Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Картина-портрет" 3 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Невзорова Ангелина Сергеевна

Тема урока: «Картина-портрет»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о жанре портрета; обучение последовательности в работе над портретом; ознакомление с творчеством известных русских художников-портретистов.

Задачи урока

Дидактические:

- познакомить с известными картинами – портретами;

- познакомить с пропорциями лица и мимикой человека, с разновидностями портрета.

Развивающие:

- уметь анализировать свой рисунок и рисунок товарища;

-развивать фантазию и  воображение;

-развивать любознательность, речь, логическое мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к изображению человека, потребность в художественном творчестве;

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу рисования.

- воспитывать аккуратность в процессе работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_izo_chelovek.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Дата: 13.04.2020

Студентка: Муляр А.С.

Школа: № 152

Учитель: Зайнитдинова А.Ф.

Класс: 3 «в», 3-я четверть

Методист: Буторина В.В.

Урок: 3

Время: 15:45-16:25

Кабинет: 212

Тема урока: «Картина-портрет»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о жанре портрета; обучение последовательности в работе над портретом; ознакомление с творчеством известных русских художников-портретистов.

Задачи урока

Дидактические:

- познакомить с известными картинами – портретами;

- познакомить с пропорциями лица и мимикой человека, с разновидностями портрета.

Развивающие:

- уметь анализировать свой рисунок и рисунок товарища;

-развивать фантазию и  воображение;

-развивать любознательность, речь, логическое мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к изображению человека, потребность в художественном творчестве;

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу рисования.

- воспитывать аккуратность в процессе работы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

 Приветствие.  

 -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Игоревна. Присаживайтесь. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Приветствуют учителя.

М: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы организации: фронтальная

Словесный, побуждающий диалог

Беседа по прошлой теме.

-Вспомните, над какой темой мы работаем в 4 четверти?

-Вспомните ребята, какая тема была у вас на прошлом уроке?  

-С каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? -Каких художников живописного пейзажа вы можете назвать?  

-Что бывает изображено на картинах этих жанров?

- Ребята на прошлом уроке мы с вами посети один из залов музея.

-Зал с какими работами мы посетили?

 -  А как вы думаете, что ещё может быть представлено в залах художественных музеев?  

-Верно! Вот и сегодня мы посетим ещё один из залов художественного музея, а вот в какой именно вы сего узнаете на уроке.

(Портреты мужчин и женщин)

-Посмотрите внимательно на слайд. Скажите, что на нем изображено?  

-Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

-Вы знаете, как называется жанр, где художник изображает только человека или группу людей?

 Отвечают на вопросы.

-  Художник и музей?

 

- Картина-пейзаж 

- С пейзажем

- Левитан, Саврасов

- Природа, животные

- Пейзажи

- В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...

- Люди, лица

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

 

Слайд № 1

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы организации: фронтальная

Словесный

Проблемный вопрос

Переход к теме.

-Отгадайте, о каком жанре мы сегодня будем говорить. На картинах этого жанра изображён человек или группа людей, чётко прорисовываются их лица. Художник через черты характера старается передать характер человека, его внутренний мир, своё отношение к нему. Вы догадались о чём будем мы сегодня и говорить?

-Как вы думаете, для передачи характера, какими средствами пользуется художник? Давайте посмотрим на портреты и попробуем это определить.

Детям демонстрируются репродукции картин.

-Это картина «Девочка с персиками». Её написал русский художник В.Серов.

-А что вы думаете, об этой картине? Кто на ней изображён? Сколько примерно девочке лет? лет? Каков её характер?

- Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели. Каких целей мы должны достичь? -Ваша задача сегодня выполнить портрет мужского или женского образа.

Отвечают на вопросы.

 - Портрет

- У девочки немного насмешливый взгляд, наверное, она всегда и во всём умеет подметить смешное. Вокруг неё всё залито солнцем, розовый цвет одежды, персики на столе – всё это показывает доброе отношение художника к девочке.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

 

Слайд № 2

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Формы организации: фронтальная

Наглядный

Словесный

Эвристическая беседа

Практический - упражнение

1. Знакомство с новым материалом

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое портрет?

-   Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

-Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

-В портрете важно не только передать индивидуальное внешнее, фотографическое сходство, но и подметить нечто особенное – внутренний мир человека, характер, признаки эпохи той среды, к которой принадлежит человек. Такое изображение человека превращается в художественный образ.

 

- В старину существовала наука о лицах, называлась она «Физиогномика» или искусство

раскрытия характера человека по лицу. Изображая лица, художники

раскрывают характеры.

Рассматривание репродукции В.Серова «Мика Морозов»

Знакомство с видами портрета:

 - Автопортрет-изображение художника, выполнен им самим с помощью зеркала или по памяти.  

- Групповой портрет, включающий не менее трех персонажей.

- Семейный портрет - изображение семьи.

-Двойной портрет - изображение двух человек.

 - Камерный портрет - персона, представлена на тёмном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи.

- Парадный портрет - показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.  Чаще всего изображают человека выдающегося, добившегося определенных успехов, лидера, обладателя высоких наград и званий.

- Поясной портрет или портрет с руками - изображение человека по пояс. Обычно выполняют, чтобы включить в кадр руки.

 2. Анализ образов, изделий, композиций

-А что вы думаете, об этой картине? Кто на ней изображён?

- Вы можете предположить сколько ему лет? Каков его характер? Какая у него одежда? А волосы?

Беседа о мимике лица, эмоциях.

- Ребята, а вы знаете, что такое мимика лица человека?

- Мимика лица человека – это положение глаз, бровей, губ.  

Беседа о пропорциях головы человека.

-Чтобы передать характерные для определённой личности черты лица, необходимо знать пропорции головы человека.

- На каком уровне располагаются глаза человека? На каком расстоянии находятся они друг от друга? Каковы размеры ушей, носа, лба, подбородка? Какова ширина носа?  

 -Сегодня на урок к нам вновь пришёл Мастер изображения. Он познакомит вас с правилами рисования лица человека. Вы внимательно слушайте и попробуйте выделить основные правила.

Физминутка (для глаз)

3. Педагогический показ приёмов создания образа

  -Как мы наметим размер головы? -Какой формы должна быть голова?

- Каким способом мы начинаем рисовать голову?  

-Необходимо сделать тон кожи. Для этого возьмите в руки палитру, обмакните толстую кисть в красную гуашь наложите краску на палитру, вымойте кисть. Теперь добавьте на кончике кисти коричневую краску в палитру и смешайте. Добавляем белила.

-Визуально наметьте середину где будет находиться голова.

-Начинаем рисовать от пятна, опускаем шею (она будет чуть уже, чем голова), рисуем плечи (до конца не буду доделывать, вы это уже сделаете сами).

- Где находится линия волос?

-Затем изображаем глаза, изображаем белок, радужку, зрачок, реснички, помните о том, что глаза не должны быть слишком большие или маленькие. -Затем пишем нос, губы (верхняя губа темнее, чем нижняя)

-Внимательно следите за пропорциями

 (на доске) Критерии оценки:

- узнаваемость;

- законченность;

- аккуратность;

- оригинальность.

- Это изображение лица человека

 

 

 

 

 Смотрят на репродукцию, отвечают на вопросы.

 На этой картине изображён мальчик 6-7 лет. Он непоседливый, шаловливый, озорной. Кажется, что ещё минута и он соскочит и убежит.

 -Ладошкой.

- Яйцеобразной.

-От пятна.

- По середине головы

- Расстояние между глазами равно ширине глаза

- Размеры лба, носа, уха и подбородка приблизительно одинаковы, ширина носа равна расстоянию между глазами.

-Ладошкой.

- Яйцеобразной.

-От пятна.

- Выше линии лба

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

 

Слайд № 3

 

 

Слайд № 4

Слайды № 5-№ 10

На доске появляется фигурка мастера изображения

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

 

V.Первичное закрепление (1мин.)

Усвоение нового способа действий

Формы организации: фронтальная

Словесный

- Повторим алгоритм (на слайде)

- Итак, ребята, в чём заключается ваша задача?

- Ваша задача – выполнить портрет мужского или женского образа. На выбор!

- Приступайте к работе. Желаю вам успехов!

 

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению

 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы организации: индивидуальная

Практический

практическая работа

1.Выполнение самостоятельно задания

- Ребята, если у вас что-то не получается или не выходит, вы можете поднять руку, и я подойду к вам.

Музыкальное сопровождение

-Я вам включу музыку, а вы должны тихо работать, чтобы слышно было её, а не вас.

 

Под музыкальное сопровождение выполняют работу

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа

Звучит приятная мелодия

VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы организации: фронтальная

Словесный

Обобщающий диалог

- Ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты

кисти и краски и поднимите глазки на меня.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Что узнали на уроке?

- Какая цель была на уроке?

-  Как вы поняли, что такое портрет?

- Изображали мужской или женский портрет человека на выбор

- «Картина-портрет»  

-  Писали портрет мужского или женского образа

-Изобразить портрет мужского или женского образа

- Это изображение лица человека.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

 

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) (3-5мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы организации: фронтальная

Словесный

Анализ продуктов работы

1. Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности- Ребята, мы с вами проведём выставку работ. Первый ряд, выходите к доске, те кто закончил свою работу. Какие разные герои у вас получились!

- Кто желает проанализировать работы по критериям (2 ученика проанализируют работы других), которые вы видите на доске (В чём аккуратность работы? В чём законченность и т. д.).

- Садитесь, остальные поменяйтесь своими работами и также по критериям оцените их. 

Критерии оценки:

-  узнаваемость;

- аккуратность;

- оригинальность;

-законченность.

- У кого работа подходит по всем критериям, получают 5.

- Спасибо за урок! Вы очень постарались. Можете убрать свои рабочие места.

- Проводят взаимооценку деятельности.

По поднятой руке анализируют работы

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение;

Р: умение оценивать собственный результат по заявленным критериям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 2 класс "Изображение и реальность"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 2 класс " Изображение и реальность"- удобный, эффективный инструмент, позволяющий осуществлять проектирование урока в соответствии с ФГОС втор...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 3 класс. Тема "Мастера Изображения, Постройки и Украшения"

Цель: познакомить учащихся с новым учебником, выявить уровень знаний, умений и навыков; ознакомить с принадлежностями для рисования (папка с бумагой, карандашами по степени мягкости, акварель, гуашь, ...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству. 4 класс. Тема "Деревня - деревянный мир"

Данный материал поможет сформировать представления об изучаемом предмете. На уроке учащиеся продолжат знакомиться с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами. Главная...

Технологическая карта урока по изобразительной деятельности 4 класс 2 вариант обучения

ТКУ по предмету "Изобразительная деятельность" на тему "Снеговик"...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству 3 класс Тема "Картина-портрет"

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: Формирование представлений у обучающихся о картине-портрете; обучение рисованию портрета человека в графике. Задачи урока Планируемые результаты Дидактиче...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор

Технологическая карта урока по изобразительному искусству, 1 класс. Штамп из яблока. Тема урока: "Форма и украшение бытовых предметов. Сумка и её декор" Цель: Создать условия для ознакомлени...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству по теме: "Златоустовская гравюра на стали" (4 класс, УМК «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: познакомить детей с промыслом «Златоустовская гравюра на стали» и выполнить эскиз тарелки.Задачи урока:Дидактические:1) дать пред...