Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

 Ольга Валентиновна Титова

 

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Технологии: самооценка.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_ob_imeni_prilagatelnom.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

В 4 «А» классе.

Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

                                Учитель- Титова О.В.

     

               

           

                           Москва-2012

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Форма проведения урока: урок-семинар.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Технологии: самооценка.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.
  2. Углубить знания учащихся о данной части речи.
  3. Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  1. Развивающие:
  1. Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
  2. Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды.
  3. Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.
  4. Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать у учащихся любовь к родному языку
  2. Воспитывать гуманность и товарищество.
  3. Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Форма организации учебной деятельности: групповая                        Оборудование: толковые словари, карточки для учащихся с заданиями.                               В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети могут воспользоваться при подготовке к уроку.                                                                   Вопросы:                                                                                                                                                                        1. Происхождение слова «прилагательное».
2. Роль имени прилагательного в речи.                                                                                                                    -Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?           -Удивительные свойства русского имени прилагательного. Зависимость от имени существительного.                                                                                                        -Многозначность имени прилагательного.                                                                                              -Имена прилагательные – синонимы.                                                                                                     -Имена прилагательные чувства и цвета.                                                                                                      3. Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

                             

                          ХОД УРОКА                                                                                                                          I. Орг.момент.                                                                                                     Психологический настрой.                                                                                                                    На фоне лирической музыки:
– Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните …
– Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Откроем рабочие тетрадки и запишем сегодняшнее число .                                    
2. Сообщение цели и темы урока                                                                                        На доске: «Имя прилагательное – самая чувственная, самая живая часть речи».                                                                                                     – Прочитайте слова и объясните смысл этих слов.                                                   Работа по группам                                                                                                              Первая группа                                                                                                Вопрос: Происхождение слова «прилагательное». Работа со словарями.
В словаре Даля это слово означает:
1. слово, признак;
2. часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство.
Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои.                                                                                                            
Вторая группа.                                                                                                                     Вопрос: Роль имени прилагательного в речи.                                                                    
/Вначале они говорят о том, что имя прилагательное необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает признак. Имя прилагательное может выражать бесчисленное количество признаков, сопровождающих человека и его деятельность. Они «раскрашивают наш текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами. По частоте употребления имя прилагательное занимает третье место после имен существительных. Учащиеся проводят исследование по словарю и художественному тексту./
Дети предлагают товарищам поиграть, чтобы те убедились, как много можно подобрать имен прилагательных к одному только имени существительному                                                                                                                                  
ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП                                                          Задание 1. Подобрать как можно больше имен прилагательных к слову-яблоко (2 минуты)                                                                                                                                                                                                                         (КРАСНОЕ, НАЛИВНОЕ, БОЛЬШОЕ, РУМЯНОЕ, ЖЕЛТОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, СЛАДКОЕ, ТВЕРДОЕ, СОЧНОЕ, И Т.Д.)                                                

 Вывод:  Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, то есть «сообщать» признаки имени сущ.«Работать» ему приходится много, потому что у любого, даже самого маленького предмета, масса всяких признаков и каждый из них положено обозначить.                   Задание 2. Подобрать синонимы к словам:                                                             Вежливый –
Горячий –
Дремучий –
Обыкновенный –                                                                                                                  
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.                                                                                                                            Задание 3. Спишите текст, исправляя ошибки. Определить у имен прилагательных род и падеж.(Все учащиеся работают, затем идет обсуждение выполненной работы, взаимопроверка и самооценка).                                         Я в лесу весенний был.
Яркий солнце мне светил.
Ветер свежая играла.
Сердце радостно стучала.                                                                                                          
– От чего зависит род и падеж имен прилагательных? Докажите.                                       3. Работа с недописанным текстом.                                                                                              – Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.                             Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него ________, __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________.
Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша. Зверёк всего боится.                                                                          
– Спишите, выделите окончания имен прилагательных, определите число и род.                                                                                                                           Взаимопроверка, самооценка.                                                                                             Работа с художественным текстом.                                                                                               – Послушайте  текст.  Какую картину вы представили, расскажите.                                       – Нас всюду окружают разные явления. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько удивительного в лесу!?                                                                                                                                          – Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина и скажите,  с  помощью  какой части речи рисуется картина осеннего леса?   

                                                                                                                      Лес,точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.                                                                                                            
– Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах)                                        1 группа – расписной;  2 группа – багряный; 3 группа – лиловый                                                                                                                          
– Спишите стихотворение, подчеркните имена прилагательные, обозначающие цвет.
                                                                                                                             4. Работа в группах                                                                                                   Вопрос: Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного. Далее 3 группа отвечает на третий вопрос о постоянных и непостоянных признаках имен прилагательных.                                                                                                     5. Практическая работа                                                                                                                             – Из текста, записанного на доске, выписать словосочетания имен существительных с именем прилагательным, определить число, род, падеж имен прилагательных:                                                                                            Первой вызвалась написать картину Зимушка – зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!                                                                                                              6. Итог урока                                                                                                                                                  Игра "Веришь - не веришь".                                                                                                                   - А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного? ДА.                                                                                                                            - А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по вопросу)                                                                                                                                                     - А верите ли вы, что у прилагательных  ж. р. окончания ый, ий, ой? НЕТ. (ая-яя)                                                                                                                                                              - А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА.                         - А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос ЧТО делать? НЕТ. (какой, какая, какое)                                                                                                                            - А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да.                                  - А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)  – Что необычного было на уроке?                                                                                         -Оцените работу своей группы на уроке.                                                                             -Оцените работу других групп на уроке. (Объясните свою оценку).                             -Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку во 2 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном"

открытый урок  по русскому языку  во 2 классе "Обобщение знаний  об имени прилагательном". авторы учебника по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Урок русского языка, 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"  Цели: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.Задач...

урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний об имени прилагательном".

Урок - путешествие русского языка по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном". 3-й класс Цель урока: обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном и его грамматических признаках; ра...

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.Цели урока:Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение ...

Урок русского языка в 3 классе Обобщение знаний об имени прилагательном

Конспект урока руссокго языка в 3 классе .УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...


 

Комментарии

 Ольга Валентиновна Титова

Задачи: • Образовательные: • Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи. • Углубить знания учащихся о данной части речи. • Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой. • Развивающие: • Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса. • Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды. • Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению. • Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. • Воспитательные: • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку • Воспитывать гуманность и товарищество. • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
 Ольга Валентиновна Титова

Задачи: • Образовательные: • Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи. • Углубить знания учащихся о данной части речи. • Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой. • Развивающие: • Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса. • Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды. • Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению. • Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать. • Воспитательные: • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку • Воспитывать гуманность и товарищество. • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.