ИЗО 4 кл УМК Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Изобразительное искусство 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_kl.odt31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 4 класс, разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной авторской программы Неменской Л. А., на основе учебно-методического комплекта «Школа России», Основной образовательной программы МОУ «СОШ Поселья», Учебного плана МОУ «СОШ Поселья».

        Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.

Программа ориентирована на работу по УМК «Школа России»:

А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др./под ред. Б. М.Неменского. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. – 8-е изд. - М: Просвещение, 2013.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Предметные результаты освоения программы изобразительного искусства

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства;
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России;
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Личностные и метапредметные результаты

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

      – чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

  • – уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • – понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • – сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • – сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • – развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • – овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • – умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • – умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты 

  • характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • – овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • – овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • – использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • – умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • – осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Содержание курса изобразительное искусство

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 4 классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей Земли

8

3

Каждый народ — художник

10

4

Искусство объединяет народы

8

Итого

34

        

        Тема 1. Истоки родного искусства

Знакомство с истоками родного искусства – знакомство со своей Родиной. В предметах быта, постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.  Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека. Народные праздники.

        Тема 2. Древние города нашей земли

Каждый город особенный, у него своё неповторимое лицо и характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своём облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни.  Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах.

Тема 3. Каждый народ – художник

Каждый народ создаёт свой прекрасный и мудрый художественный мир- своё искусство.  Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ. В культуре каждого народа всё взаимосвязано и не случайно, в ней выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности. Страна восходящего солнца. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья.

Тема 4. Искусство объединяет народы

Каждый народ по-своему воспевает красоту мира. Но есть общие для всех людей представления о самых главных явлениях жизни. Искусство учит сопереживать, помогает разным народам понимать друг друга, объединяться и в радости, и в горе. Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды

Основными формами организации образовательного процесса по изобразительному искусству являются:

  • традиционный урок;
  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

                Основные виды организации образовательного процесса по изобразительному искусству являются: лекции, презентация, экскурсия, составление проекта, деловые ролевые игры, викторины и т.п.

Календарно-тематическое планирование

уроков изобразительного искусства

Тема

Кол-во час

Дата

По плану

1

Каждый народ строит, украшает, изображает.

1

2

Красота природы в произведениях русской живописи

1

3

Деревня – деревянный мир.Русская деревянная изба.

1

4

Деревня –деревянный мир

1

5

Красота человека. Русская красавица

1

6

Образ русского человека в произведениях художников

1

7

Календарные праздники

1

8

Народные праздники

1

9

Древние соборы

1

10

Города Русской земли

1

11

Древнерусские воины- защитники

1

12

«Золотое кольцо России

1

13

Узорочье теремов

1

14

Праздничный пир в теремных палата

1

15

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры

1

16

Искусство оригами

1

17

в японской культуре

1

18

Народы гор и степей

1

19

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры

1

20

Города в пустыне

1

21

Древняя Эллада

1

22

Олимпийские игры

1

23

Средневековый город

1

24

Образ готического храма в средневековом городе

1

25

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение

1

26

Тема материнства в искусстве

1

27

Мудрость старости

1

28

Сопереживание. Дорогою добра

1

29

Герои-защитники

1

30

Героическая тема в искусстве разных народов

1

31

Юность и надежда

1

32

Искусство народов мира (обобщение темы)

1

33

Каждый народ строит, украшает, изображает.

1

34

Красота природы в произведениях русской живописи

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")

Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...

Конспект урока изобразительного искусства (2 класс) Школа России. Тема "Пропорции выражают характер" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование понятия «пропорция»; формирование умения сравнивать пропорции разных животных; воспитание умения восхищаться красотой природы.Планируемые результаты...