Изобразительное искусство 2 класс "Глухие и звонкие цвета. Изображение весенней земли"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Шанькина Екатерина Андреевна

Конспект по изобразительному искусству

Тема: Глухие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gluhie_i_zvonkie_tsveta._izobrazhenie_vesenney_zemli.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 07.04.2022

Школа: Трубчевская СОШ №1

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: изобразительное искусство

ОС: Школа России

Класс:

Тема: Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.

Цели урока:

Содержательная: создать условия для знакомства учащихся с цветом как средством выражения;

Деятельностная: создание изобразительной работы на основе использования цвета как средства выражения.

Задачи:        

Образовательные:

1. Познакомить с понятием глухие и звонкие цвета

2. Формировать умения анализировать зрительный ряд, выделять характерные особенности цвета, определять средства художественной выразительности.

3. Учить использовать глухие и звонкие цвет, как средство художественной выразительности.

Развивающие:

  1. Формировать умение формулировать цель урока после предварительного обсуждения.
  2. Создать условия для формирования умение работать по предложенному учителем плану, вносить необходимые коррективы.
  3. Формировать умение выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
  4. Создать условия для открытия новых знаний, освоение новых умений в процессе продуктивной деятельности.
  5. Развивать умение слушать других, принимать другую точку зрения, соподчинять интересы, пытаться договариваться.

Воспитывающие:

1. Создать условия для формирования эстетических чувств, ценностных ориентиров в области изобразительно искусства.

2. Формировать умение высказывать своё отношение к результату работы.

3. Развивать самостоятельность в поиске решения различных практических задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Формирование представления о способах передачи намерений человека через украшения.
  2. Формирование умения анализировать зрительный ряд, выделять характерные особенности формы, определять средства художественной выразительности.
  3. Формировать умения использовать глухие и звонкие цвета, как средство художественной выразительности

Личностные:

  1. Формирование эстетических чувств, ценностных ориентиров в области изобразительно искусства.
  2. Высказывать своё отношение к результату работы.

3.  Развитие самостоятельности в процессе поиска решения изобразительной задачи.

Метапредметные:

Регулятивные:

1. Умение формулировать цель урока после предварительного обсуждения.

2. Умение работать по предложенному учителем плану.

3. Умение выполнять текущий контроль и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные:

1. Открытие новых знаний, освоение новых умений в процессе продуктивной деятельности.

2. Умение подбирать цветовые отношения в работе, форму, макет.

Коммуникативные:

1. Умение слушать других, принимать другую точку зрения, соподчинять интересы, пытаться договариваться.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, краски, непроливайка, кисти

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Подготовка к усвоению нового 

3. Этап выявления места и причины затруднений

3.1. Определение тематического поля урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Сообщение темы урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Путешествие в страну звуков и цвета

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Анализ зрительного ряда

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

7.1. Творческая практическая деятельность учащихся

7.2. Целевые обходы учителя

8. Этап рефлексии учебной деятельности

8.1. Выставка и анализ работ

8.2. Обобщение темы урока

8.3. Самооценка

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в учебную деятельность

1.1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Андреевна, и сегодня урок  изобразительного искусства  у вас проведу я. Присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Проверьте, всё ли готово к уроку. Вам понадобятся лист бумаги, простой карандаш, ластик, краски, кисточка, непроливайка, подкладной лист.

1.3. Эмоциональный настрой на урок.

- Ребята, а какое время года за окном? (Весна)

- А как вы думаете, какая особенность у весны? (Ярко светит солнышко)

- А что бы и у нас с вами в классе было светло и радостно мы с вами, для начала, улыбнёмся соседу справа, а теперь соседу слева! Замечательно.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

К1









2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

2.1. Подготовка к усвоению нового.

- На прошлом уроке мы  с вами путешествовали в страну теплых и холодных цветов. Давайте вспомним эту тему.

- Какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным?

- Как легче всего запомнить порядок расположения цветов?

- Молодцы.

- Какие краски мы называем основными, главными?

– Как быть с зеленым цветом? (Если нужен теплый зеленый цвет, добавим больше желтого, если холодный, то добавим больше синего.) (слайд)

- Какую картину в своем воображении мы нарисуем холодными цветами?

- Посмотрите на слайд, такую картину я бы нарисовала в своем воображении. (слайд).

- Какую картину в своем воображении мы нарисует теплыми цветами?

- Вот как я представляю. (слайд)

- Что получится, если в картине объединить теплые и холодные оттенки?

 (ответы детей)

- Ребята, если объединить в картине теплые и холодные оттенка, у нас получится контраст, если цвета расположены рядом, то они помогают друг другу звучать ярче, как бы громче, становятся сочнее, активнее, выразительнее. (Слайд 2) (темная ночь и пылающий костер) слайд

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Пр1, Л1, К1



3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Определение тематического поля урока.

- И сегодня мы с вами продолжим путешествие дальше.

- А что это будет за путешествие, попробуйте догадаться

- Ребята, посмотрите на слайд. Что перед вами? (Буквы) (Слайд 3)

- А что обозначают эти буквы? (Звонкие и глухие звуки)

- Что вы о них знаете? (Глухие звуки - это шумовые звуки, а звонкие с участием голоса).

- Для чего нужны буквы и звуки? (Для устной и письменной речи)

- Ребята, как вы думаете, с помощью чего говорит художник? (С помощью цвета)

- А как вы думаете, то о чём мы с вами говорим, как связано с изобразительным искусством? Предположите, подумайте.

(Наверное, цвета тоже бывают глухие и звонкие)

- Да, действительно. Вы правы.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Пр1, Л1, Л2, П1, К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Сообщение темы урока.

- Сформулируйте тему нашего урока (Звонкие и глухие цвета) (Слайд 4)

- Какие задачи вы перед собой поставите? (Узнать какие цвета являются звонкими, а какие глухими; выполнить изобразительную работу используя звонкие и глухие цвета)

Определяют тему урока.

Фронтальная

Р1, К1, П1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Путешествие в страну звуков и цвета.

- Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать весенние пейзажи.

- А ещё, ребята, вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета.

- Как вы думаете, какие это цвета? (Глухие и звонкие цвета – это оттенки одного и того же цвета, которые различаются по яркости и насыщенности. Например, ярко-желтый будет звонким по отношению к светло-лимонному оттенку). (слайд) Примеры глухих и звонких цветов

- Давайте послушаем стихотворение, которое я вам подготовила.

Погас последний солнца луч.

Устало голову склонило

Дневное жаркое светило

На мягкий холм из рыжих туч.

И веки сонные сомкнуло,

Накрылось тучею. Заснуло.

Померкли краски, потемнели,

Сквозь мрак мерцают еле-еле.

Зарницей розово-лиловой,

Раздвинув мрак, пробился снова

Последний луч. И утонул

В нагроможденье туч сливовых.

Уснуло солнце, день уснул.

И вечер в черную вуаль

Убрал сиреневую даль.

- Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше Глухих или звонких? (Глухих)

- Ребята, послушайте еще одно стихотворение. И тоже подумайте, каких цветов в этом стихотворении больше звонких или глухих?

Голубым огнем, зеленым

Загорелись сосен кроны,

Мир зарею обновленный,

Встрепенулся, ожил вдруг.

Алою зарей плененный,

Обновленный, удивленный,

Алый, голубой, зеленый,

Разноцветный мир вокруг.

(Т. Курбатова «Утро»)

- Догадались, каких больше? (звонких)

Выполняют задания учителя.

Фронтальная

Групповая

Пр2, Л1,

Л2, Р2, П1,

К1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

6.1. Анализ зрительного ряда.

- Посмотрите на репродукцию картины Н. Рериха. Небесный бой. (Слайд 5)

- Какие краски смешались в небе? (синие, темно-серые)

- Какие чувства вызывают у вас эти цвета? (страх, угнетение, беспокойство, тревогу)

- Мы можем все эти темные цвета назвать глухими? Какие глухие цвета использовал художник для написания этой картины?

- А теперь посмотрите репродукцию картины А. И. Куинджи «Ранняя весна». (Слайд 6)

- На ней изображена весна, которая только пришла к своим владениям. Начинается весна – пора света, воды, молодой зелени, свежести, солнечного тепла.

- Какие краски у такой весны? (нежные, чистые, бледные, веселые, грустные, голубые, бледно-зеленые)

- Посмотрите на репродукцию картины Ф. Васильева «Перед грозой». (Слайд 7) И скажите, как художнику удалось передать состояние природы?

- Ребята, для чего мы читали стихи и рассматривали репродукции? (чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет).

Выполняют творческий рисунок.

Индивидуальная

Пр1, Пр2, Пр3, Л2, П2, К1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Ребята, я предлагаю вам нарисовать собственную картину весенней земли.

- Возьмите лист бумаги, наметьте контур рисунка простым карандашом. Раскрасьте рисунок красками в звонких и глухих цветах.

7.2. Целевые обходы учителя.

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

3. Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения. (учащиеся завершают работу).

Показывают свои работы и анализируют их.

Фронтальная

Пр1, Пр2, Пр3, Л1, П3, К1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

8.1. Выставка и анализ работ.

- Ребята, посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю устроить выставку работ. Вы будете выходить к доске и показывать свои рисунки.

- Почему ты решил нарисовать именно такую картину?

- Какие цвета ты использовал для создания работы?

- Оцени свою работу.

8.2. Обобщение темы урока.

- Ребята, предлагаю подвести итоги урока.

- Какие цвета можно назвать звонкими? Какое настроение помогает передать?

- А какие цвета можно назвать глухими?

- Если ты будешь отражать впечатление от своего дня рождения, какими цветами ты будешь пользоваться?

- А если задача будет нарисовать позднюю осень, когда опадают, ветреный день.

- Что вы расскажите родителям о звонких цветах? О глухих?

Критерии оценки

  1. Соответствие изображение теме.
  2. Использование глухих (звонких) цветов.
  3. Композиционная целостность.
  4. Завершенность работы.

8.3. Самооценка.

- У вас на партах лежат карточки цвета. Кто считает, что справился с поставленной задачей на уроке отлично, поднимите карточку со звонким цветом. Если вы считаете, что не всё получилось и были небольшие ошибки, то поднимите глухую карточку.

- Ребята, не забудьте убрать после работы свое место.

- Спасибо за работу. До свидания.

Отвечают на итоговые вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная

Р2, П3, К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти" (2 класс).

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» цвета и учить использовать их в рисовании  подмалёвка весеннего пейзажа.Планируемые результаты: П...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти»

Цель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятиями «звонкий» и «глухой» цвет, обучения изображению пейзажа, организации и проведения ра...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятиями «звонкий» и «глухой» цвет, обучения и...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» ( УМК " Школа России, 2 класс)

Тема урока:«Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средство...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме «Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли.» (2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений различать тихие и звонкие цвета и создание условий для обучения смешиванию красок с целью получения глухих и звонких оттенк...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» 2 класс Неменский Б. М.

Цель урока: формирование умений для ознакомления с понятием «тихие» и «звонкие» цвета и учить использовать их в рисовании подмалёвка весеннего пейзажа.Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Тихие и звонкие цвета. Весенний пейзаж» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание усл...