Коллекция дидактических игр на уроках математики ,русского языка и литературного чтенияв начальных классах
картотека по теме

Соковец Людмила Николаевна

Подборка дидактических игр для начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллекция дидактических игр на уроках русского языка и литературного чтения

Игра «Хитрые звуки».

Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).

Звуки Ч-Щ предлагают нам поиграть. Они спрятались, и появятся, если вы правильно назовёте слово. Тот, кому я брошу мячик, возвращает мне его, произносит нужное слово и называет чётко звук, который появился.       Например: «Летать - я лечу», звук [Ч].

Искать-

Плакать-

Катить-

Угостить-

Вертеть-

Скакать-

Пустить-

Платить-

Игра « Точки».

Ребята, мы будем зашифровывать слова. Я буду загадывать загадки, а вы в словах-отгадках поставьте столько точек, сколько букв вы бы написали в слове, а звук [Ч] и [Щ], будем писать буквами.

1. Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

2.Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(Часы)

3.Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо,

Ходит чудо по дороге

Голова торчит и ноги.

( Черепаха)

4. Нахмурится, насупится,

В слёзы ударится-

Ничего не останется

(Туча)

5. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает.

(Щука)

Игра « Новые слова».

По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук [Щ]. Образец: Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)

Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)

Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)

Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)

Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)

Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)

Игра « Самый внимательный».

- Произнести предложение, назвать слова которые встретились в предложении со звуком [Ч], [Щ].

Мы собрали на огороде сочные овощи.

В лесу раздавался птичий щебет.

В лесу рычит волчище.

Я чищу вещи щёточкой.

Самовар я вскипячу, сладким чаем угощу.

Свеча едва освещает избушку.

Девочки качаются на дощечке.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

10. Игра « Назови ласково».

Образец: собака-собачка

Коса, лиса, слово, санки, сумка, скамейка.

11. Игра « Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ].

Чайник, щенок, ящик, очки, щётка, щука, чашка, лещ, пища, плащ.

Игра «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I рыбка вьюга чулок

II подъезд склад ворона

дубки варенье чучело съемка град ворота

гриб ручьи чум подъем клад воробей

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка

морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания:

1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

2. Составить предложения, используя данные слова.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил ански кьоинк

лыжи санки коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игра  «Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Игра «Заменить словосочетания одним словом»

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

- Обрубок дерева - …(чурбан). 
- Густой частый лес - …(чаща). 
- Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
-. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
- Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
- Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и 

Распредели слова на две группы.  

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Игра: Кто быстрее соберет вещи». 
Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж, ш, ч, щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. 
Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж, ш, ч, щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт. 
Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди. 

Игра: Кто быстрее, кто точнее.

 Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж, ш, ч, щ и умение вычленять эти звуки. 
Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж, ш, ч, щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу. Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность. 
Игра: Будь внимателен».

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил. 
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши: 
1. Жили в хижине чижи, 
Мыши, ежики, стрижи, 
В гости к ним идут моржи 
И жирафы и ужи. 
2. Жилет, животное, живот, 
Жирафы, живопись, живет, 
Шиповник, шины, камыши, 
Машины и карандаши, 
Кружить, служить, дружить и жить, 
Спешить, смешить, 
Шипеть и шить. 
Все сочетания ЖИ и ШИ 
Только с буквой И пиши! 
Игра:  «Словознайкин, дай ответ».

 Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление, речь. 
Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи, ши».

Например: 
Пословицы и поговорки: 
Жизнь дана на добрые дела. 
Шила в мешке не утаишь. 
Поспешишь –людей насмешишь. 
Жизнь прожить - не поле перейти. 
Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь. 
Загадки: 
Два березовых коня Он высокий и пятнистый 
Через лес несут меня. С длинно, длинной шеей, 
Кони эти рыжие, А питается он листьями, 
А зовут их…)лыжами). Листьями деревьев(жираф) 
Четверостишье: 
Шила шубку – сшила юбку, 
Шила шапку – сшила тапку! 
Хорошая швея Наташа! 


Игра: «Все наоборот».

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки - … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т. п. 

Игра:  « Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка 
бочка речка 
ночка свечка 
кочка печка 
точка почка 
тучка дочка 
тачка ночка 
Игра: «Назови один предмет».

Цель: отработка способов проверки безударных гласных. 
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. 
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т. д. 

Игра: «Большая буква». 
Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах. 
Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек. 
Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение. Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т. е. объяснить какое правило зафиксировано. Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква 
Выросла выше букв – подруг У строчки в начале, 
Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали. 
На букву подруги, Имя, фамилия 
Но почему? Пишутся с нею, 
За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее, 
Чтобы звучали громко и гордо 
Буква расти не сама захотела, Имя твое 
Букве поручено важное дело: Имя улицы, города. 
Ставиться в слове Буква большая - 
Не зря и непросто Совсем не пустая, 
Буква такого высокого роста.

В букве большой - 
Уважения знак.(С. Измайлов) 
Игра:  «Пол минутки для шутки». 

Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных. 
Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю. Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. 
Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном. Одни дети дописывают на доске к названиям животных - клички, а остальные выполняют эту работу в тетради. 
Жили - были дед, да баба 
С маленькою внучкою. 
Кошку рыжую свою 
Называли Жучкою, 
А Хохлатой они 
Звали жеребенка, 
А еще у них была 
Курица Буренка, 
Собачонка Мурка, 
А еще два козла,- 
Сивка и Бурка. 
Игра: «Составь слово».

 Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. 
Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. 
Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А, Л,С, М,Ь, О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т. д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов. 
Игра:  «Найди ошибку».

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. 
Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. 
Примерный материал: 
1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 
2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 
3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 
4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 
5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т. п. 


Игра:  «Найди пару».

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия. 
Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова - действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит. 
Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов. 

Шарады. 
Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене 
Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне), 
А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите, 
В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите. 
(Уголь-угол) (Полька-полка). 
Без М – в лесу мне красоваться; 
С М – суда меня боятся. 
(Ель-мель). 
Игра: «Заполни квадрат».

Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова. 
Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка. 
Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т. д. 
Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю. Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 4 класс

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению "Обобщение знаний об однородных членах предложения на основе произведений Пушкина А.С." 4 класс. УМК "начальная школа 21 века.Данный матер...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению во втором классе

Тема: 1. Сказки А.С.Пушкина;               2. Закрепление изученного материала. Цель: 1. Развитие интереса к чтению и желания...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочие программы по русскому языку и литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 век" ФГОС...

Дидактические игры на уроках математики, русского языки и окружающего мира.

Содержание дидактической игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания ...

Рабочая программа коррекционной работы по математике,русскому языку и литературному чтению ( 3 класс)

Данная рабочая программа предназначена для коррекционной работы с обучающимися 3 класса...

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению 1 класс Начальная школа XXI века

МАОУ Успенская СОШФИО учителя Ганихина Екатерина СергеевнаКласс: 1 «В»Дата: 19.12.2018Предмет: Литературное чтение, русский языкТема урока: Развитие вос­приятия худо­жественного пр...