Рабочая программа по ИЗО 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Логачева Татьяна Андреевна

Адаптированная общеобразовательная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса с ограниченными возможностями здоровья

(для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_ovz_izo_logacheva.docx381.61 КБ

Предварительный просмотр:

\\serv-103\Сервер-103\1. МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА\2018-2019 уч.год\РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ\Титульники отсканированные\ОВЗ\img20180927_14035164.jpg

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 3 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью), обучающегося на дому, разработанана основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

- учебника Изобразительное искусство. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова – М.: «Просвещение», 2018.

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов»

         Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
  • самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
  • ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
  • правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • делить лист на глаз на две и четыре равные части;
  • анализировать с помощью учителя строение предмета;
  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
  • рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
  • различать и называть цвета и их оттенки;
  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
  • анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

       Учащиеся должнызнать:

  • цвета;
  • строение изображаемого предмета;
  • правила построения узора в полосе, квадрате, круге.

В учебнике для третьего года обучения сохранен тот же алгоритм решения учебных задач на уроках изобразительного искусства, что и в 1 и 2 классах, а именно:

  1. Развитие эстетических чувств и восприятия предметов и явлений природы в процессе их познания, а также работа над осознанием красоты окружающего мира;
  2. Формирование у детей интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению объектов наблюдения и желания научиться различным способам их воспроизведения;
  3. Обучение изобразительному искусству: формирование у детей направленности на активное наблюдение за окружающей действительностью и развитие приемов рассматривания произведений искусства и народного творчества с целью их изображения (формирование образов) в рисунке, лепке, в работе над аппликацией; ознакомление обучающихся со свойствами новых художественных материалов и развитие технических навыков работы с ними;
  4. Направленность на коррекционное развитие детей с учетом их возможностей и трудностей в обучении изобразительному искусству.

Содержание учебника предназначено для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и соответствует требованиям адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Искусство».

Содержание учебника выстроено по четырем направлениям обучения, в соответствии с которыми в 3 классе при решении всех поставленных задач у детей:

  1. Развивается восприятие цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и формируется умение изображать увиденное цветными и ахроматическими художественными материалами (1-е направление);
  2. Формируется умение анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая относительное сходство (2-е направление);
  3. В практической деятельности осуществляется обучение некоторым правилам работы над композицией (3-е направление);
  4. Продолжается обучение детей более углублённому восприятию некоторых произведений изобразительного искусства, сопутствующих теме определённого урока, и декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятия (4-е направление).

Разработанное содержание учебника и решение поставленных задач обучения изобразительному искусству в 3 классе способствует дальнейшему формированию у детей базы для творческой деятельности (расширяет опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и способов изображения, увиденного). Вследствие этого у детей развивается способность изображать с натуры выполнять задания декоративного характера или на заданные темы, которые требуют привлечения определенных творческих усилий.

В учебнике задания, сходные по тематическому содержанию, объединены в блоки, которые могут включать в себя несколько занятий.

Каждое занятие в блоке имеет свое название для обучающихся. Оно заявлено в верхней части страницы или целого разворота учебника. К тематическому блоку дается установка, стимулирующая наблюдение и эмоциональное переживание детей. Учителю необходимо каждое занятие мотивировать деятельность детей, опираясь на эти установки. Например, «Наблюдай, как все изменяется», «Наблюдай, удивляйся, любуйся!», «Наблюдай, думай, потом изображай» и др. В результате выполнения таких заданий решаются поставленные на третьем году обучения вышеперечисленные задачи.

Развитие эстетического восприятия объектов и явлений окружающей действительности, понимания красоты остается важной задачей обучения детей изобразительному искусству в 3 классе.

Следует заметить, что развитие эстетических чувств и восприятия, понимания красоты составляет главное звено в эстетическом воспитании детей. Эта проблема обозначается и решается, начиная с детского сада, затем в школе с учетом особенностей (глубины и тяжести дефекта) и возможностей детей.

На уроках изобразительного искусства в 3 классе осуществляется развитие эстетических чувств (радости, любования, удивления и восторга) и восприятия, ведется кропотливая работа над пониманием слов «красивый», «красиво» с опорой на анализ воспринимаемой натуры, явления природы и последующий результат в лепке, рисунке, аппликации.

В эмоциональном состоянии, испытывая радость, удивление, восторг, любуясь объектом при наблюдении, ребенку проще увидеть и выделить существенные свойства, признаки, характеризующие натуру, и изображения под руководством учителя ему легче чувствовать и понимать красоту натуры, учиться наслаждаться формой, цветосочетаниями, движением формы, ритмом в композиционном сочетании форм.

Однако осознание красоты детьми с интеллектуальными нарушениями и на третьем году обучения нужно продолжать целенаправленно формировать. Что же нужно при этом принимать во внимание?

  1. Необходимо определять среду существования, в которой присутствует красота (окружать детей предметами быта и народного творчества, обращать их внимание на одежду, картины известных художников; посещать зоопарк, лес и т.д. для наблюдения за животными). Важно учить замечать природные явления и рассматривать красивые объекты, находить, в чем проявляется красота; демонстрировать состояние восхищения, радости от наблюдаемого.
  2. На занятиях нужно создавать определенные условия для восприятия натурных объектов, ставить задачи при наблюдении явлений природы. Выделяемые признаки следует обозначать словами «красивый», «красивая», «красиво». Учителю необходимо стимулировать детей использовать эти слова в спонтанной речи.
  3. Наблюдаемые натурные объекты, предназначенные для изображения, должны быть яркими, характерной, привлекающей внимание формы. Такие предметы предлагаются рассматривать в сравнении, поскольку их существенные признаки легче выделять через сходство и различия (например, формы ваз, овощей, фруктов, человеческой фигуры и т.д.). Движущийся объект нужно рассматривать в сравнении с таким же в статическом положении.
  4. Результаты детского творчества нужно оформлять в выставки, которые следует располагать в определенных закрепленных для этого местах школьных рекреаций (коридоре, холле).

Обучение изобразительному искусству.

Формирование представлений, пригодных для изображения, и способов изображения.

Сформированные у обучающихся образы деревьев, человека, животных, дома, предметов ближайшего окружения (например, посуды, одежды и др.) и т.д. являются базой для деятельности воображения у детей в их изобразительном творчестве, особенно в рисовании на темы, в сказочных изображениях. В 3 классе развивается и уточняется эта система образов и способов их изображения в лепке, аппликации и рисунке в процессе выполнения заданий, объединенных в разные тематические блоки.

В 3 классе закрепляются и уточняются образы деревьев, человека, животных и насекомых (лошадки, птиц, бабочек и др.). Для развития образов этих сложных по форме (сильно расчленённых) объектов проводится последовательная работа. Сначала дети рассматривают изображения этих объектов в репродукциях картин, затем на занятиях или вне занятий проводят наблюдения в натуре. После этого они лепят или составляют аппликацию целого изображения объекта из частей. Сформированное представление о человеке, дереве, птице, бабочке и т.д. становится относительно более пригодным для его изображения в рисунке. Когда дети приступают к практической деятельности, им дается установка нарисовать похоже, правдиво.

В помощь последнему этапу изображения – рисунку объекта – детям предлагаются упражнения (дорисовывание частей до целого изображения или прорисовывание частей в силуэте изображения, использование трафарета). Упражнения помогают уточнять образы объектов (они становятся более полными, точными), и детям становится легче закреплять или осваивать способ их изображения.

Образы насекомых на примере бабочки рассматриваются в деятельности как объекты с симметричной формой. Между тем работа над понятиями «симметрия» и «ось симметрии» не ведется. В процессе деятельности внимание обучающихся обращается на сходство левой и правой сторон тела бабочки и, в частности, ее крыльев (как и у других насекомых, например стрекозы). Далее  учителю нужно предложить детям найти дополнительные примеры объектов, у которых форму можно разделить на две одинаковые части слева и справа (например, лицо человека, морда любого животного во фронтальном положении и другие примеры).

Несколько занятий посвящено работе над понятием «ритм» (как повторение и чередование формы, цвета, положений в пространстве формы и т.д.). Опираясь на жизненный чувственный опыт обучающихся, необходимо учить детей видеть ритм в пейзаже, натюрморте, сюжетном изображении на картинах известных художников (ритм стволов, ритм жердочек в заборе и др.), подчеркивая рассматриваемый ритм взмахами руки. На занятиях по данной теме рекомендуется использовать текст учебника с наглядной демонстрацией построения с помощью трафарета ритмичного узора.

Блок заданий «Рассматривай работы известных художников, удивляйся, любуйся!» важен для дальнейшего развития воображения у детей. Используя некоторые иллюстрации И. Билибина к русским народным сказкам, учитель показывает детям, как художник создает сказочные образы на основе изучения реально существующих в жизни объектов, как он преобразует (трансформирует) эти представления. Например, создавая образ сказочной Жар-птицы, художник заимствует и затем изменяет форму частей тела (клюва, хвоста, когтей) разных живущих в природе птиц, пририсовывает хохолок и т.д.

Конечной целью данного блока заданий является создание детьми сказочного образа птицы под руководством взрослого. Вначале формируются представления о разнообразии птиц в природе, красоте форм тела, окраски. Детей побуждают к наблюдению за птицами на прогулке в городе, в деревне и запечатлению их для последующего изображения. Полезно также обратиться к опыту, полученному во 2 классе, когда обучающиеся знакомились со строением птиц, учились лепить и рисовать скворца, зарянку, используя эти приемы для изображения птиц в сюжетном рисунке.

Интересным и более доступным для обучающихся является задание, в котором предлагается придумать орнамент для рамки рисунка «Сказочная птица». Учителю необходимо побудить детей к внимательному рассмотрению образцов иллюстраций И. Билибина (элементов орнамента, ритма в узоре через повторение и чередование формы и цвета).

В ряде занятий осуществляется формирование представлений о способах передачи глубины пространства в работе над композицией натюрморта, пейзажа и сюжетного изображения. Детям предлагается рассматривать изображения и, отвечая на вопросы, устанавливать расположение предметов (спереди, сзади, где есть загораживание одних объектов другими). Таким образом у обучающихся формируется представление о планах на картинном изображении, загораживании находящихся сзади объектов расположенными впереди – о тех составляющих, которые присутствуют в понятии «глубина пространства». Уменьшение предметов на задних планах в связи с удалением дети начнут учитывать при расширении понятия глубины пространства в 4 классе.

Важной задачей является формирование у детей более свободного и самостоятельного, творческого изображения сюжетного рисунка по описанию. В помощь этому процессу рекомендуется использовать предварительную лепку и затем ее зарисовку, а после работу над композицией с использованием зарисовок персонажей картинки по заданной теме и полученных знаний, и умений в передаче глубины пространства в сюжетном изображении.

Развитие у детей технических умений в изобразительной деятельности. На третьем году обучения осуществляется закрепление ранее полученных и новых знаний, умений и навыков работы в лепке, аппликации и рисунке, происходит знакомство с новыми художественными материалами и техникой работы с ними.

В лепке дети усваивают приемы изображения объектов природы и человеческой фигуры в движении (дерево на ветру; человек идет, бежит, катит ком снега и др.), человеческой фигуры в разных позах состояния покоя (человек стоит со сложенными на груди руками, сидит на земле, на санках и др.). дети усваивают новый способ лепки по частям (тема «Каргопольская лошадка»). После лепки обязательны зарисовки объемных фигурок с натуры для формирования образов объектов.

В работе над аппликацией у детей закрепляются и совершенствуются умения вырезать силуэт изображения по линии сложного контура. Под руководством учителя или самостоятельно, работая поэтапно, обучающиеся закрепляют умения последовательно выполнять следующий ряд практических и изобразительных операций:

  1. Складывание пополам (или гармошкой) полоски бумаги;
  2. Нанесение на поверхность сложенной вдвое (или гармошкой) бумаги силуэта рисунка по шаблону (или рисовать силуэт самостоятельно);
  3. Вырезание по линии контура силуэта изображения;
  4. Наклеивание этого силуэта на изобразительную плоскость;
  5. Раскрашивание силуэта изображения.

В рисовании закрепляется умение работать с красками кончиком или корпусом кисти. При работе с гуашью обращается внимание на преодоление трудностей в рисовании в горизонтальном, вертикальном и наклонном положении, например, при изображении предметов (стволов, ветвей деревьев, цветов и др.) и окрашивании силуэтов без выхода за контур (фрукты, кружки и др.).

Только после работы с гуашью начинается подробное изучение приемов работы с акварельными красками.

Сначала необходимо закрепить правила работы акварелью по сухой бумаге. Затем детей обучают замечательно красивому и интересному (в какой-то мере волшебному) способу изображения акварельными красками по сырой бумаге («по-сырому»), который окажется доступным, если учителю удастся работать совместно с детьми четко по этапам, помогать в случаях затруднения, объясняя допущенные ошибки.

При обучении этому приему рисования учителю нужно сначала помочь детям рассмотреть изображенные приемы работы в учебнике, затем демонстрировать их медленно, сопровождая соответствующими речевыми указаниями, после чего рисовать с детьми поэтапно.

В технике работы «по-сырому» важно научить детей:

  1. Увлажнять бумагу в месте изображения (силуэте) и ловить момент, когда она чуть просохнет и будет годна к работе на ней красками;
  2. Начинать работу быстро, энергично и смело;
  3. Начинать прорисовку деталей по уже высохшей краске, или, если задача другая, вливать краску по влажной бумаге при рисовании других деталей.

Таким же увлекательным будет для обучающихся еще один новый способ изображения акварелью по сырой бумаге – рисование пятном. Нужно показать достоинства, особенность,

живость и даже волшебность этого вида работы. Предварительно важно познакомить обучающихся с работами известных художников, работавших в этой технике. Здесь также важна медленная демонстрация приема, поэтапный показ превращения пятна в изображении какого-либо объекта.

В 3 классе для детей осуществляется знакомство с новым художественным материалом – угольком. Нужно сначала предложить обучающимся рассмотреть в учебнике репродукции работ известных художников-графиков, рассказать о достоинствах картин, изображенных угольком, тушью или черной гуашью: «При отсутствии цветового тона лучше выделяется форма предмета, четче проявляется ритм. Цвет не отвлекает, все внимание сосредоточено на форме, на заданном ритме в композиции рисунка» и т.д.

В сравнении с цветными мелками, которыми дети раскрашивали изображения в 1 и 2 классах, уголек более хрупкий материал, обладающий несколько иными достоинствами и техникой использования в графической деятельности. Рисовать угольком нужно легко, нажимая, где нужно, чуть посильнее. Изображая нежные переходы тона от черного к серому и светло-серому, можно растушевывать штриховку пальцем, ватными дискам и палочкой, кусочком бумаги и/или салфетки.

Мелкая моторика у детей должна быть достаточно разработана для того, чтобы дифференцировать усилия при удерживании уголька в руке и не ломать его, различать степень нажима при проведении линий на бумаге, рисовать штриховкой, закрашивать силуэт изображения и т.д. Детям, испытывающим в этом плане трудности, можно предложить более короткие угольки, поработать «рука в руке» при показе техники работы.

В задании, подводящем к новой технике работы угольком, обучающимся предложено сделать один и тот же рисунок, используя в первом случае только черно-серый тон гуаши, а во втором – цветную гуашь. Такое сравнение поможет детям перейти к черно-серо-белому изображению, понять его достоинства.

Коррекционное развитие детей осуществляется в процессе обучения изобразительному искусству при решении всех поставленных задач.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Дата план

Дата

факт

Примечание

1

Рисование на тему «Лето. Осень. Дует сильный ветер»

1

03.09

03.09

2

Рисование на тему «Осень. Птицы улетают. Журавли летят клином»

1

10.09

10.09

3

Аппликация и рисование на тему: «Бабочки на полянке»

1

17.09

17.09

4

Рисование на тему: «Ткани для платья с изображением бабочек и цветов»

1

24.09

24.09

5

Изображение бабочек разными способами.

1

01.10

01.10

6

Различай в работе с акварельными красками главные и составные цвета

1

08.10

08.10

7

Изобрази осень, зиму и море осветленными красками

1

15.10

15.10

8

Одежда ярких цветов. Одежда нежных (осветленных) цветов

1

22.10

22.10

9

Как можно превратить цветовое пятно в изображение

1

05.11

05.11

10

Рисование акварельной краской кистью по сырой бумаге («по-сырому»)

1

12.11

12.11

11

Изображение человека в движении в своих работах в лепке

1

19.11

12

Изображение человека в движении в своих работах в аппликации

1

26.11

13

Изображение человека в движении в своих работах в рисунке

1

03.12

14

Изображение человека в движении в разных позах

1

10.12

15

Рисование на тему: «Детям лепят снеговиков. Мальчик катает снежный ком».

1

17.12

16

Рисование черной и цветной гуашью деревья в лесу, лыжника

1

24.12

17

Рисование угольком

1

18

Лепка: «Лошадка из Каргополя»

1

19

Рисование лошадок в разных техниках

1

20

Рассмотри и расскажи: что спереди, что сзади, что загораживает

1

21

Аппликация  с натуры натюрморта

1

22

Рисование с натуры натюрморта

1

23

Рисование на тему: «Деревья в лесу. Домик лесника. Человек идет по дорожке»

1

24

Рисование элементов косовской росписи

1

25

Рисование косовского орнамента на шаблоне разных предметов

1

26

Рисование на тему : «Сказочная птица»

1

27

Оформление рамки для рисунка «Сказочная птица»

1

28

До свидания, зима! Весна наступает! Встречай птиц! Вешай скворечник!

1

29

Орнамент с помощью картофельного штампа

1

30

Украшение посуды орнаментом

1

31

Украшение узором яиц к празднику Пасхи

1

32

Оформление городецкой росписью кухонной доски

1

33

Иллюстрация к сказке «Колобок»

1

34

Рисование и лепка на тему: «Летом за грибами!»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...