Технологическая карта ИЗО 3 класс УМК "Перспектива" "Цветы России на Павло-посадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастера".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Рязанова Виктория Викторовна

Технологическая карта ИЗО 3 класс по теме: "Цветы России на Павло-посадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастера".

Тип урока: "открытие" нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования навыков рисования платка.

Задачи урока

Дидактические:

1. Познакомить учащихся с историей Павло-посадского платка;

2. Познакомить учащихся с этапами создания элементов цветов на платке.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность и воображение учащихся;

2. Развивать глазомер у учащихся.

Воспитательные:

1. Проявлять нравственно-этическое отношение к миру искусств;

2. Проявлять аккуратность при работе;

3. Проявлять бережное отношение к своей работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Дата: 15.04.2022

Студентка: Рязанова Виктория Викторовна

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г.Челябинска»

Группа: 42

Класс: 3-5

Учитель: Пашнина Татьяна Сергеевна

Урок: 1

Методист:

Время: 08:00

Кабинет: 220

Тема урока: Цветы России на Павло-посадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства

Тип урока: "открытие" нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования навыков рисования платка.

Задачи урока

Дидактические:

1. Познакомить учащихся с историей Павло-посадского платка;

2. Познакомить учащихся с этапами создания элементов цветов на платке.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность и воображение учащихся;

2. Развивать глазомер у учащихся.

Воспитательные:

1. Проявлять нравственно-этическое отношение к миру искусств;

2. Проявлять аккуратность при работе;

3. Проявлять бережное отношение к своей работе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: слово учителя.

1.Приветствие учеников.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

1.Приветствуют учителя.

М:личностное включение в учебную деятельность

Слайд 1

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Ф

1.Актуализация знаний учащихся.

- Над какой темой мы работаем в этой четверти?

- Сегодня к вам на урок я пришла не с пустыми руками, посмотрите, что я вам принесла?

- В старину на Руси самым желанным подарком для женщины был платок. Его дарил хозяин дома, отец, брат или жених в знак добрых чувств, любви, внимания. Мы сегодня снова отправимся в

путешествие в город Павловский Посад, более подробно познакомимся с деревянной набойкой, с помощью которой мастера набивали рисунок на шалях и платках.

1.Отвечают на вопросы.

- Как прекрасен этот мир, посмотри.

- платок.

Слушают рассказ учителя.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Слайд 2, 3, 4, 5

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Словесный: беседа.

Ф

1.Формулирует с учащимися тему и цели урока.

- Предположите, какова тема урока?

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

1.Формулируют тему и цели урока.

- павло-посадский платок.

-нарисовать элементы цветка.

- узнать историю создания павло-посадского платка; создать элементы цветка.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Слайд 6,7

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Словесный: беседа.

Практический: педагогический показ.

Ф

Ф

Ф

1. Знакомство с новым материалом.

- В Павлове шумели богатые ярмарки, на которых торговали тканями, хлебом, различными изделиями, и, конечно же, знаменитыми набивными Павловскими платками.

- Какова же история , откуда пришла на Русь традиция покрывать женщинам голову красочным пёстрым платком. В давние-давние времена тончайшие шёлковые платки и шарфы привозили купцы из Индии, Турции. Но в России климат суровый, зимы студёные, ветра колючие. Более 200 лет тому назад пришла мысль владельцу ткацкой мануфактуры (фабрики) наладить выпуск ярких шерстяных шалей. Надевали тёплую шерстяную шаль поверх шапочки, распускали красиво углы, и замой на улице, как будто лето расцветало.

- Вы знаете, почему платки называли набивными?

- Деревянную форму устанавливали на ткань, а затем

пристукивали сверху, чтобы краска

отпечаталась на ткани.

2. Анализ образов, изделий, композиций.

- Какие узоры характерны платку?

- Почему же так ценен платок? Русские умельцы придумали свой способ нанесения узора на ткань. Способ этот - набойка. Сначала художник рисует композицию для будущего платка. Затем резчики вырезают на деревянной доске цветок. Рабочие-набойчики накатывают валиком краску на доску и печатают на платке розы. А чтобы узор был чётким, ещё и пристукивают доску молоточком. - Отсюда и пошло название Павлово-посадский набивной платок.

- Сколько красок на цветке?

-  Правильно 3, красный, бело- розовый и бордовый. Так передают свет и тень на цветке. Поэтому, чтобы роза на платке была, как настоящая, нужно изготовить 3 доски, и трижды набить рисунок. Техника набойки – дорогостоящая, поэтому платки эти стоят недёшево и считаются хорошим подарком, сувениром для зарубежных гостей. 

3. Педагогический показ приёмов создания образа.

- Сейчас я вам буду показывать этапы создания цветка.

1 этап: расположить лист горизонтально, выбрать цвет, и в середине листа крупно наводим пятно основного цвета розы.

2 этап: смешайте на палитре основной цвет с коричневой (синей) краской, посмотрите, получился ли цвет для теней? Изображаем  крупными мазками лепестки по краю розы. Потом - более мелкие лепестки в центре розы.

3 этап: добавляем в основной цвет белила. Получается светлый, нежный оттенок, это блики, светлые места на цветке. Выполняем блики мелкими мазками.

4 этап: вокруг розы нарисуем также листья. Смотрите, их можно сделать 3-4. Они окружили розу. Также наносим на листья свет и тень.

1. Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы.

2.Анализируют изделие.

- Цветы. Главный, любимый -роза, а ещё пионы, ромашки, незабудки, много листьев и травинок.

- 3 цвета.

3.Смотрят пед.показ учителя.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

Слайд 8, 9, 10, 11, 12, 13,14

V.Первичное закрепление (1мин.)

Усвоение нового способа действий.

Словесный: беседа.

И

1.Настрой на работу.

- Прежде чем вы приступите к работе, давайте повторим этапы создания элементов цветка.

- Проверьте, всё ли у вас готово для работы?

Динамическая пауза.

1.Отвечают по очереди.

- 1 этап: выбрать цвет и в середине листа расположить основной цвет.

2 этап: смешать цвета и изобразить тень.

3 этап: добавить белила на цветок.

4 этап: вокруг розы нарисовать листья.

2.Проверяют готовность к уроку.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Слайд: 13, 15, 16

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Практический: самостоятельная работа.

И

1.Контролирует процесс выполнения работы, помогает при необходимости.

- Приступайте к работе. Выполняйте её аккуратно, ведь мы будем оценивать её по следующим критериям:
1. Аккуратность
2. Творчество
3. Законченность работы.

 Я желаю вам успехов и хорошей работы.

(Наблюдаю за работой).

1.Приступают к выполнению работы.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Слайд: 17

VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Словесный: беседа.

Ф

1.Подведение итогов урока.

- Заканчивайте работу.

- Какая была тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Достигли ли мы её?

- Что за техника набойка рисунка на платке?

1.Подводят итоги урока.

- тема нашего урока: «Павло-посадский платок»

- научиться рисовать элементы цветка.

- да.

- сначала художник рисует композицию для будущего платка. Затем резчики вырезают на деревянной доске цветок. Рабочие-набойчики накатывают валиком краску на доску и печатают на платке розы. А чтобы узор был чётким, ещё и пристукивают доску молоточком.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Слайд: 19

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) (3-5мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

Словесный: беседа.

Наглядный: демонстрация.

Ф/И

1.Предлагает оценить работы.

- Давайте посмотрим работы друг друга и оценим их по нашим критериям:
1. Аккуратность
2. Творчество
3. Законченность работы.

- Какие работы вам понравились? Почему?

- Молодцы! Вы все справились с этой работой. Мне было приятно и интересно с вами работать. До свидания!

1.Оценивают работы друг друга.

П: доказательство качества выполнения задания;

Слайд: 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

Данный материал содержит развернутую технологическую карту урока по УМК  "Школа России" В.П.Канакина,В. Г.Горецкий "Русский язык" 2 класс, часть 2, по теме : части речи и различение их.уникальнос...

технологическая карта урока по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть II. Тема: Части речи и различение их признаков.

данный конспект урока представлен технолдогической картой, где четко отображены требования новых государственных стандартов ....

Технологические карты 1 класс УМК Школа России

Технологические карты 1 класс УМК Школа России...

Технологические карты 1 класс УМК Школа России

Технологические карты математика 1 класс УМК Школа России...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и для формирования умения использовать их в рисовании  подм...

Технологическая карта урока изобразительного искусства - "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (2 класс, УМК "Школа России")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: Цвет как средство выражения. Тихие цвета. Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: создание условий для ознаком...