Социальная работа с детьми девиантного поведения
статья

Статья касается работы с детьми девиантного поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная работа с детьми девиантного поведения

Никифорова Эмилия Акимовна

воспитатель отделения дневного пребывания ЦСПСиД

Калининского района г. Санкт-Петербурга

Социальная работа представляет особый вид деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных интересов и потребностей отдельных личностей, а также различных групп населения [1].

Под методами социальной работы понимаются способы, совокупность приемов и операций достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие [2].

В данной статье рассматриваются дети девиантного поведения, нуждающиеся в социальной помощи.

Девиантное поведение и его причины.

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, которое отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным [3].

Существует несколько разных теорий относительно причин возникновения девиантного поведения, среди которых выделяют психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.

Согласно психоаналитической теории, которая была развита З. Фрейдом [4], у каждой личности существуют криминальные наклонности, которые, однако, ограничены социализацией человека.  В случае недостаточной социализации ребенка, эти ограничения могут отсутствовать.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [5].

Кузубова М. и др. [6] выделяют пять уровней отклонения поведения:

I — первичный;

II — рецидивно-некриминальный;

III — асоциальный;

IV — предпреступный;

V — рецидивно-криминальный.

Первичный уровень отклоняющегося поведения подростков характеризуется следующими качествами. В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами являются друзья, семья, здоровье, ум, профессия, любовь, творчество; отвергаются - воровство, агрессия, вредные привычки. У подростка иногда появляются текущие - неадекватные, не отвечающие его возможностям оценки успеваемости по предметам.

На рецидивно-некриминальном уровне происходит деформация ценностных ориентаций, приоритетами становится красивая одежда, внешность, фирменные вещи. Отвергаются: послушание, дисциплина, семейные нормы. Подросток имеет итоговую неуспеваемость по 1–2 предметам. Я-концепция становится полностью отрицательной.

На асоциальном уровне у подростков происходит еще большее смещение ценностей, приоритетами становятся красивая одежда, карьера, фирменные вещи, деньги, развлечения; понятия «труд», «семья», «школа», как правило, отвергаются. Итоговая неуспеваемость — более чем по одному предмету. Образуются устойчивые обратные связи саморегуляции в асоциальной сфере, возникают фрустрации пассивного (лень) или активного (агрессия) типа.

На предпреступном уровне приоритетами становятся физическая сила, внешность, деньги, развлечения; понятия дружбы, чести, любви презираются, получают извращенный смысл; труд, образование, творчество — презираются. В школе — неуспеваемость по большинству предметов. Характерна самореализация в негативной сфере (удовлетворение своего Я знаю, Я нравлюсь, Я способен, Я защищен в криминале); функционирование комплекса неполноценности (реванш).

На рецидивно-криминальном уровне признаются лишь гипертрофированные «ценности» делинквентной среды: неограниченная власть, агрессивная физическая сила, развлечения, деньги; презираются: физический и другой труд, любовь, искусство, интеллигентность, книги, половая мораль. Происходит полный разрыв связей с учебным процессом. Для рецидивно-криминального уровня девиаций характерно: принадлежность к криминальной группировке, постоянное невыполнение подавляющего большинства критериев позитивного социального поведения; нарушение всех морально-нравственных запретов; систематически-повторяющееся криминальное, уголовно наказуемое нарушение норм поведения, освоение криминальной субкультуры.

С детьми, у которых отсутствует девиантное поведение и детьми, относящихся к первому уровню отклонения поведения, необходимо проводить профилактическую работу девиантного поведения. Остальные дети должны подвергаться коррекционной работе.

Психотерапия и психокоррекция девиантного поведения

К девиантному поведению трудно применять конструктивный подход, потому что оно выводит из равновесия, опасно, деструктивно-провокационно, не поддается разумным доводам [7].

К возможным путям решения проблемы девиантного поведения относится следующее: изоляция, лечение, психотерапия и психокоррекция, а также их сочетание в зависимости от «глубины» нарушенного поведения. Временами из-за опасности приходится отдавать приоритет контролированию, сдерживанию и изоляции. Однако в тех случаях, когда девиантное поведение подростков контролируется лишь извне, не формируется внутренний контроль личности. Вырвавшись из-под опеки и контроля, дети и подростки возвращаются к девиантым действиям, нередко еще более агрессивным, мстительным. Попытки пристыдить, высмеять, дать совет, а также нравоучения, просьбы, подкуп, вседозволенность — все это не изменяет основную систему убеждений подростков и не препятствует ее искоренению. Исследования показали, что жесткий контроль и тотальные ограничения детей и подростков с отклоняющимся поведением в состоянии только обезличить их, а не привести к норме. Намерение, которым руководствуются при наказании, состоит в том, чтобы физически или эмоционально травмировать другого человека. Позитивных изменений таким путем, как правило, не достигают. Таким образом, вопрос, применять ли психотерапию и психокоррекцию, просто не стоит. Вопрос состоит в том, чтобы решить, какой именно тип психотерапевтического воздействия использовать. Основной выбор существует между применением культуры наказания и культуры безопасности, справедливости и конструктивной заботливости.

Если просмотреть все выше изложенное относительно девиантного поведения, то становится очевидным, что психотерапевтическое воздействие должно быть активным, хорошо скоординированным, кооперативным, последовательным и конфронтационным.

Критерием компетентности психолого-педагогического общения является сохранение внутренней свободы в общении. В игре «Кто виноват?» не бывает победителей. Намерение исправить последствия несправедливости состоит в том, чтобы завершить какую-либо важную задачу или же воссоединить людей в рамках продуктивных отношений.

Для построения эффективных взаимоотношений следует озаботиться обнаружением скрытой цели нарушения поведения. Прежде всего, для выявления мотивационной цели следует ответить на вопрос: «чего хотят достичь дети, когда плохо себя ведут?»

Каждый человек выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах. Психологу не изменить прошлое и обстоятельства жизни. Но конкретное поведение — это один из выборов. Свободная личность — это ответственная личность. И в этом заключается оптимистический психотерапевтический пафос в работе с девиантными подростками. Но в этом же и главная сложность.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины и поведения в целом, необходимо:

1) распознать истинную цель проступка;

2) выбрать способ для немедленного вмешательства в ситуацию и прекращения выходки;

3) разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков в будущем.

Прежде всего необходимо установить личное знакомство с трудными подростками, чтобы они знали психолога и могли относиться к нему с симпатией. Эти личные отношения помогут в тех случаях, когда возникнет

необходимость урегулирования конфликта. Подобные отношения должны быть не манипулятивными, а эмпатическими; при этом придется приготовиться к тому, чтобы очень много слушать и побуждать подопечных к самостоятельному мышлению. Поддразнивание, принижение, нотации, просьбы, угрозы, запугивание не эффективны.

Навыки активного слушания в данном случае весьма существенны. Требуется практика, чтобы научиться понимать и разделять чувства или намерения, содержащиеся в сообщениях другого лица, и эмпатически реагировать на них. Обратная связь относительно эмоций и намерений подростков-девиантов помогает корректировать неправильное понимание других и способствует

заботливому отношению. Предпочтительно использовать «Я-сообщения» вместо «Вы-сообщений».

Далее следует выявить дисфункциональную систему убеждений, идентифицировать ее, раскрыть суть. Важно корректно обозначить поведение и четко определить проблемы. Поведение, которое в основе является враждебным или вызывающим, не должно быть подтверждено как дружеское. Следует подумать о других путях воздействия и вариантах поведения.

Обязательным моментом является конкретизация проблемы (проблемой является поведение, а не персона). При этом психологу следует избегать решения проблем за подростка. Следует поощрять его автономию, давать возможность самостоятельно искать альтернативные варианты и прорабатывать пути решения проблем. Психолог должен смотреть на то, что происходит, — это более важно, — вместо того, чтобы выжидать, что будет. Поощряя подростков делать что-либо конструктивное, психологу подобает признавать это во всеуслышание.

Изменение поведения, урегулирование конфликтов — это поэтапный процесс, протекающий с использованием расследования, активного понимания, предложения выборов, определения культуры справедливости, с применением выборов и установлением пределов. Цель процесса — научиться новым методам мышления и поведения.

Проведение психотерапии и психокоррекции в случаях девиантного поведения с необходимостью предполагает предварительное проведение диагностического обследования.

При этом следует иметь в виду основные параметры изучения девиантного поведения:

  • адекватность поведения ребенка нормам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности;
  • длительность сохранения расстройства;
  • появление изменений в поведении ребенка по сравнению с обычным поведением;
  • появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (ночные кошмары);
  • одновременное существование целого ряда симптомов, психологические особенности личности, порожденные аномалиями или акцентуациями.

Литература

  1. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. — Белгород: Кооперативное образование. — 431 с., 2005
  2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 368 с.
  3. Сборник методических материалов «Девиантное поведение детей и подростков». Биробиджан, 2010 г.
  4. Зигмунд Фрейд. Введение В Психоанализ. Лекции
  5. Фролов С.С. Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. — М.: Гардарики, 2000. — 344 с.
  6. Кузубова М, Сидорова Л., С.Бекмамбетова. Методическое пособие. «Основные направления работы с учащимися девиантного поведения», Алматы, ТОО «A.Media Consulting», 2008.
  7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми девиантного поведения

Для педагогов-организаторов подросткового клуба...

Как работать с детьми девиантного поведения

В статье даётся понятие "девиантный",описаны причины девиантного поведения детей,даны этапы индивидуальной работы, рекомендации учителю для работы с детьми девиантного поведения....

Методы работы с детьми девиантного поведения в школе.

В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, уве...

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...

работа с детьми девиантного поведения

освещает работу девиантного поведения школьников...

доклад на педсовет Работа с детьми девиантного поведения

советы для работы с детьми девиантного поведения  коллегам...