Технологическая карта Изобразительного искусства
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Полибина Мария Александровна

Тема урока «Художественная культура Японии. Образ и костюм человека. Кимоно.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_teh.karta_.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 23.02.2023г.

Школа: 148

Класс: 4 «А»

Урок: 2

Время: 8.55-9.35  Кабинет: 207

Студент: Полибина Мария

Группа: 301 

Учитель: Миронова Е.Н.

Методист:

Тема урока «Художественная культура Японии. Образ и костюм человека. Кимоно.»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: расширение кругозора детей в области художественной культуры Японии.

Дидактические:

  1. Изучить особенности культуры Японии;
  2. Научить выражать в творческих работах свое отношение к культуре Японии;
  3. Научить выполнять с помощью гуаши национальный костюм Японцев – кимоно.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности учеников в процессе создания образ «Кимоно»;
  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать образы костюмов;
  3. Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способу создания изделия.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к окружающим предметам;
  2. Овладеть навыками самостоятельной работы в процессе выполнения творческого задания;
  3. Воспитывать уважительное отношение к культуре других стран.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод: психологический настрой.

Фронтальная форма работы.

1. Приветствует учащихся..

-Доброе утро ребята.

-Я вас рада видеть, меня зовут Мария Александровна, я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Присаживайтесь на места.

 

Приветствуют.

Р: волевая саморегуляция

Л: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Учётная презентация.

ТСО.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: мозговой штурм.

Фронтальная форма работы.

1. Беседует с детьми о пройденном материале.

-Ребята, скажите, над какой темой вы работаете в этой четверти?

-Верно.

- Давайте проведем блиц-опрос по теме Древней Греции.

- Что называли вершиной цивилизации Древнего Мира.

- Что такое идеал человека? Каким он должен быть?

- Кого называли идеалом?

- Что хотели передать в образах героев мифов, спортсменов, богов?

- Почему часто изображали фигуру обнажённой?

- Верно, ребята.

- «Каждый народ-художник»

- Древнюю Греци.

- Физически красив. Нравственно чист. Духовно богат.

- Атлетов, богинь.

- силу тела и духа, красоту и стройность фигуры

- подчеркнуть красоту тела, стройность и спортивную стать.

К: умение строить речевое высказывание

М: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Учётная презентация. ТСО.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод: беседа.

Фронтальная форма работы.

Практический: работа с учебником.

- Ребята, посмотрите на слайд и подумайте, о какой стране мы с вами поговорим?

- Верно, какой национальный костюм носят Японцы?

- Верно, как вы думаете, о ком мы с вами поговорим?

- Мы поговорим об их характере, образе, национальном костюме.

- Хорошо, посмотрите на тему нашего урока. Как вы думаете, что мы будем рисовать?

- Давайте поставим цель на урок.

- Чтобы нам было легче работать?

Узнаем…

Выполним…

-Молодцы.

- Япония.

- Кимоно.

- О японцах.

«Образ и костюм человека»

- Национальный костюм.

- узнать о культуре Японии, об образе человека-японца.

О культуре японцев, об их национальном костюме.

Рисунок кимоно.

Л:смыслообразование

Р: целеполагание

П:формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

Учётная презентация, учебник.

ТСО.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный метод: фронтальная беседа

Практический метод: педпоказ
Фронтальная форма работы

  1. Беседует с учащимися о Японии и японцах.
  2. Организует анализ изделий.
  3. Выполняет педпоказ.
  4. Проводит динамическую паузу.

- Ребята, вы знаете что-нибудь о горе Фудзияма?

- Какие символы Японии вы знаете?

- Как называют Японию?

- Посмотрите на слайд(пагода). Трудно представить традиционный японский пейзаж без горы Фудзи, сакуры и японских пагод. Пагода – это сооружение с религиозной принадлежностью, имеющее вид башни в несколько ярусов или этажей, каждый из которых покрыт собственной кровлей.

- Посмотрите на слайд, что это за дерево?

-  О ком мы сегодня будем с вами говорить?

 - Опишите внешность японцев (рост, цвет кожи, цвет волос, особенности лица) - Давайте посмотрим на их лица. Попробуем описать их внешность.

- Кто знает,  как называется костюм японцев? 

- Посмотрите на мужской и женский костюм.

А какие особенности вы видите в женском костюма?

 (Важной составляющей женского костюма является пояс оби,  (в мужском варианте он не играет такой роли).

- Как вы думаете, что такое «оби»?

- Оби – это - пояс, который удерживает многочисленные слои наряда вместе. Известно выражение: «Сущность красоты (имеется в виду костюма в целом) прикреплена к спине женщины», а народная поговорка гласит: «Женщина, не умеющая завязать оби, ничего не умеет».

Украшения кимоно почти всегда связаны с временами года и отражают поэзию и символику природных явлений.

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какие существуют особенности мужского костюма?

-  Посмотрите на слайде, варианты  изображения Образа Японки, кокой он разнообразный и неповторимый.

-А сейчас образ Японца, совершенно непохожий, изображен в других тонах, с другим настроением.

- Посмотрите на мои работы.

- Женский образ. Что является главной составляющей женского национального костюма?

Женское кимоно повязывали пояс оби; и у костюма свободный крой..

- Какой орнамент вы видите на женском кимоно?

- Аксессуары – зонтик, веер и т.д Прическа - волна, заколоты шпильками и может украшена быть цветком . Обувь – сабо.

- Мужской костюм выглядит  более строго, из каких цветов он изготовлен?

- В мужском кимоно важной частью являются широкие свободные брюки.

- Чем мы можем украсить мужское кимоно?

Волосы у мужчин темно- коричневые.

Педпоказ.

1.С чего мы начнем работу?

2. Какой цвет пояса «оби» использован относительно кимоно?

- Хорошо, контрастно изображаем пояс «оби» гуашью.

3.Когда мы выполнили первые два этапа, что нам нужно сделать дальше, чего не хватает в кимоно?

- Чем мы можем украсить национальный костюм японцев?

- Молодцы! Украшаем костюм орнаментом.

4. Когда мы закончили Кимоно, чего не хватает нашему рисунку?

- Посмотрите на слайд, вспомните особенности орнамента мужского и женского костюма.(Ж.-Цветы, птицы; М- дракон)

- Гора Фудзияма — самая узнаваемая из достопримечательностей Японии. Она расположена примерно в 90 км к западу от Токио. Это вулкан, издавна почитаемый японцами, они называют его Фудзи-сан, считая священной горой.

- «Ниппон» - «Страна восходящего солнца»

- Сакура.

- О народе Японии.

- Маленький рост, бледный цвет кожи, темный цвет волос.

- тонкий идеальный овал лица, маленький рот, миндалевидные узкие глаза, густые брови, изящная посадка головы на удлиненной статной шее.)

- Кимоно.

Ответы детей.

- он строгий, темных оттенков.

- Пояс оби.

- Растительность, пейзажи, сакура, цветы.

- Он изготавливался из темных однотонных тонов – синий, фиолетовый.

- Украсить можем его наряд – драконом.

- Нанесем крупное цветовое пятно.

- Контрастный.

- Украшений.

Ответы детей.

- Изобразим черты лица, прически, аксессуары(веер, зонт, меч).

К: выполнение пробного учебного действия

П: подведение под понятие;

П: произвольное и осознанное построение речевого высказывания

Учётная презентация, учебник, ТСО.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа.

Фронтальная форма работы

- Как вы думаете, какая будет ваша творческая задача?

- Девочки изображают образ Японок.

Мальчики – образ Японцев.

Приступайте к работе.

- выполнить эскиз кимоно, передать особенности этого костюма в цвете, в орнаменте.

П:структурирование знаний;

П: анализ

ТСО, Учётная презентация, учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод: выполнение изделия.

Индивидуальная форма работы

*Музыка*

Выполняют работу.

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков; обобщение

Р: контроль, коррекция

ТСО, учебник, учётная презентация.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: упражнение

Парная форма работы.

- С какой страной мы познакомились?

- Какая главная особенность есть в женском кимоно, которой нет в мужском?  

- Какие достопримечательности есть в Японии?

- Ребята, чему учились сегодня на уроке?

- Что мы узнали нового и интересного?

Ответы детей.

- Пояс оби.

- гора Фудзияма, пагода, сакура.

П: анализ

П: установление причинно-следственных связей

Р: коррекция, оценка

ТСО, учебник, учётная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный метод: фронтальная беседа.

Фронтальная форма работы

  1. Приглашает 2-х учеников в качестве экспертов.
  2. Организует анализ работ учеников.

-Мне понравились все работы, но для себя я выделила 2-х учеников, сегодня они будут нашими экспертами.

-Ребята, давайте прикрепим  все работы на доску, чтобы эксперты смогли проанализировать их.  

-Как вы думаете, что понадобиться нашим экспертам для того, чтобы правильно и верно проанализировать, и оценить ваши работы?

-Я предлагаю экспертам выбрать несколько(4-6) удачных работ в соответствии с критериями оценивания.

Владельцы тех работ, которые выбрали эксперты, встают с мест.

-Ребята, вы меня сегодня очень порадовали, у всех получились оригинальные и уникальные национальные костюмы Японцев.

 «Спасибо за работу, урок окончен»

-Ребята, приберите свои рабочие места и готовьтесь к следующему предмету.

- Критерии оценки.(Оригинальность цветовой гамы, красота узора, присутствие аксессуара)

Л: установление учащимися значения результатов своей деятельности

Р: оценка результатов

К: построение речевого высказывания

Учётная презентация, ТСО.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Изобразительное искусство "Матрешка" 1 класс

Конспект и технологическая карта по изо 1 класс. Тема : Матрешка...

Технологическая карта изобразительного искусства "Осенний натюрморт" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представления о натюрмортах; создание изображения осеннего натюрморта.Задачи урока:Дидактические:1. Дать представле...

Технологическая карта изобразительного искусства «Родной угол (изображение смотровой башни)» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний Цель урока: дать представление о памятниках древнерусской культуры через изображение смотровой башни.Задачи урока:Дидактические: 1. дать представление об...

Технологическая карта изобразительного искусства "Волшебная серая. Бабочка - скромница" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений работать с оттенками серого цвета в процессе выполнения работы образа бабочки.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать навыки работы с гуашью.2. Учить из...

Технологическая карта изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме. Дымковская игрушка (роспись)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, знаний о дымковской игрушке и умений в росписи орнамента.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углубить знания обучающ...

Технологическая карта изобразительного искусства "Материнство. (Портрет "Я и моя мама")" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у детей представления о едином для всех народов понимании духовной красоты материнства на примере картин художников, воспевающих материнскую красоту.Задачи урока:Дидактич...

Технологическая карта изобразительного искусства "Художественная культура Древней Греции.Архитектура.Ордер" (УМК "Школа России",4 класс)

Цель урока:ознакомление с архитектурой Древней Греции, с особенностями трех ордеров в архитектуре.Задачи урока:Дидактические: 1.закрепить знания о Древней Греции;2.продолжить формирование предста...