Рисуй, то, что видишь
статья по изобразительному искусству (изо, 2, 3 класс)

 

    Почему мы думаем, что все могут научиться читать, считать, а рисовать – это удел небольшой группы  одаренных?  Без сомнения, некоторым людям рисование дается легче, чем другим. Научиться можно. Только делать это нужно постепенно.

    Вот простое правило, которого стоит придерживаться при рисовании с натуры. Спросите себя: "Что я вижу?"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Векшина Марина Вячеславовна

Учитель изобразительного искусства

ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле»»

Рисуй, то, что видишь

    Дети любят рисовать, и в возрасте до 7 лет они делают это легко и с удовольствием. Но от детей постарше  все чаще слышу: «Рисовать не умею», а уж провести линию без помощи линейки представляет настоящую проблему.

    Почему мы думаем, что все могут научиться читать, считать, а рисовать – это удел небольшой группы  одаренных?  Без сомнения, некоторым людям рисование дается легче, чем другим. Научиться можно. Только делать это нужно постепенно.

    Вот простое правило, которого стоит придерживаться при рисовании с натуры. Спросите себя: "Что я вижу?"

    Вы смотрите на предмет так, как будто никогда раньше его не видели, и вам не мешают представления о том, как этот предмет должен выглядеть.

     В нашем сознании всегда хранятся мысленные образы окружающих нас предметов. Эти образы — воспоминания о предметах. Мы легко можем себе представить яблоко, дерево или лицо мамы. Иногда нам кажется, что этот мысленный образ — точная копия реальности. Но, однако, если мы пытаемся его нарисовать, мы тут же понимаем, что для этого слишком мало информации, о форме, пропорциях, контуре или фактуре предмета.

   Чтобы обеспечить наблюдение на уроке:

-не надо  показывать никаких примеров или каких-либо произведений искусства до конца урока, пока учащиеся не закончат свою собственную работу;

-выбирать  объекты для рисования, которые не могут быть легко извлечены из памяти;

-когда они закончат, они могут стереть части, которые не так хороши, но оставить линии, которые им больше нравятся. Это поможет им преодолеть страх неудачи.

   Перед началом работы хорошо провести предварительную разминку: для этого учащиеся  протыкают своими  карандашами   середину листа размером ½ А4, который  служит щитом, предотвращающим искушение посмотреть на свою работу.

Класс делает несколько разминочных упражнений слепых контурных рисунков чего-то, чего они никогда раньше не видели. Можно  использовать кусок мягкого алюминиевого кабеля, потому что его можно легко согнуть в новые формы. Ему легко следовать, потому что он линейный.

Когда была возможность, мы на уроке рисовали школьную кошку. Рисунок не должен был состоять из двух кругов, двух треугольников и изогнутой линии, он должен был дышать жизнью.

Кошке  было разрешено бродить по классу. В результате чего учениками было сделано   большое  количество слепых контурных рисунков.

Я была уверена, что ученики не будут рисовать по памяти, они  захотят наблюдать  за линиями  и формой, которые они видят.

Живое существо очень привлекательно. Оно приковывает внимание и рождает мотивацию. Нас естественно тянет к животным. Они, вероятно, являются одним из лучших предметов для использования в художественном задании.

После нескольких контурных рисунков, ученики берут новый лист  бумаги.

Им необходимо сделать большой рисунок и попытаться заполнить лист.

Им разрешается попробовать несколько раз, пока они не получат контур, который им нравится.

Используя цветные карандаши, им предлагается добавить фактуру и тон, которые они наблюдают.

После завершения работы следует обсудить результаты.

    Попробуем задать такие вопросы, как:

 -Что вы замечаете в первую очередь, когда смотрите на это…?

- Почему мы обращаем на это внимание?

- Кто-нибудь заметил что-то необычное?

- Кто-нибудь может объяснить причину этого?

- Какой из наиболее оригинальных подходов вы видите?

- А что в нем особенного?

Можно  поразмышлять о смысле их работ (интерпретации). Придумать название рисунку. После того, как одноклассники выскажут свои мысли, дать «творцу» возможность  ответить.

   Мы можем спросить о художественных элементах и композиционных принципах в произведении:

 -Может ли кто-нибудь привести пример, когда кто-то использовал  размер, чтобы выделить что-то  важное в картине?

-Есть ли пример, когда кто-то использовал несколько различных фактур, чтобы сделать картинку более интересной?"

 - Что ты можешь сделать сейчас, чтобы потренироваться и сделать еще лучше в следующий раз?

Искусство-это непрерывный мыслительный процесс и практика. Мы находимся в вечном  поиске.

После завершения собственной работы учащимся будет интересно посмотреть, как художники подошли к подобным темам.

В дополнение к вопросам "Что вы заметили" и "почему", учеников можно попросить поразмышлять о причинах, по которым были созданы  рисунки животных;

- В какой стране можно найти очень древние рисунки животных в пещерах?

-Чем пещерные рисунки и граффити, которые мы видим на стенах домов, похожи и отличаются?

-Если рисунки животных в пещерах были об охоте за пищей, что мы могли бы нарисовать, чтобы повесить на  стены в нашей столовой?

- Как меняется ощущение контурной линии при изменении скорости движения руки при рисовании?

-Какие навыки, кроме рисования, полезны художникам?

    А я советую каждому взять в руки карандаш, представить, что это волшебная палочка, способная создать образ на белом листе бумаги. А Вы – тот самый волшебник, который может заставить эту палочку творить чудеса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем собаку"

Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...

Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем ворону"

Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...

Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем воробья."

Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...

Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем петуха."

Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...

Презентация к уроку ИЗО "Рисуем животных. Рисуем кошку."

Автор данной презентации учитель начальной школы ГБОУ СОШ №840 г. Москвы Зыкова Галина Ильинична. Эту презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства по теме "Рисуем животных" в на...

1 класс. ИЗО. Все дети любят рисовать. Рассматриваем детские рисунки и рисуем радостное солнце.

1 класс. ИЗО. Все дети любят рисовать. Рассматриваем детские рисунки и рисуем радостное солнце....