Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме Форма и художественный образ.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Коршунова Яна Сергеевна

Методическая разработка в виде технологической карты урока изобразительного искусства по теме "Форма и художественный образ". УМК Перспективная начальная школа, 2 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_forma_i_hudozhestvennyy_obraz.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока изобразительного искусства.

Класс: 2.

Учитель: Коршунова Яна Сергеевна.

Тип урока: комбинированный.

                                                                 

Тема урока

Форма и художественный образ.

Цель

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через  изображение  художественного образа через форму аппликация.

Задачи

Образовательные: 1) познакомить с разнообразием форм; сформировать представления о формах  и выражение образа через многообразие форм;

2) сформировать умение выполнять художественный образ через изображение на плоскости-аппликация (сюжет на выбор); закрепить навыки работы с художественными материалами, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану.

Развивающие: способствовать развитию: памяти, расширению кругозора, мышления (образного, композиционного, художественного), мелкой моторики, творческого воображения, чувства пропорции, фантазии.

Воспитательные: 1) способствовать воспитанию: умение контролировать свою деятельность, оценивать ее, опираясь на критерии; видеть красоту  в образах животных; творческую активность, отзывчивость к прекрасному в жизни и в искусстве;

2) способствовать воспитанию общей культуры труда: (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения последовательности изображения, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия и т.д.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
  • уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Формируемые УУД:

  • личностные: положительное отношение к учению, к предмету изобразительное искусство 
  • регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно, определять последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
  • коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других.  
  • познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно, анализировать объекты с целью выделения признаков,  

Основные понятия

форма, аппликация.

Межпредметные связи

Технология.

Оборудование

 

Оборудование учителя:

пооперационная последовательность выполнения изображения – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:  иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины; правила безопасной работы с пачкающими материалами.

 Оборудование учащихся: учебники «Изобразительное искусство», 2 класс, автор И.Э. Кашекова;

Материалы белый лист бумаги, клей.

Инструменты: карандаш, ластик, ножницы.

Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для вытирания кисти (лоскутики ткани).

Литература, интернет-ресурсы

Литература        

  1. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. для  ВУЗов / Н.М.Сокольникова. - М.: Академия, 2003.-368с.
  2. Кашекова, И.Э. Изобразительное искусство 2 класс [Текст]: Учебник 2017. – 112 с.

Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

1 мин

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть  вас.

- Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Всё ли готово к уроку. Нам сегодня понадобятся: альбомные листы, цветная бумага, клей.

- Молодцы! Можем преступать к работе.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

 

Личностные УУД:  Уметь организовать свое рабочее место. Умеют наблюдать, слушать.

II. Повторение пройденного материала

2 мин.

Анализ материала прошлого урока

 Выясняет степени усвоения ранее изученного материала   для связи с новой  темой через систему вопросов.

- Ребята, а что мы выполняли на прошлом уроке?

Правильно, мы рассматривали формы художественного образа. Рассматривали силуэт.

- А что такое силуэт? (однотонное изображение фигур, предметов)

- Как с помощью формы можно передать характер героев, предметов? (очертания и цвета)

- Посмотрите на слайд, что вы можете сказать о характере этих пятен? (Форма этих пятен различна: первое пятно имеет волнистые, плавные очертания, у второго острые, жесткие края)

- Что можно сказать о характере этих пятен?

- Какие пятна имеют неустойчивую, подвижную, изящную форму, а какие – неуклюжую, неповоротливую тяжелую форму?

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

III. Формулирование темы урока, постановка цели

2 мин

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

- В ходе сегодняшнего урока мы расширим свои представления о разнообразии форм, их творческих возможностях для создания интересных образов.

- Тема нашего урока «Формы и художественные образы».

Слушают учителя, принимают учебную задачу.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя (1-2 кл.)

IV.  Усвоение новых знаний

12 мин

 

 

1. Вводная беседа

- Ребята, знаете ли вы, что такое форма? Форма – это внешний вид, очертание предмета.

Характер предмета, животного, сказочного героя можно передать с помощью формы и цвета. Художник с помощью формы создаёт выразительный образ персонажа.

- Откройте учебник на странице 70 и посмотрите на первое пятно.(слайд 2) Какое оно? (оно имеет плавные и волнистые очертания). А второе?(слайд 3) (у него острые, жесткие края) А что можно сказать о характере этих пятен? (первое пятно доброе, а второе колючее, злое).

- Посмотрите на следующие пятна. Какие из них имеют изящную, неустойчивую, подвижную форму? А какие неуклюжую, неповоротливую, тяжелую форму?

- Посмотрите на слайд. В этих плавных формах больше доброты и спокойствия (слайд №4). А вот эти кажутся злыми и колючими (слайд №5).

- Посмотрите на слайд. Перед вами картина Аристарха Лентулова, которая называется «Василий Блаженный».(слайд 6) Подумайте, что хотел сказать художник этим приемом? Почему сдвигаются формы, неожиданно обрываются и наезжают друг на друга цвета? (он старался передать сказочность, доброту, безудержную фантазию формы и цвета на полотне).

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Это картина Казимира Малевича «Крестьянин в поле» (слайд 7). Какие формы использовал художник в этих картинах, какое состояние они передают? (угловатые формы, они передают злое, тревожное состояние).

- Верно, угловатые и жёсткие формы передают агрессивное, тревожное состояние.

- А теперь посмотрите на эту картину. (слайд 8) Ее написал испанский художник Хуан Миро´. Какие формы он использовал? (плавные, легкие, волнистые). Какое настроение передал нам художник с помощью формы и цвета? Придумайте название этой картине.

2. Объяснение последовательности выполнения практической работы

- Ребята, на этом занятии мы с вами попробуем с использованием форм и с помощью техники аппликации создать изображение доброго и злого кота. Сейчас я покажу вам разные варианты изображения котов.

План:

1. Складывание цветной бумаги в несколько раз.

2. Вырезание из сложенной в несколько раз бумаги разных форм.

3. Построение композиции из форм на белой бумаге.

4. Приклеивание форм из цветной бумаги на бумагу белого цвета.

3. Проверка понимания учащимися нового материала

- Хорошо. Так что же такое форма? Какая форма может нам сказать, что кошка добрая? Какие формы мы можем использовать, чтобы показать ее доброту? А какие формы могут сказать нам, что кошка злая и агрессивная? Какие формы предупреждают нас «не подходи, не трогай!»?  

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем анализируют работу, разбираются в последовательности,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

 б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

 в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

 в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

 г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Познавательные УУД:

искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и  преобразовывать ее из  одной  формы в другую. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,

уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого;

высказывать суждения о художественных особенностях произведений.

Регулятивные УУД:  учиться

высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий

Личностные УУД:

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, природе, людям)

V. Организация  рабочего места

2 мин.

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов  и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами

Правила пользования инструментов

и соблюдения гигиенических норм.

  • Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по партам карандаши, клей, бумага.
  • Необходимы влажные салфетки для рук.
  • Ученик должен свободно и прямо сидеть.
  • Аккуратно работать с ножницами, клеем, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
  • Нельзя клей пробовать на вкус.
  • Инструменты и материалы должны храниться в специально отведённом месте.
  • После окончания работы руки должны быть вымыты и вытерты, а весь рабочий материал убран.
  • После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
  • На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.

Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь: организовывать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы.

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.  

VI. Практическая работа

20-25 мин.

- Ребята, используемые формы в вашей аппликации должны передать настроение и характер кошки. Посмотрите на работы, которые я приготовила для вас (вывешиваю на доску). Сейчас я покажу вам, что нужно делать и в какой последовательности, а потом мы будете работать самостоятельно. А теперь внимательно наблюдайте за тем, что я делаю.

План:

  1. Первый вариант. Я вам продемонстрирую несколько вариантов изображения форм.
  2. Для этого я лист цветной бумаги светлых тонов, складываю его пополам и разрезаю. Одну из половин  складываю 2 раза.
  3. Начинаю вырезать плавную, округлую форму.
  4. Складываю из получившихся форм на белой бумаге образ кошки. Если нужно из получившихся форм вырезаю другие плавные формы.
  5. Приклеиваю формы к белой бумаге, украшаю глазками из бумаги. Маркером рисую усики и рот. Добрая кошка готова.

  1. Другой вариант. Беру бумагу темного цвета. Складываю 2 раза. Вырезаю острую, угловатую форму. На белой бумаге из форм складываю образ злой кошки. Приклеиваю части. Украшаю бумажными глазками. Маркером рисую оскал кошки.

- Итак, ваша задача изобразить композицию из формы.

- Ребята, а теперь приступаем к работе в соответствии с нашим планом работы. Если будут вопросы, поднимайте руку, я подойду.

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту.

Уметь:

Выполнять:

— изображение,

используя алгоритм;

Применять изученные художественные техники при создании проекта; Реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану в соответствии с замыслом; корректировать свои действия.

Личностные УУД:

Развивать самостоятельность в поиске решений различных изобразительных задач; овладевать различными приемами и техниками изобразительной деятельности, уметь использовать их для создания красивых вещей или их украшения

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

3 мин.

Проводит анализ теоретической части урока. Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения; отмечает творческий подход, оригинальность решения, цветовой строй, аккуратность и др. качества;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Ребята, я думаю, что уже все закончили, теперь проведем выставку работ, первый ряд выходите. (2 ряд, 3 ряд)

- Молодцы! У вас получились замечательные работы, всем  пять.

- Ребята, чему вы научились на уроке?

- Что нового узнали?  

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать

эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; проводить презентацию своего проекта.

VIII. Уборка рабочих мест

2 мин.

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

- Наш урок подошел к концу, а теперь убираем своё рабочее место. Убираем бумагу, клей, ножницы, убираем всё в портфель, вытираем стол.

Спасибо за урок. До свидания!

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» (4 класс).

Технологическая карта урока  изобразительного искусства с применением ИКТ. Урок  составлен в соответствии с требованиями ФГОС (УМК «Школа России»,  программа Б.М. Неменского). Тема урок...

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Красота природных форм в графике» 1 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведениями графики, формирование умений использовать графические материала для изображения.Планируемые результаты Предметные: раскры...

Технологическая карта урока изобразительного искусства . Красота природных форм в искусстве графики «Цветы» . УМК Перспектива

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: ознакомление с возможностями графики, формирование представление о работе художника- графика,  развивать графические умения и навы...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вырезанки зимы (пейзаж в технике художественного вырезания)» - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета на чёрном фоне; форм...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Выразительные формы предметов" - 1 класс

Тема урока: «Выразительность формы предметов (декоративный натюрморт)»Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представление у учащихся о натюрморте, форми...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома"

Цель урока: Создание условий по формированию представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.Задачи урока:Дидактические:1. Знать элементы образа в н...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания" - 1 класс

Тема урока: «Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Создание условий по формированию углублённых ...