Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Пейзаж родной земли (подмалевок для осеннего пейзажа)» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Мещерякова Рахель Евгеньевна

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа, закрепление способов работы гуашью.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Знать: художников, прославивших красоту русской земли; строение композиции пейзажа;

2.Уметь: создавать подмалевок для осеннего пейзажа, используя богатую палитру цветов, характерных для осени.

Личностные:

1.Эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

2.Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 23.09.2022

Школа: №104

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00-8:40   Кабинет: 109

Студент: Мещерякова Р.Е.

Группа: 46

Учитель: Моцная Н.В.

Методист: Подгорская Т.А.

Тема урока «Пейзаж родной земли (подмалевок для осеннего пейзажа)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции русского пейзажа; выполнение подмалевка для осеннего пейзажа, закрепление способов работы гуашью.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомиться с видами пейзажа

2. Изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа

Предметные:

1.Знать: художников, прославивших красоту русской земли; строение композиции пейзажа;

2.Уметь: создавать подмалевок для осеннего пейзажа, используя богатую палитру цветов, характерных для осени.

Развивающие:

1. Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки

2. Развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания

Личностные:

1.Эмоционально-ценностное отношение к Родине, природе; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства;

2.Навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись.

Воспитательные:

1. Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности

УМК: УМК «Школа России», учебник Изобразительное искусство: 4 кл.: Учебник в 1ч./ Неменский Б.М. – М.: Просвещение

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Учитель мобилизует внимание класса и приветствуе6т учащихся

-Прозвенел звонок!  

Начинается урок!

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рахель Евгеньевна, я проведу сегодня у вас урок изобразительного искусства. Садитесь.

Приветствуют учителя, занимают свои места

Проекторпрезентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный:

Обсуждение

Учитель организует обобщение  материалов предшествующих уроков,  активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

На слайде тема четверти: «Искусство русского народа»

Прочитайте название.

Как понимаете эти слова?

- Молодцы! В чем величие России?

- Вы правы, всё это запечатлено художниками в произведениях искусства (показ картин на слайдах).

О чём мы будем говорить на уроках в 1 четверти?

- Совершенно верно!

- Эти слова говорят нам о том, что речь в этой четверти пойдет об искусстве русского народа: о знаменитых деятелях, русских традициях, произведениях искусства, о том, что русский народ создавал на протяжении многих лет и т.д.

- Просторы земли, природа, люди, великое прошлое, герои…

- Об искусстве русского народа, его традициях, о природе.

УУКД: выражать свою точку зрения

УУРД: давать адекватную оценку ситуации

Проекторпрезентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:

 Обсуждение

Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

- А как вы думаете, с чего мы начнем знакомство с искусством русского народа? Посмотрите на слайд и подумайте. Как будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели с вами поставим на урок?


- Пейзаж родной земли.

- познакомимся: с художниками пейзажистами, с композицией пейзажа;

выполним: подмалевок осеннего пейзажа.

УУПД: выявлять причинно-следственные связи

УУКД: принимать цель деятельности УУРД: составлять план действий

Проектор, презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный:

Беседа

Объяснение

 

1. Беседа о красоте картин – русских пейзажистов

- Посмотрите на слайд, знакомы ли вам эти картины?

- эти картины принадлежат - Шишкин И.И., Левитан И.И., Саврасов А.К.

Творцы данных картин славятся своим мастерством в изображении красот русской природы.

2. Анализ композиций, пейзажей

- Ребята, какое у нас сейчас время года? Опишите красоту неба осенью. Давайте вновь обратимся к нашим картинам и посмотрим, какие краски использует художник для изображения неба.

- Вы правы. Скажите, почему осеннюю землю сравнивают с ковром. Что это за ковер такой? Каких цветов бывает осенний ковер?

- Давайте внимательно рассмотрим пейзаж и выделим характерные черты его композиции. Начнем с вопроса о том, что такое линия горизонта? Покажите ее на картинах.

  1. Педагогический показ приёмов создания образа.

 -Сегодня мы только начнем работу над нашим пейзажем. Расположить свою работу вы можете двумя способами: горизонтально или вертикально.

- Я для вас заранее подготовила работы. Посмотрите, что выполнено на них? Это подмалёвок. Что означает это слово?

- Настоящие художники редко делают наброски карандашом, они используют технику «подмалевок», при помощи которой создают начальную разработку будущего изображения.  

Рассматривают картины и отвечают на вопрос учителя.

                                                                                   

2.

- Осень. Серо – голубые, желтоватые, нежно-голубые, фиолетовые, розоватые оттенки.

- Потому что осенью опадают листья и застилают собой всю землю, напоминая красочный ковер. Цвета: красный, желтый, оранжевый, коричневый, бардовый.

- Линия горизонта – граница, где небо сходится с землей.

Один учащийся выходит к доске и указкой показывает, где проходит линия горизонта на картинах.                  

- Подмалевок – это начальная быстрая разработка изображения.

УУПД: использовать вопросы  как исследовательский инструмент познания

УУКД: выражать свою точку зрения

УУРД: аргументировать предлагаемые варианты ответов, решений

Проектор, презентация

демонстрируемые материалы, доска,  пример готового изделия

 

Педагогический показ

- Сейчас я покажу вам, как мы будем начинать работу над пейзажем, а вы внимательно смотрите и слушайте. Работаю только я.

1 этап – на палитре смешаем белила с синей краской.

- Для какой части пейзажа я взяла эти цвета? Правильно, цвет для неба должен получиться – нежно-голубой.

2 этап – посередине листа  или чуть ниже середины проведем л.г.

- Посмотрите, как у меня получилось.

3 этап – далее широкими крупными пятнами будем выполнять небо. Можно добавить другие оттенки в небо, например красный и тогда у нас получится – сиреневый. Потом, когда краска просохнет, что можно добавить на небо? Облака можно выполнить кудрявыми белыми мазками, вот так.

- Посмотрите, как у меня получилось.

4 этап – от л.г. начинаем выполнять ковёр осенней земли. Какой цвет будет основным? Выполняем работу широкими пятнами. Переход к земле вблизи нужно показать более мелкими мазками. Как будто разноцветная листва лежит ковром.

- Цвета используем разные. Какие можно брать?

- Вот что вы должны сделать за сегодняшний урок.

Наблюдают за действиями учителя.

- Небо.

 

-Облака

-Охра

- Красный, желтый, бардовый

зарисовки на доске

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

 

Словесный:

 объяснение

- Итак, ребята, какая сегодня ваша творческая задача?

 -Правильно, выполнить подмалевок для осеннего пейзажа, можно включить свои элементы

- Желаю вам творческих успехов, приступайте к работе!

Слушают учителя.

- выполнить подмалевок для осеннего пейзажа.

УУКД: принимать цель деятельности

УУРД: составлять план действий

Физкультминутка(1мин)

Ф

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте)
Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10 раз)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши)

Топаем ногами. (Топаем ногами)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши)

Самостоятельная работа


Интериоризация нового способа

 действий, индивидуальная рефлексиядостижения цели,

И

  Словесный:

комментарии

Внешний контроль

Самоконтроль

Учитель наблюдает за процессом, помогает, если требуется помощь. Производит повторное объяснение, если  обнаруживает в работе ребят ошибки


Самостоятельно работают в соответствие с указаниями учителя под музыку.

УУПД:  использовать вопросы  как исследовательский инструмент познания

УУКД: выполнять свою часть работы, достигать  результата

УУРД: составлять план действий

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный:

Беседа 

Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов

- Итак, ребята, давайте повторим, что мы сегодня узнали на уроке. Как звучит тема первой четверти? Урока?

- Молодцы! О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- О каких русских художниках – пейзажистах мы говорили?

- Какие характерные черты композиции пейзажа вы узнали?

- Что вы выполняли при помощи подмалевка?

- Какие цвета для неба вы использовали? Для земли?

- «Искусство русского народа», «Пейзаж родной земли».

- Линия горизонта – граница, где небо сходится с землей.

- Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа.

Подмалевок – это начальная быстрая разработка изображения.

- начало композиции «Осеннего пейзажа»

Перечисляют цвета.

УУПД: аргументировать свою позицию

УУКД: выражать свою точку зрения

УУРД: приминать себя и других не осуждая

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

Обсуждение

Взаимоконтроль

Выбирает с каждого ряда по одному эксперту и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ. Организует самоанализ работ отдельных учащихся

Критерии оценки:

-  наличие линии горизонта

- передача цветовой палитры осеннего неба

- передача цветовой палитры осенней земли

– Мне очень понравилось, как вы сегодня себя проявили. Ваши подмалевки осеннего пейзажа получились оригинальные и красочные!

Спасибо вам за работу на уроке, вы молодцы!


Эксперты выбирают понравившиеся работы, аргументируя свой ответ, опираясь на критерии оценки.

УУПД: устанавливать критерии проводимого анализа

УУКД: выражать свою точку зрения в устной форме

УУРД: делать выбор и брать ответственность за свое решение

Практические работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира» (УМК "Школа России, 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАДата:10.05.2022Студентка: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: №74Учитель: Новикова Анна АлександровнаКласс: 4 «М» Урок:1 Время:...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Искусство народов мира. Обобщение», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Расширение  представлений о культуре разных стран, создание условий для развития интереса к истокам мирового искусства, разв...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Уральский пейзаж. Зима. (подмалёвок)" (УМК "Школа России", 4 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: "открытие" нового знанияЦель: формирование у обучающихся представлений о природных особенностях и красоте Урала; обучение выполнению подмалевка и начала...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет, воздушная перспектива" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: знакомить с изобразительными и выразительными возможностями цвета в изображении пейзажа.Задачи урокаДидактические:1. Знакомить с изобра...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги» (УМК "Школа России" 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца...