Возможности системы развивающего обучения в учебной деятельности младших школьников на уроках ИЗО.
статья по изобразительному искусству (изо)

Игнатьева Ксения Александровна

В статье раскрывается особенности и характеристика современных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_-_kopiya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности системы развивающего обучения в учебной деятельности младших школьников на уроках ИЗО.

Игнатьева К.А.

Забайкальский государственный университет,

Чита, Россия

Аннотация. В статье раскрывается особенности и характеристика современных программ, в основе которых лежат идеи системы развивающего обучения.

Ключевые слова: изобразительное искусство, программа, система, развивающее обучение.

Possibilities of a system of the developing training in educational activity of younger school students at lessons of GA.

Ignatyeva K.A.

Transbaikal State University

Chita, Russia

Annotation. In article reveals features and characteristic of modern programs which cornerstone the ideas of a system of the developing training are.

Keywords: the fine arts, the program, system, the developing training.

Изобразительное искусство – один из важнейших предметов в начальных классах. Недооценка предмета приводит к серьёзным просчётам в процессе творческого развития ребёнка. Урок изобразительного искусства затрагивает эмоции обучающихся; в процессе изобразительной деятельности пробуждаются творческие способности каждого ребёнка, происходит их развитие. Внедрение в школьную программу различный развивающих технологий ИЗО, еще лучше и грамотнее поможет детям познавать окружающий мир.

Для того чтобы полно развивать творческие способности детей, были разработаны различные программы развивающего обучения. Одной из наиболее распространенных систем является система С.Г. Ашиковой [2]. Ею была разработана программа по изобразительному искусству, в основу которой легли идеи Л.В. Занкова [3].

В основу системы С.Г. Ашиковой легли дидактические принципы,  важные свойства методики развивающего обучения Л.В. Занкова и системно-деятельностный подход, с помощью которого активизируются художественно-эстетическая и познавательная деятельность обучающихся. А также программа соответствует требованиям ФГОС НОО.

Главной идеей данного курса является реализация двух равных форм искусства, таких как художественное восприятие и художественное выражение. Наиболее важным в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру является художественное восприятие. Для того чтобы младшие школьники могли себя проявить в творчестве, а также освоить многие другие схожие предметы, им нужно научиться основам художественного языка. При сочетании этих двух форм будет формироваться

эмоционально-ценностное отношение растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

В своей программе С.Г. Ашикова выделяет  разделы,  которые отражают в себе деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2. Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

3. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

4. Человек в искусстве (портретный жанр).

Самая важная черта данного комплекта – это удобное, с практической точки зрения, разделение страниц. На один урок отводится один разворот.

На одной из страниц разворота описано, так называемое, «впечатление». На ней располагаются различные примеры фотоматериалов и репродукций картин, которые относятся к той теме, которая размещена на развороте[1].

На противоположной странице разворота – «выражение», то есть на ней изображено пошаговое выполнение задания с его вариантами. Для того чтобы детям создать свой собственный шедевр, им предлагается выполнить работу пошагово, повторяя те этапы, описанные в задании. Что это значит? Младшие школьники должны сначала сделать копию предлагаемого рисунка и только после этого, они выполняют уже свой собственный рисунок, при этом используя эти же шаги, как основу. Таким образом дети начинают накапливать опыт, значимый конкретно для них. Зная различные техники, школьники учатся выражать себя, они могут почувствовать себя автором, художником своего собственного творения[1].  

Еще одним автором, который внес идеи развивающего обучения в свою программу, является Юрий Александрович Полуянов. Он разработал программу под названием «Изобразительное искусство и художественный труд», выделяя в ней основную идею: «обучить творчеству нельзя» [5, с.4], но можно создавать такие условия, в ходе которых дети могли бы развивать свои творческие способности.

Для того чтобы обучающиеся могли создавать свои собственные произведения, учителю необходимо использовать не только дидактический материал, предоставленный УМК, но и брать различные работы известных художников, чтобы они видели как можно выразить свои чувства, эмоции.

Основным отличием данной системы является то, что данный курс направлен на духовно-практическую деятельность младших школьников. Важным является «развитие эстетического сознания детей, эстетического отношения к жизни окружающей и своей собственной, способности к ее творческому освоению по «законам красоты»» [5, с.1].

По мнению Ю.А. Полуянова, особенность его программы заключается в интеграции художественных и трудовых процессов, которые в свою очередь повышает возможности педагога в «воспитании у детей эмоционально-ценностного, положительного отношения к труду как к занятию, им необходимому, очень интересному и увлекательному» [5, с. 2].

Данная система направлена на развитие и усовершенствование творческих способностей у обучающихся. Для того чтобы формировать у детей учебные действия, Ю.А. Полуянов разделил свою программу на три формы учебной деятельности детей: обсуждение детских работ, решение учебных задач и заданий и самодеятельность детей [5].

Анализ детских работ происходит по двум основным пунктам: степень творческой активности детей на занятии и уровень освоенности ими тех или иных способов художественного изображения и труда.

За период начального обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения: листовые материалы (бумага и картон разной толщины, структуры и окраски; мягкий металлопластик; цветной прозрачный пластик и др.), текстиль (ткани и нитки разных видов и окраски), дерево и разновидности пластилина и другие мягкие материалы для лепки, проволока, природные материалы (пробка, шишки, сучки и др.), краски гуашь, акварель, анилиновые и др., кисти разных форм (плоские и круглые) и размеров (широкие, тонкие, средние), тушь, чернила (черные и цветные), перьевые и шариковые ручки, фломастеры, палитра, ножницы, виды клея, иглы и т. п.) [4].

Таким образом, через программы изобразительного искусства Ю.А. Полуянова и С.Г. Ашиковой реализуются принципы развивающего обучения, в которых лежит направленность на активизацию мыслительной деятельности обучающихся – важны не столько знания, сколько способы умственных действий (развитие умственных способностей и возможностей, умения рассуждать и анализировать). Уроки ИЗО можно развивать мыслительную и аналитическую деятельность, творческие и художественные способности, воображение, пространственное мышление, зрительную память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "Возможности системы развивающего обучения в обогащении форм взаимодействия участников учебно-познавательного процесса".

Межрегиональная научно – практическая конференция «Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами системы развивающего обучения...

возможности мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках

возможности мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках...

«Реализация основных принципов организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях развивающего обучения»

В статье рассматривается использование групповой и парной работы(основных принципов организации учебной деятельности в условиях развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова) на уроках математики ...

Доклад по теме «Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»

Доклад по теме «Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»...