Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Cамолюк Ирина Владимировна

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Ciborg\Desktop\Титульные листы (скан) 2Бкл\Изо.jpg

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273 (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от

18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 3 от

22.05.2019 №8);

- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального        бюджетного        общеобразовательного        учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.: Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н.

И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,        к учебнику «Изобразительное искусство. / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских -        М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к

использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от

18.05.2020 № 249)).

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство»:

•        развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•        освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•        овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•        воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре. Задачи:

- развивать у ребенка интерес к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания;

- постоянно        менять        художественные материалы,        овладеть их выразительными возможностями;

- изучать традиции художественной культуры;

- развивать художественно-образное мышление учащихся.

Наряду        с        этими        задачами        на        занятиях        решаются коррекционно-развивающие задачи:

использовать процесс обучения изобразительному искусству для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностных качеств с учетом психофизических особенностей и потенциальных возможностей каждого ученика.

▪ развивать навыки планирования и контроля своей деятельности, выполнения работы по заданной инструкции и использования изученных приемов работы. ▪ формировать умение анализировать результаты собственной и коллективной работы.

▪        развивать        навыки        работы        в        группе,        повышение        уровня социально-коммуникативной             компетентности,             коммуникативной толерантности.

Задачи направлены на коррекцию и развитие:

-        основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

-        наглядно-действенного, наглядно-образного        и        словесно логического мышления;

-        зрительного восприятия и узнавания; -        моторики пальцев;

-        пространственных представлений и ориентации; -        речи и обогащение словаря;

-        коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное

искусство» являются следующие умения:

-        понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-        сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-        сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;        

Познавательные УУД:

-        строить сообщения в устной и письменной форме;

-        ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;        

Коммуникативные УУД:

-        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-        формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные        результаты        характеризуют        опыт        учащихся        в художественно творческой        деятельности,        который        приобретается      и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность        использовать        в        художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность        передавать в        художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения

изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение        приводить        примеры        произведений        искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

           Предметные результаты освоения основных

содержательных линий программы  

 Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится:

▪ различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное        искусство) и        участвовать        в художественно творческой деятельности,        используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; ▪ различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

▪ эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные        состояния        и        своё        отношение        к        ним        средствами художественного образного языка; ·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

▪ приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

▪ воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

▪ видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

▪        высказывать        аргументированное        суждение        о        художественных произведениях,     изображающих        природу        и        человека        в        различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

▪ создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

▪ использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные        материалы для        воплощения        собственного художественно творческого замысла;

▪ различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

▪        создавать        средствами        живописи,        графики,        скульптуры, декоративно-прикладного        искусства        образ     человека:     передавать        на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

▪ наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

▪ использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой        деятельности,        специфику        стилистики

произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

▪ пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры,        декоративно-прикладного        искусства,        художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; ▪ моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа        и     построек        средствами        изобразительного        искусства        и компьютерной графики;

▪ выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

▪ осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

▪        выбирать художественные материалы, средства        художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

▪ видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

▪ понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

▪ изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение; ·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы

2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс

N п\п

Наименование разделов,

кол-во часов

Виды деятельности

  1.

Чем и как работают

художники

           (8 ч)

Наблюдать:

цветовые сочетания в природе;

за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Смешивать:

краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска»;

цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть).

Овладевать:

первичными живописными навыками;

первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе — дальше);

приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление); техникой и способами аппликации;

приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению;

осенний лес, используя выразительные возможности материалов. Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.

Развивать:

навыки работы гуашью;

навыки работы пастелью, мелками, акварелью; навыки работы с целым куском пластилина;

навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Создавать:

живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий; коврик на тему осенней земли, опавших листьев; объемное изображение животного с передачей характера; образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Расширять знания о художественных материалах. Понимать:

красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна.

выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

   2.

Реальность фантазия 7часов

Рассматривать, изучать и анализировать строение  реальных животных.

Рассматривать:

слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.); природные конструкции, анализировать их формы, пропорции.

Изображать:

животных, выделяя пропорции частей тела;

сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений.

Развивать:

навыки работы гуашью;

навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Передавать в изображении характер выбранного животного.

Закреплять навыки работы от общего к частному. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.

Придумывать выразительные фантастические образы животных.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать:

с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.);

украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т. д.), используя узоры;

макеты фантастических зданий, фантастического города. Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде.

Осваивать:

приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента;

навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание);

приемы работы с бумагой.

Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.

Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. Выравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками

Придумывать разнообразные конструкции. Участвовать в создании коллективной работы. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триединство).

Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

3.

О чём говорит

искусство  11 часов

Наблюдать природу в различных состояниях. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением.

Развивать:

колористические навыки работы гуашью; навыки работы гуашью;

навыки создания образов из целого куска пластилина. Давать устную зарисовку-характеристику зверей.

Входить в образ изображаемого животного. Создавать:

противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха, Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства;

живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи);

в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером;

декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать:

возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов;

украшения, имеющие разный характер. Понимать роль украшения в жизни человека.

Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Выравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Украшать:

кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т. д.;

паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов.

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.

Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека.

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.

Приобретать:

навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек;

опыт творческой работы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

4.

Как говорит

искусство  8 часов

Расширять:

знания о средствах художественной выразительности. Уметь:

видеть линии в окружающей действительности; составлять теплые и холодные цвета;

видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета; составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета;

наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе;

видеть линии в окружающей действительности; передавать расположение (ритм) летящих птиц на

плоскости листа. Понимать:

эмоциональную выразительность теплых и холодных цветов;

что такое пропорции;

роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа;

что такое ритм.

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).

Развивать:

колористические навыки работы гуашью; навыки работы пастелью, восковыми мелками;

навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

Изображать:

простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.); борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю;

ветки деревьев с определенным характером и настроением.

Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета — глухого и звонкого.

Создавать:

колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы;

выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций;

коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц».

Закреплять умения работать кистью.

Получать представление об эмоциональной выразительности линии.

Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли).

Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев.

Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ.

Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

                                                                          III Поурочно-тематическое планирование

№ п/п        Тема урока        Кол-        Тип/форма урока во

часо в


Планируемые результаты

Освоение предметных знаний        УУД


Виды и        Примечание формы

контроля

ИСКУССТВО И ТЫ (34 ЧАСА) Чем и как работают художники (8 ч)

1        Три основных цвета-желтый, красный, синий.

2        Белая и черная краски


1        Урок открытия нового знания Комбинированны й.

1        Урок открытия нового знания Комбинированны й


Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные явления по памяти и впечатлению.

Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для


П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать

по памяти и впечатлению.


текущий

Практическая работа


изображение цветов или дворца холодного ветра, или дворца тёплой осени (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа)

изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана,

3        Пастель. Восковые мелки. Акварель. Их выразительные возможности

4        Что такое аппликация? Выразительные возможности

аппликации


1        Урок-сказка. Комбинирован-ный .

1        Урок развивающего контроля. - урок-

проект.


получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий

Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе— дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать

особенности изображения на


Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем

ориентиры действия.


Практическая работа

Практическая

работа


дождь, туман и т. д.) (без предварительного рисунка)

изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями

(работа в группе —

5        Что может линия?        1 Выразительные

возможности графических материалов

6        Что может пластилин?        1 Выразительность

материалов для работы

в объёме


Комбинирован-ный .

Урок общеметодологич еской направленности -урок-

удивление. Комбинированны й.

Урок-сказка. Комбинированны

й.


плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев

Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать

объёмное изображение


П: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью. Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью.


Практическая работа

Практическая

работа


1—3 панно; работа по памяти и впечатлению)

изображение зимнего леса (по впечатлению и памяти)

изображение животных родного края (по впечатлению и

памяти)

7        Бумага, ножницы, клей. Выразительные возможности бумаги

8        Неожиданные материалы (обобщение темы)


1

Комбинированны й

1        Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка. Комбинирован-

ный .


животного с передачей характера.

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, умением перевести плоский лист в различные объёмные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих

одноклассников.


Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: формулировать собственное мнение и позицию. Задавать вопросы.

Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью.


текущий

Практическая работа


сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно, работа по воображению)

изображение ночного праздничного города

Реальность и фантазия (7 ч)

9        Изображение и реальность


1         Урок открытия нового знания -урок-игра.


Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных.


Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем


Практическая работа


изображение любимого животного

10        Изображение и        1 фантазия

11        Украшение и реальность        1


Комбинирован-ный

Урок-сказка. Комбинирован-ный.

Урок открытия нового знания. Комбинирован-


Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному.

Изображать сказочные существа путём соединения элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью.

Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных


ориентиры действия. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью. П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать

выделенные учителем


Практическая работ

текущий


изображение фантастического животного путём соединения элементов разных животных, птиц и даже растений

изображение паутинок с росой, веточками деревьев

12        Украшение и фантазия

13        Постройка и реальность


ный

1        Урок открытия нового знания Комбинирован-ный.

1        Урок открытия нового знания Комбинирован-


украшений в природе (паутинки, снежинки и т. д.).

Знание понятия «орнамент»; приёма выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства; известных центров народных художественных промыслов. Умение выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование


ориентиры действия. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью. П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: участвовать в практической работе,

анализировать, изображать


Практическая работа

Практическая работа


или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти)

изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги

конструирование из бумаги подводного мира

14        Постройка и фантазия

15        Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки


ный

1        Комбинированны й. Урок-

фантазия.

1                Урок систематизации

знаний


форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям.

Знание основных приёмов работы с бумагой. Умение выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе.

Знание правил выполнения коллективной работы. Умение различать основные и


по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью. Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать

выделенные учителем


Практическая работа

Практическая работа


(индивидуально-коллективная работа)

создание фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению)

конструирование (моделирование) и украшение ёлочных

всегда работают вместе (обобщение темы)


Комбинирован-ный.


составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные

материалы.


ориентиры действия. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью.


игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание

коллективного панно

О чём говорит искусство (11 ч)

16        Изображение природы в различных состояниях

17        Изображение характера животных


1        Урок открытия нового знания Комбинирован-ный.

1        Урок открытия нового знания


Знание понятия «художник-маринист». Умение изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замы-

сел; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.

Знание понятия «художник-анималист»; творчества


П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: участвовать в

практической работе,


Практическая работа

Практическая работа


изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.)

изображение животных весёлых,

18        Изображение характера человека: женский образ

19        Изображение характера человека: мужской


Комбинирован-ный

1        Урок открытия нового знания Комбинирован-ный

1        Комбинирован-ный.


художников В. Серова, И. Ефимова, Т. Мавриной, М. Кукунова, В. Ватагина. Умение рисовать силуэты

животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать гуашевые краски.

Знание понятия «внутренняя красота». Умение изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел.

Знание основных жанров и видов произведений


анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью. Р: организовывать своё

рабочее место. Учитывать


Практическая работа

Практическая работ


стремительных, угрожающих

изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие — злых

изображение доброго и злого героев из

образ

20        Образ человека в скульптуре

21        Человек и его украшения


Урок развивающего контроля - урок-проект.

1        Урок открытия нового знания Комбинирован-ный

1        Урок рефлексии Комбинирован-

ный.


изобразительного искусства. Умение передавать образ человека и его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках пространственные отношения.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объёме сказочные образы с ярко выраженным характером. Знание правил выражения характера человека через украшение. Умение сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика,

живопись, декоративно-прикладное искусство);

узнавать отдельные


выделенные учителем ориентиры действия. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение по заданным критериям. К: ставить вопросы,

обращаться за помощью. Р: организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. К: формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания.

Р: организовывать свое рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: применять правила и пользоваться инструкциями; выбирать наиболее эффективные

способы решения задач.


текущий

Практическая работа


знакомых сказок

создание в объёме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь, Баба-яга и т. д.).

украшение вырезанных из бумаги кокошников, воротников, богатырских

доспехов

22        О чём говорят украшения

Образ здания

23

24-25-        В изображении,

26        украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщение темы). Проект «О чём говорит

искусство»


1        Комбинирован-ный. Урок открытия нового знания -урок-игра.

1        Урок систематизации знаний. Комбинирован-ный

3        Урок систематизации знаний. Комбинирован-

ный


произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.

Знание правил составления орнаментов; тёплые и холодные цвета. Умение определять форму, размер, последовательность выполнения работы; соблюдать правила составления коллективной работы, оценивать результат.

Знание понятия «украшение». Умение передавать настроение в творческой

работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел. Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности;

работать в группе, использовать художественные материалы, использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Знание основных жанров и


К: формулировать собственное мнение, строить понятные для партнёра высказывания. Р: выполнять действия с учетом заданных алгоритмов

П: анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия.

К: сотрудничать с товарищами в ходе работы.

Р: выполнять действия с учетом заданных алгоритмов

П: анализировать образцы, определять материалы, проектировать изделия.

К: сотрудничать с товарищами в ходе работы.

Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить

сравнение по заданным


текущий

Практическая работа

Проект


украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации создание образов сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т. д.)

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах

и техниках

видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественные музеев России; художников. Умение высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного

искусства.


критериям

К: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении.

Как говорит искусство (8 ч)

27        Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета?

28        Тихие и звонкие цвета


1        Урок открытия нового знания. Комбинирован-ный

1        Урок открытия нового знания. Комбинирован-


Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.

Знание средств художественной выразительности, понятия «цвет»; тёплые и холодные,


П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: участвовать в практической работе,

анализировать, изображать


Практическая работа

Практическая работа


изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются)

изображение весенней земли (по памяти и

29        Что такое ритм линий?

30        Характер линий


ный

1        Урок открытия нового знания Комбинирован-ный

1        Урок открытия нового знания


звонкие и глухие цвета. Умение высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски.

Знание понятий: «пейзаж», «ритм»; творчества художников-пейзажистов. Умение самостоятельно компоновать

сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на заданную тему.

Умение различать основные и составные цвета; сравнивать


по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям

К: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Р: организовывать своё

рабочее место. Учитывать


текущий

Практическая работа


впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «тёплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства цветовой гаммы

изображение весенних ручьёв

изображение нежных или могучих веток,

31        Ритм пятен

32        Пропорции выражают


Комбинирован-ный

1        Урок развивающего контроля. Комбинирован-ный

1        Урок открытия


различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы.

Знание понятий: «ритм и движения пятна», «аппликация»; техники выполнения аппликации. Умение делать выводы на основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять; составлять последовательность и

придерживаться ритма.

Знание понятия «пропорция»;


выделенные учителем ориентиры действия. П: осуществлять поиск

необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям

К: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

П: участвовать в практической работе, анализировать, изображать по памяти и впечатлению. Р: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К: уметь слушать и вступать

в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно взаимодействовать

и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р: организовывать своё


Практическая работа

Практическая


передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти)

ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная)

конструирование или

характер

33        Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности

34        Обобщающий урок

года


нового знания Комбинирован-ный

1        Урок открытия нового знания Комбинирован-ный

1        Урок систематизации знаний. Комбинирован-

ный


приёмов обработки пластичных материалов. Умение выбирать материл для работы; выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию).

Знание средств выразительности. Умение применять средства выразительности;

работать в группе, использовать художественные материалы, использовать средства выразительности для изображения характера работы.

Знание основных жанров и видов произведений изобразительного искусства; ведущих художественные музеев России; художников. Умение высказывать простейшие суждения о

картинах и предметах


рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям

К: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; проводить сравнение по заданным критериям

К: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Р: организовывать своё рабочее место. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

П: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной

литературы; проводить


работа

Проект

текущий


лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост — маленькая головка — большой клюв)

создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц»

Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событие школьной жизни. Игра-беседа, в которой

вспоминают все

декоративно-прикладного искусства.


сравнение по заданным        основные темы года. критериям

К: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...