Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме "Русский народный праздничный костюм"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.
- Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по  созданию  эскизов графическими материалами.

Планируемый результат:

Личностный: имеет представление о русском народном костюме;

Предметный: композиционно правильно изображает объекты на листе бумаги;

правильно передает в рисунке цветовую гамму, используя прием смешения цветов; правильно передает в рисунке форму и размер объектов;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства
4 класс

Тема: «Русский народный праздничный костюм»

Учитель: Толстенкова С.В

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями русского народного костюма.

Задачи урока:

1.Воспитательные:
-
Воспитание уважения к русской культуре, формирование интереса к народному искусству.

2.Развивающие:
- Закрепление знаний об условно-символическом языке народного искусства: знаки и символы, как мифопоэтическое представление человека о мире.
- Развитие творческого мышления у  детей.

3. Обучающие:
Формирование знаний и представления об основных элементах русского костюма, его художественной ценности.
- Обучение изобразительной грамоте, формирование навыков по  созданию  эскизов графическими материалами.

Планируемый результат:

Личностный: имеет представление о русском народном костюме;

Предметный: композиционно правильно изображает объекты на листе бумаги;

правильно передает в рисунке цветовую гамму, используя прием смешения цветов; правильно передает в рисунке форму и размер объектов;

Метапредметный:

Регулятивные УУД: умеет организовывать свое рабочее место; формулирует тему и цели урока с помощью учителя; придерживается плана собственной деятельности; осуществляет контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения; оценивает качество и уровень своей деятельности;

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; проводит анализ картин художников с целью выделения объектов;

Коммуникативные УУД: умеет вести диалог;

Тип урока: комбинированный - урок изучения нового материала с элементами проблемного урока и урок формирования умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум.

Форма организации деятельности: групповая

Иллюстративный ряд:

1. Картинки с изображением людей в национальных костюмах.
2. Таблицы женских и мужских национальных костюмов.
3. Таблицы с изображением людей в разных положениях(сидя, с наклоном, с поворотом, стоя в анфас, стоя в профиль, с поднятыми руками, с предметами в руках).
4. Работы детей.
5. Репродукции картин Б.Кустодиева «Праздники в деревне», М.В. Венецианова «На пашне. Весна», М.В. Васнецова «Аленушка».
6. Кроссворд «Интерьер русской избы».

Музыкальный ряд:  Записи русских народных песен.

Материалы и оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор,  карточки с изображением людей в национальных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах.

Гуашь, кисти, тряпочки, баночка с водой, простой карандаш, ножницы, клей.

План урока:

1.

Организационный момент.

 

1 мин.

2.

Повторение ранее изученного материала.
Сообщение темы и задач урока.

 

7 мин.

3.

Сообщение нового материала.

 

9 мин.

4.

Объяснение способов работы.

 

2 мин.

 

Физкультминутка.

 

1 мин.

5.

Практическая творческая деятельность учащихся.

 

23 мин.

6.

Анализ работ. Подведение итогов урока.

 

2 мин

 

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, дорогие друзья!

Сейчас подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Очень хочется, чтобы во время нашего урока у вас было хорошее настроение. Потому что именно оно поможет вам в работе.

II. Повторение ранее изученного материала. Сообщение темы и задач урока

Ребята, на прошлом уроке мы с вами закончили работать над интерьером русской избы. Надеюсь, вы хорошо усвоили материал прошлых уроков. Так ли это, мы сейчас проверим. Предлагаю вашему вниманию кроссворд, который вы должны разгадать:

1. Неизменная спутница женщин-крестьянок. С помощью нее получали нитки (ПРЯЛКА)

2. Под крышей - ножки, На крыше – ложки,
    
А рядом с ними  с похлебкой плошки. (СТОЛ)

3. Святой угол в переднем углу избы, являющийся духовным центром, самым почетным местом. (КРАСНЫЙ)

4. С его помощью из печи доставали горшки. (УХВАТ)

5. В ней качали новорожденного (ЛЮЛЬКА)

6. На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей (СКАМЬЯ)

 

п

р

я

л

к

а

 

 

 

 

 

 

с

т

о

л

 

 

 

 

 

к

р

а

с

н

ы

й

 

 

у

х

в

а

т

 

 

 

 

 

 

 

 

л

ю

л

ь

к

а

 

 

с

к

а

м

ь

я

 

 

 

III. Сообщение нового материала

Вы правильно отвечали на вопросы и получили ключевое слово урока – КОСТЮМ.

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным. Послушайте, пожалуйста, сообщения учащихся.

А давайте, немного поиграем. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения)
Что мы видим вокруг? Что мы услышим?
А как мы одеты? Во что мы одеты?

1 ученик

Слайд 2.

Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Обратите внимание на репродукцию картины Б.Кустодиева «Праздники в деревне». Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Слайд 3-4.

Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна. А простой люд – холщевые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.

Учитель

Слайд 5.

Особенности русского женского костюма заключались в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. Но назначение было общим украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

2 ученик

Современные исследователи различают два основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой.

Слайд 6-7.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южнорусского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину.

Понева – полотнище, заменяющее юбку, – обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины. Поневу обшивали лентами и тесьмой.

Незамужние девушки носили только рубаху с передником. Передник иногда сплошь был украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей, водой.

3 ученик

Слайд 8-9.

Сарафан стал использоваться в качестве женской одежды только в XVI веке. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. На сарафан надевали короткую епанечку, а в холода – душегрею. Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю душу, тонкое чувствование красоты природы, женщина-мастерица творила истинное произведение искусства.

4 ученик

Слайд 10-13.

Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы замужней женщины связывались с магией и колдовской силой, поэтому ей нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (показ). Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты шириной 0,5-2,5см. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами и накосником из бисера.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

IV. Объяснение способов работы

Ребята, вот вы узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах. Работать мы сегодня будем по группам. Каждая группа будет выполнять задание разной сложности. Ребята первой группы, имена которых я сейчас назову, будут работать самостоятельно, то есть, применяя все полученные на уроке знания, попытаются изобразить фигуру человека в национальном костюме. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию. Если задание понятно, приступайте к работе.

Ребята второй группы будут работать по образцу, то есть, каждому я раздам карточку, и вы сможете с нее срисовать. Только цвет и элементы украшений вы должны будете подобрать сами. Кто чувствует в себе силы справиться с этим заданием?

А учащиеся третьей группы, которые не очень уверены в своих силах, смогут рисовать по шаблону, то есть обвести фигуру человека, дорисовать внутри карандашом и выполнить рисунок в цвете. Но и они должны будут проявить творческую самостоятельность при выборе цвета и элементов орнамента.

Физкультминутка

Встаньте около своих столов, расправьте плечи. Поверните голову направо, посмотрите на одноклассников, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на своих товарищей слева, улыбнитесь им. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и тем самым подготавливая их к работе.

V. Практическая творческая деятельность учащихся

Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

VI. Анализ работ, подведение итогов урока

Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Удачно ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию. Посмотрите, пожалуйста на фигуру мужчины (женщины), изготовленную …(имя ). Хотя работал он по шаблону, но какой красивый орнамент он придумал на одежде, как аккуратно его нарисовал! А как удачно подобрал цвет … (имя). Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

Молодцы, ребята! Спасибо за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"

Урок изобразительного искусства "Лепка Деда Мороза и Снегурочки в костюмах"...

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс УМК "Школа России" "Искусство оригами"

Данная презентация помогает раскрыть основные виды искусства оригами, знакомит с историей возникновения этого вида искусства....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».

Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Красота человека (изображение русской народной красавицы)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: дать представление о красоте человека через изображение русской женщины в русском народном костюме.Задачи урокаДидактические:дать представление об особенностях национального образа женской...