Доклад-презентация «Патриотическое воспитание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Елена Ивановна Власова

«Патриотическое воспитание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.

Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.

И не только они. Таким будет и, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».                    

 

                                                         Б.Н. Неменский.

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»

«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.

Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.

И не только они. Таким будет и, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».                    

                                                         Б.Н. Неменский.

  Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной.

  Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к Родине, постоянной готовности к ее защите.

  Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

  Цель патриотического воспитания: Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.

  В программе изобразительного искусства предусмотрены задания по обеспечению воспитания патриотизма, толерантности, привития общечеловеческих ценностей.

   В младшем школьном возрасте патриотическое воспитание может осуществляться эффективно, дети в этом возрасте легко внушаемы, отличаются эмоциональной отзывчивостью и искренностью чувств.       Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления в этом возрасте запоминаются детьми на долгое время. В младшем школьном возрасте развивается способность наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причинно-следственную связь, сравнивать и оценивать поведение, уметь обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему.

  Эти способности у младших школьников будут являться психологической основой для патриотического воспитания. Уроки изобразительного искусства обладают большим потенциалом в воспитании патриотизма у младших школьников. Уроки изобразительного искусства способствуют развитию у младших школьников не только умений лепки, рисования, создания аппликаций, но и ориентированы на восприятие образов окружающей действительности.

  С точки зрения Б.М. Неменского, автора программы «Изобразительное искусство», задача уроков изобразительного искусства в начальной школе состоит в создании образной культуры обучающихся, как необходимой части патриотического воспитания.

  Патриотическое воспитание относится к воспитанию духовно-нравственных ценностей, и эти ценности считаются высшими ценностями человеческой культуры, которые обретают свое выражение в произведениях искусства. Выразительные средства изобразительного искусства способствуют развитию умения мыслить, исследовать жизнь, создавать предположения, что-то показывать, придумывать, проникать в замысел автора, в мир его эмоций, идей.

  Необходимым условием патриотического воспитания младшего школьника, формирования у него способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, является наблюдение и переживание окружающей реальности, осознание своих собственных переживаний, своего внутреннего мира.

  Для этого необходимо показывать детям величие и красоту России, воспитывать в детях любовь к родному краю, городу. Помимо демонстрации картин можно показать памятники архитектуры и природные достопримечательности родного края в процессе проведения выездных экскурсий или демонстрации презентации, видеофильма о родном крае.       Приобщение к изобразительному искусству родного края является обязательным условием воспитания чувства патриотизма у младших школьников.

  Задача воспитания гражданственности и патриотизма на занятиях по изобразительному искусству имеет сквозной характер, присутствует не только в отдельных темах, но ив своей структуре освоения материала, построенного по принципу « От родного порога – в мир общечеловеческой культуры»

  Темы Родины, родной природы, родного дома, родного города, истории своего народа обязательно приведут детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. Большое количество занятий направлены на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как: «Выражение характера человека через украшения, «Памятники архитектуры - наследие предков», «Пейзаж родной земли», «Парки, скверы, бульвары» , «Народные праздники», «Города русской земли» и др. Специфика изобразительного искусства позволяет проводить занятия по  темам с использованием различных технологий. 

  Прививая детям, любовь к природе показывая величие и красоту  обращаюсь к репродукциям картин художников  И.И. Шишкина, И.И. Левитана и др., создавшим незабываемые образы родных полей и лугов, рек и лесов, гор и озер.

  В целях повышения познавательной активности, обучающие занимаются и проектной деятельностью. («Деревня – деревянный мир» Дети изучают историю родного края, архитектуру)  Создают коллективные работы. («Народные праздники», «Древний город»)        

  Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей земли.

  К истокам возникновения нашего Отечества относя выполняют  такие творческие задания как, «Образы русских богатырей», «Древние города нашей земли», где использую  иллюстрации русского художника  Васнецова.                        

  Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.        

  Работа по патриотическому воспитанию ведется не только на уроках, но и   на занятиях внеурочной деятельности  « Смотрю на мир глазами художника»
Обучающиеся  активно принимают участие в выставках и конкурсах рисунков на темы:

  • О родном и близком человеке. (Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.)
  • Спросите у ребенка «С чего начинается Родина?», он гордо ответит: «С пейзажа». Нет ни одного народа в мире, который так тепло и поэтично любил бы свою природу, свою родину, свой край, как русский человек.
  • Тема патриотизма и гордости за Отечество это тема освоения космического пространства,  Творческие работы, посвященные Дню космонавтики, открывают перед детьми  огромный мир Вселенной и достижения русских людей в ее освоении.                                        
  • Ребята создают сюжеты на такие серьезные и трудные военные темы, как День Победы, День защитника Отечества.

Участвуют в акциях:

  • «Свеча памяти»
  • «Фронтовая открытка»» для участников СВО
  • «Талисман добра!» для участников СВО

  Жизнь покажет, какими хозяевами страны будут наши нынешние школьники. Но думаю, если дети с удовольствием выполняют творческие работы, любуются красотой, гордятся своей страной, берегут природу, значит можно быть спокойным за будущее России.

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29 Р.П. ЧУНСКИЙ « Патриотическое воспитание на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности » Учитель : Власова Елена Ивановна

Слайд 2

« Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим ». Б.Н. Неменский .

Слайд 3

Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России. Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого . .

Слайд 4

Цель патриотического воспитания: Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.

Слайд 5

«КАКАЯ ОНА МОЯ МАМА »

Слайд 6

« МОЙ КРАЙ»

Слайд 7

Районный конкурс патриотического рисунка «Россия глазами детей»

Слайд 8

«КОСМОС ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Слайд 9

«СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ»

Слайд 10

Областной конкурс художественного творчества «Наш герой»

Слайд 11

«100 лет ВВС»

Слайд 12

«МЫ РОЖДЕНЫ НЕ ДЛЯ ВОЙНЫ»

Слайд 13

Всероссийская акция «Фронтовая открытка»» для участников СВО

Слайд 14

Всероссийская акция «Талисман добра!» для участников СВО

Слайд 15

Жизнь покажет, какими хозяевами страны будут наши нынешние школьники. Но думаю, если дети с удовольствием выполняют творческие работы, любуются красотой, гордятся своей страной, берегут природу, значит можно быть спокойным за будущее России. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

      Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития св...

Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности...

«Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Презентация на выступление на городском МО учителей начальных классов Когалыма в 2022-2023 учебном году....

Доклад по теме: «Патриотическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Материал об организации патриотического воспитания в начальной школе...