Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Гречишникова Екатерина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема урока «Старинное вышитое полотенце»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений о символическом значении полотенца, мотивами орнамента на нём.

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить учащихся с символическим значением полотенца;
  • научить самостоятельно выполнять композицию эскиза вышивки полотенца.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и мотивацию;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • развивать пространственное мышление при выполнении работы.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус у учащихся;
  • воспитывать аккуратность при работе с маркерами.

Оборудование: учебник ИЗО 3 класс, автор Горяева Н.А., рабочая презентация, вырезанные формы полотенец из бумаги, красный и черный маркер.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(30 сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я.

- Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.

- Занимайте свои места.

1. Показывают готовность к уроку.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(2-3 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Словесный: повторение лексических сведений

1.Проверяет знания учеников по прошлым темам

- Над какой темой вы работаете на уроках изоискусства в 1 четверти?

- Назовите красивые предметы быта, которые окружают Вас дома.

- Кто сможет рассказать, с какими красивыми предметами вы познакомились на прошлых уроках?

- Что особенного в росписи жостовского подноса?

- А можно ли играть дымковской игрушкой?

- Многие предметы быта пришли к нам в дом из далекого прошлого. Они старинные, давайте посмотрим на них.

-Что вы видите?

-Что необычного в нём?

1. Отвечают на вопросы учителя

- Над темой: «Искусство в нашем доме»

- Шторы, люстра, картины, игрушки, посуда.

- Мы познакомились с жостовским расписным подносом, дымковской игрушкой.

-Основным мотивом служит цветочный букет

- Нет, она служит украшением, оберегом

Рассматривают поднос, скатерть, самовар

- Полотенце

- На нём очень красивая вышивка

П: Научатся применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация

учебник

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Итак, ребята, кто догадался, какая тема у нас сегодня?

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

  • Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?
  • Что мы должны узнать? Чему научиться?

1.Формулируют тему урока.

Старинное вышитое полотенце

2.Формулируют цель урока.

-Познакомиться с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём, научиться самостоятельно выполнять композицию эскиза вышивки полотенца

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Словесный: беседа, рассказ

Практический: демонстрация

Объясняет новый материал.

- Где применяли полотенца в старину?

- Верно, для чего они использовались?

- Где помещались полотенца в русской избе?

Для чего?

- Полотенце играло в народной жизни важную роль. Какие символы изображали на нём?

Располагали полотенца в «красном углу» избы.

- Что такое «красный угол»?

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.  

- Почему именно красным цветом?

Анализ изделий

- Посмотрите на экран, здесь вы видите традиционные изделия с вышивкой.

- Какие образы вышивали в центре?

- Какие цвета использовали для вышивки?

- На доске вы видите примеры моих полотенец.

- Как украшены края полотенец? Украшали края полотенце каймой, чаще всего «заборчик» или «волна».

- Вот такое полотенце у меня получилось. Посмотрите на полотенце. Что на нем изображено?

Педагогический показ:

1.В центре изображаю тело птицы клеточками в 2-3 ряда.

2. Вывожу вверх и влево шею и головку птицы.

3. Показываю, как нарисовать хвост птицы.

Далее не показываю, дети поясняют дальнейшие этапы.

Отвечают на вопросы.

- Для украшения, подавали хлеб, соль на праздниках, на свадьбах.

 

- Раньше был обычай подавать хлеб, соль на полотенце на праздниках и на свадьбах. С этим обычаем можно столкнуться и в наши дни.

- В красном углу

- Дерево, птица, конь

- Святой угол дома

-Красный - красивый

- В центре вышивали коня, оленя, птицу, фигуру женщины, дерево.

-Чёрный, красный

Предполагаемые ответы детей

- В первом этапе изображено тело птицы, и внизу начат узор. На втором этапе у птицы появляется шея, голова и хвост.

Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

Презентация

Учебник

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Движения выполняем сидя. Повторяйте движения.
  • Шеей крутим осторожно –
    Голова кружиться может.
    Влево смотрим - раз, два, три.
    Так. И вправо посмотри. 
    (Вращение головой вправо и влево.)
    Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте сидя.)
    И за парты вновь вернёмся. (Дети выпрямляют осанку.)

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Первичное закрепление
(30 сек)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа

Работа в парах

Словесный: учебный диалог

1.Даёт установку на выполнение задания.

- Итак, какая главная учебная задача урока?

- Оцениваться ваши работы будут в соответствии с критериями:

1. Оригинальность образа.

2. Соблюдение техники работы.

3. Аккуратность.

Начинают выполнять композицию эскиза вышивки полотенца.

-Выполнить собственную композицию эскиза вышивки полотенца

П: устанавливать причинно-следственные связи;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(20 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Словесный: объяснение

Практический: выполнение работы

1. Организует самостоятельную работу учеников.

- Приступайте к выполнению задания.

Во время работы учеников, я хожу по классу и хвалю их, отмечаю и показываю понравившиеся работы.

2. Выполняют самостоятельную работу.

П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Презентация

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Организует повторение основных моменты урока.

- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на уроке.

-Какие традиции, связанные со старинным русским полотенцем, вы знаете?

- Что вам особенно понравилось и запомнилось?

Повторяют основные моменты урока.

- О старинном вышитом полотенце

Предполагаемые ответы детей

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Презентация

Рефлексия деятельности

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1. Организует выставку работ.
2.Проводит работу по самооценке.

-Я вижу, какие красивые работы у вас получились. Предлагаю устроить вставку, чтобы вы посмотрели рисунки друг у друга.

- Сейчас, кто уже готов, вынесет свои работы и повесит их на доску.

-Я сама выбрала двух экспертов, и сейчас я попрошу вас оценить работы в соответствии с критериями.

- Почему вы выбрали эти работы?

- Вы хорошо поработали сегодня, спасибо вам за урок! До свидания!

1. Вывешивают свои работы.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- Я выбрал эти работы, потому что они больше всех отличаются от остальных.

Потому что они выполнены очень красиво и аккуратно.

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно выпол...

Технологическая карта урока УМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  Моро Тема: «Образование чисел второго десятка»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 1 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Образование чисел второго десятка»...

Технологическая карта урока УМК «Школа России», «Математика 2 класс», автор М.И. Моро Тема: «Устные приёмы вычислений вида 36+2, 36+20»

Технологическая карта урокаУМК  «Школа России», «Математика 2 класс»,  автор М.И.  МороТема: «Устные приёмы вычислений вида 36+2, 36+20»...

Конспект урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.Планируемые результаты:Предметные:знать символическое значение полотенца;уметь самостоятельно ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» 3 класс Горяева Н.А.,

Цель урока: формировать представление о значении и красоте старинного вышитого полотенца, познакомить с мотивами орнамента.Задачи урокаДидактические:Познакомить с символическим значением старинн...

Технологическая карта урока ИЗО «Архитектура старинна и современная»(4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения видеть красоту своего города, а так же ознакомление учащихся с архитектурой города.Задачи урокаДидак...

Технологическая карта урока окружающего мира «Старинная женская работа» (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о последовательности этапов работы над льном.Задачи урока:Дидактические:Дать представление о последовательности этапов работы над льном.Познакомить с новыми обыч...