Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения
статья на тему
Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moroz_e.b._sosh_no_28_g._vladimira.docx | 1.17 МБ |
davianty.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Девиантным (от лат. Deviatio – уклонение) считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определённом обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности , нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Отклоняющееся поведение некоторые учёные подразделяют на преступное (криминальное ), деликвентное ( допреступное ), аморальное (безнравственное ).
Под деликвентностью понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности.
Деликвентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие, аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению деликвентных и криминальных поступков.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ШАЛОСТЬ – краткий эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости является ее положительный тон, переживание огромного удовлетворения от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.
ОЗОРСТВО тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Озорник сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.
ПРОСТУПОК – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, то есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера.
ДЕТСКИЙ НЕГАТИВИЗМ проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный – это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым, эпизодическим.
Основные причины возникновения детского негативизма: перевозбуждение нервной системы; переутомление; протест против нечуткого, несправедливого отношения; капризы избалованного ребенка.
УПРЯМСТВО – поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых четких мотивов. Опасность непослушания в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, детской возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.
КАПРИЗЫ – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, стремлении настоять на своем. Внешне проявляется в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения.
Причины возникновения капризов: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением. Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обуславливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы – это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).
Главная причина возникновения капризов – неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым .
Профилактика капризов Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.
Коррекция Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.
СВОЕВОЛИЕ возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.
Причины своеволия Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости возникают несдержанность, своеволие, неумение ребенка владеть собой.
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов злостной и незлостной . К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления – хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.
Разумеется, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального.
Часто отклоняющемуся поведению предшествует состояние острой или хронической неудовлетворенности своей жизнью конкретного ребенка- девианта .
В психологии и в педагогике, как и в медицине, действует мудрость : « Лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить ». Поэтому педагоги и психологи должны выявлять признаки проявления девиантного поведения как можно раньше.
ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выделяют 4 основных направления диагностики девиантного поведения у младших школьников: 1) медицинская диагностика; 2) психологическая диагностика; 3) педагогическая диагностика; 4) социально-педагогическая диагностика.
МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА Проводится специалистами лечебно-профилактических учреждений. Исследуются психобиологические предпосылки (отставание или задержка в умственном развитии, наличие нервно-психических заболеваний и патологий – неврозов, психопатии, психиатрических расстройств, эпилепсии). Включение врачей дефектологов, патопсихологов при выявлении патологий.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Определяет дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер (тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества). Диагностируются а) адаптация; б) учебная мотивация; в) школьная тревожность; г) уровень агрессивности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА а) предшкольная подготовка; б) наличие пробелов в знаниях, умениях, навыках; в) работоспособность; г) познавательная активность; д) сознательность, учебная дисциплина .
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА а) условия проживания; б) особенности семейного воспитания; в) взаимоотношения в семье; г) сфера свободного общения ребёнка. д) воспитательный потенциал семьи .
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3: 1) коррекция отношений родителей и детей; 2) коррекция отношения к себе; 3) коррекция отношения к реальности.
КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком; улучшение понимания родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга; выработка навыков адекватного и равноправного общений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; установление дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях .
КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ формирование адекватной самооценки; приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»; укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; обучение приёмам саморегуляции психического состояния.
КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К РЕАЛЬНОСТИ приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Многолетний опыт работы по системе развивающего обучения Занкова Л.В. с детьми, не прошедшими предварительный отбор, в условиях общеобразовательной школы позволяет мне сделать выводы о коррекционных возможностях этой системы. Изначально она создавалась для работы с детьми с задержкой физического и психического развития.
В целом система Занкова Л.В. представлена на следующей схеме.
Отбор и структурирование всех учебных курсов, характер заданий побуждает детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями. В системе развивающего обучения свой подход к формированию прочности знаний.
Подросток с девиантным поведением – это, как правило, ребенок-дезорганизатор (как «трудный», так и одаренный). Разноуровневые задания в учебниках математики способствуют включению в учебную деятельность детей как из первой группы, так и из второй. Задания такого рода способствуют поддержанию устойчивого внимания и интереса к предмету у всех ребят.
Психологами доказана необходимость того, что каждый ребенок в течение дня должен испытывать успех и преодолевать трудности .
Обучение не обещает ученикам лёгкой безоблачной жизни. А как можно воспитать думающего самостоятельного человека без преодоления трудностей? «Трудность», которую предлагают детям, рассчитана на её преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем (именно в таком порядке).
ВЛИЯНИЕ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ВЫБОР УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ (УЧИТЕЛЯ)
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ «ТРУДНЫХ» ВЗРОСЛЫХ
Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков . Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок . С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков . Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков . Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать . Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга . Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
При необычном написании ребёнком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предположение очень выражено, оставьте ребёнка в покое . Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме существует ещё письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжёлыми последствиями.
Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребёнка положение листа бумаги индивидуально . Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом . Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребёнка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления . Имейте в виду, что педагог, который ругает ребёнка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Всё зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится . Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т. е. дело не только в нём, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребёнка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребёнке то хорошее, что не заметили вы . Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребёнка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребёнке то хорошее, что не заметили вы.
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового . Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Ребёнок не должен панически боятся ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним . Бойтесь появления у ребёнка опыта «выученной беспомощности ». Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми девиантного поведения
Для педагогов-организаторов подросткового клуба...
Как работать с детьми девиантного поведения
В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....
Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.
В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...
работа с детьми девиантного поведения
освещает работу девиантного поведения школьников...
Социальная работа с детьми девиантного поведения
Статья касается работы с детьми девиантного поведения...
доклад на педсовет Работа с детьми девиантного поведения
советы для работы с детьми девиантного поведения коллегам...