Разработка урока "Украшение и реальность.Кокошник"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Солопова Ольга Алексеевна

Урок "Украшение и реальность".украшение кокошника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 26.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            План-конспект урока

                                       Изобразительное искусство во 2 а классе

                                                 По программе Б.М.Неменского

Учитель МКОУ «СШ №3 им.О.А.Морозова» г.Ефремова Тульской области

Солопова Ольга Алексеевна

Тема года: «Искусство и ты»

2 раздел: «Реальность и фантазия. Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

Тема урока: «Украшение и фантазия. Украшение кокошника»

Тип урока: комбинированный ,с использованием ИКТ.

Цели урока :познакомить с украшениями, созданными людьми; умением художника преобразить природные формы в  декоративные ; дать представление о древних головных уборах; развивать фантазию; образное мышление; воспитывать эстетический вкус ;совершенствовать навыки аппликационной деятельности.

Задачи урока: дать представление о роли фантазии в искусстве в работе художника, о связи фантазии с реальностью, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании аппликационных техник;  развивать умение сравнивать,  комбинировать, анализировать, делать выбор,  развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности, использование  физкультпаузы.

ЛичностныеУУД: осознавать необходимость  уважительного отношения  к  произведениям декоративно-прикладного искусства,  значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся.

Метапредметные УУД:

-Познавательные: осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

- Регулятивные: определять формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу,  оценивать и анализировать ее результаты.

-Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное  участие в работе ,учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Предметные: учащиеся научатся фантазировать и украшать кокошник.

Наглядный и дидактический материалы:    Оборудование: мультимедийная презентация « Человек и его украшения», «Украшение и реальность», стих.

Литературный ряд: стихотворение о фантазии ,Мастере украшений.

Оборудование для учителя: ноутбук с проектором, наглядный материал на доске ;  для учащихся: шаблоны кокошников,  цветная бумага, пластилин, бусинки, стразики, тесьма, клей.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, фронтальный опрос, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, инструктаж, творческая практическая работа.

Деятельность учащихся: индивидуальная, украшение вырезанных  из бумаги(кокошника  заданной формы.

Ожидаемые результаты урока: Учащиеся должны обобщить материал и создать творческую работу: украсить кокошник.

Используемые учебники и учебные пособияФГОС. Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство; Искусство и ты 2 класс; учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Б.М.Неменского. М.: Просвещение 2012.;

Изобразительно искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского; Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/

М.: просвещение 2011.

Материалы для учителя: Компьютер, мультимедиа проектор ,стенды :кокошник, вязанные салфетки, шаблоны, рисунки.

Материалы для учеников: шаблон кокошника, клей, ножницы, цветная и бархатная бумага, пластилин, бусинки, стразы, учебник.

Этап урока

Время

(мин)

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент

1

Проверка готовности учащихся к уроку,  приветствие учащихся:

Здравствуйте, присаживайтесь.

Приветствуют

учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Мотивационный

1

Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем - и урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно, чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе, все конечно молодцы!

- Всё ли у вас подготовлено к уроку?

- Посмотрите, правильно ли вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

Проверяют готовность к уроку.

Л: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении.

3. Сообщение темы и цели урока

10

 В нашу дверь к нам, тук-тук-тук,

Постучал чудесный друг.

Он сказал: «Зовут меня

Мастер Украшения.

К вам пришёл я неспроста:

Показать, что красота

Есть повсюду,

Всем  нужна,

Украшений в мире тьма!

Что случится, если вдруг

Не будет красоты вокруг?

Станет мир наш некрасивым,

Серым, неуютным и унылым.

Потому я день и ночь

Каждому готов помочь

Украшать свои творения,

 Ведь я Мастер Украшения.

-Кто же такой мастер украшения? (Это художник, который создаёт украшения для человека). Он учится у природы и много фантазирует.

-Посмотрите как Мастер Украшений сегодня украсил наш  класс. Какой он нарядный и красивый.

- - А что такое украшения?  (Дети могут назвать ювелирные украшения.)

Слайд 3. Посмотрите на знакомую уже вам репродукцию картины

М. Врубеля « Царевна Лебедь». Какие вы украшения видите на ней?

( Красивое сплетение металла и драгоценных камней в короне, украшения на руках)

Слайд 4. Украшения бывают самые разнообразные. Это ювелирные украшения, которыми чаще всего любят украшать себя  девочки, мамы, бабушки, т. е. все женщины.

Слайд 5. Короны  царей и королей  тоже украшены драгоценными камнями.

Слайд 6. Украшены орнаментом одежда разных народов ( на слайде русская  и алтайская национальная одежда),

Слайд 7.  посуда,

Слайд 8.  дома.

- Теперь вы  видите, что Мастер Украшения действительно   делает предметы неповторимыми,  красивыми, от которых мир наш становится ярким, цветным.

- Но  откуда художники позаимствовали элементы своих украшений, где они могли наблюдать их?  (В природе.)

-Красоту  специально искать в природе не надо.  Наблюдательный человек может заметить  её на каждом шагу и полюбоваться. Давайте это сделаем и мы.

Слайды 9  - Красивы и неповторимы  в природе бабочки,

Слайд 10  - капли  дождя, росы, (по щелчку смена картинок: роса на нитях паутины- дождь на листке)

Слайд 11 -иней на ветках, морозные узоры на стекле (смена картинок  по щелчку: иней – узоры на стекле)

-  А  сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто ещё в природе создаёт  необыкновенные узоры:

Слайд 12.  Одежды не шьёт, а ткань всегда ткёт.    (Паук – по щелчку).

-Кто наблюдал  действия паука? Это настоящий древний мастер природы. Его творение  - очень тонкая и хрупкая паутина.

Слайд 13.  Паутина  среди листвы днём, паутина  в  последних лучах солнца

( смена картинок на слайде по щелчку: паутина днём – паутина  на закате)

-Осенью тысячи этих паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тончайших нитей расстилается на подушках мха.

Самые известные из пауков, конечно же, крестовики. Они мастерят и самые известные сети, похожие на колёса. Их так прозвали, потому что на их тёмной спинке хорошо виден белый рисунок в виде креста.

Паучьи сети – недолговечные, нежные создания. За день клейкие нити высыхают, становятся ломкими, а толстые, наоборот, теряют упругость и провисают. В  такую сеть добычу уже не поймаешь, поэтому пауку снова приходится работать ночью. Представим, что наступила ночь, а мы – пауки…

-Какое бывает украшение?

Ответы: фантастическое и реальное.

Давайте попробуем сформулировать тему урока:

Украшение и фантазия.

А теперь я предлагаю отправиться с вами в путешествие в далёкую русскую старину и познакомиться с теми украшениями, которые носили люди в то далёкое время.

Перед вами головные уборы, кто знает как он называется?

-Кокошник.

Кокошник-это женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом.

А чем его могли украшать?

Его украшали золотым шитьем, бисером, жемчугом, вышивкой.

-А как вы думаете украшения для мужчин бывают?

В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены.В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями.

Давайте с вами посмотрим, а можно в наше время встретить кокошник?

Кокошник на праздниках.

-Давайте по фантазируем и придумаем сказочные кокошники.

Ответы: Снежинки, снежной королевы, цветов, осенний ,летний, королевы гжели и т.д.

Чем же мы сегодня будем заниматься?

-Фантазировать и украшать кокошник.

Физкультминутка. Изображаем снежинки,паука, слетущего паутину, рисуем морозный узор на стекле.

А сейчас садимся. Настроились на работу.

Предполагать тему и цель урока.

Воспринимать на слух рассказ учителя

Предполагать, высказывать свою точку зрения.

Выполнять движения

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания

К: умение формулировать полный, четкий ответ.

4. Пед. показ.

5

  1. Берем белый лист бумаги или белого картона.
  2. Беру шаблон кокошника и щита. Как нужно обводить шаблон на бумаге? (с краю, для экономии бумаги). Аккуратно обвожу шаблон.
  3. Затем вырезаю кокошник .
  4. Кладу вырезанное изделие перед собой, так чтобы было удобно. Что буду делать дальше? Украшать. Посмотрите на доску, даны разные узоры, как можно украсить щит и кокошник. Я попробую украсить своим элементом. Можно изобразить драгоценные камни.

Внимательно наблюдать, как выполнять задание и запоминать этапы работы.

Л: восприятие и характеристика художественных образов

5. Постановка творческой задачи.

3

Итак, ваша задача вырезать шаблоны. И украсить их так как вам хочется, проявив фантазию. Можете смотреть на доску, если вам понравился какой - то узор или орнамент.

Внимательно слушать задание учителя.

6. Практическая работа

25

Ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом работы. Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду. В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Самостоятельная работа детей.

Л: формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность.

7. Итог урока

(рефлексия)

2

- Чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали?

- Чем украшали кокошники ?

-А в жизни этом вам пригодится?

-А что ещё можно украсить?

-Как вы можете оценить свою работу?

Отвечать на вопросы учителя.

8. Выставка работ

1

- Молодцы! У вас получились замечательные работы. Прошу выставить все свои работы (у доски) и посмотреть исполнение работ других учеников.

Смотреть выставку, оценивать свои работы и работы других, сравнивать.

Р: осуществляют самооценку и самоанализ своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...