Проект "Золотая коллекция русской живописи"
проект по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Попова Людмила Федоровна

Духовная жизнь общества является одной из оснвных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику общества. Актуальность данной проблемы определяется тем, что на сегодняшний день духовная жизнь общества является необходимым условием выживания человечества. Невозможно создать материально благополучное общество без создания духовной культуры, игнорируя духовно-нравственную жизнь народа. По результатам опроса выяснилось, что учащиеся почти не знают произведения русской живописи. Цель проекта: повысить культурный уровень учащихся через знакомство с бесценным наследием великих русских художников. В ходе проекта наряду с тем, что дети знакомятся с картинами, также  решается задача создания игры "Золотая коллекция русской живописи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zolotaya_kollektsiya_russkih_hudozhnikov.docx266.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Групповой проект

Социокультурное направление

Золотая коллекция русской живописи

Исполнители:

учащиеся 4 «Д» класса

МАОУ «СОШ № 28»

 Булатова Екатерина,

Киселев Антон,

Шаптяков Максим

Руководитель:

Попова Л.Ф.

учитель начальных классов

Г. Ревда, 2022 г.

Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………………….3
  2. Основная часть ………………………………………………………
  1. Онлайн-тест «Знаете ли вы картины русских художников?» ….4
  2. Что такое культура и ее значение для человека и общества. …..4
  3. Художники. Картины. Музеи. …………………………….                                                                                  
  4. Настольная игра "Золотая коллекция русской живописи" …   7
  1. Заключение ………………………………………………………..     8
  2. Источники информации …………………………………………      8

Приложение ………………………………………………………………….9 - 16

Введение

«Массы, не приобщившиеся к культуре, опасны для самих себя. Рост материального благосостояния, не сопровождаемый ростом душевного богатства, ведет к опустошению и измельчению человека»

Даниил Андреев,

русский и советский поэт,

писатель, философ

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику общества.  Актуальность данной проблемы определяется тем, что на сегодняшний день духовная жизнь общества является необходимым условием выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовная жизнь общества включает в себя образование и культуру, религию и науку.  Невозможно создать материально благополучное общество без создания соответствующей духовной культуры, игнорируя духовно-нравственную жизнь народа.  

Возрождение культуры является важнейшей задачей для общества, как в России, так и в остальном мире. Отсутствие духовности – это проблема всего человечества. Необходимо сохранить и возродить культурное наследие, оставленное нам нашими предками, в котором главенствующим являются общечеловеческие ценности. Честь, доброта, четность и порядочность – вот некоторые духовные и культурные составляющие.

Одним из способов воздействия на духовное развитие личности является изобразительного искусство. Посредством искусства, в частности художественных образов, передаваемых авторами через произведения, духовная культура играет основную роль в воспитании сознания человека.

Наш проект называется «Золотая коллекция русской живописи»

Цель: повысить свой культурный уровень через знакомство с бесценным наследием великих русских художников

Задачи:

1). Выяснить уровень осведомленности ребят по данной теме

2). Познакомиться с шедеврами русских художников

3). Привлечь одноклассников для создания игры «Золотая коллекция русской живописи»

4). Организовать игры с ребятами по запоминанию информации по теме и повышению культурного уровня учащихся.

Знакомство с шедеврами русской живописи мы решили провести в форме виртуальной экскурсии по главным музеям нашей страны.

К нашему проекту проявили интерес большинство ребят из нашего класса. Мы широко использовали информацию из Интернета, а также просматривали видеоролики и презентации. Нашими помощниками в работе были наша учительница Людмила Федоровна и родители.

Основная часть

  1. Онлайн-тест «Знаете ли вы картины русских художников?»

В опросе приняли участие 20 человек. Ребята ответили на 15 вопросов.

Выяснилось, что ребята не знают картины русских художников. Частично знают картины лишь 9 человек (45%)

Выполнили тест

Кол-во уч-ся

%

100 %  

0

0%

50-99%  -

9

45%

Менее 50 %

11

55%

Мы составили план работы над проектом:

  1. Узнать, что такое культура и ее значение для человека и общества.
  2. Познакомиться с шедеврами русской живописи, а также с музеями, в которых они хранятся.
  3. Создать игру «Золотая коллекция русских художников»

  1. Что такое культура и ее значение для человека и общества.

Культура – это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей.

Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества, выступает средством собирания, хранения и передачи человеческого опыта.

Именно культура делает человека личностью.

Уровень культуры личности определяется ее приобщением к культурному наследию, степенью развития ее индивидуальных способностей. Культура личности проявляется в развитии творческих способностей, эрудиции, понимания произведений искусства, свободном владении родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту, т. к. определяет социальные нормы.

Культура выполняет эстетическую функцию. Красота, музыка, живопись, поэтическое слово делают человека добрее. Культура помогает человеку восстанавливать свои духовные силы, проводить очищение души. «Красота спасет мир», - когда-то написал Ф.М.Достоевский.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Таким образом, культура является исторической памятью народа, универсальным способом творческой самореализации человека. Обладая высоким уровнем духовной культуры люди, отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами.Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой человек продолжает интересоваться происходящим вокруг него, расширяя свой багаж знаний и не замыкаясь исключительно в своей сфере деятельности.

Культура – важнейший признак любого общества. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.

  1. Художники. Картины. Музеи.

За многие годы своего существования Россия доказала талантливость и силу  своего народа, необычайный духовный потенциал, дала миру образцы высокой духовной культуры, нравственности, образованности ее граждан. Русские художники внесли огромный вклад в мировое искусство. Эти картиныизвестны каждому образованному человеку. Они неотъемлемая часть русской культуры. И хотя бы поэтому заслуживают, чтобы мы о них знали немного больше.

В России есть музеи мирового масштаба, где хранится культурное наследие выдающихся русских художников. Великие художники навсегда запечатлели на своих картинах свою эпоху. Благодаря картинам, мы все начинаем чувствовать прекрасный и необычный мир, созданный конкретным художником.

Словно волшебнику радужной сказки,

Бог дал Художнику кисти и краски.

Чудо – палитру, мольберт и холстину,

Чтоб сотворил он такую картину,

Где будут горы, восход  закаты,

Синее море и злые пираты,

Желтый песок, белоснежные льдины…

Все, что в душе – то на этой картине.

Молча, Художник стоит у мольберта,

Кисти мелькают, как птицы под ветром.

Лучик от солнца и брызги прибоя.

Гроздья рябины, как капельки крови,

Зелень травы, хмурость тучи над морем,

Нежность любимой, улыбку ребенка  -

Все написал своей кисточкой тонкой.

В это творенье вложил он душу,

Сердце свое беспокойное слушал.

Глянул Всевышний, слегка удивился –

На полотне целый мир уместился!

                                       Татьяна Лаврова

Итак, пройдемся по лучшим музеям изобразительного искусства России, познакомимся с выдающимся полотнами русских художников. А главное — разберёмся, почему ими так восхищаются.

В стенах ГосударственногоРусского музея в Петербурге хранитсякрупнейшее в мире собрание русского искусства. Он был основан по императорскому указу в конце XIXвека.НиколаемII в 1895 г.Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов.

Здесь хранятся картины русских художников:

К. Брюллов «Последний день Помпеи»,

И. Репин  «Бурлаки на Волге»,

И. Айвазовский «Девятый вал».

Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем» (1918 г.)

В. Васнецов «Витязь на распутье» (1877 г.)

Г. Мясоедов «Страдная пора. Косцы» (1887 г.)

Многие картины шедевры русских художников хранятся вГосударственной Третьяковской галерее, которая была основана в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Не хватит и целого дня, чтобы осмотреть бесконечные залы двух зданий самого знаменитого музея Москвы. Третьяковка – самая известная галерея России с гигантской коллекцией мировых шедевров.

Мечтой создателя галереи Павла Третьякова была организация крупнейшего публичного музея русского искусства, ведь до него дворяне коллекционировали преимущественно западноевропейскую живопись и скульптуру. Этот успешный купец ввел моду на русских художников и страстно скупал их картины. Мечту он осуществил - даже добавил четыре пристройки к своему особняку в центре Москвы. В 1980-х была построена Новая Третьяковка - специально для искусства XX века.

Собрание музея сегодня насчитывает более 190 тысяч произведений. Давайте взглянем на самые важные из них.

Иван Шишкин. «Рожь»( 1878 г

К. Брюллов «Всадница» (1832г.)

А. Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857 г.г.)

В.Перов«Тройка» (Ученики мастеровые везут воду),(1866 г.)

Алексей Саврасов «Грачи прилетели» (1871 г.)

Виктор Васнецов «Аленушка» (1881 г.)

Виктор Васнецов. «Богатыри» (1898 г. )

Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером волке» (1881 г. )

Иван Крамской. «Неизвестная»  (1883 г. )

Василий Суриков. Боярыня Морозова (1884-87 г.)

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»(1885 г.)

Валентин Серов. Девочка с персиками (1887г.)

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»  (1889 г.)

И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.)

В. Перов.  «Охотники на привале» (1871 г.)

Борис Кустодиев «Масленица» (1916 г)

Федор Решетников«Опять двойка» ( 1952 г. ) - одна из известнейших картин художника.

Василий Поленов «Московский дворик» (1878 г.)

Павел Федотов. «Сватовство майора» (1848 г.)

Михаил Врубель. «Царевна лебедь» (1900 г.)

И. Левитан «Золотаяосень»,1895 г.

  1. Настольная игра "Золотая коллекция русской живописи"

Чтобы легче запомнить произведения русских художников, мы решили создать настольную игру. Для этого мы вместе с учителем определили, что нам нужно для игры,а родители помогли нам распечать и заламинировать карточки для игры.

В игровой набор входят:

1) 28 карт «Художник» (голубая рамка)

2) 28 карт «Картина» (красная рамка)

3) 28 карт «Название»

4) коробка с подсказками

5) правила игры

В игру может играть сразу несколько человек.

Данный набор позволяет играть в разные игры.

Подготовка к игре; разрезаем все листы, получается несколько стопок карточек. Все аккуратно укладываем в коробку.

Приступаем к игре. У этого набора карточек есть несколько вариантов игры.

Вариант 1.«Я искусствовед». Правила игры: карточки с картинами переворачиваем вниз изображением и раскладываем на игровом поле. Играющие по очереди выбирают любую карточку, называют ее и автора картины. Если ответил верно, то карточку берешь себе. Если неверно ответил, то карточку оставляешь на поле. Ход переходит к другому игроку. Так повторяют все игроки. В конце игры подсчитываются карточки. У кого больше всех карточек, тот выигрывает.

Вариант 2."Квартет". Надо собрать путем обмена с другими игроками набор карточек по четыре (отсюда и название «квартет») к одной картине: целую картину, 2 фрагмента и название картины.  
В центре стола кладем хорошо перемешанную колоду. Раздаем игрокам по 8 карточек (можно 5-6, чтобы проще). На руках набор из самых разных карточек.   И цель каждого игрока - путем обмена с другими игроками собрать как можно больше вот таких "квартетов".

Это суть игры в двух словах. Правила и сложности тут такие:
1. Просить можно только ту картину, фрагмент или другая карточка которой уже есть на руках.
2. Меняться можно с кем угодно, но просить надо у конкретного игрока конкретную картину! Так что надо все время помнить, что просили другие игроки - то есть что у них есть на руках.

Вариант 3. « Мой музей». Для игры берется небольшой набор «Название», «Художник», «Картина». Игрокам раздаются на руки карты набора «Название». Задача игроков расположить их в хронологическом порядке. Делается это так: дети по очереди выкладывают на стол карты-названия, соблюдая хронологию. Получается длинная полоска карт.

Игрокам раздаются карты «Картина». Также по очереди дети выкладывают свои карты-картины над соответствующим названием. Кто не может соотнести карты название-картина, пропускает ход.

Игрокам раздаются карты «художник», и они так же выкладывают над картинами карты-художники.

Цель игры – сложить визуальный хронологический ряд.

Заключение.

Работа над проектом была очень увлекательной. Мы решили поставленные задачи и достигли цели.

Создавая игру, мы узнали много нового, приобщились ккультурному наследию прошлого, почувствовали красоту и восхищение шедеврами русских художников. Хочется теперь узнать и о других произведениях русских художников. Мы научились находить нужную информацию, поэтому дальше мы сможем самостоятельно расширять свой кругозор.

Источники информации

https://musaget.ru/opyat-dvoyka-kartina-reshetnikova-o-zhizni-prostogo-malchishki

https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-khudozhnikov.html

https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-khudozhnikov.html

https://poemata.ru/poets/lavrova-tatyana/slovno-volshebniku-raduzhnoy-skazki/

https://kupidonia.ru/viktoriny/znaete-li-vy-kartiny-russkih-hudozhnikov-test-iz-15-voprosov-dlja-znatokov-iskusstva-for-zen

https://www.rosimperija.info/post/1981

https://www.arts-dnevnik.ru/kartiny-russkih-hudozhnikov/

https://musaget.ru/opyat-dvoyka-kartina-reshetnikova-o-zhizni-prostogo-malchishki

https://vnu4ka.livejournal.com/589677.html

Приложение 1. Описание картин русских художников.

1. К. Брюллов «Последний день Помпеи», (1833 г.),  - крупноформатная картина русского художника, работа над которой была завершена в 1833 году. Размер - 456.5 × 651 см. На картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры. Без преувеличения мы знаем о трагедии Помпей в первую очередь благодаря Карлу Брюллову (1799—1852). Когда-то он произвёл фурор и в Италии, и в России своим шедевром. И все потому, что он нашёл удивительный баланс между правдой и вымыслом. Брюллов изобразил настоящую улицу. И даже часть героев — это реальные люди. Их останки Брюллов видел при раскопках. Но художник показал эту катастрофу безумно … красивой. Коей она, конечно, не была в реальности.

Получается, что зритель сочувствует этим людям. Но не ужасается страшным подробностям. Несчастные Брюллова божественно прекрасны даже за мгновение до смерти.«Последний день Помпеи» никто не смог превзойти по популярности у современников. Художника носили на руках: ведь он разделил историю русской живописи на «до и после». С тех пор, с 1833 года, о русском искусстве заговорил весь мир.

2. И. Айвазовский «Девятый вал» (1850 г.) Размер картины — 221 × 332 см. Об этой картине Карл Брюллов сказал, что чувствует соль на губах, когда смотрит на «Девятый вал». Реалистично — это не то слово. У «Девятого вала» были все шансы стать шедевром. Айвазовский был единственным русским маринистом в то время. При этом работал невероятно мастерски. Да ещё и показал душещипательную трагедию моряков.

3. И. Репин «Бурлаки на Волге» (1870-1873 г.г.)

«Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу». Достоевский написал это о картине Репина «Бурлаки на Волге». Илья Ефимович вырос в украинской глубинке и никогда не видел больших судоходных рек. Но писать картину он поехал в Ширяев буерак под Самарой  с уже сложившимся сюжетом. Своих «бурлаков» он углядел на Неве, когда учился в Академии художеств – изможденные люди так контрастировали с живописной природой и радостными дачниками, что студент немедленно схватился за краски. Потом друзья выхлопотали ему 200 рублей для поездки на Волгу, там летом 1870 года Репин нашел своих героев и написал с них этюды. На Всемирной выставке 1873 года в Вене картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Он повесил ее в бильярдной Владимирского дворца, вероятно, напоминанием о бессмысленной в век пара жестокости.

4. Б. Кустодиев. «Купчиха за чаем» (1918 г.)

Один из любимых персонажей Бориса Кустодиева - купчихи. Художник писал их много и в разных интерпретациях. Свою самую знаменитую купчиху Борис Кустодиев писал с землячки, астраханской баронессы Галины Адеркас. Непримечательный на первый взгляд сюжет скрывает за собой отражение общества того времени, социальные дыры и личные проблемы художника.

Кустодиев написал «Купчиху за чаем» в 1918 году в возрасте 40 лет. Годы счастливой юности давно позади, а с приходом к власти большевиков эта жизнь была безвозвратно потеряна. Усадьбы купцов и торговцы за накрытыми столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и ужасные. Так Кустодиев описал их режиссеру В. Лужскому: «Мы живем здесь неважно, холодно и голодно, все просто говорят о еде и хлебе ... Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю. Вот и все наши новости».

В жестокое время 1918-го, среди холода и гибели, художник грезил о красоте, полной яркой жизни, изобилии и достатке.

  1. В. Васнецов «Витязь на распутье» (1877 г.)

Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова. Надпись на камне соответствует былинным текстам,

Выбор жизненного пути, основная идея картины. Виктор Васнецов художник - философ, ставящий важные вопросы своему зрителю.

«Как прямуехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Направуехати — женатубыти. Налевуехати — богатубыти». Старинный текст из русских былин про Илью Муромца преследовал художника Виктора Васнецова всю жизнь. 

  1. Г. Мясоедов «Страдная пора. Косцы» (1887 г.)

Страда. В поле косари с детьми и женами, жатва – важное событие в жизни крестьян. У самой межи еще не скошенная рожь, один за другим по полосе секут колосья косами мужики. Картина полна движения и жизни, активный труд добавляет шумного деревенского колорита персонажам и картине. Буйство сочных трав, золото колосьев, разноцветные одежды крестьян и ощущение огромного простора придают картине особую неповторимость и душевность.  Картина настолько впечатлила императора Александра третьего, что он купил картину для личной коллекции живописи.

  1. Иван Шишкин. «Рожь» ( 1878 г.)  – одно из самых известных произведений великого русского живописца XIX века И.И. Шишкина. Написана картина маслом на холсте размером 107 х 187 см в 1878 году. На картине изображено Лекаревское поле близ Елабуги, в Вятской губернии. 

«Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!»

Н.А. Некрасов

  1. К. Брюллов «Всадница» (1832г.)

Карл Брюллов долгое время жил в Италии, и эту картину написал в Милане по заказу графини Юлии Самойловой. Современники восхищались мастерством и изяществом конного портрета. Павел Третьяков купил картину на аукционе, где распродавали имущество Самойловой.

  1. А. Иванов «Явление Христа народу» (1837-1857 г.г.)

Картину Иванова купил император Александр II и отдал в дар Румянцевскому музею, откуда в 1924 году она поступила в Третьяковскую галерею. Для масштабного полотна размером 5.4 x 7.5 метров в галерее даже построили отдельный зал.

Александр Иванов (1806—1858) очень хотел затмить Брюллова с его «Помпеями». Взял полотно в 2 раза больше. И работал в 4 раза дольше (20 лет против брюлловских пяти). Но что-то пошло не так. Никто Иванова на руках не носил (хотя он надеялся на это). Триумф не состоялся. Публика не оценила ряд из 35 персонажей в разноцветных хитонах. К тому же картина сложно «читается»: ведь у каждого из этих персонажей своя реакция на первое появление Христа! Кто-то радуется. Кто-то сомневается, что это «Агнец Божий». А кто-то и злится, так как выискался новый конкурент.

Да, в картине нет эффектного буйства стихии, как у Брюллова и Айвазовского. И нет повода для сочувствия  по поводу трагичной судьбы главных героев.

Но на самом деле Иванов осуществил в одиночку революцию в русской живописи. Переход от театральных и помпезных историй  к переживаниям обычных людей.

А художник, словно бы исполнив предназначение, скончался вскоре после завершения картины. О том, что царь купил картину за 15 тысяч рублей и пожаловал ему орден Святого Владимира, Иванов так и не узнал – радостная весть на пару часов опоздала.

  1. Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду), (1866 г.)

Василий Перов был одним из первых, кто писал полотна на социальные темы и мастерски поднимал острые вопросы. Страдающие дети, везущие тяжелые бочки с водой и общий тон картины говорит о безысходности положения. Третьяков купил картину сразу после того, как художник закончил работать над ней.

  1. Алексей Саврасов «Грачи прилетели» (1871 г.)

Этот пейзаж считается новаторским в русском искусстве. Никто до Саврасова не изображал природу так реалистично «грустно». Серые березы, весеннее половодье и церквушка - современники считали, что художник отразил саму русскую душу. Чтобы купить эту картину, Павел Третьяков специально ездил к Саврасову в Ярославль.

  1. Виктор Васнецов «Аленушка» (1881 г.)

В Третьяковке хранится несколько работ главного художника фольклориста, и одна из самых известных -«Богатыри». Васнецов долго вынашивал замысел «Аленушки» и однажды у пруда в усадьбе Абрамцево случайно увидел простоволосую крестьянку, тогда сформировался сюжет картины, от которой по словам самого автора «особым русским духом веяло».

Сам Васнецов так отзывался о своей картине:
«Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.

  1. Виктор Васнецов. «Богатыри» (1898 г. )

Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора.

И эта картина родом из имения Саввы Мамонтова. Знаменитых «Богатырей» Васнецову навеяли мощные дубы в парке Абрамцевской усадьбы. «…Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть, приснилось!» Публике, которая полюбила знаменитую картину, должно быть приснилось другое ее название: «Три богатыря». И не поспоришь –  богатырей на картине ровно три. Запомнить кто есть кто легко: посреди на вороном коне Илья Муромец, в одной руке копье, в другой палица, похож на императора Александра III, слева на белом коне вынимает меч из ножен Добрыня Никитич, справа на коне рыжей масти Алеша Попович с луком и стрелами. Алешу Васнецов писал с младшего сына Саввы Мамонтова, а Добрыня, как уверяют, похож на всю семью Васнецовых разом: на деда, отца и на самого художника. 

  1. Виктор Васнецов. «Иван-царевич на Сером волке» (1881 г. )

На картине  художник изобразил волшебный мир сказки. В центре сюжета - Иван Царевич и Елена Прекрасная на сером волке мчатся через темный, угрюмый лес. Хоть и видны просветы синего неба, но в целом картина выполнена в мрачных красках. Впереди картины мы видим красивые цветущие кусты. Художник решил изобразить Ивана-царевича в лучах света, что придает герою характер и раскрывает его с положительной стороны.

  1. Иван Крамской. «Неизвестная»  (1883 г. )

На одном из самых известных произведений Крамского изображена девушка в открытом экипаже на Невском проспекте в Петербурге. Историки до сих пор гадают, кто послужил художники моделью

  1. Василий Суриков. Боярыня Морозова (1884-87 г.)

Мощная многофигурная композиция изображает исторический факт - в качестве наказания за отказ принять церковную реформу в монастырь отправляют закованную в кандалы боярыню, а она показывает толпе старообрядческий знак - двуперстие. Третьяков купил картину на выставке, и полотно размером 3 × 5.8 метров занимает особое место в галерее.

  1. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.)

Во многом благодаря картине Репина поддерживается легенда, что царь Иван Грозный убил своего сына, в гневе нанеся ему удар посохом в висок. Император Александр III даже запретил жуткую картину к показу, но Третьяков все равно ее купил, а позже императора убедили снять цензурный запрет с полотна.

  1. Валентин Серов. Девочка с персиками (1887г.)

Одна из самых известных картин живописца была написана в Абрамцево, а позировала для нее дочь мецената Саввы Мамонтова. Причина любви к ней зрителей - в невероятной свежести и беззаботности детства, которыми буквально светится картина. Портрет был куплен галереей в 1929 году у потомков Мамонтовых.

  1. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»  (1889 г.)

Вечнозеленый хвойный лес - излюбленный мотив художника Шишкина. Медвежат на картине изобразил другой художник, Константин Савицкий, но позже снял свою подпись и отказался от авторских прав. Сюжет картины знаком каждому, ведь еще в СССР ее растиражировали на обертке конфет «Мишка косолапый».

Да, Шишкин был глыбой реализма. Его натуралистичность поражает. Стоя перед его «Мишками», можно запросто почувствовать утреннюю влажность воздуха и услышать треск сучьев. Изумрудный мох, серо-голубой туман и охристые стволы старых сосен создают невероятную ауру лесной чащи. 

Фотографии такое не подвластно. Рассказывают, что в начале обучения в Императорской Академии художеств Ивана Шишкина спросили, что он хочет рисовать. Ответ «Желаю быть пейзажистом» вызвал дружный смех: а что еще должен рисовать человек с такой фамилией? Друзья часто называли Ивана Ивановича «царем леса» и по заслугам: чащоб у него нет разве что на картинах «Рожь» или «На севере диком». Полотно «Утро в сосновом лесу» подтверждает высокую царскую репутацию. Это, вероятно, самая известная картина пейзажиста, и уж наверняка самая растиражированная, поскольку украшает обертку конфеты «Мишка косолапый». Писали картину в четыре руки: медведей на полотне, известном каждому сладкоежке, изобразил Константин Савицкий. Сегодня художников упрекают в недостатке реализма: тройни у медведиц крайне редки, да и Шишкин замечен в том, что подправлял лесную реальность топором и пилой. 

  1. И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.)

Картину «Запорожцы» Илья Репин писал основываясь на исторических событиях 1676 года. Призывая казачье войско сдаться, турецкий султан Махмуд IV послал им официальное письмо. По правилам официальной переписки того времени, Махмуд в начале письма привёл огромный список своих званий и регалий. Это напыщенное послание с предложением сдаться без боя очень развеселило казаков, и они решили написать свой язвительный ответ турецкому султану.

  1. В. Перов.  «Охотники на привале» (1871 г.)

Достоевский восхищался: «Один горячо и зазнамо врет. Другой слушает и изо всех сил верит. А третий ничему не верит и тут же смеется. Что за прелесть!» Ну вы, конечно,  поняли, что за прелесть – это картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». Картина, написанная в 1871 году, куда оптимистичней трагических картин раннего периода, вроде «Тройки» или «Проводов покойника». Но и она не однозначно мажорна: охотники веселятся на фоне мрачного осеннего пейзажа. Нет единодушия и среди современников: восторги Достоевского не разделял Салтыков-Щедрин, который увидел в лицах наигранность. Понятно, не актеры позировали: в виде охотников Перов изобразил своих  московских знакомых: врачей Кувшинникова, Нагорнова и Бессонова.

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

  1. Борис Кустодиев «Масленица» (1916 г)

Эта картина значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма. Восприятие красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение. Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне Великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводилось в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивалась Масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

  1. Федор Решетников «Опять двойка» ( 1952 г. ) - одна из известнейших картин художника.

Картина знаменитого советского художника Фёдора Решетникова знакома людям самых разных возрастов. Как правило, знакомство с ней происходит ещё в школе, ведь ситуацию, в которую попал главный герой полотна «Опять двойка», понимает каждый ученик (даже тот, кто ни разу не получал двойки).

Со временем мы начинаем замечать новые детали в этой картине, а потому она остаётся интересной как для юного зрителя, так и для взрослого человека. Что же раскрывают перед нами образы этого творения? Какой смысл вложил в него Фёдор Решетников, его автор? И как, по предположению, будет развиваться сюжет, показанный нам?

  1. Василий Поленов «Московский дворик» (1878 г.)

Москва — большая деревня. Вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

  1. Павел Федотов. «Сватовство майора» (1848 г.)

Темой картины «Сватовство майора» стала существовавшая во все времена традиция заключать браки не только по любви, но и по расчёту. В данном случае речь идёт о богатой невесте из купеческого семейства, которое не прочь породниться с настоящим дворянином, пусть и обедневшим. Распространённая в XIX столетии ситуация. Супруг давал девушке фамилию и положение в обществе, взамен получал средства, на которые мог поправить дела и жить, ни в чём себе не отказывая. Нередко впоследствии в таком браке возникали чувства и взаимная привязанность, рождались дети, и все были счастливы.

Место действия картины открывается с такого ракурса, словно зритель стал невольным наблюдателем из окна, и о его присутствии никто не подозревает.

  1. Михаил Врубель. «Царевна лебедь» (1900 г.)

Написать Царевну Михаила Александровича вдохновила постановка музыкальной драмы «Сказка о царе Салтане», роль царевны в которой пела супруга мастера Надежда. Однако картина — не портрет жены художника, а отражение сценического образа царевны.

Образ Царевны-лебеди в сказке Александра Сергеевича светлый и положительный. Однако художник в картине показал девушку слегка тревожной, слегка испуганной, как будто бы ее застали врасплох. Царевна уходит, уплывает, ускользает от зрителя, оставляя на память последний взгляд, последнюю улыбку, как нечаянную память о себе.

  1. И. Левитан «Золотая осень», 1895 г.

Картина «Золотая осень» Левитана известна каждому русскому человеку. На ней автор изобразил начало осени. С помощью желтовато-золотистых оттенков Левитану удалось изобразить тишину и спокойствие, жизнерадостность и небольшую тоску по уходящему лету. Описание. На картине изображена природа. Это березовая роща на берегу реки. Светит солнце. Тишина и спокойствие.

  1.  В. Серов «Похищение Европы», 1910 г.

Сюжет картины, взятый Серовым из древнегреческой мифологии, принадлежит к одному из наиболее популярных сюжетов мирового искусства, связанных с античной культурой. Зевс влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора, и явился царевне и её подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного быка. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Когда Европа решилась сесть на спину быка, тот бросился в море и увез царевну на остров Крит, где она стала женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев.

Приложение 2. Онлайн-тест «Знаете ли вы картины?

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема быта в русской живописи

Венецианов Алексей Гаврилович. Картины на тему быта....

Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме"Русская изба"

Данная презентация знакомит учащихся с  архитектурными особенностями русской избы,  связи мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.К презентации прилагается текстовый конспект...

Тематическая коллекция по учебному курсу "Наш край" занятие по теме "Русская изба"

Данная презентация поможет закрепить знания  учащихся об особенностях крестьянского жилища. В презентации представлены цифровые диктанты, кроссворды, тесты....

Презентация: Пейзаж в русской живописи

Презентация "Русский пейзаж"...

Презентация "Золотая коллекция русской живописи"

В презентации рассказывается о картинах русских художников"...

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих коллекциях. Рабочие листы. 2 класс.

Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих колле...