работа с детьми девиантного поведения
статья (4 класс) на тему

освещает работу девиантного поведения школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_div._povedenie.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Проблема девиантного поведения изучается давно, но несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Дело в том, что девиантное поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, общеизвестно, что подростки в наше время, как и в любое другое, являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет, несмотря на обилие разработок научных концепций и теорий девиации.

Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально-психологической дезадаптацией.

При работе с девиантными подростками, первая задача специалистов – формулировка гипотезы, объясняющей механизм возникновения девиантного поведения; акцентирование внимания на основных проблемах, требующих решения, на основных причинах, вызвавших девиации.

Педагоги должны хорошо представлять себе возможные причины возникновения девиантности в каждом конкретном случае, уметь анализировать поведение подростка с учетом возможных факторов риска, а также выбирать эффективные воспитательные стратегии или принимать решения о необходимости включения в работу смежных специалистов.

Только при соблюдении этих условий может быть выбрана адекватная форма профилактической или коррекционной работы.

Помимо проведения массовых общешкольных профилактических мероприятий – лекций и акций («День здоровья», «День борьбы с курением» и др.), желательно реализовывать профилактические программы, имеющие целью развитие личностных ресурсов школьников, повышение их социальной и психологической компетентности.

Можно выделить основные виды профилактической деятельности, направленные на предупреждение и преодоление девиантного поведения среди школьников:

  • Информирование;
  • Программы формирования жизненных навыков и личностного роста;
  • Обучение противостоянию негативным социальным влияниям;
  • Организация «альтернативной деятельности»;
  • Укрепление здоровья;
  • Программы психологической коррекции специфических эмоциональных нарушений детско-подросткового возраста;
  • Семейная профилактика девиантного поведения;
  • Коррекционно-развивающие программы;
  • Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей.
  • Глубокие познания в области психологии девиантности, умение видеть «ресурсы» и сильные стороны «трудного» подростка, вера в возможность изменений в лучшую сторону, терпение и педагогический такт - лучшие помощники в работе с девиантными подростками.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в сельских семьях и семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А.Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

2. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н.Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.

3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.:Просвещение, 1989.

4. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования личности/.- М.: Просвещение,1979.

5. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992.

6. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад,Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.

7. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М.,Российское педагогическое агенство. 1996

8. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.-М.: Знание, 1990.

9. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.:Российское педагогическое агенство,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми девиантного поведения

Для педагогов-организаторов подросткового клуба...

Как работать с детьми девиантного поведения

В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

Социальная работа с детьми девиантного поведения

Статья касается работы с детьми девиантного поведения...

доклад на педсовет Работа с детьми девиантного поведения

советы для работы с детьми девиантного поведения  коллегам...