Урок изобразительного искусства в 3 классе "Волшебные фонари"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Гончарова О.И.

Урок открытия нового материала. На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения уличных фонарей. Для активизации познавательной деятельности на уроке используется мультфильм, презентация. Дети работают в парах, группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок           Дата___________                                                             ИЗО 3 класс

Тема

Волшебные фонари

Педагогическая цель:

  • познакомить с образным решением фонарей в парках, на улице, у театральных подъездов как       элементов эстетической организации среды;
  • продолжать учить рисовать акварельными  красками, работать с бумагой;
  • расширить представления детей о многообразии и красоте окружающего мира и роли человека в преобразовании этого мира;
  • формировать у учащихся универсальные умения художественными средствами на основе ранее выработанных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства;
  •  развивать творческую индивидуальность детей, их интеллектуальные возможности в процессе участия в коллективной и поисковой работе.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

  • формирование основ художественной культуры на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, аппликации);
  • воспитывать положительные эмоции в процессе выполнения задания;
  • подводить детей к умению воплощать замысел на уровне художественного обобщения, используя в своих произведениях;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

Личностные (ЛР)

  • формирование умений воспринимать искусство украшения предметов окружающего мира, в частности искусство оформления фонарей;
  • формирование положительных эмоций в процессе выполнения задания;
  • формирование способностей видеть красоту реальной действительности путём наблюдения, зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии;
  • формирование осознания связи учебной цели со средствами решения учебных задач;
  • умение адекватно анализировать свою творческую деятельность и работу одноклассников с позиции эстетическо-художественных принципов данной темы с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

История появления уличного освещения. Термин «фонарь». Выполнение рисунка фонаря  и аппликации.

Образовательные ресурсы.

Презентация.  

Оборудование урока:  

для учащихся: цветная бумага, белый лист бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши, акварельные краски.

для учителя: презентация,  белая бумага, голубая бумага, ножницы, клей для педагогического показа.

Ход

  1. Организация начала занятия

- Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас.

- Поднимите тот лист цветной бумаги, который соответствует вашему настроению сейчас.    Слайд 1 (листы цветной бумаги)

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

- Проверьте, у вас на столах должны быть следующие материалы и инструменты: белая бумага, цветная бумага, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, краски, стаканчики с водой, линейка.

- Назовите материалы.

- Назовите инструменты.

II. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

- Ребята, а что вы изучали на прошлом уроке? (Выполняли ажурные ограды)

- Почему ограды называются ажурными?  

(Потому что они по форме напоминают кружевные салфетки, они узорные и похожи на паутину).

- Для чего нужны ажурные ограды? (Для украшения города, чтоб улицы были более красивыми)

- Как называется профессия, специалисты которой занимаются проектированием разных направлений по художественному украшению предметов и улиц?

- Какие задачи решают художники-дизайнеры в городах?

(Оформляют дома, улицы, витрины, зеленые зоны, афиши.)

- Сегодня вы также продолжите свою деятельность в роли художников-дизайнеров.

- Ребята,  закройте глаза, положите голову на парту и послушайте. Жил в лесу один маленький мышонок. Мама беспокоилась о нем и никуда его пускала. Однажды он не послушал маму и сбежал из дома.

(Слайд Мультфильм «Волшебные фонарики» 02:50-04:15)

- Кто спас непослушного мышонка? (Светлячки)

- А вы гуляете на улице с наступлением темноты?

III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Раньше, давным-давно с наступлением ночи всё становилось серым и страшно было выходить на улицу. А в наше время мы можем выйти вечером на улицу и  нам не будет страшно.

- Почему, как вы думаете? (улицы освещены фонарями)

- Кто может сформулировать тему нашего урока? (Волшебные фонари)

- Правильно тема нашего урока «Волшебные фонари».

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 - Что вы знаете о фонарях?

- Какого вида фонари бывают?

(ручные, уличные, походные, подводные, маяки)

- Что бы вы хотели узнать?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Познакомимся: расширить представление о роле уличных фонарей в жизни человека.

- Научимся: технике выполнения  волшебных фонарей из бумаги и рисованию акварелью.

- Выполним: волшебный фонарь из бумаги и акварелью.

Постановка проблемного вопроса

- Сегодня мы должны ответить на вопрос «Какую роль выполняют уличные фонари в жизни человека?

IΥ. Открытие нового знания

(Слайд ___)

Слово «фонарь» произошло от греческого «фанарион», «фанос» - т.е. светочь, факел.

-Как раньше освещались улицы в городах?

- Откуда они пришли к нам?

- В древности улицы освещались факелами, закрепленными на стенах домов, но только по торжественным случаям.

(Слайд 12 )  История китайских фонариков                      Кадрия

(Слайд 13)

Первые попытки использовать уличное освещение на городских улицах относятся к началу 15 века. 

(Слайд 14)                                                       Эльвина

В России первым городом, где появились фонари стал Петербург

 4 декабря 1706 года в день празднования победы над шведами, по указанию Петра I на фасадах улиц, выходящих на Петропавловскую крепость были вывешены уличные фонари.

(Слайд 15 Первый фонарь)                                                      

После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли.

Но при Екатерине Великой фонари появились снова. 

Освещение столицы было прибыльным делом, им занимались купцы. Они получали премию за каждый горящий фонарь.

Поэтому фонарей в городе становилось все больше.

Вначале фонари были только мАсляные. Но постепенно появились спиртовЫе, керосиновые и газовые. Следили за фонарями специальные люди – фонарщики.

(Слайд  16) Портрет А. Ладыгина)

В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь. 

Его создатель российский изобретатель Александр Ладыгин. 

(Слайд  17) Памятник  фонарщику)

Там же был установлен памятник фонарщику. 

(Слайд  18))

- В конце 19 века для освещения городских улиц стали применять электрические лампочки, на смену которым в 20 веке пришли газоразрядные лампы, используемые до сих пор. 

2) Изображение фонарей в картинах  художников СК

3 ) Фонари  г. Ставрополя

Υ. Первичное закрепление

- Что нового узнали?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Сегодня мы сделаем с вами волшебный фонарь, используя свою фантазию.

Знакомство со строением  фонаря (Слайд 32)

  1. Основание
  2. Столб
  3. Кронштейн
  4. Плафон
  5. Шпиль

ФИЗМИНУТКА  (Слайд 33)

Техника безопасности при работе с ножницами  (Слайд 34)

- Ребята, сейчас мы с вами выполним упражнение для легкого выполнения дальнейшей работы.

1) Возьмите в руки лист белой  бумаги и сложите ее пополам в ширину.

2)Начинаем вырезать снизу, это будет основание нашего фонаря.

3)Затем вырезаем столб.

4)От столба у нас идет кронштейн (Вешалка для плафона), мы его немного закругляем, придумывает какой-то оригинальный крючок, после чего вырезаем сам плафон, он может быть различной формы.

5)После того как мы вырезали кронштейн и плафон, самая верхушка фонаря это шпиль, он чаще всего бывает заостренным на верхушке.

6) Когда закончили вырезать форму фонаря, мы можем его украсить. Узоры мы вырезаем на линии сгиба.

- А что мы можем украсить у фонаря? (Плафон, шпиль)

- Помните, чем больше вырезаем, тем красивее фонарь.

-Посмотрите, какой фонарь у меня получился. Покажите свои.

- Ребята, теперь отложите свои фонари на край парты. Посмотрите, как я буду приклеивать фонарь к цветной бумаге.

ΥI. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

- Вам сейчас предстоит сделать  волшебный фонарь.

- Я предлагаю поработать в группах.

1 группа Учебник стр. 62 (творческая работа)

2 группа Работа над аппликацией (творческая работа)

3 группа Работа с трафаретами

4 группа Выполнить рисунок (творческая работа)

(Дети делятся на группы)

Правила работы в группах   (Слайд 37)

И главное, ребята, чтобы работа получилась интересной, работайте с желанием и включайте свою фантазию, воображение! Придумайте оригинальную форму для своего фонаря, непохожую на другие.

Работать нужно аккуратно, в тишине и не мешать соседу.

Вашу работу будет сопровождать мелодия. (Слайд 38)

Физминутка для глаз   (Слайд 39)

Продолжение работы (Слайд 40 музыка)

ΥII. Рефлексия деятельности (повторение)

  1. Выставка работ учащихся. Оценка работы групп и оценка учителя
  2. (Слайд 41)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- Какую роль выполняют уличные фонари в жизни человека?

  1. СИНКВЕЙН   (Слайд 42)

1  Фонари
2  Яркие, светлые 
3  Светят, зажигают, мигают 
4  Фонари освещают дорогу ночью 
5  Помощники

  1. Сегодня на уроке (Слайд 43)

научился …

было интересно …

было трудно …  

- Для кого и с какой целью работают художники-дизайнеры? (украшают жизнь людей)

- Давайте быть внимательными и аккуратными, и будем бережно относится к труду людей, которые создают для нас красоту.

5. Моё настроение (Слайд 44)

VIII. Информация по домашнему заданию.

Сфотографировать или нарисовать витрины нашего аула.

Подумать над созданием своего эскиза для витрин.

Приложение

Слово «фонарь» произошло от греческого «фанарион», «фанос» - т.е. светочь, факел.

В древности улицы освещались факелами, закрепленными на стенах домов, но только по торжественным случаям.

История китайских фонариков                               Кадрия

Появлением  первого  фонаря  -  «волшебного шара», мы  обязаны китайцам. Дело в том, что первые фонарики были  сделаны  из тонкой рисовой бумаги и поднимались вверх за счет нагревания воздуха от свечи внутри фонаря. Его конструкция не изменилась и в наши дни. Этот фонарик является символом замечательных перемен к лучшему, талисманом и волшебством, которого всегда нам так порою не хватает!

Я Первые попытки использовать уличное освещение на городских улицах относятся к началу 15 века. (сл.9)

 Эльвина

В России первым городом, где появились фонари стал Петербург

 4 декабря 1706 года в день празднования победы над шведами, по указанию Петра I на фасадах улиц, выходящих на Петропавловскую крепость были вывешены уличные фонари. После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли.

Но при Екатерине Великой фонари появились снова. 

Освещение столицы было прибыльным делом, им занимались купцы. Они получали премию за каждый горящий фонарь.

Поэтому фонарей в городе становилось все больше.

Вначале фонари были только мАсляные. Но постепенно появились спиртовЫе, керосиновые и газовые. Следили за фонарями специальные люди – фонарщики.

(Слайд Памятник  фонарщику)

В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь. 

Его создатель российский изобретатель Александр Ладыгин. Там же был установлен памятник фонарщику. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Волшебные фонари"

В презентации представлен материал к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме "Волшебные фонари"....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...

«Волшебные фонари» конспект урока изобразительного искусства 3 класс, УМК Школа России

Тема урока: «Волшебные фонари»Тип урока: усвоение новых знаний.Цель: создать условия на уроке для знакомства учащихся с особенностями создания уличного фонаря с помощью акварели или гуашиП...