Рабочая программа по ИЗО, 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Рабочая программа по ИЗО, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема, тип урока

Основное
содержание темы, термины и понятия
(страницы учебника)

Виды деяте-

льнос- ти, форма работы

Планируемые результаты обучения

Творческая деятельность учащихся
(внеурочная)

Формы контроля

Дата

освоение
предметных
знаний и умений

универсальные учебные действия  (УУД)

Истоки родного искусства

Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрываются их представления о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

1

 Пейзаж родной земли

(урок постановки  и решения учебной задачи)

 

Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие пейзажных сюжетов. Характерные черты и красота родного для ребенка пейзажа. Красота природы в произведениях русской живописи  (И. Шишкин,
А. Саврасов,  

Ф. Васильев,
И. Левитан,
И. Грабарь и др.).

Живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Колорит в живописи.

Учебник, с. 6–16

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают картины художника

И. И. Шишкина.

Научатся: анализировать произведения изобразительного искусства и составлять описательный рассказ; изображать характерные особенности пейзажа родной природы; использовать выразительные средства

гуаши для создания образов природы

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся  с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к красоте  природы в произведениях русской живописи; проявляют эмоционально-ценностное  отношение к Родине, природе

Изображение пейзажа своей родной стороны. Передача его особой красоты художественными материалами (гуашь)

Рисунок.  Устный опрос

2

Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки и решения учебной задачи)  

Знакомство с русскими художниками и жанром «пейзаж». Один из самых известных русских художников – И. И. Левитан. Картины «Осень» и «Заросший дворик».

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

Учебник, с. 14–16.

Мультимедийный ряд: презентация «Красота родной природы
в творчестве русских художников»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают картины художника

И. И. Левитана.

Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; видеть красоту родной природы; обсуждать, сравнивать, анализировать картины художников-пейзажистов; работать гуашью – смешивать краски непосредственно на картине без использования палитры

Предметные: расширяют свои представления
о пейзажном жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи

Изображение осеннего пейзажа.

Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь)

Рисунок.  Устный опрос

3

Деревня –

деревянный мир.

Русская деревянная изба.

Конструкция
и украшения избы

(урок постановки  
и решения учебной задачи)

Знакомство с русской деревянной архитектурой. Конструкция избы

и назначение ее частей. Традиции разных областей России. Русские обычаи закладки нового дома. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений о порядке
и устройстве мира. Различные виды изб.

Учебник, с. 20–26.

Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба»  

Инди- виду- альная, фронтальная

Узнают: значение слов улица, изба, конек,
основной строительный материал и конструкцию избы, назначение каждой ее части, назначение фронтона, причелины, наличника.

Научатся: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества; изображать графическими или живописными средствами образ русской избы

Предметные: расширяют свои представления
о  красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками конструирования – конструировать макет избы; учатся создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы
и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор»,  «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси; овладевают навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя

Изображение образа русской
избы (изба-богатырь, изба-ель, избушка-бабушка).

Передача особой красоты  русского жилища художественными материалами

Рисунок.  Устный опрос

4

Деревня –

деревянный мир (урок постановки
и решения учебной задачи)

Знакомство с русской деревянной архитектурой. Храмовая архитектура. Древний деревянный храм. Шатровый храм. Памятники русского деревянного зодчества в Кижах.

Учебник, с. 20–26.

Мультимедийный ряд: презентация «Русская изба»

Коллективная работа

Узнают: об особенностях деревянного храмового зодчества, основной конструкции деревянной деревенской церкви (четверик, восьмерик, крыльцо-гульбище, купол).

Научатся определять основные пропорции, характерные формы деревянных, жилых построек

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор»,  «композиция»; знакомятся с русским народным жилищем, его декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к  учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Создание коллективного панно «Деревенька».

Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы

Рисунок.  Устный опрос

5

Красота человека. Русская красавица

(урок по-

становки и решения учебной задачи)

 

Образ женской
и мужской красоты. Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда
в определенных природных и исторических условиях. Традиционная

одежда как выражение образа красоты человека. Женский и мужской праздничный костюм – концентрация народных представлений
об устройстве мира;  украшения и их значение;
образ русского человека в произведениях искусства.

Учебник, с. 34–39.

Мультимедийный ряд: презентация «Народный праздничный костюм»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают: о конструкции русского народного костюма, о роли и особенностях женских головных уборов.

Научатся: понимать и анализировать конструкцию русского

народного костюма; характеризовать и эстетически оценивать образ человека
в произведениях художников; создавать женские и мужские народные образы
(портреты); работать живописными материалами

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Руси; учатся различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма; знакомятся с образом русского человека в произведениях художников; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия«декор», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа русской красавицы

Изображение портрета женского сказочного персонажа
в традиционном головном уборе.

Материалы: гуашь,

бумага, кисти

Рисунок.  Устный опрос

6

Образ русского человека в произведениях художников
(урок поста-

новки  
и решения учебной задачи)  

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Образ русского человека
в  произведениях искусства. Изобразительное искус-

ство, «кокошник», «лобная повязка», портрет, образ, цвет, тон, композиция.

Учебник, с. 34–39.

Мультимедийный

ряд: презентация «Народный праздничный костюм»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают об особенностях  конструкции русского народного мужского и женского праздничного
и повседневного костюма.

Научатся: изоб-

ражать фигуру человека в русском народном костюме; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
об особенностях национального образа мужской и женской красоты, понимают конструкцию русского народного костюма; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей
тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «декор», «композиция», знакомятся с творчеством выдающихся русских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачуурока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте русского народного костюма

Выполнение

рисунка
человека
в русском народном костюме
(мужского или женского образа –

по выбору).

Материалы: гуашь, бумага, кисти

Рисунок.  Устный опрос

7

Календарные праздники (урок постановки
и решения учебной задачи)  

Роль праздников
в жизни людей. Календарные праздники, осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон,

Ф. Малявин и др.).

Тема праздника
в литературе и в музыке. «Народный календарь».

Учебник, с. 40–43

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают: о традиционных русских народных праздниках, значении цвета и символики орнаментов
в русской национальной одежде.

Научатся:

взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; оценивать красоту и значение народных праздников

Предметные: расширяют свои представления
о культуре и традициях  России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; могут назвать несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте народных праздников, обрядов и обычаев

Создание коллективного панно на тему народного праздника (возможно создание индивидуальных композиционных работ). Тема «Праздник».

Материалы: гуашь, кисти, склеенные листы бумаги
(или обои)

8

Народные праздники (урок постановки
и решения учебной задачи)  

История и традиции ярмарочных  гуляний родного города. Ярмарка – место главных развлечений и место  для встреч.

Учебник, с. 40–43.

«Раёк», «традиции», образ, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд: презентация «Царицынская ярмарка»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают о традициях ярмарочных гуляний
в родном городе в прошлом

и в настоящее время.

Научатся: ритмически организовывать пространство; воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления о культуре и традициях  России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий  раёк», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся русских художников, историей своего города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к красоте народных праздников, обрядов и обычаев

Коллективная  работа –

изображение народного праздника «Осенняя ярмарка».  

Материалы: гуашь, цветная бумага, клей, ножницы

Древние города нашей земли

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены
и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

9

Родной угол
(урок пос-

тановки и решения учебной задачи)  

Значение выбора места для постройки города. Организация  внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых построек. Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Строительные материалы. Картины русских художников (А. Васнецов, И. Билибин,

Н. Рерих, др.).

Учебник, с. 46–53.

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают: конструкцию внутреннего пространства  древнерусского города (кремль, торг, посад), понятия «вертикаль»
и «горизонталь» в архитектуре, назначение  сторожевой башни, частокола, рва, картины художников, изображающие древнерусские города.
 

Научатся: понимать и выражать

свое отношение к памятникам древнерусской архитектуры; работать графическими материалами

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; учатся  понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся с укреплением  древнерусского  города; учатся создавать макет древнерусского города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси

Изображение древнерусского города

графическими материалами
(внешний или внутренний вид города). Изображение сторожевых башен.

Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки, графические материалы

 

Рисунок.  

Устный опрос

10

Древние соборы.
(урок постановки  
и решения

учебной задачи)  

Соборы – святыни города, архитектурный и смысловой центр города. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Арка. Свод. Закомары.  Глава. Купол. Конструкция
и символика древне- русского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение
в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.  

Учебник, с. 54–55.

Мультимедийный ряд: презентация «Древние соборы»  

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают: о значении собора в жизни людей,  порядок устройства собора.

Научатся:

понимать роль

пропорций и ритма в архитектуре древних соборов; моделировать или изображать конструкцию и украшение

древнерусского каменного собора; работать графическими материалами; воспринимать произведения архитектуры; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
об истории архитектуры России;  получают представление о конструкции древнерусского каменного храма; имеют возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «собор», «храм», «колокольня»,  «живопись»; знакомятся с работами  известных художников, изображавших древние храмы Москвы.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные  представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте древнерусской храмовой архитектуры  

Изображение древнерусского храма или собора.

Материалы: акварель или цветные карандаши

Рисунок.  Устный опрос

11

Города Русской земли
(урок постановки
и решения

учебной задачи)  

Организация внутреннего пространства города. Особенность древнерусских городов. Город-крепость. Новгород, Псков, Изборск.

Крепость. Детинец. Кром. Кремль.  Постройки внутри крепостных стен. Монастыри и их значение в жизни древних городов. Единство конструкции и декора. Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде.

Учебник, с. 56–59.

Мультимедийный ряд: презентация «Древнерусский город-крепость»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают: основные структурные части города, названия памятников архитектуры.

Научатся: понимать красоту

исторического образа города

и его значение для современной архитектуры; выражать свое отношение к памятникам архитектуры, произведениям искусства; изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города  

Предметные: расширяют свои представления
о красоте древнерусской архитектуры; интересуются историей своей страны; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; уясняют суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; знакомятся

с укреплением древнерусского города.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси

Создание  коллективного панно – изображение древнерусского города (внешний или

внутренний вид города).

«Город-крепость».

Материалы: бумага, коробки, ножницы, клей, тушь, палочка или гуашь, кисти

Рисунок.  Устный опрос

12

Древнерусские воины- защитники (урок постановки
и реше-

ния учебной задачи)  

Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов. Творчество художника

В. М. Васнецова. Цвет в одежде
и символические значения орнаментов. Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека.

Рабочая тетрадь

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают произведения художников, изображавших русских воинов – защитников Отечества.

Научатся: воспринимать произведения искусства; приемам изображения фигуры человека; передавать художественными материалами образ

русского богатыря; адекватно оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
об истории искусства России; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы  и инструменты для работы; усваивают суть понятий «графика», «декор»,  «живопись»; знакомятся с  работами  известных художников, изображавших древнерусских воинов-защитников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте образа древнерусского воина

Изображение образа воина-защитника, древнерусского богатыря.

Материалы: бумага,

гуашь, кисти

Рисунок.  Устный опрос

13

«Золотое кольцо России»
(урок постановки  
и решения учебной задачи)  

«Золотое кольцо России». Памятники архитектуры родного города. Москва, Псков, Новгород, Владимир, Суздаль
и другие города. Знакомство
со своеобразием древних русских городов.
Учебник, с. 60–70.

Архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор.

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли»

Инди- видуа- льная, фронтальная

Узнают: города, которые входят в «Золотое кольцо», общий
характер и архитектурное своеобразие старинных русских городов.

Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей

истории; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников

Предметные: расширяют свои представления
о  красоте деревянного зодчества Руси; выражают свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы  и инструменты для работы; усваивают суть понятий «Золотое кольцо», «ритм», «рельеф»; знакомятся с древнерусскими городами.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте зодчества Руси

Изображение карты путешествия по «Золотому кольцу России».

Материалы: гуашь, кисти или мелки, бумага

Рисунок.  Устный опрос

14

Узорочье теремов
(урок постановки
и решения учебной задачи)  

Образы теремной архитектуры.

Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Расписные украшения и изразцы. Отражение природной красоты в орнаментах. Сказочность
и цветовое богатство украшений.

Учебник, с. 71–73.

Мультимедийный ряд: презентация «Узорочье теремов»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают особенности украшения жилых теремов и церквей.

Научатся: выражать в изображении праздничную

нарядность, узорочье интерьера терема; делать фон для работы; применять полученные знания
в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей

Предметные: расширяют свои представления
о красоте деревянного зодчества Руси; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы

и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы

к красоте деревянного зодчества Руси

Рисунок сказочного терема. Изображение расписного интерьера теремной палаты – подготовка фона для следующего задания.

Материалы: листы бумаги для панно (бумага тонированная или цветная), гуашь,кисти

Рисунок.  Устный опрос

15

Пир
в теремных

палатах (урок постановки  
и решения учебной задачи)

Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Праздник в интерьере царских или княжеских палат: ковши и другая посуда на праздничных столах. Длинногорлая боярская одежда с травяными узорами. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.

Учебник, с. 74–77

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают об особенности украшения интерьера

княжеских палат. Научатся: понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города; создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах, многофигурные композиции в коллективных панно; сотрудничать
в процессе создания общей композиции

Предметные: расширяют свои представления
о  красоте деревянного зодчества Руси, значении старинной архитектуры для современного человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор»,  «композиция»; продолжают знакомиться с русским деревянным зодчеством.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте деревянного зодчества Руси

Выполнение коллективного панно «Пир в теремных
палатах», изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей

Рисунок.  Устный опрос

Каждый народ – художник

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.
(урок постановки  
и решения учебной задачи)

Художественная культура Японии.

Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни – сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки.

Учебник, с. 80–91.

Мультимедийный ряд: презентация «Япония»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают об особенностях изображения, украшения и постройки в искусстве
и архитектуре  Японии.

Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся  японских художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии

Изготовление модели цветущего дерева – сакуры.

Материалы: цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев»

Рисунок. Устный опрос

17

Искусство оригами
(урок постановки  
и реше-  

ния учебной задачи)

Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия – характерные особенности японского искусства.

Изобразительное искусство, «оригами».

Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают новые эстетические представления
о поэтической красоте мира.

Научатся: при-

обретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся  японских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником
и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства древней Японии

Изготовление бумажного журавлика.

(Во время практичес-

кой работы учащихся звучит японская музыка.)

Материал: бумага

Рисунок.  Устный опрос

18

Образ женской красоты,

характер в японской культуре

(урок по-

становки и решения учебной задачи)  

Красота  женского образа Японии.  Что считалось эталоном красоты
в древней Японии?

Учебник, с. 80–91.

Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись,  пейзаж, образ, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд:  презентация «Художественная культура Японии» 

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают: определения понятий «образ», «композиция», произведения выдающихся японских художников.

Научатся использовать

художественные

материалы
и инструменты для выполнения творческой работы

Предметные: расширяют свои представления
о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся  японских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте женского образа в  искусстве древней Японии

Изображение женского образа – японки. Рисование образа японки
в национальной одежде
(кимоно)
с передачей
характерных

черт лица, прически, движения, фигуры.

(Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.)

Рисунок.  Устный опрос

19

Народы гор и степей
(урок постановки

и решения учебной задачи)  

Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека
в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств.  

Учебник, с. 92–

101.

Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Горы»,

презентация «Народы гор и степей»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают художественные традиции в культуре народов степей.

Научатся: понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; самостоятельно создавать творческую

работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит»,  «композиция», «иглу», «чум», «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи

Изображение горного или северного пейзажа
и народного жилища
(аула, чума, иглу).

Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь)

Рисунок.  Устный опрос

20

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры

(урок постановки

и решения учебной задачи)  

Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты.

Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж».

Учебник, с. 92–

101

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают художественные традиции в культуре народов степей.

Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую

работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают  суть понятий «жанр пейзажа», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте природы в произведениях русской живописи

Изображение степного пейзажа
и народного восточного жилища – юрты. Переда- ча особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь).
Составление

композиции из работ обучающихся

Рисунок.  Устный опрос

21

Города
в пустыне

(урок постановки  
и решения учебной задачи)  

Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина – основной строительный материал. Мечети.

Мавзолеи. Торговая площадь – самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент.

Учебник, с. 103–

109

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии. 

Научатся: характеризовать особенности
художественной культуры Средней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; создавать образ древнего среднеазиатского города

Предметные: расширяют свои представления
о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать
с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают

суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»;

знакомятся с архитектурой Востока, ее декором.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собствен-

ные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте архитектуры Средней Азии

Создание образа древнего среднеазиатского
города.

Аппликация из цветной бумаги.

Материалы: цветная

бумага, мелки, ножницы, клей

Аппликация.   Устный опрос

22

Древняя Эллада
(урок постановки  
и решения учебной задачи)  

Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека
с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. Ордерные системы Древней Греции. Театр.  Греческая вазопись. Скульптура.

Учебник, с. 110–

125

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира.

Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое отношение к ним;

характеризовать

отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи
и художественные средства

Предметные: расширяют свои представления
об архитектуре Древней Греции, роли пропорций
в образе построек,  соотношении основных пропорций фигуры человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура»,  «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к красоте архитектуры Греции

Выполнение задания
на с. 123–

124. Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа.

Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти

Рисунок.  Устный опрос

23

Олимпийские игры

(урок постановки
и решения учебной задачи)  

В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения.

Учебник, с. 110–125.

Изобразительное искусство, скульптура,  пропорции, рельеф, роспись, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд:  презентация «Древняя Греция» 

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают историю возникновения Олимпийских игр.

Научатся: отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских

игр

Предметные: расширяют свои представления
об архитектуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф»,  «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте скульптуры и вазописи Греции

Выполнение коллектив-

ной работы –

панно «Олим- пийские иг- ры». Составление плана работы над панно «Олимпийские игры».
Рисование красками, выполнение коллажа
из рисунков.

Материалы: гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей

Рисунок.  Устный опрос

24

Средневековый город

(урок постановки
и решения учебной задачи)

Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма
и архитектуры, одежды человека и его окружения.

Учебник, с. 126–

135.

«Готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция.

Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают образ готических городов средневековой Европы.

Научатся: видеть и объяснять

единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги
(фасад храма)

Предметные: расширяют свои представления
о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы  и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к красоте культуры Средневековья

Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации.

Материалы: цветная
и тонированная бумага, гуашь (или пастель), кисти ножницы, клей

Рисунок.  Устный опрос

25

Образ готического храма
в средневековом городе
(урок постановки и решения учебной задачи)  

Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора.

Учебник, с. 126–135.

Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы.

Научатся понимать значимость

исторического прошлого Западной Европы для современного человека

Предметные: расширяют свои представления
о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы  и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте культуры Средневековья

Изображение готического собора.

Материалы: графические материалы, акварель, бумага, кисти

Рисунок.  Устный опрос

26

Многообразие художественных культур
в мире. Обобщение
(урок поста-

новки
и решения учебной задачи)  

Итог – не запоминание названий,

а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров.
Художественные культуры мира – это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Понимание разности творческой работы в разных культурах.

Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать  различия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять,  почему постройки, одежды, украшения

такие разные;
самостоятельно
составлять рекламный буклет; рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира; анализировать свою работу и работу одноклассников

Предметные: расширяют свои представления
о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры,
с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира
в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке;  вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте искусства разных стран

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ – художник». Составление туристического рекламного буклета
в одну
из стран.

Материалы: художествен- ные материалы
по выбору учащихся

Рисунок.  Устный опрос

Искусство объединяет народы

От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

27

Тема материнства в ис-

кусстве
(урок поста- новки
и решения учебной задачи)

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Великие произведения искусства XX века на тему материнства. Тема материнства в лите-

ратуре и в музыке.

Учебник, с. 139–143.

Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают о том, что тема материнства – общая

в искусстве для всех времен  и народов.

Научатся: приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки композиционного изображения

Предметные: расширяют свои представления
о жанрах изобразительного искусства; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть  понятий «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов; изображают образ мамы.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником  и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте образа женщины-матери в искусстве

Рисование портрета
на тему «Улыбка мамы».

Материалы: гуашь, кисти или пастель, бумага

Рисунок.  Устный опрос

28

Образ Богоматери в русском
и западно-европейском искусстве
(урок постановки
и решения учебной задачи)

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве. Иконы пишут  по строгим правилам (канонам), а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства
и навыков компо-

зиционного изображения.

Учебник, с. 139–143

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают символику каждого цвета в иконописи.

Научатся: приводить примеры произведений изобразительного искусства, выражающих красоту материнства; анализировать выразительные средства произведений; развивать навыки

композиционного изображения

Предметные: расширяют свои представления
о жанрах в изобразительном искусстве; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее

место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий: «иконопись», «жанр портрета», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником  и рабочей тетрадью.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к отображению женского образа в искусстве

Рисование портрета
на тему «Мать и дитя» (стремление выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу).

Материалы: гуашь, бумага, кисти

Рисунок.  Устный опрос

29

Мудрость старости (урок постановки
и решения учебной задачи)  

День пожилого человека. Есть красота внешняя
и внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. Красота душевной жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

Выражение мудрости, старости
в произведениях искусства (портреты Рембранда, автопортреты Леонардо да Винчи,

Эль Греко и т. д.).

Учебник, с. 144–147

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают произведения искусства величайших художников.

Научатся:

развивать навыки восприятия произведений искусства; наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей; создавать
в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека и художественными материалами передать свое отношение к дорогому человеку

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы
к красоте и мудрости пожилого человека  в произведениях живописи

Задание

(с. 146.):

изображение портрета своих бабушки или дедушки.

Передача особой красоты пожилого человека художественными материалами.

Материалы: гуашь или мелки, пастель, бумага

Рисунок.  Устный опрос

30

Сопереживание. Дорогою добра
(урок постановки
и решения учебной задачи)  

 

Искусство воздействует на наши чувства. Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Изображение печали
и сострадания
в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию. Искусство служит единению людей в преодолении бед
и трудностей.

Учебник, с. 148–151

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают произведения  известных художников-анималистов.

Научатся: рассматривать и рассуждать, как
в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание; эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия; выражать художественными средствами при изображении свое отношение к печальному событию

Предметные: расширяют свои представления
об анималистическом жанре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, смогут использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «анималистический жанр», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся соотечественников; изображают в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к чужой беде, отраженной в произведениях искусства

Изображение художественными средствами иллюстраций к книге Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», создание выразительного образа Бима.

Материалы: гуашь
(черная или белая), кисти, бумага

Рисунок.  Устный опрос

31

Герои-защитники (урок постановки
и решения учебной задачи)  

 

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Героическая тема в искусстве разных народов.

Изобразительное искусство, скульптура, жанр, образ, композиция.

Учебник, с. 152–153

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.

Научатся:

рассматривать произведения известных художников – картины и скульптуры; создавать композицию; изображать задуманное

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают понятия «жанр портрета», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся скульпторов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к красоте юности в произведениях живописи

Рисунок.  Устный опрос

32

Героическая тема в ис-

кусстве разных народов
(урок постановки
и решения учебной задачи)  

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты,

имеют своих героев-защитников
и воспевают их
в своем искусстве. Героическая

тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.

Учебник, с. 152–153

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают основные памятные события, связанные с историей родного края.

Научатся:

рассматривать произведения известных художников – картины

и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям; изображать задуманное; приобретать творческий композиционный опыт в создании героического
образа

Предметные: расширяют свои представления
о скульптуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; знакомятся с творчеством выдающихся  художников-монументалистов; овладевают навыками изображения в объеме и композиционного построения в скульптуре.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к красоте юности в произведениях живописи

Создание этюда
«Памятник народному герою».

Материалы: пластилин, стеки, дощечка

Рисунок.  Устный опрос

33

Юность и надежда (урок постановки
и решения учебной задачи)  

Тема детства, юности в искусстве, детская тема
в творчестве художников разных исторических
периодов (В. Тропинин, А. Шилов,

З. Серебрякова).
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим
детям.

Учебник, с. 154–

155

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Узнают произведения изобразительного искусства, посвященные

теме детства, юности в искусстве всех народов.

Научатся:

рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; создавать композицию, изображающую радость детства; передавать художественными средствами радость темы детства

Предметные: расширяют свои представления
о жанре «портрет»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр портрета», «колорит»,  «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми

и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы

к красоте юности в произведениях живописи

Изображение радости детства, мечты
о счастье,
о подвигах, путешествиях, открытиях (рисование по памяти или

по представлению).

Материалы: гуашь или акварель, бумага, кисти

Рисунок.  Устный опрос

34

Искусство народов мира (обобщение темы)
(обобщающий. Урок постановки
и решения учебной задачи)  

Роль искусства
в жизни человека. Вечные темы
в искусстве.

Многообразие образов красоты

и единство нравственных ценностей

в произведениях искусства разных народов мира.

Итоговая выставка творческих работ.

Мультимедийный ряд: презентация «Викторина»
(каждый вопрос иллюстрируется слайдом).

Музыкальный ряд: Д. Кабалевский. Пьеса «Веселый марш»

Инди-

виду-

альная, фронтальная

Научатся: 
объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искус-

ства разных народов; рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания красоты; обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач; работать

в команде

Предметные: расширяют свои представления
о культурах разных стран; получают возможность проверить, чему научились за год.

Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми  и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы  к красоте искусства народов разных стран

Рисование образа средневекового города
командами
(на листе ватмана, закрепленного
на доске).

Материалы: фломастеры, гуашь, бумага, кисти

Рисунок.  Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...