Технологическая карта. Изобразительное искусство "Матрешка" 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Конспект и технологическая карта по изо 1 класс. Тема : Матрешка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_izo_1_kl_matreshka.docx71.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 1

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Тема

Матрешка

Цели

Формировать представление о традиционной русской матрешке и умения создавать матрёшки по мотивам народных промыслов.

Планируемый результат

Предметные:

- умение различать матрешек по форме, цвету, узору, месту производства;

- умение расписывать игрушки по образцам изделий из разных областей России;

- умение различать национальные традиции;

Личностные:

- уметь объяснить свои отдельные ближайшие цели саморазвития; свои наиболее заметные достижения;

- осознавать свои эмоции;

Метапредметные:

регулятивные:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях;

- учиться давать оценку результатам своей деятельности;

- актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

коммуникативные:

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения  с помощью учителя;

- излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами;

- уметь работать в паре, группе;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

познавательные:

- использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее);

- уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части);

- сравнивать объекты по заданным критериям;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой.

Оценивают свою готовность к уроку, проверяют организацию рабочего места.

Вводная беседа. Формулировка темы урока. Целеполагание

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Озвучивает тему и цель урока.

Сообща формулируют тему урока, ставят учебные цели.

Работают с учебником.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Изучение нового материала

Организует беседу по уточнению первичных знаний.

Участвуют в диалоге с учителем.

Физкультминутка

Формулирует задание.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Разбор последовательности выполнения задания

Формулирует задание.

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий).

Обеспечивает мотивацию выполнения.

Анализируют.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Проговаривают по цепочке.

Самостоятельная работа

Предлагает индивидуальные задания.

Организует самостоятельную работу с материалом. Направляет и осуществляет индивидуальный контроль.

Работают самостоятельно, в парах.

Проверяют работу по эталону.

Закрепление изученного материала

Вторичное осмысление и упрочнение уже известных знаний.

Решают новые задачи на уже известные правила.

Итог урока. Рефлексия

Организует оценочные высказывания обучающихся. Экспресс-выставка.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество.

Осуществляют самооценку.

Отвечают на вопросы преподавателя.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Тема: «Матрёшка»

Ход урока.


1.Орг. Момент:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте ,всё ль в порядке:

Карандаш, альбом и краски.

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Учитель достаёт расписной сундучок, приговаривая:

Мы на ярмарке бывали и подарки выбирали.

Принесли вам сундучок- позолоченный бочок.

Сундучок тот непростой, и товар в нём расписной.

Вынимаем напоказ и ведём про них рассказ.


2.Вводная беседа


- Чем же может быть заполнен такой сундучок? Конечно старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Сундучок наполнен игрушками. Но игрушки ,что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам сундучок, они созданы руками народных русских мастеров.Итак, откроем сундучок? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская:

"Матрешка!" –

Учитель показывает матрешку.

- Матрешка - уникальная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

- Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад.

3.Изучение нового материала

Представление проекта «История матрёшки»

- Однажды из Японии с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был добродушный, узкоглазый старичок Фукуруму - японское божество долголетия и счастья. Фукуруму раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, - божества рангом пониже.

-Привезла Фукуруму помещица Мамонтова, которая жила в старинном подмосковном поместье Абрамцево ,где в конце XIX века жили многие русские художники: Серов, Коровин,Васнецов.

-Кукольные мастера и художники повертели в руках заморскую игрушку, подивились. Понравился им Фукуруму, и решили они: а что если выточить такую же русскую куклу и расписать ее. Токарь Василий Звездочкинзакрепил высушенную заготовку из березы на токарном станке и выточил и ошкурил самую маленькую, нераскрывающуюся фигурку. Потом фигурку побольше, раскрывающуюся, потом еще больше - всего 8. Художник Сергей Малютин готовые фигурки расписал. Самая большая была одета в русский народный костюм – сарафан и платочек, в ней прятались девочки в фартуке, с серпом, с плошкой, мальчик в рубашке-косоворотке, девчушка с куклой, малыш в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. (Показать иллюстрацию).

- Ребята к нам на занятие приехали гости- матрёшки.

Выходят три девочки, в руках у них матрешки из картона.

Загорская матрешка: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки.

Семеновская матрешка: А я из г. Семенова - родины хохломской росписи.

Полхов-Майданская матрешка: А я приехала из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом. Здравствуйте, мои дорогие! Издавна в селе изготовляли деревянную посуду и игрушки, здесь их называли "тарарушками". Матрешек у нас делают до сих пор почти в каждой семье, причем мужчины вытачивают фигурки, а женщины трижды покрывают их картофельным клейстером, сушат и расписывают.

Загорская матрешка: Я настоящая русская красавица, на мне простой русский наряд: сарафан, кофта, передник и платок. Наряд мой неяркий, но чистенький и аккуратный. Единственное украшение на мне - это нитка красных бус. В руки мне могут дать самовар, петушка, корзинку, букет цветов. Форма моя - добротная, устойчивая, крутобокая.

Семеновская матрешка: А семеновские матрешки одеты в светлые, яркие желтые и красные платки и сарафаны. Алые розы, маки, незабудки, ягоды и листья собраны в букеты, которые мы держим в руках.

Полхов-Майданская матрешка: Ну, подружки, по форме и по краскам вам со мной не тягаться. Из всех матрешек я самая нарядная и праздничная! Я тоньше, выше и стройнее вас. Голова у меня чуть-чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придает мне задорный, удалой вид. И краски я люблю яркие, анилиновые: синие, алые, зеленые... Платок на мне ярко красный, юбка фиолетовая. Посмотрите на мой фартук, расцвел на нем чудо-букет: на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Хороша я - полюбуйтесь на меня!

Загорская матрешка: И я не хуже, просто меня и моих сестер расписывали по-другому: гуашью прямо по ошкуренному дереву, а потом покрыли лаком. А еще игрушечных дел мастера наделили меня добротой, скромностью, трудолюбием и терпением.

Семеновская матрешка: Нас расписывают на естественную золотистую фигурку. Краски кажутся необычайно чистыми, яркими. А Семеновская фабрика "Хохломская роспись" получила право выпускать изделия с олимпийской символикой для Игр в Сочи в 2014 году.

Полхов-Майданская матрешка: А мне палец в рот не клади. Я девочка озорная, бойкая, веселая и задорная! Песни люблю, пляски люблю!

Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и упаду,

Все равно не пропаду!

Песня «Матрешечки»

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,

Удивляет, завлекает затейливый наряд!

Сарафаны расписные, щёчки зорькою горят,

Матрёшки, как живые, шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…

Знамениты и пригожи эти крошечки–

Русские матрёшечки!

Все вокруг довольны, покупкам нет цены,

Покупатели, как дети, в матрёшек влюблены!

А матрёшки и по кругу, и шеренгами стоят,

Похожи друг на друга, будто все они родня.

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…

Впереди стоят большие, сзади крошечки–

Русские матрёшечки!

Едет по России, плывёт за океан

Наша русская матрёшка– весёлый сарафан.

И теперь диктует моду симпатичный сувенир:

Матрёшек хороводы покорили целый мир!

Люба, Надя, Груша, Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина, Наташа, Таня, Нина…

Всем напомнят о России эти крошечки–

Русские матрёшечки!

Всем напомнят о России эти крошечки–

Русские матрёшечки!

Учитель:- Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей. Не зря игрушку изучают такие серьезные науки, как история, педагогика, искусствоведение…

- Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок. Иллюстрировались "Репка", "Золотая рыбка", "Иван царевич", "Жар-птица" и др.

4.Физкультминутка

«Поднимает кукла руки»

Поднимает кукла руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз!(Поднимать и опускать руки вверх).

А потом она танцует,

Покружись, покружись!(Повороты вокруг себя).

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись!(Наклоны вперёд)

5.Последовательность выполнения работы:

1.Обведи по контуру матрёшку.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3.Нарисуй платок.

4.Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5.Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная причёска- на прямой ряд), в средней части- глаза, а в нижней- губы и щёки. Носик обозначим двумя точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрёшка и стала с носиком).

6.Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки.

7.Заполни передний фон сарафана матрёшки букетом цветов.

8.Раскрась матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрёшки.

-Кручу, верчу превратить вас хочу!

Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Мы с вами ребята, создадим свою матрёшку, не похожую на другие. Вы должны нарисовать свою авторскую матрёшку. Создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия.

-Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

-Прежде чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

-Что у неё на голове?(Косынка)

- На туловище?(Сарафан)

-Чем украшен сарафан(Цветами)

-Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

-Приступаем!

6.Самостоятельная работа учащихся

Наверно хватит объяснять,

Давайте будем рисовать!

Но сначала повторим знания наши закрепим.

Последовательность выполнения работы:

1.Обведи по контуру матрёшку.

2. Нарисовать лицо вам поможет круг.

3.Нарисуй платок.

4.Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.

5.Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная причёска- на прямой ряд), в средней части- глаза, а в нижней- губы и щёки. Носик обозначим двумя точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрёшка и стала с носиком).

6.Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки.

7.Заполни передний фон сарафана матрёшки букетом цветов.

8.Раскрась матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрёшки.

-Кручу, верчу превратить вас хочу!

Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Мы с вами ребята, создадим свою матрёшку, не похожую на другие. Вы должны нарисовать свою авторскую матрёшку. Создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия.

-Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!

-Прежде чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.

-Что у неё на голове?(Косынка)

- На туловище?(Сарафан)

-Чем украшен сарафан(Цветами)

-Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.


-Приступаем!


7.Закрепление изученного материала

Матрешкин блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!)

2. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще).

3. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева.Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается).

4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая).

5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок).

6. Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов. (25-местная, 48-местная, 72-местная.Самая большая -ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину).

Учитель - Суть русской матрешки остается прежней - дружба да любовь. Она радует своей красотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

- Пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую красу, не угаснет вера в нашу неповторимую родину- Россию с ее чудесными задушевными песнями, зажигательными танцами и задорными частушками.

8.Итог урока.

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть музей.

Умейте рисовать и сотворять руками

Всё то, что может радовать друзей.

Пусть творчества людей прекрасно бесконечен,

В нём место есть всегда для наших малышей.

Желаю вам удач и говорю: « До встречи ,милые друзья!

- Не одну сотню лет истории насчитывают мощные очаги русского народного творчества, где создаются матрешки.

- Будьте внимательны ко всему, что вас окружает! Умейте разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, прыгающую с ветки на ветку белочку, порхающую бабочку, блеск серебристой воды и последний луч заходящего солнца. И если из всего, что вы увидите и услышите, у вас сложится образ чудесной, сказочной вазы или забавной деревянной или глиняной игрушки, постарайтесь запомнить этот образ. Вы его еще не раз заметите в народном искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изобразительного искусства "Осенний натюрморт" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представления о натюрмортах; создание изображения осеннего натюрморта.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представле...

Технологическая карта изобразительного искусства «Родной угол (изображение смотровой башни)» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: дать представление о памятниках древнерусской культуры через изображение смотровой башни.Задачи урока:Дидактические: 1. дать представление об...

Технологическая карта изобразительного искусства "Волшебная серая. Бабочка - скромница" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений работать с оттенками серого цвета в процессе выполнения работы образа бабочки.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать навыки работы с гуашью.2. Учить из...

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...

Технологическая карта Изобразительного искусства

Тема урока «Художественная культура Японии. Образ и костюм человека. Кимоно.»...

Технологическая карта изобразительного искусства "Материнство. (Портрет "Я и моя мама")" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у детей представления о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта изобразительного искусства "Художественная культура Древней Греции.Архитектура.Ордер" (УМК "Школа России",4 класс)

Цель урока:ознакомление с архитектурой Древней Греции, с особенностями трех ордеров в архитектуре.Задачи урока:Дидактические: 1.закрепить знания о Древней Греции;2.продолжить формирование предста...