«Реализация основных принципов организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики в условиях развивающего обучения»
статья по математике (2 класс)

Романова Марина Олеговна

В статье рассматривается использование групповой и парной работы(основных принципов организации учебной деятельности в условиях развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова) на уроках математики для развития познавательной мотивации младших школьников. Материалы, представленные в статье, будут полезны учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_romanova_m.o.docx69.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                                     МБОУ «Школа-гимназия»

                       г. Ярцева Смоленской области

               

                           Статья

«Реализация  основных  принципов  организации  учебной  деятельности младших  школьников  на  уроках  математики  в условиях развивающего обучения»

Подготовила:

учитель начальных классов

Романова  Марина  Олеговна

Предмет: математика

Возраст: 2 класс

  УМК: Система Д.Б.Эльконина-     В.В.Давыдова

 

                                                 Ярцево

                                                      2019 г.

                                           

                                           

                                             «Интерес к учению появляется  только тогда,

 когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

В.А. Сухомлинский

   Основной принцип организации учебной деятельности в РО - групповая и парная  работа. Совместная деятельность необходима  для  активизации учащихся, снижения  уровня тревожности  и, как следствие, повышения учебной и познавательной  мотивации(http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=100989) в процессе решения учебно-практических задач.           

   Организация парной и групповой работы требует от учителя особых умений, усилий. Дети сейчас иначе общаются друг с другом. Дома люди в основном не беседуют друг с другом, смотрят телевизор и очень много времени проводят за компьютером. Грубое поведение детей часто повторяет увиденное на телевизионном   экране. Для многих детей все труднее становится взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают  индивидуальных особенностей других людей. Им с трудом удается внимательно слушать других. Мы  все меньше встречаемся  и с  готовностью помочь окружающим. Рынок труда стал придирчивым. Специалисты должны обладать рядом  совершенно новых социальных навыков: они должны уметь общаться  с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

  Работа в парах и в группах  вводится с первого класса. Главным в этот период  для учителя становится выработка умения у учащихся договариваться, конструктивно общаться.    

          Для этого необходимо:

        1.Познакомить учащихся с основными правилами общения:

   - При разговоре смотри на собеседника;

 - Говори  тихо, чтобы не мешать одноклассникам;

       - Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

        2.Научить школьников проверять друг друга в паре (взаимная проверка)

           При проверке письменного домашнего задания  можно предложить  ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.    

 Каждый ученик по очереди  работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником.

          3.Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения и вычитания,умножения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

           Основная цель каждого ученика: обучать других всему тому, что знаешь сам.

                                                                       «Обучать — значит  вдвойне учиться»
                                                                                              Жозеф  Жубер

             

           

             

            Вот один из интересных приемов работы в парах:

Солидарный опрос.

  Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо

учителю  обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика, предлагает ему образовать с отвечающим у доски пару и шёпотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель даёт тренеру 10-15 минут на подготовку.

 4.Организовывать обсуждение в парах.

            Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.

        Дети задают друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и отвечают на них, используя слова, записанные на доске

          - ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО?

        5. Ввести особенный знак - «домик», который показывает, что пара или группа   с заданием справилась.

   При работе в парах младшие школьники приучаются постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учатся говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует детей  не отвлекаться и общаться только по теме урока.      

   Для организации парной работы можно поставить перед учениками класса какую-то проблему, которую им легче будет решить, работая вдвоем. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для ребят.

Для парной работы можно предложить  следующее проблемное задание

на уроке математики по теме «Измерение и построение величин» во 2 классе (система Д.Б.Эльконина-В. В. Давыдова).

                Прочти старую детскую считалку:

                 

                  На златом крыльце сидели

                  Царь, царевич, король, королевич…

-Как вы думаете, от какого слова произошло слово «считалка»?

-Знаете ли вы ещё какие-нибудь считалки? Зачем они нужны? В чем их смысл? Как они могут быть связаны со счетом?

Вот величины, которые начертили с помощью мерок, а вместо чисел использовали слова считалки:

C:\Users\Марина\Documents\Scanned Documents\Рисунок (2).jpg

-Какое слово использовали для построения этих величин? Какое число заменяет слово из считалки?

   Попробуй вместе с соседом построить величину А с помощью любой мерки и слова «король» из считалки. Объясните, как это сделать?

-Какие ещё считалки вы знаете?

     Придумайте в паре с помощью своей считалки задание для других пар.

-Как вы думаете, любой сможет выполнить ваше задание? Почему? Что нужно знать, чтобы по вашей считалке построить величину?

   Работу в паре можно рассматривать как начальную стадию формирования   деловых межличностных отношений. 

   Следует учесть, что в паре самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти нерешаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

    Кроме парной работы  с 1 класса целесообразно   использовать  на уроках  и работу  в группах. Но к  такой более сложной работе переходим, когда  проработаны простейшие формы общения.

   В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается постепенно на практике. Нужно  время, разбор  ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.  

   Хорошо известно, что начинающие балерины часы проводят в упражнениях, далеко неестественных с  точки зрения  наших обычных представлений.  Например, они разучивают позиции, при которых ступни становятся под углом 180 градусов. При таком «вывернутом» положении ног балерины должны  свободно держать  равновесие, приседать, следить за движениями рук…и все это нужно для того, чтобы они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике. Так же и с навыками работы в группах. Они вначале трудны и порой необычны, но когда ребята  ими овладевают, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

«По взаимному доверию и взаимной помощи

сделаны великие дела и великие открытия»

                                                                        Гомер        

Как объединять детей в группы?

Виды групп:

- группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями;

- группа, сформированная лидером (капитаном, командиром).

- группа по желанию;

- «случайная» группа;

- группа по теме работы;

- группа по уровню сложности задания.

   Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент.

    Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель).

    Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.

   Вначале учитель обеспечивает включѐнность ученика в совместное выполнение задания в группе. Он объясняет, что такое групповая работа, как следует располагаться детям в каждой группе и группам в классной комнате; даѐт инструктаж о последовательности работы, распределении заданий внутри группы, функциях (ролях), которые могут выполнять дети в группе; обращает внимание на необходимость обсуждения индивидуальных результатов работы в группе.

   Учитель сообщает учащимся приѐмы, связанные с восприятием деятельности каждого члена группы его партнѐрами: внимательно выслушать товарища, обращать внимание на логику изложения материала, иллюстрацию ответа конкретными примерами, обоснование оценки ответа.

   Учитель также объясняет, как важно, чтобы каждый ученик ясно и чѐтко излагал собственную точку зрения, подбирал и аргументировал все за и против при обсуждении идей других участников.

    На начальном этапе совместного выполнения группой задания действия членов группы согласовывает учитель. При этом педагог максимально регулирует весь процесс выполнения задания. Потом учитель предлагает ученикам попробовать совместно найти путь решения задачи, выдвигая свои варианты.

   Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы: «Как дети сидят?», «Внимательны ли они или отвлекаются?», «Как ведут себя: живо или апатично?», «Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?», «Слушают ли друг друга?», «Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?», «Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?»

   Учитель сам оценивает работу учеников, объясняя им, что у них получилось правильно, а что не удалось.

 Можно применять систему накопительных баллов.

 В этом случае оценка выставляется участникам группы не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное задание - 1 балл, за три правильных ответа ещё 1 балл, за правильный ответ у доски ещё 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность учащихся, и времени на шум не остаётся. Кстати, можно ввести и штрафные баллы – за плохое поведение, например. Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даёте шанс отстающим группам получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

    Далее учащиеся сами не только предлагают способы решения данной задачи, но и проявляют инициативу в контроле, оценке процесса и полученного результата.

 

    Когда истекло отведенное для работы время или, когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

    В дальнейшем целесообразно использовать при организации работы в группах один очень ценный способ, который помогает избавить ребенка от  «руководящих назиданий». Этот способ связан еще с одним открытием

Л.С. Выготского. Он нашел, что ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список действий, схемы или инструкции. Дети  могут пользоваться ими самостоятельно, и тогда они оказываются на полпути  к тому, чтобы справиться с делом  самостоятельно.

    Деятельность самих учащихся в группе  кратко можно представить

в виде   схемы:

  • искать
  • думать
  • приниматься за дело
  • сотрудничать
  • адаптироваться

  Какие задания  более удобны для такой работы?

    Покажу это на примере игровых заданий по математике во 2 классе по теме: «Зависимость между величиной, меркой и числом» 

(система Д.Б.Эльконина - В. В. Давыдова).

   Детям нравилось придумывать математические игры, и они задумались: нельзя ли поиграть с величинами? Вот что у них получилось. Два ученика-игрока из каждой группы выходили  за дверь, а остальные в группах измеряли выбранную величину: площадь, длину, объем, массу, угол или количество каких-нибудь предметов.

   Затем  каждая группа приглашала своих  игроков и предлагала найти, изготовить или нарисовать такую величину, как та, которую они измеряли.

   Это задание-ловушка. Игроки  не могли  выполнить задание, пока у них не было мерки, которой  другие дети в группе измеряли величину. Они просили дать им мерку и назвать  ЧИСЛО, которое расскажет, сколько раз эта мерка поместилась в данной  величине. Дети давали игрокам кубик и говорили, что мерка входила в величину три раза. Игроки отказывались от такой мерки, утверждая, что это «ловушка», ведь у кубика можно использовать как мерку длину стороны (ребро), площадь и объем, также нельзя кубик использовать и для измерения углов, массы. Наконец, каждая группа уточняла, что нужно считать меркой, и игроки успешно справились с поставленной задачей, представляя результат своей работы поочередно у доски перед другими группами-контролерами.

    А вот ещё игра «Я измеряю, а ты отмеривай», которую тоже можно организовать по группам. Один ученик из группы выходит за дверь. Другой измеряет величину. Третий записывает на листе результат измерения и зовет первого игрока, который был за дверью. Первый должен с помощью мерки, которой  измерял второй игрок, и записи, которую сделал третий, отмерить величину, которую измерял второй игрок группы.

   

     Проверить домашнее задание на уроках помогут следующие  оригинальные способы:

    Дискуссия. Для её проведения класс разбивается на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от неё, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом её станет более глубокое познание сущности изученного явления.

    Неожиданные вопросы. Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа и обсудить ответ в группах. Если ученики  добросовестно подготовились  к уроку, затруднений с ответом у них  не возникнет, а определённое разнообразие в процесс проверки будет внесено.    

   Рецензия на устный ответ. Ученикам предлагается выслушать ответы одноклассников из других групп,  подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учётом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).

   Краткие письменные ответы. Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно в группах. При этом ответ должен состоять из двух-трёх слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.  

   Взаимный опрос. Педагог даёт поручение трём наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может ещё раз попробовать свои силы.

   Тихий опрос. Учитель негромко беседует с одной группой, а весь класс выполняет другое задание.

   Опросная цепочка. Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развёрнутого и логически связного ответа. При этом один ученик из группы начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику той же группы.    

    Игра «Что и почему?». Задание для каждой из групп заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены группы.        

   Игра «Семицветик». Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству групп. За правильный ответ по пройденной теме группа получает один лепесток. Играют до тех пор, пока  одна из групп не соберёт цветок полностью.

     Опыт работы с учащимися в парах и в группах на уроках  показывает, что как при парной работе, так и при работе  группами были учащиеся, которые, найдя правильный вариант решения задачи, стремились сразу же сообщить об этом учителю. Это потребовало выдвинуть следующее условие совместной работы: найденный способ решения должен уметь объяснить у доски каждый ученик из группы. Только в этом случае один из них

приглашался к доске. Использование этого приема помогло стимулировать учащихся к оказанию помощи своим товарищам.

    Совместная групповая или парная работа учащихся на уроках в начальных классах является эффективной формой организации учебной деятельности.   Опасения, что организация совместной деятельности в парах или группах приведет к тому, что в парах и в группах  будут активно работать только отдельные ученики, а остальные ограничатся пассивным присвоением результатов их работы, лишены оснований. В рамках совместной деятельности создаются благоприятные условия для развития у каждого  школьника  таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности.

    Умение учащихся совместно работать (распределять между собой объем и последовательность учебной работы, обосновывать правильность или доказывать ошибочность различных вариантов решения задач, приходить на помощь товарищу в случае возникновения у него затруднений и т. д. является эффективным средством решения ряда учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

    Психологами доказано, что потребность принадлежности, то есть нужности, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он важен, нужен, что он просто хороший.

   Можно авансировать успешный результат. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученики обязательно справятся с поставленной задачей. Это, в свою очередь, помогает поверить детям в свои силы и возможности. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе детей:

«У вас обязательно получиться».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

   Избежать поражения ученикам  помогает скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности. Достигается это путем намека ли пожелания:

«Возможно, лучше всего начать с…..».

«Выполняя работу, не забудьте о…..».

   

  Немаловажно показать ребенку ради чего, ради кого совершается та или иная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

 Например, внесение мотива: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» будет очень уместным в любой ситуации.

    Персональная исключительность обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть данный момент педагог может следующими фразами:

«Только ты и мог бы….».

«Только тебе я и могу доверить…».

«Ни к кому, кроме тебя,  не могут остальные ребята обратиться с этой просьбой…».

 Такие слова со стороны взрослого помогают ребёнку поверить в свою исключительность и незаменимость.

   Для того, чтобы увидеть результат деятельности, необходима мобилизация активности или педагогическое внушение. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания:

«Нам уже не терпится начать работу…».

«Так хочется поскорее увидеть…».

   Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого учителю следует подчеркнуть  успехи учеников в каждой группе:

«Вам особенно удалось это объяснение».

«Больше всего мне в вашей  работе понравилось…». 

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть вашей работы»

« Как хорошо, что вы умеете договариваться», «Я рада  видеть, как спорится у вас работа..  »,  « Я люблю, когда вы помогаете друг другу », «Мне хорошо, когда вы вместе…»

    Важными результатами учения  наряду со знаниями, которые получит  ребенок, является эмоциональный след от урока (удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах) и след на взаимоотношениях с вами и с другими детьми. Здесь итог может быть либо положительным (остались довольны друг другом), либо отрицательным (пополнилась копилка взаимных недовольств). Ни в коем случае нельзя забывать об этом.

   Таким образом, работа в парах и групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При такой организации учебной деятельности на уроке каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

    Ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе. Возрастают познавательная активность, творческая самостоятельность и мотивация учащихся.

   Какая награда для учителя  может быть ценней учеников, которые учатся с удовольствием!?

                         

                      Список использованных источников

1.Савушкина Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина Завуч начальной школы. – 2008.–№ 4.

2. Кузнецова И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11.

3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва-Рига, 2000

4. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997

5.Карпова Е.В., Шевко О.Н. Возможности применения проблемного обучения в начальной школе.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент. М., 1998

6. Карпова Е.В., Кулешова О.Н. Развивающие системы обучения и формирование мотивации. Яр., 2004

7. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. №3.

8. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

9.Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

10.http://sok.bspu.ru/YangPed2/?cat=12

11.http://stimul-tmr.edu.yar.ru/poleznie_materiali/dlya_spetsialistov/giperaktivnie_deti_dot__soveti_uchitelyu.html

12.http://pedsovet.su/publ/47-1-0-4151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий развивающего обучения в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается возможность реализации ФГОС НОО средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова, целостность учебных комплектов, предметное содержание, активизация различных типов мышления...

Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"

Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...

Использование проектных технологий в начальной школе в условиях развивающего обучения

Умение управлять проектной работой  - показатель высокой квалификации преподавателя,его прогрессивной методики обучения и развития учащихся....

Презентация_Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в условиях развивающего обучения Д,Б.Эльконина-В.В.Давыдова

ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Представленные авторские презентации к урокам, п...

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"

"Нетрадиционные уроки в современной школе как средство активации познавательной деятельности учащихся в условиях развивающего обучения"...

статья на тему "Преемственность в 4-5 классах как условие развивающего обучения по русскому языку и литературе в период реализации ФГОС"

В статье рассматриваются: актуальность данной темы, краткий обзор развития изучаемого вопроса, сохранение преемственности в преподавании  4-5 классов по русскому языку и литературе, возрастные и ...