ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка, 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"

 

Цели: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.

Задачи:

  • усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам.
  •  Создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
  • подчеркнуть роль имён прилагательных в речи;
  • совершенствовать навык определения признаков имен прилагательного.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.

 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карточки-задания для работы в парах, компьютер, медиапроектор, презентация, цветы для самооценки.

                                          План.

  1. Орг. момент.
  2. Мин. чистописания .
  3. Словарная работа.
  4. Выявление темы урока.
  5. Повторение изученного.

-работа в паре .Игра “Найди пару”.

-работа в группе

- комментированное письмо

-выборочное письмо

-работа с учебником( письмо по памяти)-дополнит. мат.

-работа с синонимами и антонимами

              6. Физ. минутка «Музыкальные имена прилагательные».

              7. Тест.

              8. Итог урока.

              9.Рефлексия.

              10. Дом. задание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 2-й класс "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Цели: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико – грамматические признаки прилагательных.

Задачи:

  • усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: обобщенном лексическом значении прилагательных, их изменении по числам.
  •  Создать условия для развития познавательного интереса к языку, формирования орфографической зоркости, речевой культуры, мыслительных процессов.
  • подчеркнуть роль имён прилагательных в речи;
  • совершенствовать навык определения признаков имен прилагательного.
  • Способствовать воспитанию нравственных качеств личности и эстетических чувств.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карточки-задания для работы в парах, компьютер, медиапроектор, презентация, цветы для самооценки.

                                          План.

  1. Орг. момент.
  2. Мин. чистописания .
  3. Словарная работа.
  4. Выявление темы урока.
  5. Повторение изученного.

-работа в паре .Игра “Найди пару”.

-работа в группе

- комментированное письмо

-выборочное письмо

-работа с учебником( письмо по памяти)-дополнит. мат.

-работа с синонимами и антонимами

              6. Физ. минутка «Музыкальные имена прилагательные».

              7. Тест.

              8. Итог урока.

              9.Рефлексия.

              10. Дом. задание.

Ход урока

1. Орг. момент.

Под музыку  видеозапись с раскрывающимися цветами (Приложение 1) учитель произносит слова:

   У:(слайд)- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычный не только потому, что мы проводим его с помощью компьютера, а потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет и тепло в эти весенние дни. С таким светлым настроением мы и начнём наш урок. И работать сегодня мы будем под девизом:

Успех дарит радость”.

У: Откройте рабочие тетради, положите их правильно. Запишем число , классная работа.

 2. Минутка чистописания.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех

                            (Подснежник).

Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.(учитель показывает на доске )

 У: Первый весенний цветок- нежный подснежник.

 3. Словарная работа.( презентация).

Берёза, гвоздика, земляника, малина, овёс, одуванчик, орех, пшеница,  ромашка, рябина.

- Слова какой части речи мы записали? (Имена существительные.)

- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?)

Определим род имён существительных.(Устно)

4.Выявление темы урока

- Что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга? (Речь.)

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений, из слов.)

- Из чего состоят слова? (Из звуков.)

 У: Послушайте стихотворение .

Черёмуха с весною расцвела
И ветки что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится  ручей.

- А теперь прочитайте ещё отрывок стихотворения ( С. Есенин «Черёмуха»).

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

- Какой текст приятней слушать?

 У: 2, т.к присутствуют имена прилагательные.

Вывод: Имя прилагательное украшает нашу речь. (украшает нашу речь, делает её ярче и выразительнее.)

- Выпиши слова которые « украсили « стихотворение, сделали его более интересным.( через запятую).

- На какие вопросы отвечают эти слова?(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-Что обозначают слова отвечающие на эти вопросы?( Признак) 

- Какие признаки могут называть имена прилагательные? (Цвет, запах, вкус, форму, размер, принадлежность, отношение к предмету.)

-Так  какая тема нашего урока? (Им. прилагательное).

 5. Повторение изученного.

Какие весенние месяцы вы знаете? ( март, апрель, май).

Сколько в слове апрель букв и звуков? ( 6 б, 5 зв.).

У: Апрель- месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах  зацветают весенние первоцветы. А что такай первоцветы?( это первые цветы, которые появляются после  холодной зимы). мать- и -мачеха,  медуница, хохлатка, пролески, подснежники.

 У: Необходимо оберегать первоцветы, да и все растения. И ребята нам приготовили стихи.

 Если я сорву цветок

 Если ты сорвёшь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если все сорвём цветы.

 Опустеют все поляны

И не будет красоты.

 Я должен над цветами наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

У: Если мы будем по- настоящему, серьёзно заботится о природе, мы станем добрее.

У: Запишите предложение под диктовку.

Цветут синие пролески, белые подснежники.

-Как расставили знаки препинания?

-Почему поставили запятую? (между однород. членами ставим запятую).

-Найдём главные члены предложения.

- А теперь второстепенные.( прилагательное).

– Что обозначают имена прилагательные?( цвет).

- Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

 Работа в паре. Игра “Найди пару”.

Цветы                      свежий

утро                         душистые

трава                        весеннее

воздух                      жёлтый

одуванчик                зелёная

У: Правильно соедините существительное с соответствующим ему по смыслу именем прилагательным .

   Дети делают вывод: Имя прилагательное связано с именем существительным.

- Как изменяются имена прилагательные? (По числам, по родам.)

- Как определить род и число имени прилагательного? (По роду и числу имени существительного, с которым оно связано.)

Комментированное письмо

У: Сейчас мы запишем словосочетание.

Дети записывают словосочетания и определяют род и число имён прилагательных: Например: сладкая ягода. Ягода- жен. род ед. ч; сладкая- жен. род ,ед. ч.

  Сла..кая  ягода,    голубое небо,    нежный цв..ток.

Учитель обращает внимание детей на правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. (Ц в е т о' к – ц в е т).

Вывод:  Имя прилагательное в предложении всегда связано с существительными. Оно стоит в том же роде и числе, что и имя существительное. Прилагательное изменяется по числам и родом.

Самостоятельная работа в группах:

У: Прочитайте слова.

- это прилагательные

- про что можно там сказать мокрый,белый…….

1 группа описывает зимний снег,

2 группа – весенний снег  ИСКРИСТЫЙ, МОКРЫЙ, КОЛЮЧИЙ, ГРЯЗНЫЙ, ПУШИСТЫЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ, РЫХЛЫЙ, БЕЛЫЙ,  СЕРЫЙ.

Какая часть речи помогла описать снег и уточнить?

ВЫВОД: Какую роль выполняли прилагательные?

(Описывает предмет, украшает речь, сравнивает, уточняет...)

2) – Дословный перевод названия “прилагательное” с греч. “эпитет”. На уроках чтения мы знакомились с этим понятием. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Ожегова .

     Эпитет -это самое красочное, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

Упражнение 1.Выборочное письмо словосочетаний( сущ.+ прил.)

В русских л..сах растёт мощный и красивый ду…  На дубах растут крепкие желуди.

В лесах ( каких?) русских.

Дуб (какой?) мощный и красивый.

Желуди (какие ?) крепкие.

 “Минутка повторения”.

- Как мы проверяем безударный гласный в корне слова? Дети повторяют правило.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной! Например: моря-море, весна-вёсна, кричат-крик.

Работа с учебником Дид. материал С. 95  Упр. 50 Письмо по памяти. (дополнительный материал).

- Читаем загадку

-отгадываем

-два раза повторяем с учителем

- самостоятельно читаем один раз.

-пишем

-проверяем ( самопроверка).

6. Физ. Минутка. « Музыкальные имена прилагательные». (ритмичные движения под музыку).

У: Вы прослушаете не большие фрагменты  детских песен. Ваша задача услышать имя прилагательное.

Упражнение 3.. Преобразование имён существительных в имена прилагательные. Выдели окончание и основу имен прилагательных.

Пример разбираем вместе с учителем.

Например: Лес- лесные звери, грибы, лесной сторож.

Луг-…………,    ………,  ………   .

Проверка ( зачитывает один человек).

 Работа с синонимами и антонимами ( Слайд).

Солнышко. Ветерок. Ручейки. Травка.

Слова для справок:

яркое, теплое, жаркое;

слабый, тихий, легкий;

звонкие, шумные, говорливые;

свежая, молодая, маленькая.

Учитель. О каком времени года идет речь?

Дети. О весне.

Учитель. Почему так решили?

Задание.

Составьте текст, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Каждое предложение «украсьте» прилагательным, подходящим по смыслу.

Учитель. Каким восклицательным предложением можно закончить свой рассказ?

Дети. Как хорошо весной! Я очень люблю весну!

Выслушать разные варианты текстов.

Учитель: При составлении предложений вы использовали разные прилагательные. Изменился при этом смысл текста? -это синонимы бизкие слова по значению. 

У:Прочитать  пословицу наоборот, используя антонимы. 

Маленькое дело лучше большого безделья.

                    Проверка:

                    Маленькое дело лучше большого безделья.

                    Большое безделье хуже маленького дела.

У: Сейчас мы проверим, что вы знаете о прилагательном?

7. ТЕСТ « Имя прилагательное».  ( слайд). Используем сигнальные карточки.      

   Выбери верное суждение.

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы:

1) Кто? Что?

2) Какой? Какая? Какое? Какие?

3) Что делать?

2.Имена прилагательные обозначают:

1) Предмет.

2) Действие предмета;

3) Признак предмета.

3.Имена прилагательные употребляются в речи с:

1) Глаголами;

2) Прилагательными;

3) Существительными;

4.Укажите имена прилагательные:

1) Холодает;

2) Холод;

3) Холодный.

8. Итог урока.

9. Рефлексия

Я закрепил, узнал…..  .

У: Какой вид работы для вас был интересным?

 Ваши ответы хочется подытожить словами:

Дети читают стихи.

Очень занимательное –
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.


Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”!
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,


Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.

 Выставление оценок.

 У: Если урок вам понравился, вы узнали что-то новое, интересное, ваши цветы будут красными, если нет – белыми. И желательно сказать отзыв об уроке им. прилагательным. Урок интересный…….

10.Домашнее задание.

-Нарисовать весенние   цветы и описать их именами прилагательными.

- Спасибо за урок! Желаю успехов в домашней творческой работе! (слайд).



Предварительный просмотр:

             Определяю я предметы.

Они со мной  весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

Стихи о прилагательном

-Я - слово замечательное,-

Сказало Прилагательное.-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

Об этом знает целый свет.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит Художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Чей? Чьё? Чьи?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Она с Существительным живет на редкость дружно:

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она его не бросит в воде и на земле:

Стоит в одном с ним роде и в одном числе.

(А также… и в одном с ним падеже!)

Очень занимательное

 Имя прилагательное.

 Трудно будет без него,

 Если пропадет оно.

 Ну представь-ка себе это!

 Как без признаков предмета

 Будем спорить, говорить,

 Веселиться и шутить?

 Что тогда получится?

 Стоит разве мучиться?

Не скажем мы "прекрасное",

 Не скажем "безобразное",

 Не скажем маме "милая",

 "Красивая", "любимая".

 Отцу, и брату, и сестре

 Не сможем говорить нигде

 Эти замечательные

 При-ла-гательные.

 Чтобы все отличным стало,

 Разных признаков немало.

 Будем всюду замечать

 И к месту в речи их вставлять.

Прилагательные в загадках

Бежит свинка-

Железная спинка,

Льняной хвостик.( Нитка с иголкой.)

Черный Ивашка.

Деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш.)

 Тонкий, высокий, Упал в осоку.

Сам не вышел, а детей вывел. (Гриб.)

Сама длинная, нос короткий,

А ручки маленькие. (Коса.)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз.)

Сижу на дереве
Кругла, как шар,

Красна, как кровь.

Сладка, как мед. (Вишня.)

        Интеллектуальный марафон        

  1. Что называют прилагательным?

  1. Какими членами предложения могут быть прилагательные?

  1. Что могут обозначать качественные прилагательные?

  1. Докажите, что прилагательное красивый является качественным.

  1. Что вы знаете об относительных прилагательных?

  1. На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные?

  1. Поставьте в Т.п. существительные ученик Борисов, город Борисов.

  1. Определите разряд прилагательных по значению: лисий хвост, гнедая лошадь, пятиэтажный дом.

  1. Подберите синонимы к прилагательному веселый.

  1. Подберите прилагательные к существительным гусь, кофе, лебедь.

Самостоятельная работа

  1. Выпишите прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Укажите их разряд. Определите тип и стиль речи.

    На вершине была маленькая птичья лечебница. Между камнями и пучками сухой травы три десятка ванночек – лунок. Птицы прилетают сюда принимать целебные солнечные и очистительные песчаные ванны. Дышат, пожёвывая, чистым горным воздухом и, наверное, любуются сверху на хребты и долины.

    И я сидел у птичьей лечебницы, дышал свежим целебным воздухом гор, любовался долинами и хребтами. И видел пациентов. Веселую стайку рогатых жаворонков.

  1. Просклоняйте существительные

композитор Бородин

село Бородино.

  1. Подберите синонимы к прилагательному

прекрасный.

Учебно-творческое Дальтон-задание

Морфологический разбор имени прилагательного

Цели:

Надо уметь: делать морфологический разбор прилагательного;

определять синтаксические и морфологические признаки прилагательного;

Надо знать: порядок морфологического разбора прилагательного;

способы образования слов;

типы и стили речи.

Оборудование: учебник.

Условные обозначения:

        - обязательное задание.

        - творческое задание.

        - задание повышенной трудности.

Задания

        Познакомьтесь в учебнике с порядком морфологического разбора прилагательного. Всё ли вам понятно? Если есть трудности, обратитесь за помощью к учителю или товарищу.(2 балла.)

     Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделенные прилагательные разберите письменно.

Осень! Глубокая осень! Сер…е небо, ни…кие, тяжелые, влажные обл…ка; голы и прозрачны ст…новятся сады, рощи, леса. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. (5 баллов.)

 Определите тип и стиль речи. Сформулируйте основную мысль. (2 балла).

Подберите однокоренные слова к прилагательному влажный. (2 балла.)

Составьте словосочетания «прилагательное +существительное» и запишите их. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного. (5 баллов.)

Лесной, лесистый; водный, подводный; глиняный, глинистый; серебряный, серебристый; водяной, водянистый.

Образуйте от данных слов прилагательные. Укажите способ образования. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного. (4 балла.)

Без опасности, при вокзале, без имени, матрос, белорус, январь, Брест, Рогачёв, камыш, привет.

Напишите:

Самое интересное задание №…;

Самое сложное задание №… .

Если вы набрали:

15-20 баллов. Молодец! (8-10 баллов.)

10-14 баллов. Хорошо! (5-7 баллов.)

5-7 баллов. Неплохо, но можно лучше. (3-4 балла.)

0-5 баллов. Плохо. (0-2 балла.)

Лесенка

Заполните клетки прилагательными с двойным н

Спрятанное слово

Заполните клетки именами прилагательными, образованными от данных слов с помощью суффиксов. В выделенной вертикальной строке прочтете важное в грамматике слово.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Прилагательное как часть речи

Прочитайте текст. Определите главную мысль. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

Красив, могуч русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Укажите род и число кратких прилагательных в пословицах. Объясните смысл пословиц.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Чем богаты, тем и рады.

Дела как сажа бела.

Молодо-зелено, погулять велено.

Правописание –н-, -нн- у прилагательных

Вставьте в текст прилагательные с суффиксами –н-, -нн-.

… часы пробили полночь. Ромка взял … фонарик и спустился по … лестнице. Небо было…  .  … кладоискатель огляделся, но ночной двор был тихим и … . Нелегким делом оказался поиск … сокровищ. От лопаты у мальчишки болели руки, но он продолжал искать … ларец. Вдруг лопата уперлась в … плитку. Ромку охватила… дрожь. Мальчик нагнулся и стал разгребать уставшими руками землю, так долго хранившую… секрет.

Вставьте одну или две буквы  н.

Станцио…ый, лекцио…ый, соломе…ый, торжестве…ый, карма…ый, звери…ый, со…ый, гуси…ый, оловя…ый,  кожа…ый, глиня…ый, деревя…ый, стекля…ый, телефо…ый, журавли…ый, революцио…ый, урага…ый, сезо…ый, гости…ый, лебеди…ый, пусты…ый, серебря…ый.

Озаглавьте стихотворение. Объясните правописание прилагательных. Укажите разницу в значениях слов земляной и землистый.

Блокадному , не иному,

Ржаному и не ржаному,

Хоть звали его – ржаной,

Всей тяжестью налитому,

Всей горестью земной;

Мякинному, остистому,

Невесть на каких дрожжах

Взошедшему, водянистому,

Замешенному на  слезах;

Ему, что глазам бесслезным

Снился и наяву,

Ему, с годиной грозной

Вошедшему в молву;

Ему,ему, насущному,

Спасителю, благодетелю,

Чьим чудом и я дышу,

Блокадной страды свидетелю,

Оду мою пишу.

Н.Браун

Игра «Четвертое лишнее»

Сезон…ый, редакцион…ый, организацион…ый, композицион…ый.

Бульон…ый, закон…ый, бессон…ый, реакцион…ый,

Неугомон…ый, комиссион…ый, наклон…ый, шаблон…ый.

Игра «Корректор»

Исправьте 8 ошибок в написании суффиксов прилагательных.

Шел я однажды по пустынной дороге. Гляжу: деревянная ветряная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменных домах со стеклянными окнами, обедать в пристанционном буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временных трудностей.

Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеиное: блестящая серебряная шкурка, длинное шнурообразное тело. Жизненного опыта у меня маловато, и я решил: «Пойду-ка я домой, там меня ждет куриный бульон, румяные пирожки и клюквенный сок».

Разряды прилагательных

Замените прилагательные синонимами.

Свежий хлеб

Свежий ветер

Свежий огурец

Свежий воздух

Свежая блузка

Свежая мысль

Свежее лицо

Определите разряды прилагательных в пословицах и поговорках. Каков смысл данных выражений?

Рыбу соломенной сетью ловят.

Ложь на тараканьих ножках ходит.

Наряд соколий, а походка воронья.

Не верь в доброту волчьего сердца.

Старый конь борозды не портит.

Составьте предложения со словосочетаниями.

Охотничьи сапоги, оленья шкура, медвежьи повадки, бабушкины сказки, Татьянин праздник.

Определите разряд прилагательных.

Ленивый, милостивый, трусливый, дождливый, придирчивый, заносчивый, заботливый.

 В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качественные?

а) металлический лист,  б) металлический голос.

а) золотой характер,  б) золотой перстень.

а) стальной стержень,  б) стальной взгляд.

а) железная болванка,  б) железная воля.

а) ватное одеяло, б) ватные ноги.

а) весенняя погода,  б) весеннее настроение.

Образуйте  притяжательные прилагательные от данных существительных. Поставьте  их в формы ед.ч. м.р. и ж.р.

Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.

Склонение прилагательных

Просклоняйте прилагательные.

Аккуратный, искусственная, застенчивое, пастушья, верблюжий, обезьянье, мальчишечья.

Краткая форма прилагательных

Запишите прилагательные в краткой форме мужского рода единственного  числа.

Зловещий крик, жгучий перец, трескучий мороз, свежий виноград, пахучий флокс, горячий источник.

Найдите краткие прилагательные в пословице Взялся за  гуж – не говори, что не дюж. И в поговорке гол. Как сокол. Отыщите в словаре В.И.Даля значение слов гуж, сокол.

Правописание прилагательных

Образуйте от существительных прилагательные с суффиксами –к-,-ск-.

Русь, Кавказ, Англия, киргиз, Бессарабия, Зея, Свислочь, Казань, Путивль, Брест, Слуцк, Барановичи, Абхазия, Углич, Пруссия, немец, эскимос, ненец, Слоим, Березина, конь, октябрь, май, Польша.

«Третье лишнее»

Каде…ий, немее…ий, сове…ий.

Январ…ий, ноябр…ий, декабр…ий.

Тунгус…ий, черкес…ий, уз…ий.

Образуйте прилагательные.

Кривой Рог, Прага, Париж, Чернигов, Киев, Калининград, Слуцк, Барановичи, Португалия.

Темно-русый паренек

Шел на северо-восток.

Там он к вечеру устал,

 Лимонно-желтым стал,

Но зато успел понять.

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок.

В школе скажет педагог:

«Этот парень – голова,

Знает сложные слова».

Степени сравнения прилагательных

Эстафета «Степени сравнения прилагательных»

Образуйте простую форму сравнительной степени.

Кто быстрее?

Простой,

 резкий,

 легкий,

 сладкий,

гладкий,

тонкий,

строгий,

частый,

чистый,

крутой,

 жесткий,

густой,

 сухой,

 яркий,

жаркий,

тихий,

богатый,

добрый

Лото «Превосходная степень сравнения прилагательных»

Образуйте простую превосходную степень.

Мелкий

Глубокий

Редкий

Красивый

Легкий

Тонкий

Тихий

Высокий

Добрый

Бедный


Исправьте речевые ошибки.

Это был самый ближайший путь.

Ты выбрал наиболее сложнейший способ решения.

Самая высочайшая гора Земли – Эверест.

В мировом океане нет более наиглубочайшего места, чем Марианская впадина.

Его родители более старше, чем мои.

Найдите ошибки в образовании форм сравнительной степени:

звончее

слаже

красивее

менее интереснее

более лучший

прочней

хлеще

более уверенный

благороднее

Сложные прилагательные.

Счастье жизни – в искрах алых,

В просветленьях мимолетных...

          Но как боюсь я сердце обмануть

         Своим туманно-призрачным желаньем...

Весь малахитово-лазурный,

Алмазно-солнечным дождем,

Как лед прозрачный и ажурный,

Каскад спадает колесом.

Плывет луна, загадочно дозоря

Зеленовато-бледный лик сомнамбулы.

Ко мне во фьорд везет на бриге Муза

Прозрачно-перламутровые яблоки.

На женских лицах спелые румянцы,

Весь музыка – алмазноструйный дождь.

Хотелось жить и чувствовать

Зарей студено-ясною...

О век безразумной услады,

Безлисто-трепетной весны...

Был пышнокудр еще Самсон!..

Так странно тихо растаял Врубель,

Так безнадежно очарованный...

На искусственном острове крутобрегого озера

Кто видал замок с башнями?

Кто к нему подплывал?

Ты ко мне не вернешься в тихом платье из ситца,

В платье радостно-жалком, как грошовый цветок.

                                                        (Игорь Северянин)

За цепью двух римских кентурий оказались только две неизвестно кому принадлежащие и зачем-то попавшие на холм собаки. Но и их сморила жара, и они легли, высунув языки, тяжело дыша и не обращая никакого внимания на зеленоспинных ящериц, единственных существ, не боящихся солнца и шныряющих меж раскаленными камнями и какими-то вьющимися по земле растениями с большими колючками.

Теперь, сидя на камне, этот чернобородый человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно-серый, таллиф, и обнажал ушибленную копьем грудь, то в невыносимой муке поднимал глаза в небо...

В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой – стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый – прозрачно-фиолетовый, второй – рубиновый, третий – хрустальный.

Администратор протер глаза и увидел, что над Москвой низко ползет желтобрюхая грозовая туча

(М.Булгаков)

Это интересно…

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозозорький, т.е.» близковидящий». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаковозвучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький. Ошибочно связав новое слово со словом рука, люди стали произносить близорукий.

Слово курносый, оказывается, тоже первоначально было сложным. В старину существовало имя прилагательное корный, т.е. «короткий». Отсюда и образовалось слово корноносый. Затем один слог но выпал, после чего стали говорить корносый и, наконец, курносый.

Игра «Кто больше?»

Участникам игры предлагается за определенное время записать наибольшее количество сложных слов, обозначающих:

Портретные черты человека : голубоглазый, широкоплечий, краснощекий);

Черты характера, поступков (трудолюбивый, любознательный, жизнерадостный; Самолюбивый, высокомерный).

Творческие задания

  • Вспомните 2-3 фразеологизма, в состав которых входят притяжательные прилагательные. Составьте и запишите предложения м этими устойчивыми словосочетаниями.
  • Запишите предложения с прилагательными медвежий, золотой, употребляя их сначала в прямом значении, а затем в переносном. Укажите разряд по значению каждого из данных прилагательных.
  • Используя краткие прилагательные, расскажите о человеке с добрым сердцем (о красивой душе человека). Какова роль кратких прилагательных в речи?
  • Составьте 2-3 предложения о родном крае, употребляя прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
  • Составьте и запишите грамматическую сказку на одну из тем:
  • Почему прилагательные так называются?
  • Прилагается ли прилагательное?
  • Приключения качественных прилагательных.
  • Докажите, что «очень занимательное – имя прилагательное».
  • Докажите, что прилагательные лисий, золотой, гоголевский могут употребляться не только как притяжательные и относительные.
  • Почему вне предложения нельзя определить, к какой части речи относится слово простой? Обоснуйте свой ответ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)

Цели урока:обобщить  и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Орфограммы в окончаниях имен прилагательных."

Открытый урок на тему: "Орфограммы в окончаниях имен прилагательных."4 классМесто проведения: СОШ №7 г.Йошкар-ОлыПроводила: Тарьянова М.Л....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по русскому языку....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...