конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Некрич Евгения Константиновна

Конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antarktida_urok.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Поиски неведомой земли. Антарктида.

Цель: постараться максимально приблизить уч-ся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме.

 Задачи урока:

 Образовательная:

 - Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды;

Развивающие: 
Регулятивные:   

 - Развивать умения уч-ся самостоятельно определять свои знания- незнания по  изучаемой теме, планировать, контролировать и оценивать  собственную деятельностью; формулировать вопросы, наблюдать,  рассуждать, сопоставлять,  делать выводы;  

Познавательные:
 - Развивать умения работать с разными видами информации, активизировать работу уч-ся на уроке путем создания проблемной ситуации; сформулировать причины, почему люди не могут постоянно жить в Антарктиде; способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке;

Коммуникативные:
 - Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; помочь ребенку в аргументации своего мнения; развивать умения работать в группах;

Личностные:
- Сформировать мотивационную основу учебной деятельности,  понимание необходимости учения, познавательный интерес к изучению природной зоны; на примерах героической жизни полярников, способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма, умению достигать поставленные цели и преодолевать любые трудности, а так же прививать бережное участие в сохранении и улучшении окружающей природы;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Структура урока: урок  с использованием приемов ТРКМ.

 Оборудование урока: карта полушарий, листы с текстом на каждого ученика, бортовые журналы, проектор, компьютер, учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.Ф.Виноградовой.

Ход урока.

I.  Стадия вызова.

1)Актуализация знаний.  Психологический настрой.

Я рада снова нашей встрече!

Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Дружно включайся в работу, дружок!

- Ребята, в начале нашего урока я хочу уточнить и проверить ваши знания, которые вы приобрели на прошлом уроке. Для этого мы разделимся на 3 команды ( по рядам). Я буду задавать вопросы , а наше компетентное жюри посмотрит, какая из команд быстрее, организованнее и проворнее.

- О каком материке говорят6 «самый маленький, самый одинокий, самый малонаселенный»?

- Почему Австралия самый малонаселенный материк?

- как называется дерево, по своей форме напоминающее бутылку?

- А какое очень полезное дерево растет в Австралии? Почему оно полезно?

- Исключите лишнее : коала, кенгуру, пингвин, страус Эму. Обоснуйте свой ответ.

- Сегодня я предлагаю Вам отправиться на родину пингвинов. Как вы думаете, где они живут?

– «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»  как вы понимаете эти слова? С этими словами, сказанными одним величайшим путешественником я предлагаю вам отправиться на поиски нового материка.  Но перед тем, как мы тронемся в путь, давайте вспомним, кто же такие путешественники? Каким должен быть путешественник? Почему?

Постановка проблемы

Послушайте стихотворение, и я думаю, вам не составит труда отгадать цель нашей сегодняшней экспедиции:

Весь континент – сплошная льдина,

Зимой и летом – холодина!

Закалка здесь необходима!

Бери, мой друг, пример с пингвина.

– Догадались? Это Антарктида.

 Ребята, я приглашаю вас в путешествие на этот материк.

         - Посмотрите на карту ( карта полушарий). Найдите Антарктиду.

 - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово Антарктида? («безмолвный». «пустынный» ,«белый», «холодный», «Ледяной континент»).

Неведомую Южную землю настойчиво, но безуспешно искали мореплаватели.

А теперь послушайте, как они описывают этот континент.  (СЛАЙД)

« На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотистыми и зелеными тонами…»

«Антарктида! Много света, идеальная чистота, грандиозные светло-голубые айсберги в прозрачно-синей воде».

«Огромная, уединённая снежная страна, холодно-белая под мерцающими звёздами-алмазами, блестящая в лучах дневного светила, хмурая при порывах ветра».

Учитель:

Материк этот далеко, добираться нелегко.

 Мы к таинственной земле поплывем на корабле!

         -Разрешите, я буду капитаном, а вы моими помощниками. Вас 3 команды.

 Выберите, пожалуйста, боцманов (помощников капитана). Боцманы следят за порядком в команде, отвечают за слаженную  работу.  

- Все путешественники ведут дневники,  куда заносят свои наблюдения. Раз мы на борту корабля, то у нас тоже  будет бортовой журнал.  (знаю, хочу узнать, узнал)

 -Положите перед собой журнал. ( У каждой команды бортовой журнал)

 2) Мозговая атака.

        - Что уже знаете об этом материке, запишите в 1 столбик бортового журнала.

- Что знаете об Антарктиде? Обсудите в команде.

       - Отвечают боцманы.

- Много ли знаем ?

  - Нет, немного.

 - А что бы хотели узнать?

      - Запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Работаем самостоятельно, обсуждаем в команде.

Откуда мы можем почерпнуть интересующую нас информацию? ( из учебника, книг, Интернета)

- Обратимся к тексту учебника ( чтение учебника стр. 10-12 ) Затем заполнение последней графы журнала.

Проверка изученного

Каждая команда зачитывает последние графы своего журнала, остальные вносят в него дополнения.

( обобщение: презентация, сопровождаемая комментариями учителя). Что еще нового узнали?

         -Про Антарктиду  говорят -

Самый холодный (– 89,2о С)

Самый белый (отражает 90% энергии)

Самый южный (расположен в пределах ЮПК)

Самый чистый.

Самые сильные ветры . Почему?

(Дополнение учителя)  Самый мирный. Использование Антарктиды в исключительно мирных целях. Запрещено строительство военных баз, испытания любых видов оружия в т.ч. ядерных взрывов, захоронение радиоактивных и химических отходов. Антарктида не принадлежит ни одному государству.

Вывод:  полярные  исследователи  называли  материк  Антарктиду – ледяным, безмолвным, пустынным,  загадочным,  белым.  Есть и такие названия: «Родина  снежных бурь», «Страна пурги», «Закованный в лёд». Какой вывод можно сделать? (Антарктида – самый холодный материк.). Запишем в рабочие тетради.

     Мы знаем, что Антарктиду открыли последней, почему? (Удалена от других материков.)

3) Работа в командах.

Давайте попробуем в этом разобраться!

-  Я предлагаю вам поработать сегодня исследователями. Для этого командам будут заданы вопросы.

1 группа «Географы» изучает население материка;

Проблемный вопрос: люди хотят жить в Антарктиде, но не могут. Почему?

Варианты решения проблемы.

Низкая температура воздуха круглый год.

Отдаленность материка от Большой земли.

Отсутствие растительности в Антарктиде.

Вечный ледовый покров.

Отсутствие пищи.

Полгода – ночь.

 (Учащиеся объясняют все варианты решения вопроса и приходят к выводу, что главной причиной является вечная мерзлота на материке).

2 группа  «Зоологи» изучает животный мир;

Проблемный вопрос: как животные  приспособились к условиям Антарктиды.

3 группа «Экологи».

Проблемный вопрос: что произойдёт, если Антарктида начнёт активно таять?

4) Открытие нового знания.  Выступления команд

Доложите информацию.   После каждого выступления заносите сведения в журнал, ( Дети выходят по одному из группы, делают сообщения по своей теме.)

Закрепление изученного

Откройте рабочие тетради и выполните задание

 III. Рефлексия.

  Всем командам объявляю благодарность за отличную слаженную работу!

  1).    Подведем итоги нашего путешествия. На какие вопросы мы получили ответы? ( по кластеру)            

  2)      Прием РКМЧП «Синквейн».

 А сейчас я прошу выразить свои впечатления,  составив синквейн. (в тетрадях)

                      Антарктида.

                Южный, загадочный.    (Суровый, пустынный).( подберите 2-3 прилагательных, подходящих к слову Антарктида)

                Удивляет, пугает, зовет.( подберите 2-3 глагола)

               Ледяной  континент.  (Антарктида – белый край!) ( подберите словосочетание)

                 Холодильник.              (Спящая принцесса).

3) Мне бы хотелось подвести итог нашего урока такими словами:

 Ни одна земля не открывалась человеку так долго, трудно и мучительно, как Антарктида.

 - Зачем нужно изучение и освоение Антарктиды?

Антарктида – последний ресурсный резерв человечества, это последнее место, где человечество сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Антарктида – это до 90% мировых запасов пресной воды.

– Какой характер необходим полярнику сегодня?

           - Действительно, трудно жить ученым в Антарктиде. А вам сегодня на уроке легко было исследовать этот материк?

    5). Задание на дом.

 Я предлагаю вам домашнее задание на выбор:

  • Сочини! (Написать мини-сочинение на тему «Холодная красота Антарктиды», можно в стихах)
  • Найти дополнительный материал о материке.
  • Прочитать текст учебника, ответить на вопросы.

знаю

Хочу узнать

узнал

1 группа «Географы»

Проблемный вопрос: люди хотят жить в Антарктиде, но не могут. Почему?

2 группа  «Зоологи» изучает животный мир;

Проблемный вопрос: как животные  приспособились к условиям Антарктиды?.

3 группа «Экологи».

Проблемный вопрос: что произойдёт, если Антарктида начнёт активно таять?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Масса как новый признак сравнения объетов"

Данный конспект урока поможет учащимся лучше усвоить материал по новой теме....

Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс

Урок знакомит детей с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как науке....

Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс

Урок знакомит детей с достижениями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как предмету...

Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Новое время: встреча Европы и Америки.

. Тип урока: комбинированный.Цели:- Сформировать представления О великих творцах, путешественников тоговремени;- Воспитывать интерес к Истории;Планируемые результаты:- Личностные: развивать речь и пам...

Урок по окружающему миру "Новейшее время" 4 класс

Ознакомление учащихся с новой эпохой познакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами;развивать устную речь;воспитывать интерес к истории....