Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо)

Гущина Татьяна Александровна

На уроках изобразительного искусства происходит знакомство с народным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Гущина

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В настоящее время особое значение приобретает поиск новых путей формирования у школьников готовности к эффективной жизни и деятельности в многокультурном окружении.

Главная задача поликультурного образования состоит в формировании индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

В Концепции художественного образования детей в Российской Федерации говорится о том, что художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального. Передача молодому поколению многовекового творческого опыта разных народов, художественно-эстетических и духовных традиций, трансляция национальных культур должны способствовать развитию национальной художественной культуры учащихся, их поликультурному воспитанию и образованию.

Говоря о необходимости новых подходов к воспитанию и развитию личности,   поликультурное воспитание  рассматривается как образовательный процесс с позиций соотношения социума и культуры. С их точки зрения, этот процесс ориентирован не только на усвоение знаний, умений и компетентностей, но и на успешную социализацию, на формирование мировоззрения учащихся.

Младший школьный возраст - это период, являющийся наиболее благоприятным для воспитательного воздействия, формирования и развития культурных и этических основ личности ребенка; именно в этом возрасте активно формируются его характер, установки, стереотипы поведения, мышления и мировоззрения, что позволяет прививать национальные и общечеловеческие ценности, воспитывать уважительное отношение к другой культуре.

Среди множества средств поликультурного воспитания младших школьников можно особо выделить изобразительное  искусство. Многочисленные исследования в области педагогики и психологии раскрывают многофункциональность изобразительного искусства, которое не только решает задачи нравственно-эстетического воспитания обучающихся, развития их эмоционально-образной сферы, креативных способностей и познавательных процессов, но является механизмом развития поликультурности как части духовной культуры личности.

Основной целью преподавания «Изобразительного искусства» является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

На уроках изобразительного искусства проходит знакомство школьников с народным искусством. Следует объяснить, как в орнаментах изделий народных промыслов отражается духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира; как реальность, окрашенная фантазией, порождает самобытные образы национальной культуры, как по этим образцам создаются росписи на посуде и прялках, узоры в кружевах и вышивке.

Именно на уроках искусства учат понимать чужую культуру, принимать ее, терпимо относиться к ее ценностям, оказывают благотворное нравственное и эстетическое влияние на духовный мир младших школьников. У них возрастает уровень предрасположенности к поликультурной коммуникации, познавательный интерес к многонациональному искусству.

Курс изобразительного искусства в начальных классах по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» имеет большой потенциал для включения этнокультурного регионального компонента в содержание образования. В каждом классе имеются разделы, позволяющие интегрировать материал по культуре народов региона в содержание образования. Так, например, в 1 классе в разделе «Знакомство с мастером украшения», изучаются украшения, как элемент национальной культуры, разнообразие украшений: нагрудные, головные; украшения одежды русских, мордовских  женщин. При изучении темы «Узоры, которые создали люди» ребята знакомятся с узором и орнаментом как элементом украшения жилища.

В 3 классе, в разделе «Искусство в твоём доме» изучается женский головной убор - платок, как самый распространённый элемент в национальной одежде разных народов.

В 4 классе изучаются национальные жилища. Исследуются особенности строительного материала. Учащиеся изображают внутреннее убранство жилищ разных народов: русскую избу, чум северных народов, кавказскую саклю,
казахскую юрту и т.д.. Знакомятся с народными праздниками. Исследуется связь праздников и сезонных хозяйственных работ, происхождение, обычаи, игры народов. Воссоздаются фрагменты праздников разных народов.

Развитию интереса к изобразительному искусству и поликультурному воспитанию способствуют уроки, на которых учащиеся рисуют на исторические темы, сюжеты сказок, создают орнаменты, эскизы элементов росписей и т.д. Знакомясь с произведениями народных мастеров, учащиеся узнают, что народное искусство несёт в себе поэтичность родного края, духовное богатство народов. Изображая национальный костюм, младшие школьники приобщаются к культуре различных национальностей, населяющих регион. Народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа.

Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры.

В рамках урока изобразительного искусства целесообразно использовать многообразие форм урока:

урок-путешествие

урок-экскурсия

бинарный урок урок-характеристика

урок-исследование

Данная работа со школьниками предусматривает изучение трех пластов культуры: этнической,  российской и мировой. Кроме того, в классах со смешанным национальным составом у учащихся формируются и развиваются навыки социального, межкультурного и межнационального общения.

Поликультурное образование составляет интегративную часть общего образования и ориентировано на формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований.

Поликультурное образование способствует снижению социальной напряженности в обществе, формирует индивида, готового к межкультурному диалогу, расширяет возможности освоения поликультурного пространства и создает условия развития личности.

Литература

1. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации  / Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова, Т.И. Бакланова .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2006 .— 23 с

 2. Макаев В. В., Малькова  З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999.

3. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественные труд : 1–4й классы : кн. для учителя / Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул [и др.]. – М. : Просвещение, 1991. – 192 с. 9.

 4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания (книга для учителя). - М: Просвещение. 1987.

5. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : учеб. пос. для студ. пед. вузов / Н.М. Сокольникова. – М. : Академия, 1999. – 368 с

http://www.businesspravo.ru/docum/documshow_documid_151125.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и труда.

В материале говорится о методах и приемах развития творческих способностей....

Развитие творческого воображения и художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

В данной статье говорится о возможностях уроков изобразительного искусства в развитии воображения и художественного мышления младших школьников....

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатл...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Воображение и творчество связаны между собой. Происходит творческий процесс. В статье в доступной форме предлагается раскрыть все вопросы....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства в условиях реализации обновленных ФГОС...