признавать существование различных точек зрения.

 Формы, связи и ресурсы:

Формы и методы: самостоятельная работа, фронтальный опрос, беседа, работа в парах, работа в группах.

Тип и цель урока:

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель урока:

  1. Создать условия для ознакомления обучающихся с определением «отечественная война»;
  2. Способствовать формированию представления обучающихся о войне 1812 года; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации;
  3. Развитию интереса к истории своего Отечества.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Надеюсь на вашу плодотворную работу и сотрудничество.

Слайд 1

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Надо многое понять,

Чтоб историю России

На отлично знать.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, присаживаются на свои места

Личностные:

формировать ответственное отношение к учению

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа по «Ленте времени

- Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по реке времени, путешествие против течения: из настоящего в прошлое, в прошлое нашей страны.

- Назовите даты, размещённые на «Ленте времени».

 ( на доске – 1240, 1242, 1380, 1480, 1612, 1709, 1790.)

- С какими историческими событиями, именами людей они связаны? Предлагает работу в группах

Игра «Домино»

Приложение 1, 2

Отвечают на вопросы учителя:

1240 год – Невская битва (князь Александр Невский);

1242 год – Ледовое побоище, битва на Чудском озере (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский);

1709 год – Полтавская битва (Пётр I);

1790 год – Война с Турцией за выход к Черному морю (Екатерина II)

Познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; владеют логическими действиями.

3. Актуализация знаний

–Сегодня на «Ленту времени» мы поставим новую дату. Догадайтесь, какой датой продолжим этот ряд?

Включает аудиозапись отрывка из  стихотворения  М.Ю. Лермонтова  «Бородино».

-О чём говорится в этом отрывке стихотворения?

М.Ю. Лермонтов написал в стихотворении «Бородино» о военных событиях, которые произошли, а в каком году, надо решить математическую задачу:

Слайд 2. «Это число записывается цифрами двух двузначных чисел: первое состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6».

- Правильно, это 1812 год. Он был непростым для России.

-Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой принимало участие наше государство. Эта война получила название «отечественная»

Слайд 3. Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года».

- А вы что-нибудь знаете об этой войне?

-Насколько верны ваши  знания в этой теме? Ответьте на вопросы.

  Прием «Верные - неверные высказывания» или «Истинные или ложные высказывания» (ученики поднимают карточки «+», «?») Приложение 3

Слайд 4

-Между какими странами происходили боевые сражения?

- Почему войну 1812 года называют Отечественной?

- Кто возглавил русскую армию во время войны 1812 года?

- Кто такой Наполеон Бонапарт?

- Почему вы поднимали карточки с вопросами?

- Какие цели урока могут быть поставлены в связи с данным затруднением? Продолжите записи:

Приложение 4

- Почему эту войну……

- Сколько времени……

- Кто …..

- Что помогает открывать новые знания?

Учащиеся слушают

Что сожжённая  Москва была  отдана французам.

1812

Читают

Учащиеся делятся знаниями

Поднимают карточки

Между Россией и Францией.

- Не знаем ответов на вопросы.

называют Отечественной.

продолжалась эта война.

победил в этой войне.

- Учебники, энциклопедии, интернет, учитель, родители.

Коммуникативные: строить речевые высказывания, вступать в диалог.

Познавательные: извлекают необходимую информацию. Личностные: проявлять  интерес к изучаемому предмету, понимать его важность.

Регулятивные:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

4. Первичное усвоение новых знаний

-Что значит слово «Отечество»?

 -Где можем узнать значение этого слова?

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Сегодня я предлагаю вам стать историками – исследователями. Вместе мы попытаемся узнать как можно больше об этой войне.

-Почему войну 1812 года называют Отечественной?

Для этого поработаем  по вариантам.

Приложение 5 .Карточки: №1 –1 вариант, №2 – 2 вариант.

Вызывает двух учеников.

Слайд 5-6

Рассказ о Наполеоне и Кутузове

Слайд 7-14

Рассказ о Бородинском сражении

Организует работу с учебником.

Предлагает поработать в паре по исследованию партизанского движения.

- Прочитайте на стр. 74 учебника и рабочих листах о партизанской войне.

Приложение 5 .Карточки: №3

Слайд 15-16

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ответы уч-ся.

В толковом словаре Ожегова. Работают со словарём. Зачитывают.

Слушают.

Самостоятельная работа по карточке: прочитывают и составляют рассказ по вопросам.

Учащиеся рассказывают.

Слушают и смотрят презентацию.

Работают с учебником, читают отрывок текста.

Самостоятельная работа по карточке

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, самостоятельного чтения, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентироваться в учебнике, контролировать свои действия, осознание правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Коммуникативные: Уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявлять познавательный интерес к изучению предмета.

5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Дифференцированная работа

1 группа: карточка  «Заполни пропуски в тексте». (Приложение 6)

2 группа « Блицопрос» - задаю вопросы.

Слайд 17-18

1.Кто был у власти во Франции?

2.О чём мечтал Наполеон?  

3.Когда французская армия вторглась в Россию?  

4.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

5.Где произошло решающее сражение?

6.Почему Кутузов решил отступить?

7.Кто наносил урон отступающим французам?  

Слайд 19  Слова Кутузова

 

Отвечают.

Полководец Наполеон Бонапарт.

Покорить мир.

В 1812 году.

Михаил   Илларионович Кутузов.

У села Бородино, в 110 км от Москвы.

Чтобы сберечь войско.

Партизаны.

Читает ученик

Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, проявлять познавательный интерес к изучению предмета. Регулятивные: осуществление поиска решения поставленных задач, оценивание собственных знаний.

6. Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание

Выполнение «Графического диктанта», самопроверка, самооценка.

Приложение 7

Слайд 20-22

1.Во Франции к власти пришёл полководец Багратион.

2.Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

3.Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов.

4.Бородинская битва произошла 26 августа 1821 года.

5.Война 1812 года называется Отечественной потому, что на войну поднялся весь народ.

6. После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

Самостоятельная работа, записывают домашнее задание.

Ответы: 1 (-), 2 (+), 3 (+), 4 (-), 5 (+), 6 (+).

Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: оценивать собственные знания. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.




Предварительный просмотр:

1240 г.

Невская битва

Александр Невский

1242 г.

Ледовое побоище

Александр Невский

1380 г.

Куликовская битва

Дмитрий Донской

1480 г.

Падение Орды

Иван III

1612 г.

Освобождение Москвы от поляков

К. Минин

Д. Пожарский

1709 г.

Полтавская битва

Петр I

1790 г.

Война с Турцией

Екатерина II



Предварительный просмотр:

1240 год

1242 год

1380 год

1480 год

1612 год

1709 год

1790 год

1812 год

Невская битва

(князь Александр Невский)

Ледовое побоище, битва на Чудском озере

(князь Александр Невский)

Куликовская битва

(князь Дмитрий Донской)

Падение монголо-татарского ига

(царь Иван III)

освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский)

Полтавская битва

(Пётр I)

Война с Турцией за выход к Черному морю (Екатерина II)

Война с Францией (Александр I)



Предварительный просмотр:

+

?

+

?

+

?



Предварительный просмотр:

- Почему эту войну...

- Сколько времени…

- Кто …

называют Отечественной.

продолжалась эта война.

победил в этой войне?



Предварительный просмотр:

Приложение 5:

Карточка №1. Исследовать причины начала войны.

Прочитать текст на стр.73-74 учебника и ответить на вопросы:

- В каком году началась война?

-Между какими странами шла война?

- Кто первым начал войну и почему?

-Почему войну назвали Отечественной?

-Кто возглавил русскую армию?

Карточка №2. Исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.

Прочитать текст на стр.75 «Школьной энциклопедии» и ответить на вопросы:

-Назови главное сражение Отечественной войны 1812 г?

-Где оно произошло?

-Чем закончилось?

-Какой момент боя был самым тяжёлым?

Карточка №3.- работа в паре. Исследуем партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Прочитаем на стр. 74 учебника.

-Кто такие партизаны?

-Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

-Как была изгнана французская армия за пределы России?

Карточка №3.- работа в паре. Исследуем партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Прочитаем на стр. 74 учебника.

-Кто такие партизаны?

-Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

-Как была изгнана французская армия за пределы России?

Карточка №3.- работа в паре. Исследуем партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Прочитаем на стр. 74 учебника.

-Кто такие партизаны?

-Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

-Как была изгнана французская армия за пределы России?

Карточка №3.- работа в паре. Исследуем партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Прочитаем на стр. 74 учебника.

-Кто такие партизаны?

-Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

-Как была изгнана французская армия за пределы России?

Карточка №3.- работа в паре. Исследуем партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Прочитаем на стр. 74 учебника.

-Кто такие партизаны?

-Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

-Как была изгнана французская армия за пределы России?



Предварительный просмотр:

«Заполни пропуски в тексте».

В ……..   году армия французского императора ………………….. перешла границу России.  На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют …………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец……………………………………………

Главное сражение этой войны -…………………………………………………. – произошло ……….. августа 1812 года.

«Заполни пропуски в тексте».

В ……..   году армия французского императора ………………….. перешла границу России.  На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют …………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец……………………………………………

Главное сражение этой войны -…………………………………………………. – произошло ……….. августа 1812 года.

«Заполни пропуски в тексте».

В ……..   году армия французского императора ………………….. перешла границу России.  На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют …………………………… . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец……………………………………………

Главное сражение этой войны -…………………………………………………. – произошло ……….. августа 1812 года.

«Заполни пропуски в тексте» (самопроверка)

В 1812    году армия французского императора Наполеона Бонапарта перешла границу России.  На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют Отечественной. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец Михаил Кутузов.  Главное сражение этой войны – Бородинская битва – произошло 26 августа 1812 года.



Предварительный просмотр:

.

Фамилия, имя

1.Во Франции к власти пришёл полководец Багратион.

2.Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

3.Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов.

4.Бородинская битва произошла 26 августа 1821 года

5.Война 1812 года называется Отечественной потому, что на войну поднялся весь народ.

6. После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

Оценка

Фамилия, имя

1.Во Франции к власти пришёл полководец Багратион.

2.Французская армия вторглась в Россию в 1812 году.

3.Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов.

4.Бородинская битва произошла 26 августа 1821 года

5.Война 1812 года называется Отечественной потому, что на войну поднялся весь народ.

6. После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.

Оценка



Предварительный просмотр:

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

     В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

     

 М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. Когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй.       При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. “Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.



Предварительный просмотр:

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

Под Москвой находилось селение Бородино. Бородинское поле располагалось между двух дорог, которые вели на Москву. Заняв их, русские преградили путь к столице.

           На берегах реки Колочи построили редуты. Справа стояли войска князя Барклая де Толли, слева – князя Багратиона. В последнюю ночь незаметно для французов в центр выдвинули артиллерийскую батарею генерала Раевского.

           На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 120 тысяч русских и 140 тысяч наполеоновских солдат. В ночь перед сражением в русском лагере горели костры, около них сидели  и лежали солдаты. Покой и отдых длились недолго. Утром 26 августа 1812 года с восходом солнца прозвучали первые выстрелы. Ударили более ста французских орудий, с русской стороны ответили. Бородинская битва началась!

                             Ну, ж был денёк! Сквозь дым летучий

                             Французы двинулись, как тучи,

                             И всё на наш редут.

                             Уланы с пёстрыми значками,

                             Драгуны с конскими хвостами,

                             Все промелькнули перед нами,

                             Все побывали тут.

Одним из самых тяжёлых моментов боя была оборона Курганной высоты. Её защитников возглавлял генерал Николай Николаевич Раевский.

          Главный удар французы направили на левый фланг, где стояла армия Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. 15 часов длился бой. Князь Багратион был смертельно ранен. К ночи бой затих.

________________________________________________________________________________

редут – военное укрепление.

уланы, драгуны – виды кавалерии



Предварительный просмотр:

Партизанское движение

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Одним из участников партизанского движения был Денис Давыдов. Лихой гусар, командир, одновременно – романтик, поэт, военный писатель. Вместе с Кутузовым разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Отступление французов было мучительным, они голодали, а наступившая зима совершенно измучила французских солдат. Также начались болезни.  Наполеон бросил свою армию и бежал во Францию. 25 декабря 1812 г. Было объявлено об окончании войны.

Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, положив конец завоевательной политике Наполеона.



Предварительный просмотр:

 Кутузов Михаил ИлларионовичКартинка 5 из 15768

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ 45486437_48561b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

Открытый урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Данный материал может быть использован на уроке окружающего мира, истории, внеклассном мероприятии. К уроку есть слайдовая презентация....

Открытый урок по окружающему миру по УМК Планета Знаний 1 класс Моё настроение

Данный урок может быть использован учителями начальных классов для проведения урока по окружающему иру для 1 класса по теме: Моё настроение....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Путешествие в страну знаний»

/home/kab2/Рабочий стол/1 г класс/Классный час в 1 классе.doc...

Конспект урока по окружающему миру "Дыхание", умк "Планета знаний", 3 класс.

Цели   урока:-Познакомить  учащихся со  строением  и основными функциями  дыхательной системы;-Формировать регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД;- Воспитывать...

Разработка к уроку по окружающему миру в 4 классе на тему : "Памятники архитектуры, посвященные Отечественной войне 1812 года", программа "Планета Знаний"

В данной презентации представлен материал о памятниках архитектуры, которые находятся в прекрасном городе на Неве....