Открытый урок по окружающему миру "Новейшее время", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Анисимова Татьяна Петровна

Технологическая карта урока окружающего мира «Новейшее время»

 

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема урока: Новейшее время: история продолжается сегодня

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: ознакомление учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ в., их достижениями. Задачи урока:

Дидактические: начать формировать знания о Новейшем времени.

Развивающие: 1.Вызвать интерес к изучаемому предмету – истории.

2       Создать условия для развития умения строить рассуждения, делать выводы, обобщать:

  1. Развивать умение следовать словесным инструкциям.
  2.  Воспитательные: воспитывать уважение к прошлому, любовь к Родине

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира «Новейшее время»

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тема урока: Новейшее время: история продолжается сегодня

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: ознакомление учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ в., их достижениями. Задачи урока:

Дидактические: начать формировать знания о Новейшем времени.

Развивающие: 1.Вызвать интерес к изучаемому предмету – истории.

2        Создать условия для развития умения строить рассуждения, делать выводы, обобщать:

  1. Развивать умение следовать словесным инструкциям.
  2.  Воспитательные: воспитывать уважение к прошлому, любовь к Родине

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные технологии.

Предметные: 1.Знать события, которые произошли в эпоху Новейшего времени.

  1. Различать (узнавать) изученные объекты по фотографиям и т. п.
  2. Ставить и решать цели.
  3. Обобщать полученные знания и опыт.

Метапредметные:

Регулятивные: 1. Формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала.

  1. Уметь принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Умение контролировать, корректировать свои действия.

Коммуникативные: 1. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  1. Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперации с учителем и сверстниками
  2. Формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: 1. Развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности

  1. Способствовать привитию интереса к урокам окружающего мира.
  2. Строить речевое высказывание в устной форме.
  3. Осуществлять анализ объектов с выделением главного. Личностные: 1. Адекватная мотивация учебной деятельности.
  1. Учебно- познавательный интерес к новому материалу.
  2. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия: антибиотики, технический прогресс, космические исследования. Методы: продуктивный, репродуктивный, проблемный, интерактивный

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы урока: учебник Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир» 4 кл. II ч. – М. «Просвещение» 2021 г.; мультимедийная презентация, учебный фильм, аудиозапись зарядки; карточки с картинками и опорными словами, карточки с деформированным текстом, дидактическая игра «Историческое лото», листы с дополнительной информацией по теме.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин  успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Метапредметные: ответы предполагают восприятие учениками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Предметные: получат представления о том, как менялась жизнь людей; узнают, какие события и открытия произошли; научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы

УУД

1.Организационый   момент

2 мин.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Петровна. Я проведу урок ОМ. Пусть этот урок принесет нам радость общения и новые открытия.

-Сегодня, мы будем работать в группах. - Назовите правила работы в группе.

-  Что вы видите у каждого на столах?

-Для чего люди используют билеты?

- Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, в путешествие во времени! (звучит аудиозапись)

-Итак, друзья, мы отправляемся в прошлое, а какая наука занимается изучением прошлого? (история)

 На        уроке                окружающего        мира        мы        изучаем        раздел ВСЕМИРНОЙ  ИСТОРИИ.

- приветствовать учителя

- называют правила работы в группе

- строят предположения

- словесный

Р.: - принимать и

сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные ориентиры с

поставленной задачей

2. Актуализация знаний

3 мин.

Работа с лентой времени. Посмотрите на экран.

-Учёные        разделяют        историю        человечества        на несколько больших эпох. Давайте мы тоже на нашей

«Ленте времени» обозначим эти эпохи и распределим их в правильном порядке.

  • На столах у каждого описания исторических эпох. Вам нужно сказать название эпохи и подобрать подходящую картинку. Работают вместе, затем совещаемся и приходим к общему мнению.

Если группа знает и готова отвечать поднимают руки.

Фронтальная работа

(Дети        из предложенного списка выбирают название эпохи и прикрепляют к

Доске, под эпохой прикрепляют соответ. картинку)

пирамиды – древний век,

рыцари – средний век, паровоз – новое время,

 робот-(новейшее

время)

- работа с презентацией и наглядным материалом у доски

  • Практически работа с текстом

Р.: - принимать и

сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные ориентиры с

поставленной задачей

П.: - строить речевое высказывание в

устной форме;

Р.: - принимать и

сохранять учебную задачу;

К.: - выслушивать разные точки зрения

3.Целеполагание (ситуация разрыва)

2 мин.

Проблемная ситуация

  • .Все ли временные отрезки мы с вами  заполнили? (Нет).

Сделайте предположения: как может называться период истории после Нового времени?

  • Как вы думаете, сможем ли мы восстановить картину событий за этот промежуток? Почему? (Нет. Недостаточно информации.).

-Какая задача перед нами стоит? (познакомиться с важными историческими событиями Новейшего времени, знаменитыми людьми XX в.,   открытиями учёных.) Но для этого нам нужна информация. Откуда взять? (учебник, видео, фото и т.д.)

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

- делают предположения(Высказывания детей (Современный мир   , Новейший)

- словесный

- диалог

П.: - строить речевое высказывание в устной форме;

Р.: - принимать и

сохранять учебную задачу;

4.Изучение нового    материала

14

мин.

Работа по тексту учебника, с видеоматериалом, дополнительной информацией и иллюстрациями

— Предлагаю группам задания по поиску «истины нашей эпохи». Итак, мы продолжаем работу.

Сейчас для вас будет представлена дополнительная информация по теме урока. После просмотра видеосюжета вы продолжите работу в группах по своим темам, которые записаны на белых листах бумаги. Используя разные источники информации, вы должны составить развёрнутый ответ по своей теме.

(На видео общая информация для всех групп. На карточках в группах темы сообщений. По опорным картинкам, а также с помощью учебника найти необходимую информацию по темам.)

1 группа «Изменения в жизни людей» (картинка с короной и урной для голосования, старые фотографии) «Великие открытия» (картинки с лекарствами, шприц, болезни)

У власти был монарх, теперь выборная власть.

Меняется одежда людей.

 Лекарства

Победа над болезнями

На подготовку 5-7 минут. 1 команда освещают свою тему у доски.

внимательно изучать  материал

Выступление детей Рассказывают свои сообщения

Слушают друг друга.

Дополнительное сообщение №1 ученика

Дополнительное сообщение № 2 ученика

  • словесный: беседа
  • практический: работа с текстом
  • работа с иллюстрациями

Р.: - принимать и

сохранять учебную задачу;

Л.: -положительное отношение к школе и учебной

деятельности;

 2 мин.

ФИЗМИНУТКА

Раз мы заговорили о здоровье, пора нам отдохнуть. В XX веке существовало одно очень полезное мероприятие. По радио и по телевидению проводились оздоровительные гимнастики, аэробики, зарядки, которые любой человек мог делать не только дома, но и на работе во время перерыва. Давайте и мы сейчас выполним такую зарядку.

Дети выполняют движения под аудиозапись зарядки времён СССР

10 мин

2 группа «Технический прогресс» (Гагарин, компьютер, телевизор)

Освоение космоса

Средства связи (История появления Интернет – поиск в сети)

Современная бытовая техника,

Дополнение учителя о робототехнике.

3 группа «Мировые войны» (фото военных лет, атомного взрыва, ООН)

Первая и Вторая мировые войны

ООН

Учащиеся рассказывают о найденной информации по своей теме

Дополнительное

сообщение №3 и № 4  

Учащиеся рассказывают о найденной информации по своей теме

Дополнительное

сообщение № 5  

Р.: - принимать и

сохранять учебную задачу;

Л.: -положительное отношение к школе и учебной

деятельности;

  1. Закрепление  изученного

3 мин.

— Спасибо вам, историки. Вы справились с заданием.

— А теперь пришло время провести интерактивную игру «Знатоки истории». На экране вопросы, ученик выбирает и нажимает на вопросик. Появляется задание, которое ученик самостоятельно или с помощью одноклассников выполняет.

(дидактическая игра «Историческое лото». Проверим, какими внимательными слушателями вы были. (Учащиеся выполняют задание)- резерв)

- Молодцы, все справились!

- вспоминают пройденный на уроке материал

-отвечают на задаваемые вопросы

  • словесный: опрос
  • проверка усвоенных знаний

К.: -формулировать собственную позицию и мнение;

Л.: - проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям

Итог урока

Рефлексия

2 мин.

2 мин.

- Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке? Восстановить картину событий за период Новейшего времени. Достигли ли мы её? Хорошо.

  • Теперь посмотрите на экран, на экране фразы, продолжи их.
  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…

Спасибо за урок!

- отвечают на задаваемые учителем вопросы

- продолжают фразу

- подводит итог урока

-проводит рефлексию

Р.: -осуществляется итоговый контроль

Приложение 1

Этап актуализации знаний

Группа 1. Древний мир

Примерно_________ тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Бог солнца __________ изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила ______ представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот. Писали египтяне особыми знаками - _________________. Ещё одно государство этой эпохи _____________- родина олимпийских игр. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

 

Слова для справок: пять, Ра, Себек, иероглифы, Древняя Греция.

Группа 2. Средние века

История этого периода продолжалась ______________ лет. В эту эпоху выросли и расцвели города. Иудаизм, буддизм, христианство играли большую роль в жизни людей. В Средние века появился _____________. Верующих в Исламе называют мусульманами. В этот период жили ___________- благородные воины на коне, в латах и шлеме, с мечом и щитом. Жили рыцари в _________. В Средние века появились многие вещи, ставшие нам привычными: пуговицы, очки, механические часы и ___________________.

Слова для справок: тысячу, ислам, рыцари, замки, книгопечатание. 

Группа 3. Новое время

Вслед за Средними веками наступил черёд ___________________. Великий мореплаватель Христофор Колумб открыл новую часть света - _____________ и назвал ее Новым Светом.  Первую кругосветную экспедицию возглавил _____________________. После неё стало окончательно ясно, что земля имеет __________________ форму. Удивительные технические изобретения были сделаны в это время. Это – фотография, электрическое освещение, метро, паровоз и телефон.

Слова для справок: Новое время, Америка, Фернан Магеллан, шарообразная

Дидактическая игра «Историческое лото»

Международная организация, созданная после II мировой войны

II мировая война

Полет в космос человека

Покорил космос

Самая короткая историческая эпоха

1914–1918 гг.

 Карточки: I Мировая война, Юрий Гагарин, Новейшее время, 1 сентября 1939 г., 12 апреля 1961 г., Организация Объединённых Наций

Дополнительное сообщение №1

Уже очень скоро, а именно в марте 2024 г. состоятся очередные выборы Президента РФ. В выборах могут участвовать все взрослые граждане России старше 18 лет.

На выборы надо ходить всем жителям нашей страны, потому что от нашего выбора зависит будущее.

Дополнительное сообщение № 2

В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с инфекциями. Новый лекарственный препарат, названный пенициллином, позволил врачам победить многие болезни, например воспаление легких. А во время второй мировой войны благодаря этому лекарству было спасено много сотен человеческих жизней.

Дополнительное сообщение № 3  

4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки — они всегда помогали ученым, помогли и на этот раз. С помощью собак выяснили, что в невесомости можно жить.

12 апреля 1961 года весь мир облетело известие о том, что человек совершил полет в космос. Всего один виток вокруг Земли сделал Юрий Гагарин на корабле «Восток», но он навсегда останется в памяти людей первым землянином, побывавшим в космосе. Освоение космоса продолжается.

Дополнительное сообщение № 4

Одним из современных средств связи в настоящее время является Интернет.

Оказывается, после запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году, Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. В США разработали компьютерную сеть, которая была названа ARPANET и в 1969 году сеть объединила уже четыре научных учреждения.

Теперь эта сеть называется Интернет. К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 млрд человек

Дополнительное сообщение № 5

Первая Мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 1 сентября 1939 года вторжением в Польшу Германия развязала Вторую Мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стала наша страна — именно она оказала решительное сопротивление врагу, а затем разгромила его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери.

 После окончания Второй Мировой войны была создана Организация Объединённых Наций (ООН)

Если народ какой-либо страны попадает в беду, если в стране голод, стихийное бедствие или эпидемия – на помощь приходит Организация Объединённых Наций: она доставляет продукты, медикаменты, отряды врачей и спасателей нуждающимся.

Дополнительное сообщение от учителя

В настоящее время благодаря стремительному развитию вычислительной техники и, как следствие, заметному росту «интеллектуальных» возможностей роботов произошло их внедрение во многие сферы человеческой деятельности.

- В каких сферах человеческой деятельности применяют роботов?

Роботы побывали в таких местах, куда не может попасть ни один человек, выполнили сложнейшие задания, которые не под силу выполнить человеку, и изменили жизнь многих людей. И это только начало! В самом ближайшем будущем появятся новые, еще более удивительные роботы!



Предварительный просмотр:

Лист самооценки работы в группе

Фамилия имя_____________________________________________

Работая в группе…

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнение своих товарищей

Я высказывал свою точку зрения

Я был полезен своей группе

Я с удовольствием работал в группе

Лист самооценки работы в группе

Фамилия имя_____________________________________________

Работая в группе…

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнение своих товарищей

Я высказывал свою точку зрения

Я был полезен своей группе

Я с удовольствием работал в группе

Лист самооценки работы в группе

Фамилия имя_____________________________________________

Работая в группе…

Всегда

Иногда

Никогда

Я выслушивал мнение своих товарищей

Я высказывал свою точку зрения

Я был полезен своей группе

Я с удовольствием работал в группе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

? ? ? ? ?

Слайд 2

? Ответ: О рганизация О бъединенных Н аций

Слайд 3

? Ответ: Период Новейшего времени начинается с XX века

Слайд 4

? Ответ: 1961 год – Ю.А.Гагарин

Слайд 5

? Ответ: 1939 год - Германия

Слайд 6

? Ответ: Освоение космоса Победа над болезнями Появление интернета Создание современной бытовой техники Появление роботов

Слайд 7

Работая в группе… Всегда Иногда Никогда Я выслушивал мнение своих товарищей Я высказывал свою точку зрения Я был полезен своей группе Я с удовольствием работал в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс

Тема: «Когда мы станем взрослым?»Цель темыФормирование представления о том, что каждый человек уникален и несёт ответственность за общее благополучие. Основное содержание темы, термины и понятия...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

открытый урок по окружающему миру "Время Петра Великого", 4 класс

Урок был проведен на районном семинаре учителей начальных классов. Получил высокий балл. Учебник А. А. Плешакова....

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...