Главные вкладки

    Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_morozova_l.a.docx35.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Морозова

    Людмила Анатольевна

    Учитель начальных классов МБОУ СОШ№7 г. Конаково

    Образовательная система  «21 век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

    Конспект урока русского языка

    освоения новых знаний в 3 классе

    Тема урока  «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».

    Цель урока: знакомство с правописанием звука [ы] после звука [ц]».

    Формирование универсальных учебных действий:

    1.Личностные УУД

    Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.

    2.Регулятивные УУД

    Формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

    3.Познавательные УУД

    Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме и применение знаний на практике., умение анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений , выдвижения гипотез.

    4.Коммуникативные УУД

    Формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, работать  в паре.

    Предметные УУД

    1.Формирование умения  строить  выводы  написания  звука [ы]  после  звука [ц], применять изученное правило на практике.

    2.Развитие  интереса  к исследовательской деятельности,   мыслительных операций: классификации, сравнения, обобщения.

    Литература

    1.Учебник «Русский язык»  1 часть , авторы: С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю. Романова;

    2.Рабочая тетрадь №1  «Пишем грамотно», автор: М.И.Кузнецова;

    1. Оборудование:
    2. Компьютер, проектор, экран.

    Демонстрационный материал:

    1) презентация; 2)картинки; 3)эталон правописания звука и, ы после звука ц

    Раздаточный материал:

    1)  листы для парной работы;2) карточки со словами; 3) карточки со стихотворением; 4) карточки с картинками  для каждого ученика.

    Выполнил: учитель начальных классов: Морозова Людмила Анатольевна

    Муниципальное  общеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная  школа  №7  города Конаково

    Схема содержания урока

    Этап урока

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Методический комментарий

    1.

    Мотивация к учебной деятельности.(2-3 мин.)

    1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

     2)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

     

    Дети отгадывают букву ц

    согласный, твердый, глухой

    Вспомнить и и закрепить каллиграфическое письмо буквы ц

    Дети прописывают буквы ц Ц в тетради

    Произносим одинаково, а пишем по – разному.

    Дети отгадывают    загадки

    Не можем?  

    -Мы не знаем правило.

    -Здравствуйте, ребята начнем урок русского языка.

    Послушайте и отгадайте,  с какой буквой сегодня мы будем работать на чистописании.

    Встречается в ЦЕПИ,  ЛИЦЕ,

    Такая буква …..Ц              

    -Правильно , это буква Ц

    -Расскажите,  какой звук она обозначает

    -Молодцы! Повторили, а сейчас проведем минутку чистописания.

    _- Какую цель поставим?

    Пропишем  заглавную, строчную буквы, а на следующей строке

    сочетание цы  ци

    -Что вы заметили?

    Правильно, это проблема , но к ней мы вернемся немного позже.

    -А сейчас послушайте и отгадайте загадки:  

    Он двуногий , но храмой,

    Чертит лишь одной ногой,

    В центр встал одной ногой

    Чтоб не вышел круг кривой.                                  (циркуль)

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд 2

    Все глядят на середину.
    В середине – волшебство:
    Там чудак зайчишку вынул.
    Из кармана своего.
    Там под купол танцовщица.
    Улетела, как синица.
    Там собачки танцевали...
     (Цирк)

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд3

    На кормушку к нам зимой

    Прилетают птицы

     С жёлтой грудкой пуховой –

     Шустрые  …             (Синицы).

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд 4

    Сами гнезда они вьют

    И заливисто поют

    Могут быстро в небо взвиться

    Кто же это? Это… (Птицы)

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд 5

    Спортивная..,…   ( Секция)

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд 6

    Железнодорожная …(.Станция)7

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд

    Чтобы правильно считать,

    Нужно знаки эти знать,

    Десять их, но знаки эти,

    Сосчитают все на свете.              (цифры)

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд 8

    Они  прилетают каждый год

    Туда, где домик ждёт.

    Чужие песни петь умеют,

    А всё же голос свой имеют.    (скворцы)

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд 9

    Род кустарников, высокое с кистями белых душистых цветков.     (Акация)

    - Молодцы! (картинка на доске) слайд 10

    На доске появляются слова с пропущенными буквами. Слайд 11

    Ц…ркуль, ц…рк, синиц…, птиц…, секц…я,  ц…фры, скворц…, станц…я, акац…я.

    -Вставьте  пропущенные буквы.

    - Почему?

    - В чем   затруднения?

    Создание условий для возникновения потребности включения в деятельность.

    Коммуникативные УУД:

    -формировать умение слушать и понимать других.

    Личностные УУД:

    -формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

    Регулятивные УУД:

    -определять цель деятельности на уроке.

    2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. (3-4 мин.)

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

     2) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

     3) фиксация учащимися затруднений.

    Дети делят слова на группы.

    Ц…рк             синиц…                      секц…я

    Ц…ркуль        скворц…                   акац…я

    Ц…фра            птиц…                      станц…я

     

    Посмотрите на слова  и попробуйте их разделить на группы.

    Ц…ркуль, ц…рк, синиц…, птиц…, секц…я,  ц…фры, скворц…, станц…я, акац…я.

    Проверка. Слайд 12

    -Что заметили?  

    -Правильно

    Формирование личностных, регулятивных,     познавательных УУД. Коммуникативные УУД:

    -формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание  в соответствии  с поставленными задачами.

    Личностные УУД:

    -определять и высказывать самые  простые правила. Регулятивные УУД:

    -определять цель деятельности на уроке, планировать свои действия.

    3. Выявление места и причины затруднения.(2мин.)

      1) выполняется реконструкция выполненных операций, где возникло затруднение;

     2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют затруднения.

    -Вставить пропущенные буквы.

    -Нет ,

    -Мы не знаем правило

    Какое задание вы должны выполнить?

    Вы можете это сделать

    Почему возникло затруднение ?

    Формирование личностных, коммуникативных,

    Познавательных УУД. Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

    4.Построение проекта выхода из затруднения. (7мин.)

    Устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

    - Узнать когда пишется  И, а когда  Ы после ц

    -Правописание  звука [ы] после звука [ц].

    Дети комментируют свои действия.

    Какую цель вы поставите перед собой на уроке.

    Сформулируйте тему урока .

    Чтобы вы  смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.  

    На доске вывешивается план. Слайд 13, 14.

    1.Провести анализ предложенных групп слов . Выяснить общее в каждой группе.

    2. Сравнить между собой группы слов.

    3.Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

    4.Создать эталон (правило) о правописании ы и после ц.

    Прочитайте каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?  Дети комментируют свои действия.

    Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. Формирование регулятивных. Познавательных,

    Коммуникативных

    5 Реализация построенного проекта.(7 мин.)

    На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    Дети получают задания на карточках:

    1.Прочитайте слова каждого столбика.

    2.Сравни их.

    3.Попробуй выделить части слова,  сделай вывод.

    4.Изобрази графически.

    Ребята,  анализируя слова в столбиках,  делают вывод, что в корне слова пишется после Ц  буква И,  в окончании после Ц пишется буква Ы  и в словах на -ЦИЯ пишется тоже И

    Цирк             синицы                          секция

    Циркуль        скворцы                         акация

    Цифра            птицы          станция

    -Нужно посмотреть в учебнике

    (чтение правила в учебнике )

    - Слова исключения.

    Дети повторяют

    правило.

    Да , смогли.

    Писать слова с И, Ы после буквы Ц)

    - Я предлагаю работать в парах.

    Если возникнут вопросы,  поднимайте руку.

     Попробуйте выразить это графически  Молодцы!

    На доске появляется вывод:    Слайд 15,16

    В корне пишем И, в окончании Ы  в словах на ция – И

     Как теперь проверить  свое открытие  (нужно посмотреть в учебнике)  

    Правило:

    В корнях слов после ц звук ы обозначается буквой и: цирк, цифра,

    Исключение составляют слова: Цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках.

    В окончаниях после ц пишется буква ы огурцы, певицы. В словах на –ция пишется и полиция станция

      Что еще прочитали нового в учебнике?

    - Слова исключения.

    Да, ребята, во многих правилах бывают исключения. Чтобы   лучше запомнить  эти слова послушайте предложение: Слайд 17

    Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул «цыц».

    Давайте, повторим хором.

    (Картинка) Слайд 18

     Сделайте вывод.

    -Смогли вы преодолеть затруднение?

    -Что мы теперь можем делать.

    Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    (5мин.)

    На данном этапе

    учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

    Дети выполняют физкультминутку.

    Дети выполняют задания по по вариантам

    Каждая группа читает слова, которые выписала.

                                                      рукавицы

    Дети еще раз повторяют правило

    Физкульминутка  

    Когда вы слышите слова с Ы присесть  с И подпрыгнуть

    Циркуль, цирк, синицы, птицы, секция,  цифры, скворцы, станция, акация.

    -Молодцы, а сейчас применим свои знания на практике.

     Будем отрабатывать умение правильно определять часть слова, где находится наша орфограмма.

    Откроем учебник  на странице  103 и выполним упражнение №1

    Задание:

    Распределить слова по столбикам.

    В первый - записать слова с сочетанием ци в корне, во  второй - слова исключения, в третий – слова с окончание – ы.

     Обратить внимание на слова исключения   (цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул «цыц»)

    Даны слова:

    Циркач, спицы, куницы, цыпленок, традиция, циклон, цыган, рукавицы, нарцисс, зайцы, концы, цыплячий, цилиндр, цыкать, акация.

    1группа  записывает  слова с сочетанием ци в корне

     2 группа -  слова – исключения    

     3 группа - слова с окончание – ы.

    4 группа - выписывают слова, которые не подходят ни в один столбик.

    (Лишние слова:  акация  традиция)

    Проверка.  Слайд 19

    У кого возникли затруднения?

    Еще раз повторим правило.

    Формирование личностных,

    коммуникативных, познавательных УУД.

    Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной

     деятельности.

    7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(3 мин.)

    (индивид.  форма работы)

    Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Это поможет тебе решить, какую букву вписать И или Ы.

    Дети самостоятельно выполняют упражнение.

     Самопроверка по образцу (  у каждого ребенка образец выполнения упражнения).

    цИрк                синицЫ      цИркуль

    певицЫ            цИфра        цИрковой

    цИлиндр           птенцЫ       скворцЫ

    улицЫ                огурцЫ       пальцЫ

    Дети еще раз повторяют правило написания и ы после ц

    Дети по выбору, оценивая свои знания по новой теме, выполняют задания.

    А мы продолжаем применять свои знания на практике,  т.е.  закрепляем правило.

     Выполним упражнение, в задании , которого необходимо  обозначить  часть слова, в которой пропущена буква. Это поможет тебе решить, какую букву вписать И или Ы.

    - Ребята, нужно вставить пропущенные буквы, а чтобы не ошибиться, сначала выделите часть слова , где пропущена буква, а затем вставляйте.

    Ц…рк                синиц…       ц..ркуль

    Певиц…             ц…фра        ц…рковой

    Ц..линдр           птенц…       скворц…

    Улиц…                огурц…       пальц

    -У кого возникли затруднения?

      Повторить еще раз правило написания и ы после ц

    -У кого были  затруднения,  выполняют в тетради  упражнение №3  стр.34

    Соединить слова с буквой , которая пропущена

    Ц…фры

    Ц..ркач

    Ц…ферблат

    ы

    Ц…клон

    Ц…линдр

    Молодц..

    На ц…почках

    и

    Пальц..

    Ц..ган

    Акац..я

    У кого затруднений не было  упражнение № 2 страница  34  проверка

    Записать к каждому слову – исключению несколько родственных слов

    Цыган Цыпленок

    8. Включение в систему знаний и повторение.(8мин.)

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

     Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

    Дети получают карточки со стихотворением и вставляют пропущенные буквы.

    Ц…пленок в ц…рке выступал

    Играл он на ц…мбалах

    На мотоц…кле разъезжал

    И ц…фр он знал немало

    Он из ц…линдра доставал

    Морковь и огурц…

    И только одного не знал

    Где и, а где же ы.

    Самопроверка по образцу

     

    Дети записывают предложений под диктовку.

    Что нужно знать, чтобы правильно написать  слова с цы или ци?

    Правильно, сейчас мы потренируемся уже в более усложненном задании.

    Послушайте стихотворение:

    Цыпленок в цирке выступал

    Играл он на цимбалах

    На мотоцикле разъезжал

    И цифр он знал немало

    Он из цилиндра доставал

    Морковь и огурцы

    И только одного не знал

    Где и, а где же ы.

    Ребята, какое незнакомое слово встретилось в стихотворении?

    Цимбала

    Посмотрите на картинку и послушайте.  Слайд 20

    Цимбала  - это струнный инструмент.

    Дети получают карточки со стихотворением и вставляют пропущенные буквы.

    Ц…пленок в ц…рке выступал

    Играл он на ц…мбалах

    На мотоц…кле разъезжал

    И ц…фр он знал немало

    Он из ц…линдра доставал

    Моковь и огурц…

    И только одного не знал

    Где и, а где же ы.

    И ц…фр он знал немало

    Он из ц…линдра доставал

    Морковь и огурц…

     И только одного не знал

     Где и , а где ы.

    Проверка Слайд 21.

    У кого не было затруднений?

    Молодцы, тогда вы  готовы выполнить  следующее задание.  Покажите, как вы научились на уроке писать слова с ЦЫ и ЦИ.

    Запись предложений под диктовку:

    Замолкли лесные певцы. Затрепетали под дождем листья акации. Прижались к земле длинные стебли нарциссов. Дождь рисовал циркулем круги на лужах.

    Формирование личностных,

    коммуникативных, познавательных УУД.

    Личностные УУД: Формирование эмоционального отношения к школе и учебной

     деятельности.

    9.Рефлексия. (3мин.)

    самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    Дети оценивают  свою работу на уроке.

     

     

    Какую цель вы перед собой ставили?

    Удалось ли достичь цели?

    Кто из вас сам смог открыть новое знание?

    Кто встретил трудности? В чем? Почему?

     -Оцените свою работу

    1.Я все понял, но есть вопросы.

    2.Я все понял, могу работать по эталону.

    3. Я все понял, могу работать, объяснять другим.

    Что будете делать дома? (учить правило, еще раз потренироваться в написании слов с ци цы)

    Для 1  и 2 групп  упражнение 2 стр.  103

     У кого 3 группа упражнение 3 стр.103.

    -Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. Урок окончен.

    Регулятивные УУД: Формирование  умения контролировать, оценивать  и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности. Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                                  Как создать на уроке ситуацию успеха?...

    Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

    Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

    Конспект урока Русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме"

    Конспект урока Русского языка во 2 классе по теме "Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме" с учётом требований ФГОС....

    УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка в 1-м классе. Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова"

    УМК «Планета знаний»Конспект урока русского языка в 1-м классе.Тема: "Повторение. Правило безударной гласной в корне слова" Цель: формирование орфографической зоркости обучающихся с опорой на пра...

    Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

    Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

    Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

    Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

    Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

    Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....