Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ФГОС УМК «Школа России»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Горбунова Людмила Николаевна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), и авторской программы автора Б.М. Неменского. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_2b_kl.docx195.5 КБ

Предварительный просмотр:

D:\тит\34.jpg

Статус документа

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемым результатам начального общего образования и авторской программе автора Б.М. Неменского, УМК «Школа России».

Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2021 год.

Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «Средняя школа № 41»

г. Саранска Республики Мордовия 2021-2022 учебного года.

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов изобразительное искусства с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.

Структура документа:

I. Пояснительная записка:

1. Нормативная база

2. Описание цели данного курса

3. Основные задачи курса

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

5. Описание учебно-методического комплекта

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:

1. Личностные;

2. Предметные;

3. Метапредметные.

III. Содержание учебного предмета, курса:

1. Названия тем (разделов) курса и их краткое содержание;

2. Характеристика  основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса:

1. Тематическое планирование

2. Календарно-тематическое планирование:

1) дата проведения урока (планируемая и фактическая);

2) название разделов;

3) название тем уроков;

4) количество часов, отводимых на освоение каждой темы.

I. Пояснительная записка

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены  к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

1. Нормативная база

1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями от 23.06.2015 г.;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ от 22.12.2009 г. № 15785 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.2012 г, одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.;

4. Постановление от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

6. «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015); 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;

7. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО,

утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»;

8. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413»;

9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне

учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

10. Устава образовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

11. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия на 2019-2020 учебный год;

12. Положение о рабочей программе МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия;

13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя школа №41» г. Саранска Республики Мордовия.

2. Описание цели курса

Цели, для достижения которых направлено изучение предмета «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» в начальной школе:

  • воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания;
  • воспитание в детях эстетического чувства;
  • получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте;
  • развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства;
  • развитие воображения и зрительной памяти;
  • освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной
  • деятельности;
  • воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах;
  • развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

3. Основные задачи курса

Задачи, в процессе осуществления которых реализуются цели рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» образовательной области «Искусство» в начальной школе:

  • расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
  • воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;
  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
  • освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;
  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
  • освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;
  • знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство».

На изучение изобразительного искусства в начальной школе выделяется 135 часов. Во 2 классе на уроки изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели в год).

Согласно учебному плану МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранска Республики Мордовия на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Изобразительное искусство» во 2 «Б» классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа:

1) в I четверти – 9 часов,

2) во II четверти – 7 часов,

3) в III четверти – 10 часов,

4) в IV четверти – 8 часов.

5. Описание учебно-методического комплекта предмета, курса

Реализация учебной программы по предмету «Изобразительное искусство» УМК «Школа России» для 2 «Б» класса МОУ «Средняя школа № 41» г. Саранск обеспечивается комплектом, в который входят следующие издания:

Для учителя:

1. Б.М. Неменский. Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы Б.М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2021.

2. Б.М. Неменский. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1–4 классы: пособие для учителя/Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2021.

3. Б.М. Неменский. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы.

Москва. «Просвещение», 2021.

Для учащегося:

1. Е.И. Коротеева, под редакцией  Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник для 2 класса. Учебник для общеобразовательных организаций. Москва. «Просвещение» 2021.

2. Е.И. Коротеева, Л.А. Неменская под редакцией  Б.М. Неменского. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2 класса. Москва. «Просвещение», 2021.

Коррекция программы за I четверть

Программный материал за I четверть скорректирован в связи с досрочными каникулами с 25.10.2021 г.

Коррекция программы за II четверть

Программный материал за II четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за III четверть

Программный материал за III четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за IV четверть

Программный материал за IV четверть пройден (без коррекции).

Коррекция программы за год

Программный материал за год скорректирован, пройден.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

«Изобразительное искусство»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса. Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение определённых результатов в начальной школе.

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство» в начальной школе:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в  целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной  темы,  с  точки  зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения учебного курса «Изобразительное искусство» в начальной школе характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно  действовать  даже в ситуациях  неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения  к  миру;  понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными  практическими  умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобрази- тельной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных  музеев  своего  региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты  природы,  человека,  народных  традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

2 класс

Планируемые результаты обучения по курсу «Изобразительное искусство»,

автор Б.М. Неменский

Планируемые результаты изучения курса («Изобразительное искусство»,  автор Б.М. Неменский) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу.

Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения.

Личностные результаты

Обучающийся во 2-ом классе получит возможность для формирования личностных УУД изучения предмета «Изобразительное искусство».

У обучающегося будут сформированы:

• положительная мотивация и познавательный интерес к выполняемой работе, к изучению изобразительных возможностей и свойств используемых материалов;

• уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны;

• уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;

• эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;

• внимательное отношение к красоте окружающего мира;

• эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• чувства сопричастности к культуре своего народа;

• понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

• положительной мотивации к изучению истории искусства;

• представлений о роли искусства в жизни человека;

• адекватной оценки правильности выполнения задания;

• навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

• умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» во 2-ом классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

• понимать цель выполняемых действий;

• понимать важность планирования работы;

• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;

• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;

• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;

• осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

• объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

• различать и соотносить замысел и результат работы;

• планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

• включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче и предлагать способы его практического воплощения;

• продумывать и планировать этапы работы, оценивать свою работу.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• выполнять различные рисунки и композиции на заданные темы;

• анализировать образец, работать по схеме.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы и Интернет;

• осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

• владеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

• выражать собственное эмоциональное отношение к результату своей деятельности;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность научиться:

• выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при посещении выставок рисунков;

• владеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

•задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели и задачам выполняемых действий.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы предмета «Изобразительное искусство» во 2-ом классе:

Обучающийся научится:

• правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);

• соблюдать технику безопасности при работе с художественными материалами и инструментами;

• определять виды художественной деятельности: изобразительную (живопись, графика, скульптура), конструктивную (дизайн и архитектура), декоративную (народные и прикладные виды искусства);

• различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, природные материалы и пр.) и их свойства;

• применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• называть основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств;

• устанавливать последовательность изображения предметов и фигур;

• компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

• передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

• применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

• владеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

• правильно работать художественными материалами и инструментами под контролем учителя с соблюдением техники безопасности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом;

• рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

• узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

• приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;

• объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

• вести поиск и представлять информацию о произведениях искусства и их авторах;

• выполнять однофигурные и многофигурные творческие композиции различных жанров.

III. Содержание учебного предмета, курса

1. Названия тем (разделов) и их краткое содержание

Искусство и ты (34 ч)

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства,  эмоционально  связанный  с  миром  личных  наблюдений,  переживаний  людей.  Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Как и чем работает художник? (9 ч) (I четверть)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и  характер различных материалов.

Цвет: основные и составные цвета. Смешение красок. Роль чёрной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Работа кистью и красками. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

1. Три основных цвета — жёлтый, красный, синий

Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Задание: изображение цветов или дворца холодного ветра, или дворца тёплой осени (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.

2. Белая и чёрная краски

Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Тёмное и светлое (смешение цветных красок с чёрной и белой).

Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета.

Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные краски.

Задание: изображение при- родных стихий (гроза, буря, извержение  вулкана,  дождь,  туман и т. д.) (без предварительного рисунка).

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.

3. Пастель. Восковые мелки. Акварель. Их выразительные возможности

Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых мелков, текучесть и прозрачность акварели.

Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими.

Передача различного эмоционального состояния природы.

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).

Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага

4. Что такое аппликация? Выразительные возможности аппликации

Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать).

Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.

Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в  группе  — 1—3 панно; работа по памяти и впечатлению).

Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей.

5. Что может линия? Выразительные возможности графических материалов

Что такое графика? Образный язык графики.

Разнообразие графических материалов.

Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Линии тонкие и толстые, подвижные и тягучие, резкие и плавные.

Задание: изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти).

Материалы: тушь или чёрная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага.

6. Что может пластилин? Выразительность материалов для работы в объёме

Что такое скульптура? Образный язык скульптуры.

Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные        возможности глины, дерева, камня и других материалов.

Изображение животных. Передача характерных особенностей животных.

Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти).

Материалы: пластилин, стеки.

7. Бумага, ножницы, клей. Выразительные возможности бумаги

Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм.

Материалы, с помощью которых архитектор конструирует (бумага, картон).

Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод  плоских  форм в объёмные формы. Склеивание простых объёмных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).

Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

8. Неожиданные материалы

Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель,  пастель,  мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различия материалов.

Смешанные техники. Неожиданные материалы.

Выразительные возможности материалов, которыми работают художники.

Задание: изображение праздничной улицы.

Материал: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.), тёмная бумага (в качестве фона).

9. Итоговая выставка работ (обобщение темы)

Итоговая выставка работ.

Задание: изображение ночного праздничного города.

Материал: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д.), тёмная бумага (в качестве фона).

Реальность и  фантазия  (7  ч) (II четверть)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.

Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.

Развитие духовной и эмоциональной сферы ребёнка через общение с природой.

10. Изображение и реальность

Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.

Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть.

Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.

Задание: изображение любимого животного.

Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага.

11. Изображение и фантазия

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.

Сказочные существа. Фантастические образы.

Соединение элементов разных животных, растений при  создании фантастического образа.

Развитие творческих  умений и навыков работы гуашью.

Задание: изображение фантастического животного путём соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.

Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной).

12. Украшение и реальность

Мастер Украшения учится у природы.

Природа умеет себя украшать. Умение  видеть  красоту  природы, разнообразие её форм, цвета (иней, морозные узоры на  окне, паутинки, наряды птиц, рыб и т. п.).

Развитие  наблюдательности.

Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при  помощи  линий (индивидуально по памяти).

Материалы: уголь,  мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага.

13. Украшение и фантазия

Мастер Украшения учится у природы, изучает её.

Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов,  украшающих предметы быта.

Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в  жизнь  человека и преобразование её с помощью фантазии.

Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.

Материалы: любой графический материал (один-два цвета).

14. Постройка и реальность

Мастер Постройки учится у природы.

Красота и смысл природных конструкций (соты пчёл, ракушки,  коробочки   хлопка,   орехи и т. д.), их функциональность, пропорции.

Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.

Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

15. Постройка и фантазия

Мастер Постройки учится у природы.

Изучая природу, Мастер преобразует её своей фантазией, дополняет её формы, создаёт конструкции, необходимые для жизни человека.

Мастер Постройки  показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Задание: создание фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению).

Материалы: бумага, ножницы, клей.

16. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Взаимодействие трёх видов деятельности — изображения, украшения и постройки.

Обобщение материала всей темы.

Задание: конструирование (моделирование) и украшение ёлочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.

Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей.

Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение.

О чём говорит искусство (10 ч) (III четверть)

«О чём говорит искусство» — важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание того, что он изображает, украшает и строит, и отношение к этому.

Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочных образов. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых — разных по характеру сказочных героев.

17. Изображение  природы в различных состояниях

Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное.

Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.

Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

18. Изображение характера животных

Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения.

Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре.

Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина.

Задание: изображение животных весёлых, стремительных, угрожающих.

Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.

19. Изображение характера человека: женский образ

Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека.

Женские  качества   характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т. д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.

Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых.

Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.

20. Изображение характера человека: мужской образ

Изображая, художник выражает своё отношение к тому, что он изображает.

Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении.

Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т. д.

Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.

Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.

Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага.

21. Образ человека в скульптуре

Возможности создания разнохарактерных героев в объёме.

Скульптурные произведения, созданные   мастерами   прошлого и настоящего.

Изображения, созданные в объёме, — скульптурные  образы — выражают отношение скульптора к  миру,  его  чувства и переживания.

Задание: создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь, Баба-яга и т. д.).

Материалы: пластилин, стеки, дощечки.

22. Человек и его украшения        

Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор).

Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин — силу, мужество.

Задание: украшение вырезанных из бумаги кокошников, воротников, богатырских доспехов.

Материалы: гуашь, кисти (крупная и тонкая).

23. О чём говорят украшения        

Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например,  для  праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.

Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).

24. Образ здания

Здания выражают характер тех, кто в них живёт.  Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни.

Задание: создание образов сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.

25. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру

Выражение своих чувств, мыслей, настроения, своего отношения к миру в изображении, украшении и постройке.

Задание: создание образа вымышленного дома, в котором хотелось бы жить (мечты и фантазии).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

26. Итоговая выставка работ (обобщение темы)

Итоговая выставка работ.

Выставка творческих работ. Обсуждение выставки.

Как говорит искусство (8 ч) (IV четверть)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.

Эмоциональное воздействие цвета: тёплые и холодные цвета, звонкое и глухое звучание цвета.

Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, ритм линий.

Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

27. Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета?

Цвет и его эмоциональное восприятие человеком.

Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов.

Умение  видеть   цвет.   Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, чёрная и белая краски не применяются).

Материалы: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

28. Тихие и звонкие цвета

Смешение различных цветов с чёрной, серой, белой красками — получение мрачных, тяжёлых и нежных, лёгких оттенков цвета.

Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.

Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «тёплого царства» (Солнечный  город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

29. Что такое ритм линий?

Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы.

Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.

Задание: изображение весенних ручьёв.

Материалы: пастель        или цветные мелки. В качестве подмалёвка используется изображение весенней земли (на нём земля видна сверху, значит, и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе.

30. Характер линий

Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.

Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (весёлый трепет тонких, нежных веток берёз и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев).

Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти).

Материалы: гуашь,  кисть или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги.

31. Ритм пятен

Ритм пятен передаёт движение.

От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Мате- риал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полёт; птицы летят тяжело или легко.

Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная).

Материалы: белая и тёмная бумага, ножницы, клей.

32. Пропорции выражают характер

Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого.

Пропорции — выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.

Задание: конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв).

Материалы:   бумага   белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки.

33. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».

Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

34. Обобщение знаний по курсу «Изобразительное искусство» за 2 класс.

Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни.

Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года.

Братья-Мастера - Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки - главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.

2. Характеристика основных содержательных линий и тем

(понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме)

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребёнка сосредотачивается на способах  выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнаёт,  какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища,  почему  такие  разные  представления о женской и мужской  красоте,  так  различаются  праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных  культур, дети учатся видеть, что многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать, ценить друг друга, а непохожая, иная красота помогает глубже понять свою родную культуру и её традиции.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

3. Планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся

Проектная деятельность учащихся, как инновационная форма обучения в рамках изучения Искусства способствует развитию творчества. Проектная форма обучения делает главной целью планомерную выработку у учащихся новых форм деятельности. Но деятельности именно продуктивной. Проектная деятельность учеников по основным параметрам становится тождественной организации и функционированию зрелого исследовательского коллектива, где решение проектной задачи является так же формой научного, культурного и личностного развития каждого из его участников.

Общие принципы проектной деятельности:

  • преемственность содержания и форм организации совместной деятельности;
  • игровой характер проектной деятельности;
  • формирующий процесс проектной деятельности.

Для учащихся 1 и 2 класса начальной школы подойдут темы проектов по ИЗО, представляющие собой простые по сложности исследования и практические работы.

Ученик начальной школы вместе с учителем изобразительного искусства на первом этапе обсуждают выбор темы творческого проекта по рисованию (ИЗО), если потребуется, изменяют ее в зависимости от предстоящих задач создания работы.

По выбранной во 2 классе теме индивидуальной проектной работы по ИЗО школьники начальной школы могут начать собственную творческую работу, сформулировав при этом цель, поставив задачи, определив четкий план работы.

Творческие проекты по ИЗО для учащихся 2 класса подразумевают рисование детьми снеговиков, клоунов, пингвинов, бабочек, листочков и деревьев, ёлочек, грибочков, конфетных оберток, сказочных птиц и домиков.

Дети во 2-ом классе очень любят рисовать, поэтому учителю необходимо лишь направить воображение ребенка на практическую реализацию проекта, постараться привить правильные навыки рисования и самостоятельной работы.

Формирующий процесс проектной деятельности

При подведении итогов обсуждения не просто фиксация оценочного отношения, а более глубокий анализ;

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Совместно с учащимися оцениваются:

•        качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов, работы в целом;

•        степень самостоятельности;

•        уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный, частично продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.

Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы:

  • Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы.
  • Аккуратность всей работы.

Критерии оценивания практических работ по изобразительному искусству

Критерии оценивания предметных умений:

Высокий уровень

- поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.

Повышенный уровень

- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.

Средний уровень

- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.

Уровень ниже среднего

- поставленные задачи не выполнены.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Оценка результатов художественной деятельности каждого ученика носит сквозной характер, т.е. накопительный, и осуществляется в ходе четырех лет обучения: на уроках, в сфере внеклассной работы при оценке результатов самостоятельной практико – ориентированной и художественно – творческой деятельности детей.

IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

1. Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Как и чем работает художник?

9

2

Реальность и фантазия  

7

3

О чем говорит искусство

10

4

Как говорит искусство

8

Итого:

34

2. Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план.

факт.

I четверть (9 ч)

Как и чем работает художник?

9

1

01.09

01.09

Три основных цвета – желтый, красный, синий.

1

2

08.09

08.09

Белая и черная краски.

1

3

15.09

15.09

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1

4

22.09

22.09

Выразительные возможности аппликации.

1

5

29.09

29.09

Выразительные возможности графических материалов.

1

6

06.10

06.10

Выразительность материалов для работы

в объеме.

1

7

13.10

13.10

Выразительные возможности бумаги.

1

8

20.10

20.10

Неожиданные материалы.

1

9

27.10

10.11

Итоговая выставка работ (обобщение темы).

9

8

Программный материал пройден, скорректирован.

8

II четверть (7 ч)

Реальность и фантазия

7

10 (1)

10.11

27.10

10.11

10.11

Итоговая выставка работ (обобщение темы). Изображение и реальность.

1

11 (2)

17.11

17.11

Изображение и фантазия.

1

12 (3)

24.11

24.11

Украшение и реальность.

1

13 (4)

01.12

01.12

Украшение и фантазия.

1

14 (5)

08.12

08.12

ДО. Постройка и реальность.

1

15 (6)

15.12

15.12

Постройка и  фантазия.

1

16 (7)

22.12

22.12

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

1

7

7

Программный материал пройден(без коррекции).

7

III четверть (10 ч)

О чем говорит искусство

10

17 (1)

12.01

12.01

Изображение природы в различных состояниях.

1

18 (2)

19.01

19.01

Изображение характера животных.

1

19 (3)

26.01

26.01

Изображение характера человека: женский образ.

1

20 (4)

02.02

02.02

Изображение характера человека: мужской образ.

1

21 (5)

09.02

09.02

Образ человека в скульптуре.

1

22 (6)

16.02

16.02

Человек и его украшения.

1

23 (7)

02.03

02.03

О чем говорят украшения.

1

24 (8)

09.03

09.03

Образ здания.

1

25 (9)

16.03

16.03

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

1

26 (10)

23.03

23.03

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.

1

10

10

Программный материал пройден(без коррекции).

10

IV четверть (8 ч)

Как говорит искусство

8

27 (1)

06.04

06.04

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1

28 (2)

13.04

13.04

Тихие и звонкие цвета.

1

29 (3)

20.04

20.04

Что такое ритм линий?

1

30 (4)

27.04

27.04

Характер линий.

1

31 (5)

04.05

Ритм пятен.

1

32 (6)

11.05

Пропорции характер выражают.

1

33 (7)

18.05

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности.

1

34 (8)

25.05

Обобщение знаний по курсу «Изобразительное искусство» за 2 класс.

1

8

8

Программный материал пройден(без коррекции).

8

Итого:

34

33

Программный материал за год скорректирован, пройден.

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс, ФГОС УМК "Школа России", Н.И.Роговцева

Аннотация к рабочей программе по  окружающему миру 2 класс    Рабочая программапо окружающему миру разработана в соответствии  с Примерной программой начального общего о...

Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС (УМК "Школа России")

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Примерной программы  по...

Рабочая программа по ОБЖ 3 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе-программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности   Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова...

Рабочая программа по математике 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

Рабочая программа по музыке 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД

Рабочая программа по  музыке для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по музыке, соответствующей Федеральному государственному образовательному с...

Рабочая программа по технологии 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД

Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

рабочая программа по математике 3 класс ФГОС УМК Школа России

рабочая программа по математике 3 класс...