Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Верещагина Наталья Валерьевна

Урок по окружающему миру на тему "Война 1812 года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voyna_1812_goda.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Отечественная война 1812 года

Цель урока: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи урока:

Образовательные:

  • показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны 1812 года;
  • познакомить с Бородинским сражением; показать роль М. И. Кутузова в войне; сформировать понимание неизбежности оставления Москвы; раскрыть результаты Отечественной войны;
  • сформировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, устную речь учащихся;
  • развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова;
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории

Оборудование. 

Портрет М.И.Кутузова и Б. Наполеона

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок.
Как Кутузов бил французов
Узнать сегодня предстоит.

II. Введение в тему. Целеполагание.

Ученик.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром, 
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении?

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?

Учитель. Скажите, а между какими странами происходили боевые сражения?

Учитель. Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке.

Тема нашего урока “Отечественная война 1812 года”.

Задачи сегодняшнего урока вы определите сами. Прочитайте заголовок 1 колонки.

(Приложение 1)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

Учитель. Что вы узнали из услышанного отрывка стихотворения?

Дети отвечают:

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и   Францией.

Учитель. Прочитайте заголовок 2-й колонки.

- Что бы вы хотели узнать, исходя из темы урока?

Учащиеся:

1. Почему война называется Отечественной?

2. Причины начала войны.

3. Кто командовал войсками?

4. Кто одержал победу? (Все причины прикрепляются на доску)

Учитель. Обратите внимание на 4-ю колонку. Скажите, чему вы будете учиться на уроке? (Дети отвечают, а учитель прикрепляет к доске заранее заготовленные “предположительные ответы учащихся”)

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты .

III. Работа по теме урока.

Учитель. Прежде чем мы начнем говорить о этой войне, нам нужно выяснить, что значит слово «отечество». (ответы детей)

- Где можно узнать определение? (В словаре)

В словаре Ожегово читаем: отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Отечественная война – это когда народ борется за свою страну, за ее независимость и освобождение от захватчиков не по принуждению, а исходя из своих убеждений и моральных принципов

Учитель. Чтобы ответить на второй вопрос, давайте обратимся к нашему учебнику. Откройте учебник на 112 странице и прочитайте 1 абзац. (Работа в группах)

Учитель. Какова же причина нападения на Россию? (3-я колонка)

(Дети отвечают. Ответ выносится на доску) Наполеон мечтал покорить весь мир.

Учитель. А сейчас давайте обратимся за помощью к историкам и узнаем, кто же такой Наполеон?

Слайд №2

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Слайд №3

В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Слайд №4

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить  у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Учитель. Теперь вы можете ответить на второй вопрос?

2. Французской армией командовал Наполеон. (3-я колонка – на доску)

Учитель. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. С вторжения наполеоновской армии на нашу русскую землю и началась война 1812 года.

Давайте обратимся к летописцам и с их помощью узнаем, как же Наполеон начал осуществлять свои планы.

Летописец. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разорённой территории. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Учитель. Удалось ли Наполеону быстро осуществить свой план? Почему? (Дети отвечают)

Слайд №6

Учитель. Война принимала затяжной характер. Все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать в глубь страны.

Ученик.

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
“Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

Слайд №7

Переправившись через Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился в Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов.

Слайд №8

Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, а в каждом духовном- Палицына, в каждом гражданине –Минина! Соединитесь все!»

Учитель. Но командиры не боялись “изорвать чужие мундиры”, а тщательно готовились к генеральному сражению. После взятия Смоленска, (показать на карте) наполеоновская армия продолжала продвигаться в глубь страны. И когда до Москвы оставалось чуть больше 100 км, главнокомандующим российской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.

Давайте обратимся к историкам и узнаем, кто же такой М.И. Кутузов?

Слайд №9

Историк. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

Слайд №10

“Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

Учитель. Давайте ответим на второй вопрос – кто командовал российской армией?

Российской армией командовал М.И. Кутузов. (3-я колонка – выносится на доску)

Слайд №11

Учитель. Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы (карта, атлас у уч-ся). Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Здесь, 26 августа 1812 года (дату на доску), и произошло Бородинское сражение.

Слайд №13

Покой длился не долго. С рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним –другой, и вскоре загудела пальба, как страшная буря. Ядра визжали над головами, вырывали десятки людей из рядов. Повсюду лежали раненые, везде алела свежая кровь. Так началась Бородинская битва.

Слайд№14

Летописец. Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.

Слайд№15

Учитель. Поздно ночью, на военном совете в подмосковной деревушке Филе в избе крестьянина, собрались военачальники решать, как быть дальше. Кутузов принял непростое решение: оставить Москву.

- Как вы думаете, почему он принял такое решение? (Дети высказывают свои мнения, делают выводы и отвечают на вопрос)

  Учитель. Трудное решение принял Кутузов – отступить, оставив Москву. Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

“Напрасно ждал Наполеон, 
Москвы коленопреклонённой...
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…”

Слайд №16

 Наполеон , войдя в пустую , пылающую Москву, стал ждать просьбы императора Александра о мире. Напрасно! Кутузов заявил Наполеону, что, по его мнению, войны настоящей ещё не было, она только начинается. За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия пропадает. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. (Карта). Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, пожив конец завоевательной политике Наполеона.

Учитель. Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: “Армии больше нет”.

- Сделайте, пожалуйста, вывод, кто же одержал победу в Отечественной войне 1812 года?

Победу одержала Российская армия. (3-я колонка, ответ на доску)

Слайд №16

Отечественная война 1812 года –значимое событие в русской истории

В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

В борьбе с армией Наполеона проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине.

Слайд №17

Бородинское поле. Главный монумент на месте, где была батарея.

IV. Закрепление изученного материала.

Слайд №18-19

1.Кто был у власти во Франции в те годы?  (Полководец Наполеон Бонапарт)

2.О чём мечтал Наполеон?  (Покорить мир)

3.Когда французская армия вторглась в Россию?  (1812году)

4.Почему русская армия начала отступление? (Французы были очень сильны)

5.Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками? (Михаил Илларионович Кутузов)

6.Где произошло решающее сражение? (У села Бородино, в 110 км от Москвы)

7.Почему Кутузов Решил отступить? (Чтобы сберечь войско)

8.Почему Наполеон оставил Москву? (Пожары, голод, болезни постигли французов в Москве)

9.Кто наносил урон отступающим французам?  (Партизаны)

В Москве  в честь победы над Наполеоном построен Храм Христа Спасителя

V. Домашнее задание.

 Выполните творческое индивидуальное задание. Приложение 4.

VI. Итог урока. Оценки.

Рефлексия. (Дети выбирают любое начало предложения и заканчивают его)

Сегодня на уроке:             Я узнал (-а) …                   Я научился (-лась) …

Мне понравилось …        Я бы хотел (-а) …             Новые знания мне …

- Вы выполнили те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

- Оцените работу класса. Есть 4 оценки:

  • отлично
  • хорошо
  • удовлетворительно
  • плохо

Урок окончен. Всем спасибо.

Приложение 1

(Таблица заполняется постепенно, по мере изучения материала. Так она должна выглядеть к концу урока)

Что я уже знаю

Что я хочу узнать

Что я теперь уже знаю

Чему я буду учиться

1. Москва отдана французам.

2. Бородинское сражение между Россией и Францией.

1. Причины начала войны.

2. Кто командовал войсками?

3. Кто одержал победу?

1. Наполеон мечтал покорить весь мир.

2. Французской армией командовал Наполеон.

Российской армией командовал М.И. Кутузов

3. Победу одержала Российская армия.

1. Работать с картой.

2. Находить места сражений.

3. Делать выводы, обобщать, отвечать на вопросы.

4. Объяснять исторические даты и новые термины.

Фрагменты этой таблицы (1, 2, 3 колонки ) я заимствовала в ежемесячной методической газете для учителей начальной школы “Начальная школа” № 48 за 2004 год. Авторы Мастерской – “Уроки по родной истории” - Е. Рогалева и Т. Соловьёва.

Приложение 2

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Индивидуальные карточки с творческим заданием.

Творческое домашнее задание:

- Составь задание к игре “Четвёртый лишний” по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Составь кроссворд по теме “Отечественная война 1812 года”.

- Нарисуй рисунок по данной теме урока.

- Подготовь сообщение о партизанском движении во время войны 1812 года.

- Подготовь вопросы по проверке домашнего задания

Слайд №2

Историк. Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем стал консулом – т.е. должностным лицом, представляющим интересы своего государства и его народа (работа с термином - вынести на доску), а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

Слайд №3

В течение всего времени, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. “Через 3 года я буду господином всего мира. Остаётся Россия, но я раздавлю её” - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что о приказал выбить медаль с изображением Бога и с надписью «Тебе небо, мне земля»

Слайд №4

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию. «Я иду в Москву, -говорил он, -и в одно или два сражения всё кончу. Император Александр на коленях будет просить  у меня мира!» В самом деле, всё предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеон распространяло какой-то таинственный страх

Историк.2 М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века – вынести на доску) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

Слайд №9

“Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких ранений”.

Слайд №10

С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком в деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Наполеон заставил австрийцев сдаться, прежде чем они успели соединиться с русскими, и Кутузов должен был отступать. Это отступление было совершено на пространстве в 350 км, и сопровождалось такими хитрыми и искусными маневрами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр, активен

Летописец. 1.В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа. Русская армия отступала в глубь страны. Жители бросали свои дома и уходили вместе с войсками. Крестьяне поджигали посевы, забирали с собой скот. Наполеоновская армия двигалась по разорённой территории. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх, но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Летописец.2  Битва происходила на тесном пространстве, и ни одна из сторон не хотела отступать. В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью. Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года" 4 класс

2012 год объявлен годом Российской истории. В преддверии празднования величайшей даты: двухсотлетия со дня Бородинской битвы , мы вспоминаем основные исторические моменты и героев Отечественной войны ...

Открытый урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Данный материал может быть использован на уроке окружающего мира, истории, внеклассном мероприятии. К уроку есть слайдовая презентация....

Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"

Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года"  поможет провести качественное мероприятие по войне 1812 года....

конспект урока по окружающему миру "отечественная война 1812 года"

Цель урока: формирование представления учащихся о войне 1812 года.Задачи: Образовательные задачи урока:Показать состояние Российского государства к началу XIX века; определить цель Отечественной войны...

Урок по окружающему миру "Отечественная война 1812 года

Знакомство с основными событиями Отечественной войны 1812 года, с биграфией М. В. Кутузова...

Конспект урока по окружающему миру "Отечественная война 1812 года", 4 класс, Плешаков

Конспект урока по окружающему миру на тему "Отечественная война 1812 года" 4 класс, Плешаков...