Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование практических умений изображения портрета; развитие способностей понимания, чувства и восприятия произведения искусства

Задачи урока

Дидактические:

  1. способствовать желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  2. формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации

Развивающие:

  1. способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;
  2. совершенствовать умение работать кистью и красками.

Воспитательные:

  1. воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;
  2. воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 26.04.2022

Школа: МКОУ «Новобуринская СОШ»

Класс: 3

Урок: 5

Время: 11:55-12:35

Кабинет: 11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А. ________________________

Методист: Буторина В.В. ________________________

Тема урока «Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование практических умений изображения портрета; развитие способностей понимания, чувства и восприятия произведения искусства

Задачи урока

Дидактические:

  1. способствовать желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  2. формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации

Развивающие:

  1. способствовать развитию аккуратности, внимательности, способности легко ориентироваться на листе бумаги;
  2. совершенствовать умение работать кистью и красками.

Воспитательные:

  1. воспитывать понимание красочной выразительности, способность наслаждаться её красотой;
  2. воспитывать умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Создаёт эмоциональный настрой.

- Я предлагаю вам начать урок с хороших пожеланий друг другу. Повернитесь к своему соседу и скажите такие слова: «Я желаю тебе урок на 5»

Приветствуют учителя.

М:личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация (1-2 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: побуждающий диалог

Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи вопросов.

- Над какой темой вы работаете в этой четверти?

- Как связаны эти слова?

- О каких известных музеях нашей страны вы уже знаете?

Показывают знания, полученные на уроке изо:

- Художник и музей.

- Картины, которые пишут художники, хранятся в музеях. - Третьяковская галерея, Эрмитаж

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная

Словесный: проблемный вопрос

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока.

- Верно. Посмотрите на доску. Скажите, как называются эти картины?

- Верно. А сейчас, я предлагаю вам разгадать ребус. Посмотрите на слайд, и скажите, какое слово здесь зашифровано?

- Итак, у нас есть два ключевых слова: музей и портрет.

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Вы молодцы. Поставьте перед собой цели на этот урок

Отвечают на вопросы:

- Картины - портреты.

- Музей.

- В музеях хранятся портреты.

- Картина - портрет

- Сегодня мы познакомимся с картинами - портретами. Выполним портрет человека.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Проектор. Слайд «Тема и цель урока»

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация способа действий

Объясняет новый материал:

Что называют портретом?

- Верно. Посмотрите на доску. Скажите, какие портреты бывают?

- Вы молодцы. А сейчас посмотрите на эти портреты. Вы узнали кто изображен на них?

- Правильно. На этих портретах художники изобразили сами себя. Как называется портрет, на котором изображен сам автор?

- Все верно

Анализ. 

Сегодня, ребята мы будем рисовать с вами портрет. Ваша задача нарисовать своего друга. Но для начала, я покажу вам как правильно изобразить портрет человека. Вы рисуете одновременно со мной.

1 этап – Берем лист А4. Серым фломастером в центре листа рисуем голову. Какой формы голова человека? - Правильно. Итак, в центре листа рисуем голову человека размером с вашу ладонь.

2 этап – Сейчас рисуем шею. Какую форму имеет шея человека?

- Правильно. Какого размера шея? Больше или меньше головы?

- Хорошо. Рисуем вместе со мной шею. Рисуем прямые линии и указываем направление плеч.

3 этап – Сейчас мы изобразим глаза. Какую форму имеют наши глаза?

- Правильно. Обратите внимание, как я рисую глаза. Я делю голову на две равные части и посередине изображаю лодочки глаз.

4 этап – Следующий этап нашей работы – это отделить линией вверху начало роста волос.

5 этап – Следующим изображаем брови. Брови располагаются над глазами.

6 этап – Сейчас нам нужно нарисовать нос. Обратите внимание как я его изображаю. Для начала я делю расстояние от глаз до подбородка пополам. Подчеркиваю кончик носа. Затем, мы изображаем уши. Уши рисуются от глаз до кончика носа.

7 этап – Остальные части лица вы нарисуете сами

Педагогический показ приёмов выполнения задания:

- Сейчас положите фломастеры и внимательно посмотрите, как я изображу волосы.

Я наношу их штрихами. Штрихи лежат прямо, либо волнами – обозначая легкие кудри, пышность.

- Цвет волос зависит от того, кого рисовать вы будете. Допустим волосы коричневые. Я меняю цвета для создания оттенков.

- Затем, я обозначу линией костюм – одежду- например, воротник, бант.

- Как я завершаю работу? Как добиваюсь яркости и цветового разнообразия?

- Ребята, скажите, как показать, что вы изображаете именно своего друга? Какими особенностями передать это?

- Все верно

Отвечают на вопросы:

Портрет – это изображение человека на картине или фотографии.

- Портреты бывают в полный рост, по пояс.

- Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти.

- Это автопортрет

- Голова человека имеет форму яйца.

- Шея имеет форму цилиндра.

- Меньше и короче головы.

- Форму лодочки.

 

- Используете разные цвета.

- Цветом и длиной волос, цветом глаз, формой губ, формой лица, одеждой

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Наглядное пособие «картина - портрет»

Доска.

V.Первичное закрепление (1мин.)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная

Словесный метод: диалог

Формулирует вопросы, для закрепления знаний:

-Какова ваша задача? 

- Сейчас я предлагаю вам вспомнить, как выглядит ваш друг, приятель, брат или сестра. Нарисуйте его портрет. Постарайтесь передать все особенности, которые присущи человеку, которого вы изображаете.Перед выполнением проведем физкультминутку:

Этот пальчик вымыл ручки,

Этот пальчик сел за стол,

Этот пальчик съел весь супчик,

Этот-выпил весь компот,

А вот этот не поел-

Потому и похудел.

Отвечают на вопросы:

- нарисовать портрет

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации

Формы: индивидуальная

Словесный метод: формулировка задачи

Формулирует творческую задачу для учащихся:

Ваша задача изобразить портрет.

Работа должна соответствовать критериям оценивания:

1)аккуратность;

2)оригинальность;

3)завершенность.

Желаю вам удачи! Придумайте свой натюрморт.

Самостоятельно выполняют задание.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

Слайд с критериями.

VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный метод: обобщающий диалог

Формулирует вопросы:

Итак, сейчас мы проверим как вы освоили сегодняшнюю тему.

- Как называется картина, ка которой изображен человек?

- С какими видами картин – портретов мы сегодня познакомились?

- Какие художники писали автопортреты?

Отвечают на вопросы:

- Картина - портрет.

- В полный рос, лицо, автопортрет и поясной.

- Леонардо да Винчи и Рафаэль Санти

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) (3-5мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы: парная, фронтальная

Словесный метод:  анализ продуктов работы

Организует проверку работ:

Ребята, посмотрите на критерии оценивания работы.

1)аккуратность;

2)оригинальность;

3)завершенность.

И посмотрите на работу своего соседа по парте. Чья пара желает выйти и оценить работу друг друга?

Учащиеся выходят со своими работами сначала в паре. Затем учитель оценивает работы.

Итак, ребята, все вы молодцы, у всех получились работы: разные, но по-своему необычные и очень интересные.

Всем спасибо за урок!

Проводят взаимопроверку.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства (4 класс). Тема: Архитектура древней Эллады. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: способствование формированию знаний о древнегреческой культуре и архитектуре на примере изучения памятников архитектуры Древней Греции.Планируемые результаты:Предметные:...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Родные края в росписи гжельской майолики» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: создание условий для ознакомления с керамическими произведениями гжельской майолики.Задачи урокаДидактические:- познакомить с гжельской майоликой;- научить способам выполнения росписи.Разв...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» (УМК "Школа России, 3 класс)

Тема урока: «Лети, лети бумажный змей (изображение орнамента)» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с орнаментами народов мира и формирование у...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-особый мир. Картина-пейзаж" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений о жанре живописи - пейзаж; обучение выполнения фона весеннего пейзажа.Задачи урокаДидактические:познакомить с жанром живописи - пейзаж;позна...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и для формирования умения использовать их в рисовании  подм...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Картина-пейзаж (весенний пейзаж - продолжение работы)», 3 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художественного образования, расширение представления о весеннем пейзаже.Задачи урока:Дидактические:1....