Конспект урока изобразительного искусства 3 класс Натюрморт
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Таршилова Наталья Владимировна

В данном конспекте представлен материал  к уроку изучения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_3_klass.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства на тему «Картина-натюрморт» (3 класс, УМК «Школа России»)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: Создание условий для систематизации знаний учащихся жанре изобразительного искусства (натюрморт); формирование графических навыков в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений; формировать способность к художественному познанию мира; формировать умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

Предметные: формировать графические навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры; воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах; изображать натюрморт с натурной постановки.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать понимание роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека.

Оборудование: учебник, презентация, акварельные краски, простой карандаш, кисти, натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа или цветной/однотонной драпировки); таблица «Последовательность ведения живописной работы (натюрморт)”.


Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

Проверяет готовность учащихся к уроку.

- Девиз на наш урок: “Смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе”.

- Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде? У кого какие еще мнения?

- Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.

Готовятся к уроку

Настраиваются на урок

Самоопределение деятельности

– Мы с вами на прошлых уроках говорили о таких

жанрах изобразительного искусства, как пейзаж
и портрет. Чтобы узнать о каком жанре пойдет речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

Если видишь на картине чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды, и стеклянной, и простой,

Может, чашка или блюдце с золоченою каймой.

А еще и так бывает: нарисована там дичь.

В завершение положим спелых персиков и слив.

А еще в картине может нарисованным быть торт.

И поэтому картина назовется …(как?) натюрморт

-Тема нашего урока: “Картина-натюрморт”.

-Какие задачи поставим на урок? Чему будем учиться?

Задачи урока зафиксированы на доске в виде плана:

  1. Познакомиться с жанром “Натюрморт”.
  2. Рассмотреть репродукции картин художников в жанре “Натюрморт”
  3. Изобразить натюрморт с натурной постановки.

Слушают учителя

Слушают загадку

-Натюрморт

Предполагают задачи урока

Открытие новых знаний

-Что же такое натюрморт?

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов: домашняя утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битая дичь и другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт

в XVII веке как самостоятельный жанр. Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Натюрморт выполняет различные функции, например:

декоративный натюрморт – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм,

несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;

символический натюрморт – изображаются свечи, череп, песочные часы и другие предметы-символы.

– Давайте рассмотрим натюрморты известных художников. Одним из самых любимых мною художников является В. Ф. Стожаров. Посмотрите на его натюрморты – это ярмарка цвета, веселый праздник народного духа. Предметы старого крестьянского быта, изделия народных умельцев: прялки, братины, туеса, вальки, расшитые льняные полотенца, поставленные и положенные на деревянные крестьянские столы под золотистыми бревнами русских изб – все создает неповторимый дух того времени.

– А что вы можете сказать о картине Владимира Стожарова «Натюрморт. Лен»? Какое настроение возникает у вас от просмотра этой картины? Какими художественно-выразительными средствами добивается художник такого эффекта?

– Рассмотрите другие работы известных мастеров живописи, составьте описание картин.

-Я предлагаю вам внимательно рассмотреть две картины и определить, где изображён пейзаж, а где натюрморт.

- В чём их различие?

- Как определить, где изображена живая природа, а где «мёртвая»?

- Почему вы решили, что именно на этой картине изображён натюрморт?

- Почему пейзаж не может быть натюрмортом?

- Назовите предметы неживой природы, используемые в натюрморте.

- Для чего же нужен натюрморт? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно.)

-Мы рассмотрели несколько натюрмортов

и выяснили, что от их просмотра у нас остается разное настроение. Одни натюрморты ярки, праздничны, другие навевают грусть, третьи внушают нам спокойствие. Как же художникам удается передавать настроение на полотне?

– Настроение в натюрморте, как и в других жанрах, создается цветом. Какие цвета вы назовете праздничными? Какие грустными?

Влияет ли на наше восприятие картины расположение предметов на полотне?

Предполагают

Слушают учителя

Работают

с учебником

Рассматривают иллюстрации в учебнике, слады презентации

Рассматривают произведения живописи

Анализируют произведения живописи

Составляют описания по репродукциям картин художников

Отвечают на вопросы учителя

Выражают си мнения

Слушаю учителя

Предполагают

Отвечают на вопросы учителя

Творческая практическая деятельность

– Сегодня мы будем рисовать праздничный натюрморт. Рассмотрите постановку, которую мы будем рисовать сегодня.

– Какие предметы входят в натюрморт?

– Какой предмет стоит ближе к вам, а какой – дальше?

– Какой предмет самый высокий в натюрморте?

– С какой стороны освещен натюрморт?

– Какой предмет самый светлый?

– Есть ли блик на освещенных предметах? Что темнее – собственная или падающая тень предметов?

– Какие геометрические тела лежат в основе формы предметов?

– Как мы будем располагать предметы на листе бумаги?

Демонстрирует последовательность выполнения линейного построения рисунка.

– Необходимо найти соотношение между предметами и форматом листа. Ограничив поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линиями наметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены. Затем уточняем место каждого предмета относительно друг друга, определяем их пропорциональные отношения. Выявляем конструктивную основу формы. Далее проводим детальную прорисовку предметов натюрморта. Форма кувшина симметрична, поэтому его изображение начинается с проведения осевой вертикальной линии, на которой отмечаем высоту предмета и место соединения горлышка и тулова, ширину горлышка, тулова и дна кувшина. После проверки основных размеров предметов можно более точно прорисовать кувшин. Когда рисунок построен, намечается граница света и тени. При передаче светотени натюрморта необходимо учитывать и освещение, цветовое окружение предметов, расстояние между ближними и дальними предметами. При работе с акварелью для передачи объемов предметов необходимо внимательно следить за изменением окраски их боковой поверхности на свету и в тени, учитывая цветовую среду, в которой находится данная постановка, поэтому нельзя передавать цвет одной краской.

Показ методической таблицы выполнения натюрморта в цвете.

(Во время работы учитель помогает составить последовательность работы над рисунком, контролирует, приемы работы, наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания.)

Слушают учителя

Анализируют натурную постановку натюрморта

Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы
работы

Рисуют натюрморт с опорой на слайды презентации, педагогический рисунок и динамическую таблицу этапов рисования портрета

Анализ детских работ. Рефлексия

Учитель организует выставку детских работ и обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.).

- Оцените работу своего соседа по парте, прокомментируйте ее.

- Какие работы получились самыми аккуратными?

- Молодцы! С каким жанром в искусстве мы познакомились? Что нового вы узнали на уроке?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Почему?

– Все ли вам удалось выполнить в творческом задании?

- Что не удалось? Почему?

- На этом наш урок окончен. Д/з доделать работы.

Объясняет задание.

Учебник (с. 126–129).

– Составьте композицию для натюрморта (постановки) из реальных предметов (посуда, ткани-драпировки, цветы, фрукты, овощи, декоративные предметы), сфотографируйте натюрморт.

Выставляют свои работы

Дают положительную оценку работам друг друга

Отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Урок изобразительного искусства.«Композиция. Натюрморт «Дары осени» (УМК «Перспективная начальная школа») 3 класс

Презентация. Урок изобразительного искусства. "Композиция. Натюрморт "Дары осени" УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс....

Конспект урока изобразительного искусства "Картина- натюрморт " 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока изобразительного искусства(3 класс)Тема: Картина-натюрморт...

Конспект урока изобразительного искусства "Картина - натюрморт. Изображение натюрморта"( 3 класс)

Тема урока: Картина - натюрморт. Изображение натюрморта.Цели урока: создать условия воспитанникам для развития творческих способностей в практической деятельности.Планируемые результаты:Предметн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условия для формирования знаний о характере, настроении образа и для завершения работы над картиной- натюрмортом.Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования представлений о картине – натюрморте, и умения выполнять подмалёвок натюрморта.Задачи урокаДидактические:Расширить ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования представлений о картине – натюрморте, и умения выполнять подмалёвок натюрморта.Задачи урокаДидактические:Расширить ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-натюрморт. Изображение натюрморта" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: создание условия для формирования знаний о характере, настроение образа и для завершения работы над картиной- натюрмортом.Задачи урокаДидактические:Расшири...