Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку

Усольцева Софья Вячеславовна

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: понятие прилагательного как части речи; вопросы, на которые отвечает прилагательное; число имен прилагательных.

уметь: изменять прилагательные по числам; определять число имени прилагательного; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой; устанавливать аналогии.

Личностные: умение оценивать свой труд; принимать оценки учителя; умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению.

Тип урока: открытие нового знания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019                                                                                                                      ФИО студента: Крюкова Софья

Школа: №5

Класс: 2-Б                                                                                                                                 ФИО руководителя практики: Кондратьева И.И.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать: понятие прилагательного как части речи; вопросы, на которые отвечает прилагательное; число имен прилагательных.

уметь: изменять прилагательные по числам; определять число имени прилагательного; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой; устанавливать аналогии.

Личностные: умение оценивать свой труд; принимать оценки учителя; умение работать самостоятельно; проявлять положительное отношение к учению.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Русский язык 2 класс. Ч 2/ В.П. Канакина, В.Г. Горельский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

Сначала сделаем точечный массаж, чтобы был хороший рабочий настрой на целый день.

Точка на лбу между бровями (третий глаз)

Парные точки по краям крыльев носа

Точка посередине верхнего края подбородка

Точка в висках

3 точки на затылке в углублениях

Приветствуют.

Выполняют указания учителя.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Словес.: слово учителя, учебный диалог

Нагляд.: учебная презентация

Практич.: работа с грамматическим заданием

Практич.: письменное грамматическое упражнение

6 мин.

Работа с грамматическим заданием

Прочитайте два текста.

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко  над облаками кружат ласточки.

Был жаркий день. Смотрю  на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

-Сравните эти тексты.

Чем они отличаются?

Какой из тестов, на ваш взгляд, более красивый? Почему?

- Какая часть речи сделала второй текст более красивым и понятным?

-Спишите второй текст. Во втором предложении подчеркните основу и во всем тексте подчеркните имена прилагательные (хар-ка предложения) (повест, невоскл,распрост)

 - Что вы уже знаете о прилагательном, как части речи? (Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным).

Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко  над облаками кружат белогрудые ласточки.

- Определите число у существительных. Как определяли? Что знаем про ед. и мн. число?

(Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число).

Какой вывод можно сделать?

(Существительные могут быть единственного и множественного числа).

Я вам называю в единственном числе, а вы мне во множественном.

Стол- столы, карандаш-карандаши, медведь-медведи, книга-книги, учебник-учебники, ручка-ручки.

А теперь давайте подумаем, могут ли изменяться имена прилагательные по числам?

Приведите пример изменения по числам

Поиграем в игру. Называю в единственном, а вы мне во множественном

Бегает- бегают, играет-играют, рисует-рисуют, танцует, танцуют, решает-решают

- У кого возникли затруднения? Почему?

 

 Работают с упражнением

Имя прилагательное

Прилагательное – это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой?, какая?, какое?, какие? Прилагательное связано с существительным).

повест, невоскл,распрост

Если сущ. обозначает один предмет – это единственное число, если несколько предметов – множественное число

Существительные могут быть единственного и множественного числа

Бегает- бегают, играет-играют, рисует-рисуют, танцует, танцуют, решает-решают

Стол- столы, карандаш-карандаши, медведь-медведи, книга-книги, учебник-учебники, ручка-ручки.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

1 мин.

Как вы думаете, какая тема урока?

Какие цели мы можем поставить на урок?

Тема урока: Единственное и множественное число имен прилагательных.

Цели:

узнать как изменяются имена прилагательные; учиться определять число имен прилагательных; учиться изменять прилагательные по числам

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

высказываний.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словес.: слово учителя, учебный диалог

6 мин.

                                       Работа в парах
Перед вами карточки. Как вы думете,что вам нужно сделать?

Верно,нужно определить число у прилагательных.

Работаем прям в карточках, обсуждая. Подписываем число над прилагательным.

Новый костюм, новая куртка, новые тетради, крупная рыба, мудрые сказки, кривые зеркала, маленькая птица.

Проверяем.

У кого получилось? Расскажите, как вы это сделали?

- Какая часть речи вам помогла определить число у прилагательных? Почему?

- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Какой вывод можно сделать о числе прилагательных?

 (Прилагательные могут быть единственного и множественного числа)

- Где мы сможем проверить ваши  предположения?

Открываем стр. 92 находим правило, читаем каждый сам.

Прочитай громко еще раз.

Что обозначают имена прилагательные в ед.ч.? На  какой вопрос отвечают?

Что обозначают имена прилагательные во мн.ч.? На  какой вопрос отвечают?

Выполняют задание

 

От сущ задавали вопросы

Существительное

Задаем вопрос от сущ

Какие?

Прилагательные могут быть единственного и множественного числа

Читают  правило

Признак одного предмета

Какой? Какая? Какое?

Признак нескольких предметов

Какие?

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К.: участие в учебном диалоге.

Динамическая пауза

1 мин.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

Встаньте все из-за парт.

Повторяйте за мной.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

Молодцы!

Присаживайтесь!

Выполняют требования учителя.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словес.: слово учителя

Практич.: устное грамматическое задание

Нагляд.: учебная презентация

Практич.: письменное грамматическое упражнение

6 мин.

 Работа по учебнику с. 92 упр.158.  Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и заполнить вместе таблицу.

Ед.ч

Мн.ч

Вопрос

Окончание

- Какая часть слова указывает на то, что число имени прилагательного изменилось?

Теперь запишите данные словосочетания. Укажите над именами прил и менами сущ их число.

Сделаем вывод:

Как определить число имен прилагательных?

Что мы делаем сначала?

Составление алгоритма:

  1. Определи число существительного.
  2. Поставь вопрос от существиетльного к прилагательному.
  3. Определи число прилагательного.

Читают задание

 

Определяем число сущ

Ставим вопрос от сущ к прилаг

Определяем число прилаг

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

VII. Включение в систему знаний

Словес.: слово учителя,беседа

Нагляд.: учебная презентация

Практич.: работа с карточками

Практич.: письменное грамматическое упражнение

15 мин.

Работа с карточками

Следующее задание на партах.

А поможет вам алгоритм.

Как определить, в каком числе нам нужно употребить имя прилагательное?

- От какой части речи это зависит?

- 1. Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения

2. Укажите над именами прилагательными  их число. Над прилагательным ГОЛУБОЙ

______ месяц март.   _______  небо, снега _______.  На снегах тени - как синие молнии.  ______ даль,_______ льды.  ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______! 

Проверяем себя на стр. 93

нашли упр 159

проверили себя, оценили.

- Как вы определили в каком числе нужно употребить прилагательное голубой в данном тексте?

Какой вывод сделаем? Вспомним наше правило, опираясь на таблицу.

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.

Найди существительные.

Определи число существительных.

Соедини существительное с прилагательным. Какие словосочетания у вас получились?

красная             руки

золотое              горы

высокий            кольцо

красные            человек

золотые            лента

высокие            шары

Запишите словосочетания самостоятельно.

- Какое словосочетание употреблено в переносном значении? (золотые руки). Придумайте предложение с ним.

Работают в парах

Определи число существительного.

Поставь вопрос от существительного к прилагательному.

Определи число прилагательного.

Задавали вопросы от сущ к прил

Имена прил в ед. ч обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? Какая? Какое?

Имена прил. Во мн. ч обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопросы какие?

Красная лента, золотое кольцо, высоки человек, красные шары, золотые руки, высокие горы

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

П.: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.

К.: участие в учебном диалоге.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: слово учителя, учебный диалог

3 мин.

Наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним тему нашего урока.

Какие цели мы поставили на урок?

Достигли мы их?

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Что такое антонимы?

Что такое синонимы?

С каким правилом познакомились?

Расскажите.

Тема урока: Единственное и множественное число имен прилагательных.

Цели:

узнать как изменяются имена прилагательные; учиться определять число имен прилагательных; учиться изменять прилагательные по числам

Р.: осуществление итогового контроля.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Словес.: слово учителя

Нагляд.: учебная презентация

1 мин.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: повторить все про прилагательные

Записали! Закрыли дневники, убрали на край стола!

Записывают домашнее задание.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

Словес.: слово учителя

Нагляд.: учебная презентация

2 мин.

Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У вас на столах лежат кружки желтого цвета. Ваша задача нарисовать на них лицо.

Обратите внимание на экран.

Если вы сегодня узнали много нового и не допустили при работе не 1 ошибки, то изображаете веселый смайлик.

Если вы сегодня узнали много нового, но допустили ошибки при работе, то изображаете такой смайлик.

Если вам сегодня было сложно выполнять задания и вы допустили массу ошибок, изображаете грустный смайлик.

Закончили! Поднимите вверх ваш смайлик, чтобы я мог увидеть, как вы оценили себя!

Молодцы!

Урок окончен!

Выполняют требования учителя.

Р.: анализ собственной работы.

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Был день. Смотрю на небо. По небу плывут облака. Высоко над облаками кружат ласточки. Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака. Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки.

Слайд 2

Был жаркий день. Смотрю на голубое небо. По небу плывут белые облака . Высоко над облаками кружат белогрудые ласточки.

Слайд 4

Алгоритм 1. Определи число существительного. 2. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. 3. Определи число прилагательного.

Слайд 6

Алгоритм 1. Определи число существительного. 2. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. 3. Определи число прилагательного.

Слайд 7

1. Вставьте пропущенное имя прилагательное ГОЛУБОЙ в предложения. 2. Укажите над именем прилагательным ГОЛУБОЙ его число. ______ месяц март. _______ небо, снега _______. На снегах тени - как синие молнии . ______ даль , _______ льды. ______ на снегу следы. _______ перелески, _______ канавы. Первые _______ лужи и последние ________ сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого неба. Весь мир ______!

Слайд 9

красн ая руки золот ое горы высок ий кольцо красн ые человек золот ые лента высок ие шары

Слайд 10

Красная лента, золотое кольцо, высоки человек, красные шары, золотые руки, высокие горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. 4 класс.Тема: " Именительный, родительный, винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа."

Данный урок проводится при изученнии написания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Разнообразные задания дают возможность учащимся  различать им...

Урок русского языка по программе Школа России во 2 классе Тема:Единственное и множественное число имен прилагательных

Урок русского языка во 2 классе по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. «Русский язык» часть 2. Москва. Просвещение, 2012.входит: разработка урока, презентация, описание компетенций, решаемых...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс. Тема:"Упражнение в определении падежей имен существительных".

В этой разработке представлен учебный материал, позволяющий отработать у учащихся умение определять падежи имен существительных, их склонение. Представлен материал для парной и групповой работы. Интер...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Изменение глаголов по числам" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов, изменять глаголы по числамПланируемые результаты:Предметные:знать особенности форм числа глагола;уметь изменять глаголы по чис...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемые результаты: Предметные:- знать какая часть слова указывает на то, что чис...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цели: познакомить с единственным и множественным числом глагола, их отличительными признаками в речи, развивать речь и коммуникативные навыки.Задачи:осознать особенности изменения числа глагола в соче...