Троицкий собор – жемчужина Александровской земли.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2, 3, 4 класс)

Искрова Рамиля Минулловна
Цель: 
 - показать театрализованное представление жития при правлении Ивана Грозного в Александровской Слободе; Создать композиции по заданным темам коллективно. 
Задачи:
1. Формировать у учащихся образное воображение в передаче красоты архитектурного ансамбля Александровского Кремля;
2. Развивать у учащихся творческие способности и выражать свои чувства и эмоции в создаваемых образах.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к великим свершениям, славному историческому прошлому.
Планируемый результат и уровень усвоения:
Универсальные учебные действия:
личностные: обучающиеся ценят и принимают следующие базовые ценности: уважительное отношение к творениям, созданным руками человека; учится видеть прекрасное вокруг себя. 
регулятивные: обучающиеся самостоятельно организовывают свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения задания под руководством учителя; используют в работе художественные  инструменты и материалы; оценивают свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»; 
познавательные: обучающиеся познакомятся с особенностями памятников архитектуры и ролью архитектуры в жизни человека; 
коммуникативные: обучающиеся участвуют в диалоге, инсценируют  отрывки из произведений; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения по теме занятия.
Оборудование урока: 
- панно;
- основные понятия темы;
- раздаточный материал;
 - изделия для росписи (колокольчики), гуашь, цв. бумага, бисер, бусы, пастель, сангина, папье -  маше и различные декоративные заготовки, восковые мелки, пастель, гуашь, акварель, цветная бумага, клей, ножницы и кисти

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Арсаковская основная общеобразовательная школа № 31.

Троицкий собор – жемчужина Александровской земли».

Разработала

Учитель начальных классов

Искрова Рамиля Минулловна,

Высшая квалификационная категория

2021 г.

Посёлок имени Ленина

              Троицкий собор – жемчужина Александровской земли.

Цель:

 - показать театрализованное представление жития при правлении Ивана Грозного в Александровской Слободе; Создать композиции по заданным темам коллективно.

Задачи:

1. Формировать у учащихся образное воображение в передаче красоты архитектурного ансамбля Александровского Кремля;

2. Развивать у учащихся творческие способности и выражать свои чувства и эмоции в создаваемых образах.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к великим свершениям, славному историческому прошлому.

Планируемый результат и уровень усвоения:

Универсальные учебные действия:

  • личностные: обучающиеся ценят и принимают следующие базовые ценности: уважительное отношение к творениям, созданным руками человека; учится видеть прекрасное вокруг себя. 
  • регулятивные: обучающиеся самостоятельно организовывают свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения задания под руководством учителя; используют в работе художественные  инструменты и материалы; оценивают свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении»;
  • познавательные: обучающиеся познакомятся с особенностями памятников архитектуры и ролью архитектуры в жизни человека;
  • коммуникативные: обучающиеся участвуют в диалоге, инсценируют  отрывки из произведений; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения по теме занятия.

Оборудование урока:

- панно;

- основные понятия темы;

- раздаточный материал;

 - изделия для росписи (колокольчики), гуашь, цв. бумага, бисер, бусы, пастель, сангина, папье -  маше и различные декоративные заготовки, восковые мелки, пастель, гуашь, акварель, цветная бумага, клей, ножницы и кисти

Добрый  день!

Мы рады видеть вас в нашей школе.

Сегодня мы представляем новый проект.

Учащийся 1.

У великой России

Много есть городов,

Но родней и красивей -

 Мой городок.

 Краше с каждой весною

И всегда молодой,

С соловьиной зарею

Над Серой рекой.

Здесь сады и музеи,

Здесь для жизни простор:

Ранним утром на Серой

Тих рыбаков разговор.

Мне милы и закаты, и зори,

Мне милы электричек гудки

И наши леса грибные

С ожерельем реки.

Учащийся 2.

Есть в России города, чей скромный облик наполнен особой душевностью, очарованием и благородством старины; где гармонично переплетены старое и новое, прошлое и настоящее….

Учащийся 3.

Таков наш маленький городок, расположенный на живописном берегу реки Серая. Александров  - один из городов малого Золотого кольца России, а его достопримечательность – музей заповедник «Александровская слобода».

Сообщение ученика про Слободу.

Учащийся 4.

Памятники зодчества Александровского кремля так же величественны, как значима сама история царской Слободы 16 века. Сотни лет эти уникальные сохранившиеся кремлевские постройки удивляют жителей и гостей Александрова своим совершенством.

Это  царский Домовой храм 16 века, Покровская церковь, 56 метровая Распятская церковь – колокольня, Успенская церковь, Сретенская церковь,  Надвратная церковь и Троицкий собор.

Все строения Александровского Кремля выполнены из белого камня и красного кирпича. Это необычное для средневековой русской архитектуры сочетание говорит о желании Василия Третьего сделать свою резиденцию красивой, величественной, не похожей на дворцы других князей. По приказу великого князя, на территории дворца были возведены храмы с различным предназначением. Самый грандиозный из них  Троицкий собор.

Учащийся 5.

В пучину капля с вышины упала.

Ходили волны , ветер выл:

Но Бог, узрев смиренный веры пыл,

Дал капле твердость высшего закала.

Ее в себя ракушка приняла,

И вот в венце властителя державы,

Признаньем доблести и славы,

Блестит жемчужина,

Прекрасна и светла.

Учитель.

 - О какой жемчужине идет речь?

Учащиеся.

-  Жемчужина   как символ мудрости и духовной доблести.

 -  Жемчужина олицетворяет минувшее, образ царя?, пробуждает воспоминания и надежды на светлое будущее.

Учитель.

- Можно ли памятник архитектуры 16 века, Троицкий собор, назвать жемчужиной?

Ученики:

- Можно, потому что это  самый древний памятник Александровской слободы,  является точной копией главного храма Троице-Сергиевой Лавры, фрески Троицкого собора были выполнены учениками Дионисия. До наших дней сохранились южные, богато украшенные врата, через которые царь проходил на богослужение. Главная святыня Троицкого храма – мощи преподобного Корнилия, которые покоятся справа от алтаря. В монастыре есть памятная келья святого, устроенная в надвратной церкви Феодора Стратилата. Здесь же находится небольшая экспозиция, посвященная памяти монахинь,

Учитель.

 -Из ключевых слов  наших выступающих давайте соберем                                                                                 высказывание, которое станет темой нашего занятия.

Троицкий собор

Жемчужина

Александров

Земля.

(Учащиеся собрали).

Учитель.

Давайте сформулируем тему нашего занятия: «Троицкий собор – жемчужина Александровской земли».

 - Молодцы ребята!

Учитель.

 - А сейчас предстоит вам разгадать историческую загадку.  И ответить на вопрос чей образ создал А. Толстой в своем романе.

Учащийся 6:

 « Он был высок, строен и широкоплеч. Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями.

     Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. Большой узорный крест висел у него на шеи на золотой цепи. Высокие каблуки красных сафьянных сапогов были окованы серебряными скобами.

        Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и в усах. Иоанну было от роду 35 лет, но ему казалось далеко за 40. Выражение лица его совершенно изменилось.

    Со всем тем, когда  Иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. Улыбка его очаровывала.    

Учитель.

- Как вы думаете, чей портрет описал А. Толстой в своем романе «Князь Серебряный».( А. Толстой создал портрет Ивана Грозного).

Уважаемые гости и ребята! А сейчас давайте представим себе на миг, что  мы в резиденции Ивана Грозного Александровской Слободе и сам царь перед нами.

(Звучит звон колокола)

Учащийся 7.

Звон медный несется, гудит над рекой,
Царь в смирной одежде трезвонит:
Зовет ли обратно он прежний покой 
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает русский  народ.

Выходит мальчик Микитка (ученик) и мужик (ученик).

Сценка «Мужик и Микитка»:

Идёт мальчик, вдалеке видна Слобода, купола церквей, слышится звон колоколов.

Микитка: Слава Богу, вот уж и Слобода  близко! Надо мне барина моего князюшку  Никиту разыскать. Он в Кремле живет, в палатах Бориса Годунова. Отослали его учиться. Указ вышел: учиться боярским детям. Как матушка его убивалась! Да деваться некуда. Пришлось ехать. Меня к Никитке послали, чтобы не скучал барин.

Появляется мужик с бородой.

Мужик: Ты куда это, пострелёнок один идёшь?

Микитка: В  Слободу калачей покушать, колокольного звона послушать.

Мужик: Так-то оно так. Да смотри, опричникам не попадайся.

Микитка: Не слыхал, кто такие?

Мужик: Любимцы царя. Сущая нечистая сила. У них метла на седле, это значит что они выметают изменников царской воли. А еще к седлу привязана собачья голова, это значит, что они грызут, как собаки верные, всех врагов царских.

Микитка: Страшно… А царя ты видал? Сказывают, грозный, злющий, наверное?

Мужик: Грозный, но уважает его народ. Ведь войско в Казанский поход водил, добивал осколки Орды, храм в честь этой победы построил, Покровский собор.

Видишь? Ну ладно, спешу я.

Сценка «Мужик и Микитка» окончена.

Исполнители уходят

Стражники (ученик 1 и ученик 2)   ведут  зодчего(ученик 3 ), выходит  Иван Грозный.

Выходит мальчик Микитка.

И.Грозный: Почто уставился? Аль не ведаешь как царя величают?

Микитка: Царя? Грозного?

И.Грозный: Ивана Васильевича.

Микитка: Помоги, государь! Не пускают меня в Кремль, к князюшке. На какую-то Попову гору гонят, а я не ведаю, где это.

И.Грозный: Ныне следую я На государев печатный двор, на Никольскую, ступай за мной.

Вот Никольская улица, улица просвещения русского. Все врут про меня, будто только суд да расправу чиню. А я о государстве пекусь. Краса воина – меч острый, корабля – ветрило, а мужа государственного знание книжное. А там,  в Москве,  Иван Федоров у меня на государевом дворе трудится. Я к нему, по душе мне видеть,  как дело печатное продвигается, да врагов у него много. Прощай, пострел.

Микитка кланяется царю в ноги. Прощай, царь – батюшка.

Панно изображением Троицкого  собора.

Выходит Иван Грозный, один зодчих, два стражника.

Стихотворение читается по ролям - Иван Грозный, гусляр, зодчие.

(И. Грозный)

Можете ль церкву сложить,
Иноземных пригожей?  

Чтобы была благолепней
Заморских церквей, говорю?
Автор

И, тряхнув волосами, 
Ответили зодчие:

(Зодчие)

 - Можем!
Прикажи, государь!

(Автор)
И ударились в ноги царю…
А как храм освятили,
То с посохом, в шапке монашьей,
Обошел его царь –
От подвалов и служб до креста.
И, окинувши взором его узорочьи башни,

(Царь)
-
Лепота! – молвил царь.
И ответили все: - Лепота!
И спросил благодетель:
-
А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма другой, говорю
?
И, тряхнув волосами, 
Ответили зодчие:

(Зодчие)

 - Можем!
Прикажи, государь!
И ударились в ноги царю…(Падают на колени к ногам)

(Автор)
И тогда государь повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его церковь стояла одна такова,
Чтобы в суздальских землях,
И в землях рязанских, и прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова.

Учитель:

 -  Как вы думаете, все ли мастера допускались до строительства храмов?

Ученики

(-только истинные мастера, люди с чистой душой и помыслами.)

Учитель:

 - Чем привлекают внимание православные храмы?

Ученик:

( - Храмы привлекают наше  внимание своим величием,  красотой, изысканностью, богатым декором.)

Учитель :

- Участники проекта  провели исследование о храмовом строительстве на Руси и представят свои результаты – творческие работы по теме «Троицкий собор  - жемчужина Александровской земли».

Учащийся 1:

Троицкий собор в Александровской Слободе, небольшой, но очень красивый, 1513 года постройки, - самое древнее сохранившееся со времен Василия IIIдо сегодняшних дней здание и единственное, дошедшее до нас. Первоначально он освящался как Покровский, Троицким же стал лишь в начале 18 века.

Учитель:

  Природа и  красота  - неотделимы друг от друга. Мы будем писать, и украшать  интерьер и экстерьер историко -  архитектурного памятника Александровской слободы – Троицкого собора.

 - А сейчас каждая творческая группа решает поставленную перед ней  задачу. Используя нетрадиционные техники, показать красоту и величие  средневековой русской архитектуры храмов в резиденции Ивана Грозного – Александровской слободе.

Литературоведы Художники, которые пишут собор (пастелью)

2 группа: Пишут портрет

Учащийся 1  – расписывает жемчужину

учащийся 2  – расписывает жемчужину.

3 группа :  Украшают собор

Учащийся 3 – украшает трон

Учащийся 4  – украшает трон

Часы -   учащийся 5 и учащийся 6

4 группа: Творцы  (гости выполняют аппликацию из цветной бумаги или роспись колокольчиков. (Белая гуашь).

Звучит спокойная музыка.

Алена – украшает плоскостную работу пайетками.

Защита.

Учитель:

В творческих  работах мы постарались отразить идею нашего проекта и сохранить дух времени правления Ивана Грозного.

Учащийся 1

На земле России стоит славный город,

Куполами башен, солнцем озарен.

В городе есть память Грозного прадеда.

Дорогой подарок нам оставил он.

Учащийся 2

У горы Поповой встал стрелец в шеренгу,

Слышен звон металла с глубины веков!

Учащийся 3

Память сохраняет жизнь былых столетий.

Учащийся 4

Рассыпая годы прожитых времен,

Череду столетий заливает город,  колокольный звон.

Рефлексия

Исполняется песня «Собор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александровский парк Санкт-Петербурга

Знакомство с Александровским парком....

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Экскурсия в музей. Александровская Слобода.

Экскурсия в музей. Александровская Слобода....

Разработка классного часа для начальной школы «Песенные корни земли Александровской»

Разработка классного часа для начальной школы «Песенные корни земли Александровской» ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урока:Дидактические:1. дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца;2. рассмотреть ст...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Древние соборы. Выполнение древнего собора из бумаги» (УМК "Школа России" 4 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с древними соборами на Руси.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:дать обучающимся представление о древних соборах Руси, рассмотреть соборы Золотого кольца...