Конспект урока ИЗО в 4 классе Пейзаж родной земли
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Романова Валентина Васильевна

Урок ИЗО по программе "Школа России" в 4 классе по теме «Пейзаж родной земли». Цели урока: методическая: создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания; образовательная: расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой акварели.  Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников. Создать условия для развития интереса к истокам искусства России. Тип урока: изучение нового материала. На уроке обучающиеся расширят свои представления о жанре пейзаж; получат возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; создавать простые композиции на заданную тему; усвоят суть понятий «пейзаж», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. На уроке используются репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, Ф. Васильева и фортепианная пьеса из цикла «Времена года», «Грустная песенка» П. И. Чайковского, музыка Шопена «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарта «Грусть», Вивальди «Осень», Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по ИЗО, 4 класс

Тема: «Пейзаж родной земли».

Цели:

            Цель методическая:

Создание условий для формирования ключевых компетенций, развитие творческих способностей учащихся, реализация концепции духовно-нравственного воспитания.

            Цель образования:

Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи отечественных художников, используя понятия теплые и холодные цвета, мотив. Продолжить овладение техникой акварели.  Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ отечественных художников. Создать условия для развития интереса к истокам искусства России.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
образовательные
результаты

            Предметные:

расширят свои представления о жанре пейзаж; получат возможность продолжить учиться: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; создавать простые композиции на заданную тему; усвоят суть понятий «пейзаж», «колорит», «композиция»; познакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.

Формируемые УУД:
Познавательные: учатся формулировать тему и цели урока; отвечают на вопросы, делают выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные: совместно с учителем определяют цель действий, проговаривают план, предлагают версии; работают по предложенному плану; учатся оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные: строят понятные для одноклассников высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; используют в общении правила вежливости.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

1. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2021.

2. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс / Л.А. Неменская. – М.: Просвещение, 2020.

3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1–4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский [и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2020.

4. Шейкина С.А. Изобразительное искусство 4 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие ФГОС + CD-диск. – Планета, 2018.

5.Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2019/05/02/pourochnye-plany-po-izo-4-klass

https://yandex.ru/images/search-Утро в сосновом лесу.

https://yandex.ru/images/search - Утро в сосновом лесу, https://yandex.ru/images/search -Рожь, https://yandex.ru/images/search- Дубовая роща, https://yandex.ru/images/search- Лесные дали, https://yandex.ru/images/search -Полдень, https://yandex.ru/images/search - Берёзовая роща. И.Левитан,  http://nsportal.ru, http://www.kinofans.tv, http://www.mordovina.ru.

Материально-техническое обеспечение урока

  1. Презентация к уроку.
  2. Аудио запись Шопен «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарт «Грусть», Вивальди «Осень», Чайковский «Времена года - Октябрь»
  3. Мультимедийный ряд: репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, Ф. Васильева.
  4. Музыкальный ряд: фортепианная пьеса из цикла «Времена года», «Грустная песенка» П. И. Чайковского, музыка Шопена «Вальс дождя», «Нежность», «Осенний вальс», Моцарта «Грусть», Вивальди «Осень»,
  5. Ствол дерева, листья зелёные, красные, оранжевые.
  6. Работы учащихся 4 классов.

Оборудование

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустические колонки. Материалы и инструменты: акварельные краски, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка.

Межпредметные и внутрипредметные связи

Искусство, литература, музыка, история.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А.С. Пушкин

Структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

(мин.)

I. Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

1). Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

2). Проверим на месте ли «разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы».

 Покажите их.

3). Сегодня вам не обойтись без той, которая

«Над бумажным над листом машет весело хвостом.

И не просто машет, а бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!»

 Покажите её.

3. А дневники на месте? Покажите их.

Выполняют.

Краски

Показывают

Показывают

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-
ценностное отношение

к Родине, природе

1

II. Актуализация знаний.

1. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

1. Ребята, что для человека самое дорогое?     Слайд 1

2. Звучит музыка: Ф. Шопен «Нежность»

Слайд 2

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит,
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало, о тебе еще мы знаем!
Как много изучить нам предстоит.

И. Мордовина

3. Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на уроке?

– Речь пойдет о красоте родного края. Слайд 3

Как красива наша земля! Один из уголков нашей огромной страны, является наш с вами округ

– Сформулируйте тему урока. Слайд 4

– Что для вас означает слово Родина?

– Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи

Мама и Родина

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к стихотворению о Родине.

Отвечают на вопрос

Пейзаж родной земли

Отвечают на вопрос

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют

способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

2

2. Выявление места и причины затруднения

1. Отгадайте загадку: Слайд 5

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется…

2. Зрительное восприятие красоты пейзажа родного края. Работа по учебнику (стр.14-17)

– Прочитайте статью учебника на стр. 16.

– Работа в паре: задайте по одному вопросу друг другу по содержанию (1 ряд о лесе, 2 ряд о реках, 3 ряд о полях).

– Проверим, какие вопросы задали и как ответили.

– Рассмотрите картины наших великих художников.

– Назовите имена художников

– Какое время года изобразили художники?

- Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?

– А сейчас какое время года?

– Как вы думаете есть ли картины художников с изображением осени? Назовите.

3. Эпиграфом нашего урока являются слова А.С. Пушкина, любимым временем года которого была осень: Слайд 6 (звучит музыка: В.А. Моцарт «Грусть»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

– Какие признаки осени отметил поэт?

4. Посмотрите на слайдах репродукции картин русских художников:

Слайды 7-12

Какие чувства пробуждают в вас эти картины?

5. Зрительная гимнастика «Чудеса»

Слайд 13

Пейзаж

Читают, формулируют вопросы задают их и отвечают

Обсуждают, сравнивают, анализируют картины художников-пейзажистов.

Отвечают:

И. Левитан, И Шишкин, В. Борисов-Мусатов, И. Грабарь; лето, зима; светотень, цветовой контраст, композиционный центр и др.

Отвечают, называют

Находят, читают

Отвечают: душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе

5

III.

Изучение нового материала

1. Построение проекта выхода из затруднения

1. Сегодня на уроке мы любовались пейзажами природы нашей необъятной страны. Теперь вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге осенний пейзаж родной природы.

- Что вам понадобится для изображения пейзажа?

2). Учебник – стр. 18.

- Прочтите рекомендации, данные по изображению пейзажа.

- Что значит «живопись»?

- Чем отличается живопись от раскрашенного рисунка?

- Как изменить цвет краски, если это вам понадобится?

3) Предлагаю вам попытаться почувствовать, то состояние, которое испытывает художник. Дидактическая игра «Представить и увидеть»

Слайд 14

Я буду бросать вам мяч, а вы будете ловить и отвечать на мой вопрос.

- Какого цвета доброта?

- Какого цвета ветер зимой и летом?

- Какого цвета смех?

- Какого цвета месяц май?

- Какого цвета острая боль?

- Какого цвета радость?

- Какого цвета гроза?

- Какого цвета праздник?    

        Молодцы!

Дети перечисляют

Самостоятельное чтение

Живое письмо

Рассуждения учащихся)

Смешивание красок прямо в изображении (сочинение, расположение)

Ловят мяч и отвечают

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонения от эталона.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка.

3

2. Реализация построенного проекта

1). Кто ответит, что такое «композиция»? Как правильно компоновать пейзаж?

Слайды 15, 16

Мы не просто будем писать осенний пейзаж родного края, а постараемся изобразить его разноплановым. Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. 

А вы помните, как надо изображать ближние предметы?

Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. 

И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план.

Как нарисуем дальние предметы  

Объяснение сопровождаю показом на образце.

Посмотрите на рисунок.

2). Помните, что дерево можно сравнить с человеком: у человека есть туловище, у дерева – ствол, у человека – руки, у дерева – толстые сучья, на руках у человека – пальцы, у дерева от сучьев отходят тонкие ветки, на пальцах – ноготочки, на тонких ветках – листочки или иголки. У природы также, как у человека может быть разное настроение. Она может быть радостной, грустной, печальной, грозной, спокойной. Но всегда остается красивой.

С помощью чего можно передать настроение?

Взаимное расположение элементов живописного полотна, которое должно вызывать у зрителя ощущение единства, целостности и гармонии.

Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше

Крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей

Мелко, без прорисовки деталей

С помощью теплого холодного цвета

3

3. Этап самостоятельной работы с самопроверкой

(творческая практическая деятельность)

1).      Физминутка

         Слайд 17

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер роняет росу.

В стороны руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем

Крылья сложим назад.

2). Видео «Как нарисовать осенний пейзаж».

         Слайд 18

3). Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной природы. Восприятие красоты пейзажа через работы детей (учебник стр. 18, 19)

        Слайд 19

Закройте глаза и представьте тот уголок родной земли, который вы будете рисовать.
 А теперь, мои юные художники, за работу.

(во время работы звучит музыка

П.И. Чайковского «Времена года»)

3). Предлагаю детям, которые справятся с работой раньше других, составить сиеквейн со словом пейзаж, записать его на разноцветных листах и вывесить на доску.

Выполняют.

Выполняют.

Составляют сиеквейн

Регулятивные: работают по предложенному плану, используя учебник.

Личностные: в предложенных ситуациях делают моральный выбор поступка; развивают самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач; воспитывают уважительное отношение к творчеству.

20

IV.

Итог урока. Рефлексия

1. Этап включения в систему знания и повторения

1). Выставка работ.  

       Слайд 20

Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками-пейзажистами. Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах удалось передать красоту родной природы. Насколько вам удалось передать красоту русской природы, её удивительный и загадочный мир (анализ и оценка)

2). Давайте выберем наиболее удачные композиции, удачный колорит.

Выполняют: рассматривают работы, обсуждают, анализируют, выбирают наиболее удачные работы и оценивают

(на экране фиксируется ответ)

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают
произведения искусства; связывают свои наблюдения за природой родного края с оценкой увиденного в произведениях

искусства.

Регулятивные: оценивают свою работу, эмоциональное настроение на уроке и в процессе работы

3

2. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1). Обобщение знаний.

         Слайд 21

Как называется картина, на которой изображена природа?

Как называют художников, изображающих природу?

2). Чтение синквейнов на доске и на слайде.  

          Слайд 22

3). Продолжи предложение

          Слайд 23

- Сегодня у меня получилось …..

- Мне было интересно, потому что ….

- Мне понравилось …..

- Мне было трудно …..

3). Дерево успеха.

         Слайд 24

Отразите свое мнение о нашем уроке на осеннем дереве

Зелёный лист – урок понравился, был интересный, узнал новое, у меня всё получилось

Оранжевый лист – урок понравился, у меня в основном всё получилось

Красный лист – урок не понравился, у меня не всё получилось

4). Итог: посчитать листья.

Пейзаж

Пейзажисты

Читают сиеквейны, обсуждают

Отвечают

Выполняют: выбирают листок и вешают на дерево

Считают листья, делают вывод по уроку

2

3. Домашнее задание.

1). Оформить пейзаж в паспарту.

2). Принести рабочую тетрадь, альбом, карандаш, краски, цветную бумагу. На следующем уроке ИЗО и Технологии будем создавать коллективное панно.

3). Спасибо за урок.

         Слайд 25

Записывают.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока ИЗО. 4 класс. "Пейзаж родной земли"

Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников-передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши..  Уметь эмоционально воспринимат...

Методическая разработка урока ИЗО. 4 класс. "Пейзаж родной земли"

Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи художников-передвижников, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой гуаши..  Уметь эмоционально воспринимат...

КОНСПЕКТ УРОКА дисциплина изоискусство Тема: «Пейзажи русской земли»

КОНСПЕКТ УРОКА дисциплина изоискусство Тема: «Пейзажи русской земли»  Цели деятельности учителя:   познакомимся с картинами художников, украсим пейзаж , науч...

Технологическая карта урока ИЗО 2 класс Пейзаж родного края

На уроке учащиеся познакомятся  с пейзажем родного края (Бурятии), что растёт и какое озеро в РБ,  расширят знания о разнообразных видах пейзажа...

Презентация по изобразительному искусству для 4 класса." Пейзаж родной земли."

Презентация по изобразительному искусству для 4 класса. Пейзаж родной земли....

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли (подмалевок для осеннего пейзажа)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа, закрепление способов работы гуашью.Планируемые результаты:Предметные:1.Зна...

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли. Природные зоны России.» мастер -класс 4 классы

Данный урок был разработан с целью подготовки учащихся к ВПР по окружающему миру, расширению и углублению знаний о природных зонах России ,знаний о родном крае, Государственных символах России, а...