Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения
статья на тему

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moroz_e.b._sosh_no_28_g._vladimira.docx1.17 МБ
Файл davianty.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Из опыта работы учителя МБОУ СОШ № 28 г. Владимира Мороз Елены Борисовны

Слайд 2

ПОНЯТИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Девиантным (от лат. Deviatio – уклонение) считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определённом обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности , нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Слайд 3

Отклоняющееся поведение некоторые учёные подразделяют на преступное (криминальное ), деликвентное ( допреступное ), аморальное (безнравственное ).

Слайд 4

Под деликвентностью понимается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности.

Слайд 5

Деликвентными расцениваются такие характеристики поведения, как агрессивность, лживость, прогулы школы, бродяжничество, крайнее непослушание, враждебность к учителям и родителям, жестокость к младшим и животным, дерзость и сквернословие, аморальное поведение, отражающее аномалии характера, предрасполагает к совершению деликвентных и криминальных поступков.

Слайд 6

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 7

ШАЛОСТЬ – краткий эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости является ее положительный тон, переживание огромного удовлетворения от сделанного и обязательно доброе отношение к окружающим.

Слайд 8

ОЗОРСТВО тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. И в нем проявляются выдумка, инициатива, активность. Озорник сознательно нарушает установленные правила, намеренно, нарочно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

Слайд 9

ПРОСТУПОК – это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, то есть все основания говорить о складывающихся у него негативных чертах характера.

Слайд 10

ДЕТСКИЙ НЕГАТИВИЗМ проявляется как немотивированное и неразумное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Бывает активным и пассивным. Пассивный – это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный – когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым, эпизодическим.

Слайд 11

Основные причины возникновения детского негативизма: перевозбуждение нервной системы; переутомление; протест против нечуткого, несправедливого отношения; капризы избалованного ребенка.

Слайд 12

УПРЯМСТВО – поведение ребенка, близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых четких мотивов. Опасность непослушания в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, детской возбудимости. И если такие проявления переходят в хроническое состояние, то в воспитании возникают существенные проблемы.

Слайд 13

КАПРИЗЫ – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, поступках, в необоснованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам, требованиям взрослых, стремлении настоять на своем. Внешне проявляется в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения.

Слайд 14

Причины возникновения капризов: неокрепшая нервная система, преобладание возбуждения над торможением. Капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений. Иногда они обуславливаются усталостью или недомоганием. Но преимущественно капризы – это следствия неосознанной и неокрепшей воли («А я хочу», «А вот буду»).

Слайд 15

Главная причина возникновения капризов – неправильное воспитание. Неразумная любовь, захваливание, обожание, отсутствие требовательности, беспрекословное выполнение любых прихотей ребенка не развивают его волю, а наоборот, ослабляют ее, делают ребенка нервным и легко возбудимым .

Слайд 16

Профилактика капризов Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Слайд 17

Коррекция Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. Нельзя угрожать, ломать силой; противопоказано грубое подавление. Но вредны и упрашивания.

Слайд 18

СВОЕВОЛИЕ возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства. Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям.

Слайд 19

Причины своеволия Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание. Нередко причинами грубости возникают несдержанность, своеволие, неумение ребенка владеть собой.

Слайд 20

НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ Недисциплинированность особенно характерна для мальчиков. Она может быть двух видов злостной и незлостной . К незлостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Они уже, как правило, не ситуативны и имеют повторяющийся характер.

Слайд 21

ПРАВОНАРУШЕНИЯ В условиях социальной и педагогической запущенности возможен переход детей и подростков на уровень преступного поведения. Они способны совершать значительные противоправные действия, нарушения и даже преступления – хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество, бандитские налеты, грабежи. Особенно тяжелыми и жестокими становятся преступления в составе группы. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой, малолетние преступники становятся особенно дерзкими. Для профилактики правонарушений и борьбы с ними используются специальные методы.

Слайд 22

Разумеется, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального.

Слайд 23

Часто отклоняющемуся поведению предшествует состояние острой или хронической неудовлетворенности своей жизнью конкретного ребенка- девианта .

Слайд 24

В психологии и в педагогике, как и в медицине, действует мудрость : « Лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить ». Поэтому педагоги и психологи должны выявлять признаки проявления девиантного поведения как можно раньше.

Слайд 25

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Слайд 26

Выделяют 4 основных направления диагностики девиантного поведения у младших школьников: 1) медицинская диагностика; 2) психологическая диагностика; 3) педагогическая диагностика; 4) социально-педагогическая диагностика.

Слайд 27

МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА Проводится специалистами лечебно-профилактических учреждений. Исследуются психобиологические предпосылки (отставание или задержка в умственном развитии, наличие нервно-психических заболеваний и патологий – неврозов, психопатии, психиатрических расстройств, эпилепсии). Включение врачей дефектологов, патопсихологов при выявлении патологий.

Слайд 28

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Определяет дефекты индивидуально-психологического характера, включая нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер (тревожность, агрессивность, сниженные эмпатийные качества). Диагностируются а) адаптация; б) учебная мотивация; в) школьная тревожность; г) уровень агрессивности.

Слайд 29

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА а) предшкольная подготовка; б) наличие пробелов в знаниях, умениях, навыках; в) работоспособность; г) познавательная активность; д) сознательность, учебная дисциплина .

Слайд 30

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА а) условия проживания; б) особенности семейного воспитания; в) взаимоотношения в семье; г) сфера свободного общения ребёнка. д) воспитательный потенциал семьи .

Слайд 31

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Слайд 32

ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ 3: 1) коррекция отношений родителей и детей; 2) коррекция отношения к себе; 3) коррекция отношения к реальности.

Слайд 33

КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком; улучшение понимания родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга; выработка навыков адекватного и равноправного общений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; установление дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях .

Слайд 34

КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ формирование адекватной самооценки; приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»; укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; обучение приёмам саморегуляции психического состояния.

Слайд 35

КОРРЕКЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К РЕАЛЬНОСТИ приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Слайд 36

КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Слайд 37

Многолетний опыт работы по системе развивающего обучения Занкова Л.В. с детьми, не прошедшими предварительный отбор, в условиях общеобразовательной школы позволяет мне сделать выводы о коррекционных возможностях этой системы. Изначально она создавалась для работы с детьми с задержкой физического и психического развития.

Слайд 38

В целом система Занкова Л.В. представлена на следующей схеме.

Слайд 39

Отбор и структурирование всех учебных курсов, характер заданий побуждает детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями. В системе развивающего обучения свой подход к формированию прочности знаний.

Слайд 40

Подросток с девиантным поведением – это, как правило, ребенок-дезорганизатор (как «трудный», так и одаренный). Разноуровневые задания в учебниках математики способствуют включению в учебную деятельность детей как из первой группы, так и из второй. Задания такого рода способствуют поддержанию устойчивого внимания и интереса к предмету у всех ребят.

Слайд 41

Психологами доказана необходимость того, что каждый ребенок в течение дня должен испытывать успех и преодолевать трудности .

Слайд 42

Обучение не обещает ученикам лёгкой безоблачной жизни. А как можно воспитать думающего самостоятельного человека без преодоления трудностей? «Трудность», которую предлагают детям, рассчитана на её преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем (именно в таком порядке).

Слайд 43

ВЛИЯНИЕ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА НА ВЫБОР УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ (УЧИТЕЛЯ)

Слайд 46

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ «ТРУДНЫХ» ВЗРОСЛЫХ

Слайд 47

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Слайд 48

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков . Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Слайд 49

Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребёнка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок . С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Слайд 50

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков . Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков . Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберите, в чём её ошибка.

Слайд 51

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребёнок перестанет вас слушать и слышать . Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга . Прежде чем ругать ребёнка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

Слайд 52

При необычном написании ребёнком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предположение очень выражено, оставьте ребёнка в покое . Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме существует ещё письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжёлыми последствиями.

Слайд 53

Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребёнка положение листа бумаги индивидуально . Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Слайд 54

При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом . Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребёнка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления . Имейте в виду, что педагог, который ругает ребёнка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Слайд 55

Не думайте, что конкурсный отбор в школу – возможность действительно отобрать лучших. Всё зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится . Если у вас трудности в общении с ребёнком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т. е. дело не только в нём, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

Слайд 56

Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребёнка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребёнке то хорошее, что не заметили вы . Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребёнка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребёнке то хорошее, что не заметили вы.

Слайд 57

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового . Помните: для ребёнка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Ребёнок не должен панически боятся ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Боязнь ошибки приводит к трусости мысли.

Слайд 58

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребёнка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним . Бойтесь появления у ребёнка опыта «выученной беспомощности ». Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребёнок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми девиантного поведения

Для педагогов-организаторов подросткового клуба...

Как работать с детьми девиантного поведения

В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

работа с детьми девиантного поведения

освещает работу девиантного поведения школьников...

Социальная работа с детьми девиантного поведения

Статья касается работы с детьми девиантного поведения...

доклад на педсовет Работа с детьми девиантного поведения

советы для работы с детьми девиантного поведения  коллегам...