Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древнерусский храм" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Орлова Анна Андреевна

Цель урока: создание условий для формирования представлений о конструкции и символике древнерусского храма; обучение выполнению эскиза храма в технике «симметричное вырезание».

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить с архитектурой древнерусского храма, его конструкцией;
  • научить учащихся приемам моделирования из бумаги;

Развивающие:

  • развивать творческое мышление;
  • развивать речь;
  • развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к архитектуре;
  • воспитывать уважение к национальным традициям в архитектуре;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_26.10_2.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 26.10.21

Школа: МАОУ «СОШ  №104 г.Челябинска»

Класс: 4 «б»

Урок: 4

Время: 10:45-11:25    Кабинет: 203

                        Студент: Орлова Анна

                        Группа: 46

                        Учитель: Артемьева Ирина Эдуардовна

                        Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока «Древнерусский храм»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений о конструкции и символике древнерусского храма; обучение выполнению эскиза храма в технике «симметричное вырезание».

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить с архитектурой древнерусского храма, его конструкцией;
  • научить учащихся приемам моделирования из бумаги;

Развивающие:

  • развивать творческое мышление;
  • развивать речь;
  • развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к архитектуре;
  • воспитывать уважение к национальным традициям в архитектуре;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование для учителя: образец, презентация, готовые работы, лист А4, ножницы.

Оборудование для ученика: лист А4, ножницы, цветная бумага, клей-карандаш.

Схема доски: тема, готовые работы, критерии отметки.

Челябинск, 2021 г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку . Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Чтобы наш урок прошел на отлично, давайте подарим друг другу хорошее настроение. А для этого улыбнитесь сначала мне, а теперь своему соседу по парте. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Приветствуют учителя.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация:

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

 Повторение пройденного материала.

- Над какой темой вы работаете в этой четверти?

- Что нового вы узнали об искусстве России в старину? Давайте проверим.

Вопросы про строение избы

- Давайте вспомним строение избы. Назовите части избы.

- Назовите самую украшенную часть дома.

- Что такое причелины?

- Как называется шапка здания?

Вопросы про традиционные костюмы

- Посмотрите на картинки. Охарактеризуйте традиционные костюмы мужчины и женщины.

Отвечают на вопросы

- Искусство русского народа.

- Сруб и крыша

- Наличники.

- Узорные доски.

- Двухскатная крыша.

- Женский костюм состоит из рубахи, сарафана и кокошника. Чаще всего ткани были красными, синими и белыми. Покрой одежды

остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию; П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план;

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Учебная презентация:

Подведение к теме урока

- Ребята, посмотрите на экран. Что вы увидели?

богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой..

- Мужской костюм состоял из рубахи (косоворотка), пояса (кушак), порты и шляпы. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Украшение рубахи - по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством.

- Храм.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: подводящий диалог.

Формулирование темы и цели урока

- Подумайте, какие храмы мы будем изучать, если мы говорим о Руси? Как будет звучать тема урока?

На доску вывешивается пример храма

- Посмотрите на доску и скажите, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

Формулируют тему и цель урока

- Древнерусские храмы.

- 1) познакомимся с архитектурой древнерусского храма;

2) выполним храм в технике симметричное вырезание.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация:

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа, формирующий диалог

Беседа о храмах

- Ребята, скажите, на Руси храмы строить с принятием какой религии?

Вместе с христианством на Русь пришли и православные книги, церковные обряды, архитектура, первые священники. Началось строительство православных храмов. В городах Росси были построены самые древние храмы. Посмотрите, на экране представлены первые храмы на Руси.  Храм на Нижне-Архызском городище , Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи, Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, Кижский погост.

Отвечают на вопросы

- С принятием христианства.

Предметные: знать ,как работать с пластилином

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Анализ собора

- Из чего строили храмы?

- Что же представляет собой храм, как архитектурное сооружение? Храм состоит из двух частей : глава и здание. Глава высится над стенами храма. Из скольких частей состоит глава?

- Глава состоит из купола (луковицы или шлем), барабана и свода (крыша).  

- Здание – прямоугольное. Что входит  в здание?

- Кто, знает, как называется вход в храм?

Демонстрация работ

- Посмотрите на доску, я прикрепила туда работы, рассмотрите их.

- Кто скажет, какие материалы нам понадобятся?

Пробное действие

- Сейчас мы с вами попробуем выполнить упражнение. Работаем вместе со мной. Для этого нам понадобится половинка листа и ножницы.

1.Складываем лист пополам, прорабатываем линию сгиба.

2. Начинаем вырезать с купола храма, у нас он в форме луковицы.

3.Затем спускаемся вниз, вырезаем барабан. Прорезаем просто небольшую прямую линию.

4. Сейчас мы вырезаем свод (крышу) храма.

5. Теперь вырезаем здание.

6. Сейчас мы сделаем вход (портал). Прорезаем прямую линию по линии сгиба и делаем небольшую арку.

7. Приступаем к окнам. Делаем узкую арку.

Проведение физминутки

- Из камня и дерева.

- Из 3.

- Окна, они удлиненные, узкие. Их называют арки.

- Портал.

- Белая и цветная  бумага, ножницы.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

Постановка задачи

- Сейчас ваша задача самостоятельно выполнить храм, а затем приклеить его на цветную бумагу.

- Перед тем как начать, давайте обсудим критерии, по которым мы будем оценивать работу:

1) соответствие образа всем частям храма;

2) соблюдение техники работы – симметричное вырезание;

3) аккуратность.

Готовятся самостоятельно выполнить храм

Предметные: знать последовательность лепки чашки и тарелки.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: выполнение упражнения

Начало самостоятельной работы

Оказание индивидуальной помощи

Конструктивная критика

Поощрение

- Приступаем к самостоятельной работе. Во время работы, я буду задавать темп . Приступайте к работе. Желаю успехов.

Самостоятельно выполняют храм.

Предметные: знать последовательность лепки посуды.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Рефлексия деятельности

- Время выполнения работы подошло к концу. По очереди подходите к доске и крепите их на магниты. Первый ряд, второй ряд, третий ряд.

- Мне понравились две работы. Я хочу пригласить их к доске, чтобы они оценили по одной понравившейся работе.

Проводят оценку работ

Предметные: знать тему и цель урока; знать определения понятий.

Метапредметные: 

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Предметная рефлексия

- Что входит в конструкцию храма? Назовите 2 большие части.

- Что входит в главу?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.

- Здание и глава.

- Купол, барабан и свод.

Предметные: уметь проводить рефлексию своей деятельности. Метапредметные:   Р: самооценивание.  Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Искусство оригами" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта  подробно демонстрирует реализацию современных методов работы учащихся в группе на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС...

Технологическая карта урока изобразительное искусство УМК "Перспектива" 3 класс "В Жостовском подносе все цветы России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока «В Жостовском подносе все цветы России» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для...

Технологическая карта урока изобразительного искусства " Золотая рыбка" ( 2 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у учащихся знаний о многообразии рыб; навыков практической деятельности в изображении рыб через форму, окраску и узор.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с разнообр...

Технологическая карта урока изобразительного искусства УМК "Школа России" 2 класс тема "Характер линий"

Цель урока: создание условий для ознакомления с характером линий как средствами художественной выразительности, использование этих средств в создании рисунка «Ветка дерева».Задачи урокаДид...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Домики, которые построила природа"

Цель урока: формирование у обучающихся умения наблюдать за природными объектами с точки зрения художника, представление домиков, которые построила природа.Задачи урока:Дидактические: Учить н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Картина-портрет. Портрет друга".

Цель урока: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Задачи урока:Дидактические: Учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера П...

Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 4 класс, тема: "Европейские города Средневековья"

Цель урока: формирование представлений о средневековом городе, о конструкции готического собора, эмоционально-ценностного отношения к культуре средних веков.Задачи урока:Дидактические:Сформировать пре...