Рабочая программа по технологии 3 класс ФГОС УМК «Школа России» с УУД
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программой Н.И. Роговцевой и учебником Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой Образовательной системы «Перспектива». Москва : Просвещение 2014 г. Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»
Рассмотрена и одобрена Согласована Утверждена
на заседании методического с заместителем руководителем
объединения директора по УВР образовательного
Руководитель ШМО учреждения
___________________ __________________ ___________________
/Л.Н. Горбунова/ / / / /
«28» августа 2014 г. «3» сентября 2014 г. «5» сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
УМК «Школа России»
3 б класс
Количество часов: 34
Учитель начальных классов: Горбунова Людмила Николаевна
Учебный год: 2014/2015
г. Саранск
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программой Н.И. Роговцевой и учебником Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой Образовательной системы «Перспектива». Москва : Просвещение 2014 г. Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Содержание:
I. Пояснительная записка
1. Статус документа
2. Нормативная база
3. Реализация учебной программы
4. Цели учебной программы
5. Задачи учебной программы
II. Общая характеристика учебного предмета
1. Цели учебного предмета
2. Задачи учебного предмета
III. Место учебного предмета в базисном учебном плане
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
V. Результаты освоения учебного предмета
1. Личностные результаты
2. Метапредметные результаты
3. Предметные результаты
VI. Содержание тем учебного предмета, курса
1. Введение
2. Человек и Земля
3. Человек и вода
4. Человек и воздух
5. Человек и информация
VII. Тематическое планирование
VIII. Календарно-тематическое планирование
IX. Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
1. Учебно-методическое обеспечение
2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
3. Информационно-коммуникативные средства
4. Экранно-звуковые пособия
5. Технические средства обучения
I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программой Н.И. Роговцевой и учебником Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой Образовательной системы «Перспектива». Москва : Просвещение 2014 г. Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Программа соответствует ООП НОО и учебному плану МОУ «СОШ № 41»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов технологии с учетом межпредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
Нормативная база
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст. 32);
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2014-2015 учебный год».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03 - 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- Учебный план школы на 2014-2015 учебный год
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1. Программой «Технология 1-4» Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой.
2. Учебником Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Добромысловой Н.В. Технология: Учебник: 3 класс.
3. Рабочей тетрадью Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Добромысловой Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс.
4. Методическим пособием для учителя: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Уроки технологии: 3 класс.
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа по технологии рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Целью прохождения настоящего курса является:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- освоение продуктивной проектной деятельности.
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования (ФГОС).
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом Окружающий мир, математики,изобразительного искусства.
II. Общая характеристика учебного предмета
Педагогическая цель и задачи
Цели изучения технологии в начальной школе:
- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:
— с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;
— с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;
— с логикой развития культуры труда;
— с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;
— с различными видами народно-прикладного искусства России.
Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.
Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся.
Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:
3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.
В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.
Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают
учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).
Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — желтый;
«Человек и земля» — зеленый;
«Человек и вода» — синий;
«Человек и воздух» — голубой;
«Человек и информация» — розовый.
В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
Ведущая идея курса «Технология» для 3 класса — системная, комплексная работа над проектом. Планирование изготовления изделия рассматривается уже как этап проектной деятельности. Технологическая карта становится частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных материалов, необходимых для изготовления изделия.
В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, материалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирования и конструирования. Окружающая среда в данном курсе рассматривается как способ получения информации.
Учащиеся на практическом уровне осваивают правила безопасной работы различными инструментами; знакомятся с понятием «универсальность инструмента»; изучают правила работы новыми инструментами: острогубцы, плоскогубцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножницами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать необходимый инструмент в зависимости от используемого материала; осваивают приёмы работы с угольником.
Основы культуры труда в 3 классе прививаются в процессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые навыки, следовать правилам технолога.
Проектная деятельность учащихся в 3 классе осуществляется на основе технологической карты как средства реализации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. Учащиеся находят общие закономерности в выполнении изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскиз и технический рисунок. Школьники осмысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности.
В работе над проектом деятельность учителя направлена на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать навыки составления плана изготовления изделия, приобретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обеспечить взаимодействие учащихся между собой и с учителем, развивать коммуникативные навыки школьников.
Деятельность ученика при этом направлена на закрепление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внутри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию.
III. Место учебного предмета в базисном учебном плане
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального образования. Примерная программа по предмету рассчитана на 34 часа. Базисный учебный план и региональный учебный план рассчитан на 34 часа. В 3 классе на обучение по предмету «Технология» отводится 34 недели (34 часа, в неделю 1 час). Расхождений по программе нет.
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их об работки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет формировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
V. Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки учащихся.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно - познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итоговой контрольной работы.
Контроль за уровнем достижений учащихся по технологии проводится в форме практической работы: изготовление изделия, заполнения технологической карты.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.
По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны добиться следующих результатов:
— знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни;
— соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при
создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу;
— различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой;
— оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий;
— овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе;
— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки;
— знать приёмы составления композиции;
— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»;
— уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их;
— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме;
— знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства;
— освоить новые виды работ: конструирование из проволоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мягких игрушек на основе использованных ранее материалов (старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы; создание объёмной модели по заданному образцу; составление композиции из воздушных шариков; вязание крючком; соединение различных технологий в работе над одним изделием;
— освоить технологию ручного ткачества, конструирования костюмов из ткани, бисероплетение;
- уметь сочетать в композиции различные виды материалов: пластилин, природные материалы (крупы и засушенные листья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета;
- уметь сочетать, изготавливать и красиво упаковывать подарки;
- уметь самостоятельно готовить простую пищу (холодные закуски, бутерброды), починить одежду.
В области познавательных учебных действий школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково - символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
В области регулятивных универсальных учебных действий в курсе технологии создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.), руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем месте.
В области коммуникативных универсальных учебных действий в курсе технологии обеспечивается целенаправленной системой методических приемов, предлагаемой автором учебника УМК «Перспектива». В частности, выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь (сначала под руководством учителя, затем самостоятельно). Подавляющее большинство видов работ направлено на формирование у детей умения формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их излагать, выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы. Всё это постепенно приучает детей в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания, а также проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Критерии оценивания:
Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.
Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия
Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.
Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
VI. Содержание тем учебного предмета, курса
Введение (1 ч)
Элементы содержания темы.
Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод
Тема 1. Человек и Земля (21 час)
Элементы содержания темы.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.
Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа
Назначение городских построек, их архитектурныеособенности.
Проволока: свойства и способы работы (скручивание,
сгибание, откусывание). Правила безопасной работы
плоскогубцами, острогубцами.
Объёмная модель телебашни из проволоки.
Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.
Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.
Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.
Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов.
Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.
Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.
Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.
Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.
Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).
Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.
Анализконструкции готового изделия. Детали конструктора.
Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).
.Практическая работа:
- Коллекция тканей.
- Ателье мод.
- Кухонные принадлежности.
- Стоимостьзавтрак
- Способы складывания салфеток
- Человек и Земля
Проект: «Детская площадка»
Тема 2. Человек и вода (4 часа)
Элементы содержания темы.
Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки ипр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.
Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Практическая работа:
1. Человек и вода
Проекты:
1. Водный транспорт
2. Океанариум
Тема 3. Человек и воздух (3 часа)
Элементы содержания темы.
История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.
Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.
Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.
Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.
Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.
Практическая работа:
1. Условные обозначения техники оригами
2. Человек и воздух.
Тема 4. Человек и информация (5 часов)
Элементы содержания темы.
Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.
Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.
Проект «Готовим спектакль
VII. Тематическое планирование
Разделы
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Результаты обучения за год |
1 | Здравствуй, дорогой друг! | 1 | - знать свойства изучаемых материалов, освоить приёмы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь применять эти знания на практике, в работе над проектом, при изготовлении изделия; знать варианты использования таких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (металлы) в повседневной жизни; - соотносить по форме реальные объекты и предметы быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с реальным объектом, заменять используемые материалы при создании реальных объектов на доступные для моделирования изделия по образцу; различать виды мягких игрушек, уметь применять правила работы над мягкой игрушкой, знать последовательность работы над мягкой игрушкой; - оперировать знаниями о видах швов и правильно применять их при изготовлении изделий; - овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и петельным швами; уметь свободно работать иглой, использовать пяльцы в практической работе; - осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила построения развёртки; - знать приёмы составления композиции; - освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «технический рисунок», «схема»; - уметь читать простые чертежи, различать линии чертежа и использовать их; - уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями, выполнять работу по схеме; - знать профессии людей, занятых в основных видах городского хозяйства и производства. |
2 | Человек и земля. | 21 | |
3 | Человек и вода. | 4 | |
4 | Человек и воздух. | 3 | |
5 | Человек и информация. | 5 |
Темы уроков
№п/п | Тема урока | Содержание урока | Изделие |
1 | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. | Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде. Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод | Маршрутная карта. |
2 | Архитектура. Работа с бумагой. | Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом. Объемная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. | Дом. |
3 | Городские постройки. Работа с проволокой. | Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня. | Телебашня. |
4 | Парк. Работа с природным материалом и пластилином. | Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. | Городской парк. |
5 | «Детская площадка». Работа с бумагой. | Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия: технологическая карта, защита проекта. | Качалка, песочница. Проект |
6 | «Детская площадка». Изготовление объёмной модели из бумаги. | Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции). Понятия: технологическая карта, защита проекта. | Качели, игровой комплекс. |
7 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. | Пряжа и ткани. Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — «вышивка», «монограмма». Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых и петельных и крестообразных стежков. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, вышивание, монограмма, шов. | Украшение платочка монограммой. Стебельчатый шов. |
8 | Изготовление тканей. Аппликация из ткани. | Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции. Профессии: прядильщица, ткач. Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен. | Украшение фартука. Петельный шов. |
9 | Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью. | Новый технологический процесс — вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания — крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком. Понятия: вязание, крючок, воздушные петли. | Гобелен. |
10 | Вязание. Работа с шерстяной нитью. Изделие: Воздушные петли. | Новый технологический процесс — вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания — крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком. Понятия: вязание, крючок, воздушные петли. | Воздушные петли. |
11 | Одежда для карнавала. Работа с тканью. | Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии. Понятия: карнавал, крахмал, кулиска. | Кавалер, дама. |
12 | Бисероплетение. Работа с леской и бисером. | Знакомство с новым материалом — бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисероплетения. Понятия: бисер, бисероплетение. | Браслетик «Цветочки». |
13 | Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. | Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов. Понятия: порция, меню. | Весы. Кухонные принадлежности. |
14 | Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. | Фруктовый завтрак Работа со съедобными материалами. Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд. | Салат из фруктов. |
15 | Колпачок-цыпленок. Работа с тканью. Технологическая карта, раскрой. | Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. Понятия: синтепон, сантиметровая лента. | Колпачок – цыплёнок. |
16 | Бутерброды. Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. | Блюда, не требующие тепловой обработки — холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов. | Бутерброды. |
17 | Салфетница. Сервировка стола. Работа с бумагой. | Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии. Понятия: салфетница, сервировка. | Салфетница. |
18 | Магазин подарков. Лепка. | Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом (тесто-пластика). | Брелок для ключей. |
19 | Золотистая соломка. Работа с природными материалами. | Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технологии подготовки соломки — холодный и горячий. Изготовление аппликации из соломки. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции. Понятия: соломка, междоузлия. | Золотистая соломка. |
20 | Упаковка подарков. Работа с бумагой и картоном. | Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребенку, мальчику или девочке). Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения. Работа с бумагой и картоном. | Упаковка для подарков. |
21 | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование. | Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Понятия: автомастерская, конструирование. | Фургон «Мороженое». |
22 | Грузовик. Работа с металлическим конструктором. Презентация. | Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное.) Сборка изделия. Презентация. | Грузовик, автомобиль. |
23 | Мосты. Конструирование. | Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. | Мост. |
24 | Водный транспорт. Работа с бумагой. | Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект: «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты. Профессии: кораблестроитель. Понятия: верфь, баржа, контргайка. | Баржа. |
25 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. Проект. | Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов. Проект «Океанариум». Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка, океанариум. Практическая работа: «Мягкая игрушка». | Проект «Осьминоги и рыбки». |
26 | Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. | Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. | Фонтан. |
27 | Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. | Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям. Понятия: оригами, бионика. Практическая работа: «Тест „Условные обозначения техники оригами"» | Птицы. Журавль. |
28 | Вертолетная площадка. Конструирование. | Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом — пробкой. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Понятия: вертолёт, лопасть. | Вертолёт «Муха». |
29 | Воздушный шар. Папье–маше. Работа с бумагой. | Техника «папье-маше». Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники «папье-маше». Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. Понятия: папье-маше. Практическая работа: «Человек и воздух». | Воздушный шар. |
30 | Переплётная мастерская. | Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений». Профессии: печатник, переплётчик. Понятия: книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок. | Переплётные работы. |
31 | Почта. Заполнение бланка. | Сообщения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления. Профессии: почтальон; почтовый служащий. Понятия: корреспонденция, бланк. | Заполняем бланк. |
32 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. | Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. | Шитьё. Кукольный театр. |
33 | Работа с тканью. Проект «Готовим спектакль». | Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля. | Проект «Готовим спектакль. |
34 | Афиша. Работа с бумагой, картоном. Итоговый тест. | Программа Microsoft Office Word. Правила набора текста. Программа Microsoft Word.Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор. | Театральный билет. Афиша. |
VIII. Календарно-тематическое планирование
учебного материала по курсу «Технология»
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Оборудование | Планируемые результаты | Вид изделия | Дата | Домашнее задание | |||||
план. | факт. | ||||||||||||
I четверть | |||||||||||||
Раздел I. «Здравствуй, дорогой друг!» (1 час) | |||||||||||||
1 | Как работать с учебником. | Вводный | Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. | Рабочая тетрадь. Изделия (из бумаги, картона, глины). | Уметь нарисовать маршрутную карту | Маршрутная карта. | Принести изображения домов. | ||||||
Раздел II. «Человек и земля» (21 час) | |||||||||||||
2 | Архитектура. Работа с бумагой. | Комбинированный | Эскиз, технический рисунок. Свойства различных материалов. Способы крепления отдельных деталей. | ИКТ. Чертёжные инструменты. | Научиться выполнять чертёж фигуры в масштабе, сконструировать макет дома из бумаги. | Изделие: дом. | 1.Выполнить задание в раб.тетр. с.6. 2.Написать сочинение «Дом, в котором я живу». 3.Составить правила безопасного поведения в доме. | ||||||
3 | Городские постройки. Работа с проволокой. | Комбинированный | Архитектурные особенности городских построек. Особенности работы с проволокой. | ИКТ о сооружениях Проволока, кусачки, плоскогубцы | Уметь различать плоскогубцы и кусачки, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки. | Изделие: телебашня. | 1.Собрать макет телебашни из бумаги (№ 1-3, с.9-11). 2.Узнать о знаменитых телебашнях мира. 3. Нарисовать телебашню будущего. | ||||||
4 | Парк. Работа с природным материалом и пластилином. | Комбинированный | Значение природы для города. Профессиональная деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. | Пластилин, природный материал. | Уметь выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природных материалов. | Изделие: городской парк. | Подобрать материал о парках. | ||||||
5 | Детская площадка. Работа с бумагой. | Комбинированный | Алгоритм организации деятельности при реализации проекта. Работа с шаблонами, соблюдение правил ТБ при работе с инструментами. Этапы выполнения проекта, презентация изделия. | Рабочая тетрадь. Картон для основы поделки, подкладной лист, изображения построек детской площадки. | Научиться работать в мини-группе под руководством учителя; использовать алгоритм работы над проектом; представить результат своей деятельности; анализировать свою работу по заданным критериям. | Изделие: Качалка, песочница (проект). | Нарисовать эскиз детской площадки своего дома. | ||||||
6 | Детская площадка. Работа с бумагой. | Комбинированный | Изделие: Качели, игровой комплекс. | Составить правила безопасного поведения на детской площадке. | |||||||||
7 | Ателье мод. Украшение платочка монограммой. Стебельчатый шов. | Комбинированный | Виды одежды по назначению. Свойства ткани и пряжи. Алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков. Вышивка, монограмма. Материалы и инструменты для выполнения аппликации. Правила безопасной работы иглой. | ИКТ. Нитки, игла, ножницы, ткань. | Украсить платочек монограммой, уметь различать виды швов, тканей. Осваивать и применять в практической деятельности технику вязания. | Платочек с монограммой. | 1.Выполнить эскиз моделей формы (р.т. с.20). 2.Составить памятку «Правила ухода за одеждой». 3. Найти материал о монограммах. | ||||||
8 | Аппликация из ткани. Украшение фартука. Петельный шов. | Комбинированный | Нитки, игла, ножницы, ткань. | Выполнять аппликацию по алгоритму; украсить фартук с помощью петельного шва. | Украшение на фартука. | 1. Выполнить задание на с.21. 2. Нарисовать и вырезать фартук с украшением. | |||||||
9 | Изготовление тканей. Работа с бумагой и шерстяной нитью. | Комбинированный | Процесс изготовления тканей. Виды тканей и волокон. Свойства материалов: пряжи и тканей. План работы. | ИКТ. Виды тканей, пряжи. Инструменты для работы с тканью. | Уметь размечать лист по линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, создать изделие «Гобелен» | Изделие «Гобелен» | Доделать работу. | ||||||
II четверть | |||||||||||||
10 | Вязание. Работа с шерстяной нитью. | Комбинированный | Композиции на основе воздушных петель. Техника вязания, правила работы крючком. Соответствие размера крючка толщине ниток. | Пряжа, крючок для вязания. | Уметь создать цепочку из «воздушных петель» с помощью вязания крючком, составлять план работы; | Изделие: Воздушные петли. | Приготовить шаблоны карнавального костюма. | ||||||
11 | Одежда для карнавала. Работа с тканью. | Комбинированный | Понятие «карнавал». Особенности карнавального костюма. Эскизы карнавального костюма. | ИКТ. Ткань, инструменты для работы с тканью. | Уметь работать с выкройкой и шаблоном, изготавливать карнавальный костюм. | Изделие: кавалер, дама. | Принести бисер, леску. | ||||||
12 | Бисероплетение. Работа с леской и бисером. | Комбинированный | Виды бисера, способы плетения. Свойства и особенности лески. Способы и приемы работы с леской. Инструменты для работы с бисером. | Бисер, материалы и инструменты для изделий из бисера. | Уметь работать с леской и бисером, уметь подбирать необходимые материалы и инструменты для изделий из бисера. | Изделие: браслетик «Цветочки» | Приготовить шаблоны весов из рабочей тетради. | ||||||
13 | Кафе «Кулинарная сказка». Работа с бумагой. | Комбинированный | Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов. | ИКТ Кухонные принадлежности. | Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений. | Изделие: весы. Кухонные принадлежности. | Принести рецепты фруктового салата, фрукты. | ||||||
14 | Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. | Комбинированный | Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Меры безопасности при приготовлении пищи. Рецепты блюд. | ИКТ Рецепты и ингредиенты для блюд, приспособления. | Уметь пользоваться ножом, смешивать ингредиенты, применять правила поведения при приготовлении пищи. | Изделие: салат из фруктов. | Принести синтепон, ткань, инструменты для работы. | ||||||
15 | Работа с тканью. Колпачок для яиц. | Комбинированный | Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц. | Синтепон, ткань, инструменты для работы. | Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, придумывать оформление. | Технологическая карта, раскрой. | Рецепты блюд, не требующих тепловой обработки - холодные закуски. | ||||||
16 | Кулинария. Работа с продуктами питания для холодных закусок. | Комбинированный | Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски. Питательные свойства продуктов. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов. | Рецепты и ингредиенты для блюд, приспособления. | Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке». | Изделие: бутерброды. | |||||||
III четверть | |||||||||||||
17 | Сервировка стола. Работа с бумагой. | Комбинированный | Особенности сервировки праздничного стола. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола по симметрии. | Салфетки, инструменты. | Уметь самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; | Изделие: салфетница | Приготовить сообщение о профессиях людей, работающих в магазине. | ||||||
18 | Магазин подарков. Лепка. | Комбинированный | Профессии людей, работающих в магазине. Информации об изделии на ярлыке (тестопластика). | Пластилин. | Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины). | Изделие: брелок для ключей. | Приготовить сообщение об использовании соломки в декоративно-прикладном искусстве. | ||||||
19 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка. | Комбинированный | Знакомство с новым видом природного материала – соломкой. Свойства соломки. Использование соломки в декоративно-прикладном искусстве. | Природный материал и инструменты. | Уметь обрабатывать соломку холодным способом; сделать картину «золотая соломка». Способы обработки соломки. | Изделие из соломки. | Принести изображения оформления подарков. | ||||||
20 | Работа с бумагой и картоном. Упаковка подарков. | Комбинированный | Значение подарка для человека. Оформление подарков с учетом лица, для которого подарок предназначен. | Цветной картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, скрепки. | Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение. | Изделие «Упаковка для подарка». | Принести иллюстрации с автомобилями. | ||||||
21 | Автомастерская. Работа с картоном. Конструирование. | Комбинированный | Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. | ИКТ. Иллюстрации с автомобилями. Картон, инструменты. | Уметь составлять композицию для оформления изделия, отражая в ней функциональное назначение изделия. | Изделие: фургон «Мороженое». | Принести иллюстрации с изображениями мостов, путепроводов. Виды мостов (арочные, висячие, понтонные, балочные), | ||||||
22 | Работа с металлическим конструктором | Комбинированный | Работа с металлическим конструктором. Детали конструктора. Сборка изделия. Презентация. | ИКТ. Иллюстрации с автомобилями. Картон, инструменты. | Уметь иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки, уметь распределять работу в группе. | Презентация. Изделие: грузовик, автомобиль | |||||||
Раздел III. «Человек и вода» (4 часа) | |||||||||||||
23 | Конструирование. | Комбинированный | Мост, путепровод. Виды мостов (арочные, висячие, понтонные, балочные), их назначение. Моделирование Раскрой деталей из картона. Новый вид соединения деталей – натягивание нитей. | ИКТ о разновидностях мостов. Виды мостов. Картон, инструменты для работы. | Уметь подбирать материалы для выполнения изделия; уметь различать виды мостов, соединять натягиванием нитей; сконструировать изделие «Мост». | Изделие: мост. | Выполнить проект «Водный транспорт». | ||||||
24 | Водный транспорт. Работа с бумагой. | Комбинированный | Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проектная деятельность. Проект «Водный транспорт». Заполнение технологической карты. | Виды водного транспорта - иллюстрации. Бумага, конструктор. | Уметь различать суда, выполнять работу по самостоятельно составленной технологической карте. | Изделие: баржа. | Принести кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия — тесьма. | ||||||
25 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. | Комбинированный | Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъемные и объемные). Технология создания мягкой игрушки. | ИКТ Кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия — тесьма. | Уметь находить новое применение старым вещам; научиться различать виды мягких игрушек; создать изделие «Осьминоги и рыбки». | Проект. Изделие: осьминоги. | Принести изображения видов фонтанов. | ||||||
26 | Работа с пластичными материалами. Пластилин. | Комбинированный | Фонтаны. Виды и особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. | Пластилин, инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, доска). | Различать виды фонтанов; уметь применять правила работы с пластичными материалами. | Изделие: фонтан. | Читать о зоопарках. | ||||||
IV четверть | |||||||||||||
Раздел IV. «Человек и воздух» (3 часа) | |||||||||||||
27 | Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. | Комбинированный | Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Различные техники оригами. | Ножницы, цветная бумага. | Научиться понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием. | Изделие: птицы. Журавль. | Принести фото вертолётов. | ||||||
28 | Вертолётная площадка. Конструирование. | Комбинированный | Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Знакомство с новым материалом – пробкой. | ИКТ о самолётах, лётчиках. Бумага, пробка, инструменты. | Уметь конструировать изделия из группы разных материалов; сделать вертолёт «Муха». | Изделие: вертолёт «Муха». | Принести бумагу, нитки, скотч. | ||||||
29 | Папье–маше. Работа с бумагой. | Комбинированный | Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники папье-маше. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча. | ИКТ о воздушном шаре. Бумага, нитки, скотч. | Уметь применять технологию изготовления изделий из папье-маше; Выполнить работу над изделием «Воздушный шар». | Изделие: воздушный шар. | Подготовить сообщение, какие виды переплёта применяют в книгопечатании. | ||||||
Раздел V. «Человек и информация» (5 часов) | |||||||||||||
30 | Переплётная мастерская. | Комбинированный | Простой вид переплёта. Переплетная мастерская. | ИКТ о книгопечатании. Картон, инструменты для работы. | Научиться выполнять работу над простым видом переплёта при изготовления изделия «Переплётные работы». | Изделие «Переплётные работы». | Принести изображения почтовых бланков. | ||||||
31 | Почта. Заполнение бланка. | Комбинированный | Заполнение бланков. | ИКТ об особенностях работы почты. Почтовые бланки. | Уметь заполнить бланк телеграммы. | Приготовить сообщение о видах кукол в театре. | |||||||
32 | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. | Комбинированный | Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье. | ИКТ о театре. Виды кукол. Ткань, нитки. | Уметь работать над проектом в группе; научиться изготавливать пальчиковых кукол. | Изделие: кукольный театр. | Принести фото театральных афиш. | ||||||
33 | Кукольный театр. Работа с тканью. | Комбинированный | Проект «Готовим спектакль». | Принести изображения театральных билетов. | |||||||||
34 | Афиша. Работа с бумагой, картоном. Итоговый тест. | Итоговый | Создание афиши и программки: содержание, дизайн. Театральные билеты. | Компьютер. | Уметь проводить презентацию, находить необходимую информацию и материал для составления афиши. | Изделие: Театральный билет. |
IX. Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Литература
Учебно-методическое обеспечение для учителя | Учебно-методическое обеспечение для учеников |
Уроки технологии. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Роговцева Н.И.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014. | 1. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014. 2. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. /Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Добромыслова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2014. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"
Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....
Рабочие программы для 2 класса по системе "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Рабочие программы по УМК "Школа России"...
Рабочие программы для 3 класса по системе "Школа России" в соответствии с ФГОС НОО
Программы по всем предметам для 3 класса...
Рабочие программы для 1 класса (ФГОС, УМК "Школа России").
Рабочие программы разработаны на основе ФГОС (второго поколения) и авторских программ УМК "Школа России"....
Рабочая программа ИЗО 3 класс ФГОС УМК Школа России
Рабочая программа составлена на основеФГОС НОО 2009 г.;Сборника рабочих программ по учебным предметам. «Школа России» 1-4 классы.. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколен...
Рабочая программа по технологии 3 кл. УМК "Школа России" ФГОС
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...